Рабочая программа кружка "Этнография казачества"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Собянина Ольга Геннадьевна

Рабочая программа кружка "Этнография казачества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_kruzhka_etnografiya_kazachestva.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

 «Согласовано»

Зам. УВР  

МОУ  «СОШ №1 р.п.Татищево»

в д. Македоновка

Климова С.А.___________________

«_____»  ______________ 2015г.

«Утверждаю»

Заведующий  ОП Филиал  

МОУ  «СОШ №1 р.п.Татищево»

в д. Македоновка

Орлова Н.В_____________________

«_____»  ______________ 2015 г.

Программа

культурологического направления

«Этнография казачества»

для 5 – 9 классов

Составитель: Собянина Ольга            Геннадьевна, учитель немецкого языка

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №___

от «___» __________ 2015 г

2015 г.

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

      Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Ее важнейшая составляющая – фольклор,  к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.

      Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Поволжья основой образования и воспитания детей может стать фольклор волжского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Поволжья в течение веков.

      Данная образовательная программа включает в своё содержание весь спектр традиционной культуры. Она разработана на основе фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических положений.

Цель программы – создание у учащихся представления о фольклоре и традиционной культуре казачества (в том числе – Волжского) как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.

Задачи, решаемые программой:

  • Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности волжского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
  • Познакомить их с составом и структурой фольклора, его основными компонентами;
  • Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.

    Формы работы:

  • Занятие – встреча;
  • Занятие – заочная экскурсия;
  • Занятие – гостиная;
  • Занятие – экспедиция;
  • Занятие – ученическая конференция;
  • Занятие – творческий портрет;
  • Занятие – праздник.

В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.

  1. Содержание обучения.

Программа кружка «Этнография казачества» рассчитана на пять лет для обучающихся в возрасте от 11 до 16 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю: 34 часа в год.

Содержание программы 1-го года обучения.

Разделы, темы

Количество часов

1

Народы, языки и культура.

4

2

Волжское казачество и его культура

19

3

Волжское казачество: устройство общества

5

4

Занятия волжских казаков

6

5

Итого

34

  1.  Требования к подготовке учащихся по курсу «Этнография казачества»

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Внешние, физиологические отличия людей, понятие раса;
  • Понятие этнос, народ;
  • Понятие язык;
  • Понятие культура, традиционная народная / этническая культура и её состав;
  • Понятие традиция, традиционная культура;
  • Расовый состав населения России, языковое разнообразие российского пространства, культурные особенности народов России, особенности фольклора народов России;
  • Основные отличия казачества России и  Украины;
  • Особенности и разновидности обрядового костюма;
  • Типы жилища волжских казаков;
  • Характеристику основных жанров фольклора;
  • Структуру, деление на полки, рода войск, отделы, управление волжского казачьего войска;
  • Воинскую казачью культуру, фольклор;
  • Типы казачьих семей;
  • Фольклор в семейной и общинной жизни;
  • Досуговый  фольклор в войске, общине, семье;
  • Календарные, семейные, воинские, станичные/ общинные праздники.

По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

  • Рисовать и фотографировать этнографические объекты;
  • Изготавливать элементы обрядового костюма;
  • Выполнять рисунок: жилище, его элементы;
  1. Универсальные учебные действия.

Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Этнография казачества» являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Этнография казачества» являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Этнография казачества»  являются следующие умения:

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игр на занятии;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения элементов, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • находить отличительные особенности в выполнении задания разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • применять жизненно важные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

                                     Ожидаемый результат.

  В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- повысить уровень общей культуры;

- приобрести навыки и умения по изучаемым разделам программы;        

- уметь использовать их при проведении казачьих праздников;

- бережно относиться к  своей малой родине, к прошлому и настоящему, к памятникам культуры и искусства;

- чтить традиции казачества, жить по заповедям казаков;

- быть наблюдательными, активными, прилежными в учебном труде,

 добросовестными, трудолюбивыми, отзывчивыми.

  1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
  1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
  2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
  3. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
  4. Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 Кружок  «Этнография казачества»                               

Класс        5 - 9   

Учитель      Собянина Ольга Геннадьевна 

Количество часов:  всего    34       часа;     в неделю      1    час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Собяниной Ольги Геннадьевны, утвержденной решением педагогического совета № 1  от 30 августа 2015 г

п/п

 Разделы программы, темы занятий

кол

час

Дата проведения

ИКТ      ТСО

план

факт

Народы, языки и культура.

4

1

Народы, языки и культуры мира.

1

Презентация по теме

2

Народы, языки и культуры России.

1

3

Народы, языки и культуры Поволжья.

1

Презентация по теме

4

Практическая работа – встреча с фольклорным коллективом.

1

Волжское казачество и его культура.

19

Традиционный костюм.

4

5

Понятие культура, состав культуры и её ключевые компоненты.

1

6

Традиционный детский, мужской, женский костюм.

1

Презентация по теме

7

Элементы костюма в игровом, песенном фольклоре.

1

8

Практическая работа. Изготовление отдельных элементов обрядового костюма.

1

Жилище.

4

Презентация по теме

9

Традиционные постоянные и временные типы жилища волжских казаков.

1

10

Деление внутреннего пространства жилища.

1

Презентация по теме

11

Жилища в детских играх, фольклоре.

1

Презентация по теме

12

Практическая работа. Этнографический рисунок жилища.

1

Презентация по теме

13

Пища.

1

Вера и верования.

2

14

Православная вера волжских казаков.

1

Презентация по теме

15

Вера в культуре, фольклоре.

1

Презентация по теме

16

Язык.

1

Фольклор.

7

17

Фольклор как духовная основа культуры.

1

Аудио запись

18

Общая характеристика словесных и несловесных видов и жанров фольклора.

1

Аудио запись

19-20

Связь фольклора с деятельностью и группами общества: детский, молодёжный и воинский фольклор.

2

21

Основные жизненные и календарные циклы.

1

22-23

Основные занятия и связь с ними различных видов и жанров фольклора.

2

Волжское казачество: устройство общества.

5

Войско

2

24

Особенности казачьего общества.

1

25

Встреча с атаманом и членами правления современных казачьих обществ.

1

Община.

2

26

Территориальная община.

1

Презентация по теме

27

Связь станичной общины с войском.

1

Презентация по теме

28

Семья

1

Занятия волжских казаков.

6

Воинская служба.

1

30

Волжские казаки – воины и хлеборобы.

Воинская служба – основное занятие.

1

Презентация по теме

31

Труд

1

32

Отдых

1

Праздники

1

33

Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха.

1

Презентация по теме

34

Итоговое занятие.

1

Итого  

34

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории кубанского казачества 5 класс

     Программа курса разработана на основе программы «История  Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края,  Департамента по делам казачества , военн...

Рабочая программа по Истории кубанского казачества 7 класс

   Цели курса – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиц...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"5 класс

Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционная народная культура – явле...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"6 класс

     Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционн...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"7 класс

    Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уник...

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Рабочая программа "История казачества"

Рабочая программа для казачьего-кадетского класса....