Рабочая программа кружка "Этнография казачества"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Этнография казачества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_kruzhka_etnografiya_kazachestva.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Зам. УВР МОУ «СОШ №1 р.п.Татищево» в д. Македоновка Климова С.А.___________________ «_____» ______________ 2015г. | «Утверждаю» Заведующий ОП Филиал МОУ «СОШ №1 р.п.Татищево» в д. Македоновка Орлова Н.В_____________________ «_____» ______________ 2015 г. |
Программа
культурологического направления
«Этнография казачества»
для 5 – 9 классов
Составитель: Собянина Ольга Геннадьевна, учитель немецкого языка
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №___
от «___» __________ 2015 г
2015 г.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.
Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Ее важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.
Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Поволжья основой образования и воспитания детей может стать фольклор волжского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Поволжья в течение веков.
Данная образовательная программа включает в своё содержание весь спектр традиционной культуры. Она разработана на основе фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических положений.
Цель программы – создание у учащихся представления о фольклоре и традиционной культуре казачества (в том числе – Волжского) как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи, решаемые программой:
- Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности волжского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
- Познакомить их с составом и структурой фольклора, его основными компонентами;
- Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
- Развивать творческие способности детей;
- Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.
Формы работы:
- Занятие – встреча;
- Занятие – заочная экскурсия;
- Занятие – гостиная;
- Занятие – экспедиция;
- Занятие – ученическая конференция;
- Занятие – творческий портрет;
- Занятие – праздник.
В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.
Программа кружка «Этнография казачества» рассчитана на пять лет для обучающихся в возрасте от 11 до 16 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 34 часа в год.
Содержание программы 1-го года обучения.
№ | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Народы, языки и культура. | 4 |
2 | Волжское казачество и его культура | 19 |
3 | Волжское казачество: устройство общества | 5 |
4 | Занятия волжских казаков | 6 |
5 | Итого | 34 |
- Требования к подготовке учащихся по курсу «Этнография казачества»
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:
- Внешние, физиологические отличия людей, понятие раса;
- Понятие этнос, народ;
- Понятие язык;
- Понятие культура, традиционная народная / этническая культура и её состав;
- Понятие традиция, традиционная культура;
- Расовый состав населения России, языковое разнообразие российского пространства, культурные особенности народов России, особенности фольклора народов России;
- Основные отличия казачества России и Украины;
- Особенности и разновидности обрядового костюма;
- Типы жилища волжских казаков;
- Характеристику основных жанров фольклора;
- Структуру, деление на полки, рода войск, отделы, управление волжского казачьего войска;
- Воинскую казачью культуру, фольклор;
- Типы казачьих семей;
- Фольклор в семейной и общинной жизни;
- Досуговый фольклор в войске, общине, семье;
- Календарные, семейные, воинские, станичные/ общинные праздники.
По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:
- Рисовать и фотографировать этнографические объекты;
- Изготавливать элементы обрядового костюма;
- Выполнять рисунок: жилище, его элементы;
- Универсальные учебные действия.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Этнография казачества» являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Этнография казачества» являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Этнография казачества» являются следующие умения:
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игр на занятии;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения элементов, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении задания разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- применять жизненно важные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ожидаемый результат.
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень общей культуры;
- приобрести навыки и умения по изучаемым разделам программы;
- уметь использовать их при проведении казачьих праздников;
- бережно относиться к своей малой родине, к прошлому и настоящему, к памятникам культуры и искусства;
- чтить традиции казачества, жить по заповедям казаков;
- быть наблюдательными, активными, прилежными в учебном труде,
добросовестными, трудолюбивыми, отзывчивыми.
- Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
- Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
- Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
- Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружок «Этнография казачества»
Класс 5 - 9
Учитель Собянина Ольга Геннадьевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Собяниной Ольги Геннадьевны, утвержденной решением педагогического совета № 1 от 30 августа 2015 г
№ п/п | Разделы программы, темы занятий | кол час | Дата проведения | ИКТ ТСО | |
план | факт | ||||
Народы, языки и культура. | 4 | ||||
1 | Народы, языки и культуры мира. | 1 | |||
2 | Народы, языки и культуры России. | 1 | |||
3 | Народы, языки и культуры Поволжья. | 1 | |||
4 | Практическая работа – встреча с фольклорным коллективом. | 1 | |||
Волжское казачество и его культура. | 19 | ||||
Традиционный костюм. | 4 | ||||
5 | Понятие культура, состав культуры и её ключевые компоненты. | 1 | |||
6 | Традиционный детский, мужской, женский костюм. | 1 | Презентация по теме | ||
7 | Элементы костюма в игровом, песенном фольклоре. | 1 | |||
8 | Практическая работа. Изготовление отдельных элементов обрядового костюма. | 1 | |||
Жилище. | 4 | Презентация по теме | |||
9 | Традиционные постоянные и временные типы жилища волжских казаков. | 1 | |||
10 | Деление внутреннего пространства жилища. | 1 | Презентация по теме | ||
11 | Жилища в детских играх, фольклоре. | 1 | Презентация по теме | ||
12 | Практическая работа. Этнографический рисунок жилища. | 1 | Презентация по теме | ||
13 | Пища. | 1 | |||
Вера и верования. | 2 | ||||
14 | Православная вера волжских казаков. | 1 | Презентация по теме | ||
15 | Вера в культуре, фольклоре. | 1 | Презентация по теме | ||
16 | Язык. | 1 | |||
Фольклор. | 7 | ||||
17 | Фольклор как духовная основа культуры. | 1 | Аудио запись | ||
18 | Общая характеристика словесных и несловесных видов и жанров фольклора. | 1 | Аудио запись | ||
19-20 | Связь фольклора с деятельностью и группами общества: детский, молодёжный и воинский фольклор. | 2 | |||
21 | Основные жизненные и календарные циклы. | 1 | |||
22-23 | Основные занятия и связь с ними различных видов и жанров фольклора. | 2 | |||
Волжское казачество: устройство общества. | 5 | ||||
Войско | 2 | ||||
24 | Особенности казачьего общества. | 1 | |||
25 | Встреча с атаманом и членами правления современных казачьих обществ. | 1 | |||
Община. | 2 | ||||
26 | Территориальная община. | 1 | Презентация по теме | ||
27 | Связь станичной общины с войском. | 1 | Презентация по теме | ||
28 | Семья | 1 | |||
Занятия волжских казаков. | 6 | ||||
Воинская служба. | 1 | ||||
30 | Волжские казаки – воины и хлеборобы. Воинская служба – основное занятие. | 1 | Презентация по теме | ||
31 | Труд | 1 | |||
32 | Отдых | 1 | |||
Праздники | 1 | ||||
33 | Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха. | 1 | Презентация по теме | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Истории кубанского казачества 5 класс
Программа курса разработана на основе программы «История Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края, Департамента по делам казачества , военн...
Рабочая программа по Истории кубанского казачества 7 класс
Цели курса – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиц...
Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"5 класс
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Традиционная народная культура – явле...
Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"6 класс
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Традиционн...
Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"7 класс
Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уник...
Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...
Рабочая программа "История казачества"
Рабочая программа для казачьего-кадетского класса....