Программа воспитательной работы Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма. Н.Г.Чернышевский Аналитическая записка: Одной из серьезнейших проблем всегда была и особенно сейчас обострилась неприкаянность и ненужность современной молодежи. Принимаемые стандарты образования нацелены на получение учащимися суммы теоретических знаний. Практическая ценность этих знаний в социальном плане не поддерживается в связи с тем, что ни общество, ни производство, ни сам ученик, как правило, не нуждаются в том, что в него с таким трудом в течение многих лет насильственно вводили. Вследствие агрессивного воздействия внешней среды (низкопробных СМИ, рекламы, экономического, диалогического цинизма) молодежь воспринимает и следует наихудшим образцам поведения и образа жизни. Молодежь воспитана в информационном безразличии: нежелание читать газеты, слушать новостные передачи. Характерными чертами молодежи становятся эмоциональная неразвитость, отсутствие душевной толерантности. Обостряется конфликт между родителями и детьми, в том числе и вследствие слабой психолого-педагогической подготовки родителей. Произошла смена кумиров, когда молодежи предлагаются в качестве образцов не вечные истины доблести, а криминальная, силовая героика. Общество часто навязывает молодежи агрессивные формы досуга, создает условия и не противодействует алкоголизации, наркомании, курению молодежи. Коммерция внешкольной деятельности делает её недоступной для многих людей в городе. Эти проблемы обостряются в тысячи раз перед сельской молодежью, так как она находятся в замкнутом круге. Большинство родителей в с. Огур не имеют работы, а значит, не могут обеспечить посещение каких-либо кружков, секций по интересам ребенка в районном центре (п.Балахта). Некоторые родители не имеют общего полного образования. От безработицы и безденежья люди начинают употреблять спиртное, а увиденное молодежью на экранах телевизоров, подкрепляется примером из жизни. Подростки не находят истинного примера для подражания, хотя именно в этот возрастной период им необходимо на кого-то равняться. Им некуда обратиться, некуда идти, негде реализовать свои способности. Понимая, что образование берет на себя ответственность за будущее, за выращивание нового поколения красноярцев, за формирование сибирского характера, понимая, что воспитание относится к первоочередным требованиям, предъявляемым обществом к школе, мы построением своей воспитательной системы определили свои ориентиры, базовые направления, подходы, способы, средства по решению современных воспитательных задач. Воспитательная программа школы выстроена с учетом Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, признанием включенности в реализацию следующих документов: - в приоритетный национальный проект «Образование»; - включенность в реализацию краевой целевой программы «Дети»; - в краевую стратегическую программу «Развитие воспитания в Красноярском крае»; - в краевую целевую программу «Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края»; -районную целевую программу «Патриотического воспитания детей Балахтинского района на 2012-2016гг. Обоснование: Программа системы воспитательной работа МБОУ ОСОШ – это воспитательно - формирующая развивающая программа для детей младшего школьного возраста, подростков и старшеклассников, координирующая их учебно-воспитательную деятельность. Воспитательная программа МБОУ ОСОШ направлена на развитие социальной активности, индивидуализации каждого участника воспитательного процесса, а также на формирование и воспитание в учащихся качеств, направленных на созидание окружающего мира и действительности, способных не быть равнодушным к тем событиям, которые негативно влияют на их собственную жизнь (семью) и историю своей Родины (села, края, страны), не быть наблюдателем и критиком, а проявлять желание изменить ситуацию в лучшую сторону, т.е. быть активным участником, как своей жизни, так и жизни своей страны. Развивающий характер программы предполагает, что основными принципами отбора содержания и форм деятельности является не только учет возрастных особенностей школьников, но и опора на признаки качественного роста нравственного развития, на изменение в уровне воспитанности. Основные цели: Главными ориентирами в постановке целей и задач воспитания учащихся в школе являлись цели государственной политики в области образования. Они определены в основных документах, которые послужили основой для выявления основных направлений в воспитательной работе МБОУ ОСОШ - «Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная целевая программа развития образования в России на 2011-2015гг», «Национальная доктрина образования», «Программа патриотического воспитания Российской Федерации, Стратегическая программа « Развитие воспитания в Красноярском крае». Основной целью является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России, как свободного демократического государства, формирующей у учащихся МБОУ ОСОШ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Реализация воспитательной программы МБОУ ОСОШ проходит в 2 этапа. Ближайшие цели на 2011-2013гг Первый этап Основные —Учить миру; —Помочь детям увидеть, что можно изменить окружающий мир к лучшему; — Вовлекать учащихся в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни всех: близких, более широкого круга людей; —Подготовить молодых людей к защите Отечества; —Сохранить национальную самобытность, поддержать чувства национальной гордости, национального самосознания, в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры; —Знать свои гражданские права и добросовестно выполнять свои гражданские обязанности; — Формировать сознательное отношение к политике государства. Второстепенные — Формировать способность самостоятельно принимать решения, выходить из трудного положения, анализировать поступки, реализовывать поставленные цели; — Развивать у детей устойчивый интерес к здоровому образу жизни; — Учить детей видеть негативные факторы окружающей социальной действительности и уметь им противостоять; — Вырабатывать в детях осознанно потребность повышать свои моральные и нравственные качества; — Учить детей анализировать свои потребности и давать оценку своим действиям для последующего выхода на ступень самосовершенствования; — Формировать в детской среде толерантные отношения; — Вырабатывать в детях осознанную потребность в течение всей своей жизни приобретать человекоформирующие, социально значимые умения. Второй этап 2014-2016 гг. К концу 2 ступени реализации воспитательной программы гражданско-патриотического воспитания мы должны прийти к следующей модели ученика: Ученик – это воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, её традициями, активно участвующий в определении её перспективы развития, владеющий культурой умственного труда. Человек, член детского, подросткового, молодежного коллектива, владеющий культурой межличностных отношений, построенных не на приоритете силы, а на приоритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения, готовый реализовать свои права, интересы в социальной окружении, способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах работы, к проявлению заботы, милосердия по отношению к другим людям. Патриот своего села, с любовью относящийся к месту, в котором он живет, знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции, прилагающий усилия для его процветания. Гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, не теряющий своей национальной самобытности. Основные задачи: 1. Активное формирование школьного самоуправления и создание условий для проявления неформального лидерства учащихся в классах и школе; 2. Создание критериев воспитанности учащихся и возможности для их проявления; 3. Обеспечение новых подходов к организации воспитательного пространства и внедрение современных технологий воспитательной работы; 4. Создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе школы; 5. Вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме и в общественных организациях; 6. Проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне; 7. Поддержание традиций и обычаев внеклассной работы в школе; 8. Формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, коллег для создания воспитательной системы школы; 9. Повышение методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса; 10. Использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной системы школы. 11. Участники программы: 1. Учащиеся; 2. Педагоги; 3. Родители; 4. Психолог; 5. Социальный педагог.
Положение «О действии программы воспитательной системы МБОУ ОСОШ» В воспитательной программе школы принимают участие дети в возрасте от 7 до 18 лет и взрослые люди, оказывающие содействие в достижении её целей и задач. 1. Главными регулирующими органами является администрация школы: директор, заместители директора по учебно-воспитательной работе; старшая вожатая. 2. Основным исполнительным органом является коллектив учителей МБОУ ОСОШ, внедряющих программу и помогающих её осуществить; 3. Администрация школы создает основные положения, цели и задачи программы, следит за их исполнением; 4. Администрация школы координирует работу кружков, внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности педагогов и учащихся по реализации воспитательной программы; 5. Администрация школы и коллектив учителей по мере необходимости может вносить коррективы в программу воспитательной системы школы; 6. Администрация школы отслеживает динамику осуществления воспитательной работы и её эффективность; 7. Основными направлениями программы являются: ученик-патриот и гражданин, ученик и его нравственность, ученик и его интеллектуальные возможности, ученик и его здоровье, ученик и его семья. Содержание работы по основным направлениям: Для реализации цели весь воспитательный процесс построен на работе 5-ти основных направлений. 1. Ученик - патриот и гражданин: - изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения; - организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения; - сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся; - формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости; - изучение биографий выдающихся граждан своего Края, страны-патриотов и борцов за Отечество; - развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике; - организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны; - создание условий для проявления патриотизма учащихся, любви к Родине, месту, в котором ученик растет; - посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции; - демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции, мужества, патриотизма; - поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество, героизм; - активное сотрудничество с социумом по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся; - привлечение учащихся к работе в общественных организациях, молодежных движениях; 2. Ученик и его нравственность: - изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми мерами и формами воспитательного воздействия; - изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, консультирование родителей по изученной проблеме; - учет возрастных особенностей в организации воспитательной работы; - создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств; - поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки. 3. Ученик и его интеллектуальные возможности: - изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы; - формирование культуры умственного труда; - стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении; - контроль за деятельностью педагогов и классных руководителей по вопросу создания условий для всестороннего развития интеллекта учащихся. 4. Ученик и его здоровье - изучение состояния физического здоровья учащихся и определение путей преодоления физического недоразвития, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья; - изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома; - изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физической культурой и спортом; - содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников; - всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом; - поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям физической культурой и спортом; - контроль эффективности мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся; - пропаганда здорового образа жизни. 5. Ученик и его семья - Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся; - Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического благополучия каждого ребенка в семье; - Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуации в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель»; - Удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы района; - Разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности; - Организация и проведение совместного досуга родителей и учащихся; - Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуации в системе «учитель – ученик -родитель»; - Привлечение родителей к активному участию в жизни школы; - Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного семейного опыта; Содержание урочной и внеурочной деятельности учащихся МБОУ ОСОШ Конкурс изобразительного творчества военной тематики | Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной» | Конкурс песни ««Память сердца» Конкурс рисунков «Служба ратная, служба солдатская» | Шефская помощь по благоустройству памятника погибшим воинам | « По тропам памяти» - просмотр кинофильмов военной тематики | Неделя добра «Доброе слово ветеранам» | Встречи с тыловиками, «Доброе слово ветеранам» | Встречи с воинами-афганцами « Уроки памяти» | Тематические классные часы, собрания | Трудовой десант «Тропа милосердия» | Обновление фотостенда «Лица Победы» | Участие в районных, краевых, всероссийских олимпиадах, конкурсах, проектах | Проведение месячника военно-патриотического воспитания «Слава защитнику Отечества» | Участие в школьном проекте «Забота» | Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотической тематике | Участие в краевом смотре - конкурсе на лучший музей Красноярского края | Участие в районном туристическом лагере (руководитель Шлёнский В.Д.) | Проведение спортивных праздников и соревнований | Проведение праздников, посвященных Дню защитника Отечества «Я люблю тебя, Россия» | Организация и проведение уроков мужества с привлечением людей, отслуживших в армии, представителей органов полиции и т.п. | Изучение родного края через экскурсии в музеи, туристические поездки, экскурсии по родному краю. | Празднование русских народных праздников («Масленица») | Примерный цикл бесед (1-4 кл) | Примерный цикл бесед (5-9 кл) | Примерный цикл бесед и диспутов (10-11кл) | 1. Ветераны-земляки | Ветеран живет рядом (беседы о победоносных войнах России, чтение писем ветеранов, проживающих в Балахтинском районе) | Великие люди Красноярского края (Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся людей Красноярского края А. Годенко, В. И. Суриков, А. Поздеев, Д. Хворостовский) | 2. А мой дедушка, а моя бабушка (с родными, родственниками) | Гимн и флаг | «Виват, Россия!» | 3. Семейные реликвии, о чем они могут рассказать? | Край родной (наблюдение за экологическим состоянием Балахтинского района, Красноярского края) | «Я должен служить!» | 4. Военная символика | Великие люди Красноярского края (Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся людей Красноярского края А. Годенко, В. И. Суриков, А, Поздеев, Д. Хворостовский, А. Дубенской и др.) | История г. Красноярска | 5. Вот моя деревня, вот мой дом родной. | «Сердцем прикоснись к подвигу» | «Великие люди России» | 6. Моя родословная (составление генеалогического дерева) | «Герои Брестской крепости» | «Подвиг простого солдата» | 1. История школы | «Великие люди России» |
| 2. По следам предков 3. Беседа о народных приметах. 4. Беседа о народных промыслах |
|
| Подвижные игры народов России Аппликация на тему «Березовая роща» Составление рассказов о будущем Родины
| Оформление стенда «Герои войны Составление книги памяти школы « История школы», «Выпускники и учителя» Сочинение на тему «Моё село» Музейная работа: учет экспонатов, оформление стендов, благоустройство, сортировка вещей. Написание рефератов по краеведению | Составление фотоальбома почетные жители села Музейная работа: учет экспонатов, оформление стендов, благоустройство, сортировка вещей. Написание рефератов по краеведению |
|
| Написание рефератов, исследовательских работ по краеведению |
Все занятия подразделяются на теоретические и практические. Теоретические часы включают в себя получение и расширение знаний по основным предметам школьной программы: истории, литературы, географии, биологии, Истории Красноярского края, изобразительного искусства, физической культуры, ОБЖ. Реализация программы объединяет учебные, внеурочные занятия и мероприятия. Большое значение играет Детская организация «Непоседы», в которой учащееся школы имеют возможность реализовать себя по интересующему их направлению. В практические часы включаются такие формы и методы внеклассной работы как: экскурсии, походы, составление летописей, книг истории, встречи с интересными людьми, посещение музеев. 1-4 классы В ходе реализации программы дети знакомятся с флорой и фауной Красноярского края, России, с древнерусской культурой и обычаями предков, особенностями русского зодчества, русской литературой. В рамках воспитательной программы дети познают культуру поведения в обществе, семейные традиции, составляют генеалогическое древо. Принимают участие в детской организации «Непоседык», школьных, районных, краевых конкурсах, мероприятиях, проектах. 5-9 классы На данной ступени реализации воспитательной программы происходит расширение и закрепление материала по программе. Более подробно изучается история возникновения с. Огур и Балахтинского района, Красноярского края, России. Начинается работа по исследовательской деятельности. Все материалы отправляются в архив музея, пополняя его фонды. Принимают участие в детской организации «Непоседы», школьных, районных, краевых конкурсах, мероприятиях, проектах. 10-11 классы На данной ступени школьного обучения учащиеся в основном занимаются исследовательской деятельностью: составляют фотоальбомы, создают презентации, пишут рефераты, доклады, исследовательские работы. Принимают участие в детской организации «Непоседы», школьных, районных, краевых конкурсах, мероприятиях, проектах.
Оценка эффективности работы по реализации воспитательной программы МБОУ ОСОШ 1. Наблюдение за саморазвитием участников программы; 2. Анкетирование, опросы педагогов, детей и родителей; 3. Отслеживание результативности участия школьников в мероприятиях, конкурсах, направленных на пропаганду любви к Родине, семье, бережного отношения к природе, толерантному отношению к людям других национальностей, здоровому образу жизни. 4. Анализ эффективности воспитательного процесса в школе. Литература: 1. Байбородова Л.В, Чернявская А.П., «Воспитание сельского школьника», М.Центр «Педагогический поиск», 2002; 2. Беспятова Н.К, Яковлев Д.Е., « Военно - патриотическое воспитание детей и подростков», Айрис Пресс Москва, 2006; 3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004; 4. Журнал «Завуч управление современной школой», М.Центр «Педагогический поиск», 2006, № 6; 5. Журнал «Теория и практика воспитания и дополнительного образования», М.Центр «Педагогический поиск», 2005 №1-3; 6. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Электронные источники: 1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-170059.html 2. http://www.smolpedagog.ru/article 65.html |