программа воспитательной работы
материал (10 класс) на тему

Аносова Любовь Анатольевна

в помощь организатору, МО классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа воспитательной работы32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

                                                                                                             достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

Аналитическая записка:

           Одной из серьезнейших проблем всегда была и особенно сейчас обострилась неприкаянность и ненужность современной молодежи. Принимаемые стандарты образования нацелены на получение учащимися суммы теоретических знаний. Практическая ценность этих знаний в социальном плане не поддерживается в связи с тем, что ни общество, ни производство, ни сам ученик, как правило, не нуждаются в том, что в него с таким трудом в течение многих лет насильственно вводили.

             Вследствие агрессивного воздействия внешней среды (низкопробных СМИ, рекламы, экономического, диалогического цинизма) молодежь воспринимает и следует наихудшим образцам поведения и образа жизни.

           Молодежь воспитана в информационном безразличии: нежелание читать газеты, слушать новостные передачи.

           Характерными чертами молодежи становятся эмоциональная неразвитость, отсутствие душевной толерантности.

Обостряется конфликт между родителями и детьми, в том числе и вследствие слабой психолого-педагогической подготовки родителей.

           Произошла смена кумиров, когда молодежи предлагаются в качестве образцов не вечные истины доблести, а криминальная, силовая героика. Общество часто навязывает молодежи агрессивные формы досуга, создает условия и не противодействует алкоголизации, наркомании, курению молодежи.

           Коммерция внешкольной деятельности делает её недоступной для многих людей в городе.

Эти проблемы обостряются в тысячи раз перед сельской молодежью, так как она находятся в замкнутом круге. Большинство родителей в с. Огур  не имеют работы,  а значит, не могут обеспечить посещение каких-либо кружков, секций по интересам ребенка в районном центре  (п.Балахта).

Некоторые родители не имеют общего полного образования. От безработицы и безденежья люди начинают употреблять спиртное, а  увиденное молодежью на экранах телевизоров, подкрепляется примером из жизни.

           Подростки не находят истинного примера для подражания, хотя именно в этот возрастной период им необходимо на кого-то равняться. Им некуда обратиться, некуда идти, негде реализовать свои способности.

           Понимая, что образование берет на себя ответственность за будущее, за выращивание нового поколения красноярцев, за формирование сибирского характера, понимая, что воспитание относится к первоочередным требованиям, предъявляемым обществом к школе, мы построением своей воспитательной системы определили свои ориентиры, базовые направления, подходы, способы, средства по решению современных воспитательных задач. Воспитательная программа школы выстроена с учетом Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, признанием включенности в реализацию следующих документов:

- в приоритетный национальный проект «Образование»;

- включенность в реализацию краевой целевой программы «Дети»;

- в краевую стратегическую программу «Развитие воспитания в Красноярском крае»;

- в краевую целевую программу «Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи   Красноярского края»;

-районную целевую программу «Патриотического воспитания детей Балахтинского  района на 2012-2016гг.

Обоснование:

Программа системы воспитательной работа МБОУ ОСОШ – это воспитательно - формирующая развивающая программа для детей младшего школьного возраста, подростков и старшеклассников, координирующая  их учебно-воспитательную деятельность.

Воспитательная программа МБОУ ОСОШ  направлена на развитие социальной активности, индивидуализации каждого участника воспитательного процесса, а также на формирование и воспитание в учащихся качеств, направленных на созидание окружающего мира и действительности, способных не быть равнодушным к тем событиям, которые негативно влияют на их собственную жизнь (семью) и историю своей Родины (села, края, страны), не быть наблюдателем и критиком, а проявлять желание изменить ситуацию в лучшую сторону, т.е. быть активным участником, как своей жизни, так и жизни своей страны.

Развивающий характер программы предполагает, что основными принципами отбора содержания и форм деятельности является не только учет возрастных особенностей школьников, но и опора на признаки качественного роста нравственного развития, на изменение в уровне воспитанности.

Основные цели:

Главными ориентирами в постановке целей и задач воспитания учащихся в школе являлись цели государственной политики в области образования. Они определены в основных документах, которые послужили основой для выявления основных направлений в воспитательной работе МБОУ ОСОШ - «Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная целевая программа развития образования в России на 2011-2015гг», «Национальная доктрина образования», «Программа патриотического воспитания Российской Федерации, Стратегическая программа « Развитие воспитания в Красноярском крае».

Основной целью является  совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России, как свободного демократического государства, формирующей у учащихся МБОУ ОСОШ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Реализация воспитательной программы МБОУ ОСОШ проходит в 2 этапа.

Ближайшие цели на 2011-2013гг

Первый этап

Основные

—Учить миру;

—Помочь детям увидеть, что можно изменить окружающий мир к лучшему;

— Вовлекать учащихся в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни всех: близких, более широкого круга людей;

—Подготовить молодых людей к защите Отечества;

—Сохранить национальную самобытность, поддержать чувства национальной гордости, национального самосознания, в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;

—Знать свои гражданские права и добросовестно выполнять свои гражданские обязанности;

— Формировать сознательное отношение к политике государства.

Второстепенные

— Формировать способность самостоятельно принимать решения, выходить из трудного положения, анализировать поступки, реализовывать поставленные цели;

— Развивать у детей устойчивый интерес к здоровому образу жизни;

— Учить детей видеть негативные факторы окружающей социальной действительности и уметь им противостоять;

— Вырабатывать в детях осознанно потребность повышать свои моральные и нравственные качества;

— Учить детей анализировать свои потребности и давать оценку своим действиям для последующего выхода на ступень самосовершенствования;

— Формировать в детской среде толерантные отношения;

— Вырабатывать в детях осознанную потребность в течение всей своей жизни приобретать человекоформирующие, социально значимые умения.

Второй этап 2014-2016 гг.

К концу 2 ступени реализации воспитательной программы гражданско-патриотического воспитания мы должны прийти к следующей модели ученика:

Ученик – это воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, её традициями, активно участвующий в определении её перспективы развития, владеющий культурой умственного труда.

Человек,  член детского, подросткового, молодежного коллектива, владеющий культурой межличностных отношений, построенных не на приоритете силы, а на приоритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения, готовый реализовать свои права, интересы в социальной окружении, способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах работы, к проявлению заботы, милосердия по отношению к другим людям.

Патриот своего села, с любовью  относящийся к месту, в котором он живет, знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции, прилагающий усилия для его процветания.

Гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, не теряющий своей национальной самобытности.

Основные задачи:

1. Активное формирование школьного самоуправления и создание условий для проявления неформального лидерства учащихся в классах и школе;

2. Создание критериев воспитанности учащихся  и возможности для их проявления;

3. Обеспечение новых подходов к организации воспитательного пространства и внедрение современных технологий воспитательной работы;

4. Создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе школы;

5. Вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме и в общественных организациях;

6. Проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне;

7. Поддержание традиций и обычаев внеклассной работы в школе;

8. Формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, коллег для создания воспитательной системы школы;

9. Повышение методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса;

10. Использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной системы школы.

11. Участники программы:

1. Учащиеся;

2. Педагоги;

3. Родители;

4. Психолог;

5. Социальный педагог.

Положение

«О действии программы воспитательной системы МБОУ ОСОШ»

В воспитательной программе школы принимают участие дети в возрасте от 7 до 18 лет и взрослые люди, оказывающие содействие в достижении её целей и задач.

1. Главными регулирующими органами является администрация школы: директор, заместители директора по учебно-воспитательной работе; старшая вожатая.

2. Основным исполнительным органом является коллектив учителей МБОУ ОСОШ, внедряющих программу и помогающих её осуществить;

3. Администрация школы создает основные положения, цели и задачи программы, следит за их исполнением;

4. Администрация школы координирует работу кружков, внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности педагогов и учащихся по реализации воспитательной программы;

5. Администрация школы и коллектив учителей по мере необходимости может вносить коррективы в программу воспитательной системы школы;

6. Администрация школы отслеживает динамику осуществления воспитательной работы и её эффективность;

7. Основными направлениями программы являются: ученик-патриот и гражданин, ученик и его нравственность, ученик и его интеллектуальные возможности, ученик и его здоровье, ученик и его семья.

Содержание работы по основным направлениям:

Для реализации цели весь воспитательный процесс построен на работе 5-ти основных направлений.

 

1. Ученик - патриот и гражданин:

- изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;

- изучение биографий выдающихся граждан своего Края, страны-патриотов и борцов за Отечество;

- развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике;

- организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны;

- создание условий для проявления патриотизма учащихся, любви к Родине, месту, в котором ученик растет;

- посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

- демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции, мужества, патриотизма;

- поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество, героизм;

- активное сотрудничество с социумом по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;

- привлечение учащихся к работе в общественных организациях, молодежных движениях;

2. Ученик и его нравственность:

- изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми мерами и формами воспитательного воздействия;

- изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, консультирование родителей по изученной проблеме;

- учет возрастных особенностей в организации воспитательной работы;

- создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;

- поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.

3. Ученик и его интеллектуальные возможности:

- изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы;

- формирование культуры умственного труда;

- стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;

-  контроль  за  деятельностью педагогов и классных руководителей по вопросу создания условий для всестороннего развития интеллекта учащихся.

4. Ученик и его здоровье

- изучение состояния физического здоровья учащихся и определение путей преодоления физического недоразвития, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;

- изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома;

- изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физической культурой и спортом;

- содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;

- всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом;

- поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям физической культурой и спортом;

- контроль эффективности мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся;

- пропаганда здорового образа жизни.

5. Ученик и его семья

- Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического благополучия каждого ребенка в семье;

- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуации в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель»;

- Удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы района;

- Разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

- Организация и проведение совместного досуга родителей и учащихся;

- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуации в системе «учитель – ученик -родитель»;

- Привлечение родителей к активному участию в жизни школы;

- Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного семейного опыта;

Содержание урочной и внеурочной деятельности учащихся МБОУ ОСОШ

Конкурс изобразительного творчества военной тематики

Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»

Конкурс песни ««Память сердца»

Конкурс рисунков «Служба ратная, служба солдатская»

Шефская помощь по благоустройству памятника погибшим воинам

« По тропам памяти» - просмотр кинофильмов военной тематики

Неделя добра «Доброе слово ветеранам»

Встречи с тыловиками, «Доброе слово ветеранам»

Встречи с воинами-афганцами  « Уроки памяти»

Тематические классные часы, собрания

Трудовой десант «Тропа милосердия»

Обновление фотостенда  «Лица Победы»

Участие в районных, краевых, всероссийских олимпиадах, конкурсах, проектах

Проведение месячника военно-патриотического воспитания «Слава защитнику Отечества»

Участие в школьном проекте «Забота»

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотической тематике

Участие в краевом смотре - конкурсе на лучший музей  Красноярского края

Участие в районном  туристическом лагере (руководитель Шлёнский В.Д.)

Проведение спортивных праздников и соревнований

Проведение праздников, посвященных Дню защитника Отечества «Я люблю тебя, Россия»

Организация и проведение уроков мужества с привлечением людей, отслуживших в армии, представителей органов полиции и т.п.

Изучение родного края через экскурсии в музеи, туристические поездки, экскурсии по родному краю.

Празднование русских народных праздников («Масленица»)

Примерный цикл бесед (1-4 кл)

Примерный цикл бесед

(5-9 кл)

Примерный цикл бесед и диспутов (10-11кл)

1. Ветераны-земляки

Ветеран живет рядом (беседы о победоносных войнах России, чтение писем ветеранов, проживающих в Балахтинском районе)

Великие люди Красноярского края

(Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся людей Красноярского края А. Годенко, В. И. Суриков, А. Поздеев,

Д. Хворостовский)

2. А мой дедушка, а моя бабушка (с родными, родственниками)

Гимн и флаг

«Виват, Россия!»

3. Семейные реликвии, о чем они могут рассказать?

Край родной (наблюдение за экологическим состоянием Балахтинского района, Красноярского края)

«Я должен служить!»

4. Военная символика

Великие люди Красноярского края

(Знакомство  с жизнью и творчеством выдающихся людей  Красноярского края А. Годенко,  В. И. Суриков, А,  Поздеев,

Д. Хворостовский,  А. Дубенской и др.)

История  г. Красноярска

5. Вот моя деревня, вот мой дом родной.

«Сердцем прикоснись к подвигу»

«Великие люди России»

6. Моя родословная (составление генеалогического дерева)

«Герои Брестской крепости»

«Подвиг простого солдата»

1. История школы

«Великие люди России»

2. По следам предков

3. Беседа о народных приметах.

4. Беседа о народных промыслах

Подвижные игры народов России

Аппликация на тему «Березовая роща»

Составление рассказов о будущем Родины

Оформление стенда «Герои войны

Составление книги памяти школы « История школы», «Выпускники и учителя»

Сочинение на тему «Моё село»

Музейная работа: учет экспонатов, оформление стендов, благоустройство, сортировка вещей.

Написание рефератов по краеведению

Составление фотоальбома почетные жители села

Музейная работа: учет экспонатов, оформление стендов, благоустройство, сортировка вещей.

Написание рефератов по краеведению

Написание рефератов, исследовательских работ по краеведению

Все занятия подразделяются на теоретические и практические.

Теоретические часы включают в себя получение и расширение знаний по основным предметам школьной программы: истории, литературы, географии, биологии, Истории Красноярского края, изобразительного искусства, физической культуры, ОБЖ. Реализация программы объединяет учебные, внеурочные занятия и мероприятия. Большое значение играет Детская организация «Непоседы», в которой учащееся школы имеют возможность реализовать себя по интересующему их направлению.

В практические часы включаются такие формы и методы внеклассной работы как: экскурсии, походы, составление летописей, книг истории, встречи с интересными людьми, посещение музеев.

1-4 классы

В ходе реализации программы дети знакомятся с флорой и фауной Красноярского края, России, с древнерусской культурой и обычаями предков, особенностями русского зодчества, русской литературой.

В рамках воспитательной программы дети познают культуру поведения в обществе, семейные традиции, составляют генеалогическое древо. Принимают участие в детской организации «Непоседык», школьных, районных, краевых конкурсах, мероприятиях, проектах.

5-9 классы

На данной ступени реализации воспитательной программы происходит расширение и закрепление материала по программе. Более подробно изучается история возникновения с. Огур и Балахтинского района, Красноярского края, России.

Начинается работа по исследовательской деятельности. Все материалы отправляются в архив музея, пополняя его фонды.

Принимают участие в детской организации «Непоседы», школьных, районных, краевых конкурсах, мероприятиях, проектах.

10-11 классы

На данной ступени школьного обучения учащиеся в основном занимаются исследовательской деятельностью: составляют фотоальбомы, создают  презентации, пишут рефераты, доклады, исследовательские работы.

Принимают участие в детской организации «Непоседы», школьных, районных, краевых конкурсах, мероприятиях, проектах.

Оценка эффективности работы по реализации воспитательной программы МБОУ ОСОШ

1. Наблюдение за саморазвитием участников программы;

2. Анкетирование, опросы педагогов, детей и родителей;

3. Отслеживание результативности участия школьников в мероприятиях, конкурсах, направленных на пропаганду любви к Родине, семье, бережного отношения к природе, толерантному отношению к людям других национальностей, здоровому образу жизни.

4. Анализ эффективности воспитательного процесса в школе.

Литература:

1. Байбородова Л.В, Чернявская А.П., «Воспитание сельского школьника», М.Центр «Педагогический поиск», 2002;

2. Беспятова Н.К, Яковлев Д.Е., « Военно - патриотическое воспитание детей и подростков», Айрис Пресс Москва, 2006;

3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004;

4. Журнал «Завуч управление современной школой», М.Центр «Педагогический поиск», 2006, № 6;

5. Журнал «Теория и практика воспитания и дополнительного образования», М.Центр «Педагогический поиск», 2005 №1-3;

6. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Электронные источники:

1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-170059.html

2. http://www.smolpedagog.ru/article 65.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...