Рабочая программа "История казачества"
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа для казачьего-кадетского класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_kazachestva_kurilov.docx | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _______ Нерезова Е.В. Протокол № 1 от 29 августа 2018г. | « Согласовано» Заместитель директора по УВР _______ Лавлинская Т.П. 29 августа 2018г. | Принято на заседании педагогического совета №1 от 29 августа 2018 г. «Утверждаю» Директор школы ___________ Лядова Л.Г. Приказ № 203 от 29 августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«История казачества»
в 7Б классе
Социальное направление
Составитель
Курилов Сергей Васильевич-
преподаватель-организатор ОБЖ.
г.Курчатов
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова, — а также литераторов, таких, как В. М. Катанов, В. Ф. Садовский и др. Оценку роли казачества в истории России подчёркивает фраза Л. Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию».
На протяжении двух десятилетий в условиях демократизации жизни России шёл сложный, противоречивый процесс возрождения казачества. В 2012 году Президент России В. В. Путин подписал Стратегию развития российского казачества, что является следствием многочисленных исканий всех заинтересованных в возрождении казачества социальных групп. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов в своем комментарии к Стратегии отметил, что «государство сегодня создаёт все условия для развития казачества, в том числе создана большая нормативно-правовая база для развития российского казачества…».
Стратегия основана на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утверждённой Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. № Пр-1355. Именно эти документы можно считать основополагающими для создания программы внеурочной деятельности.
Актуальность программы связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
- во-первых, живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства, в том числе и на территории Курской области;
- во-вторых, с выполнением на всех уровнях главной государственной задачи, связанной с формированием национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей малой Родине — Курскому краю;
- в-третьих, преломление воспитания через практико-ориетированные направления позволяет сформировать у подрастающего поколения такое качество личности, которое определяет в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
- в-четвёртых, в настоящее время выявляется актуальность и приоритетность существования курсов по истории казачества, в ходе изучения которых возможно активное использование межпредметных связей (с историей, экономикой, культурологией и т. д.), что поможет расширить кругозор учащихся, стимулировать развитие их творческих способностей и сформировать навыки самостоятельной, в частности исследовательской работы.
Поэтому появилась необходимость объединить усилия педагогов, общественности, казачества по включению программы курса внеурочной деятельности в практику общеобразовательных школ.
Рабочая программа внеурочной деятельности «История казачества» для 7Б класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
- Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;
- Федеральный Закон РФ «О государственной службе российского казачества» № 154 - ФЗ от 05.12.2005 года (ред. от 13.07.2015 г.);
- Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Утверждена Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. Пр № 1355;
- Концепция Национального проекта формирования национальной элиты России с детства на базе суворовских военных училищ и кадетских корпусов страны в рамках Проекта Федеральной целевой программы развития кадетского образования на 2008—2018 гг.;
- Стратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 г. Утверждена Президентом РФ 15.09.2012 г. Пр. № 2789;
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. № 1644);
- Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова на 2018-2019 учебный год;
- Локальный акт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова.
Программа рассчитана на 34 часа, одно занятие в неделю.
Цель – формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах становления и развития российского казачества, формирование начального представления о курском казачестве.
Задачи курса:
- углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления и до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами учёных, с историческими документами, истоками духовной культуры казачества;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление с ролью казачества на службе Отечеству;
- развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края;
- культивирование важнейших качеств казака как уважительное отношение к старшим, личное достоинство, дисциплинированность, трудолюбие, порядочность, сплоченность, самоорганизация, ответственность
Планируемые результаты обучения.
Личностные:
- реализация творческого потенциала;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа.
Предметные:
- правильное выполнение одиночных строевых приёмов;
- правильное выполнение строевых приёмов в составе подразделения;
- слаженность действий в строю;
Метапредметные:
- осознание безусловной ценности семьи, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей деятельности, индивидуально-ответственному поведению.
Содержание внеурочной деятельности
«История казачества».
Раздел I. Происхождение казачества.
Что такое казачество? Кто такой казак? Зарождение и происхождение казачества. Прошлое и настоящее казачества: общее и особенное.
Раздел II.Казаки на Курской земле.
История появления на Курской земле казаков. Особенности расселения. Роль курского казачества в истории России. Традиции казачества и современность. Казачьи легенды.. Казаки как основатели населённых пунктов Курской области. Казачество в курских топонимах.
Раздел III. Государственная политика в отношении казачества. Законодательство в сфере казачества. Реестровые и нереестровые казачьи общества
История создания Центрального казачьего войска. Курское отдельское казачье общество войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». Понятие «Устава». Устав Курского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». Гимн ЦКВ. Атрибуты и символика ЦКВ. Форма одежды. Наградные знаки. Реестровые и нереестровые казачьи общества.
Раздел IV. Воинский мир казачества.
Казак как прирождённый воин. Казачьи чины. Роль казачества в современной истории России. Экипировка казака и верховой лошади. Оружие казаков. Подготовка военного снаряжения к службе в армии. Конь — верный друг казака. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка.
Раздел V. Православие как источник духовности казачества.
Религиозные традиции казаков. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Духовная жизнь казака. Традиционные религиозные праздники и обряды казачества. Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святыни и обряды казачества. Жизнь семьи в круге церковного календаря. Праздник Симеона Столпника (Семенов день, 14 сентября). Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). Праздник Иконы Божьей Матери «Донская» (1 сентября). Праздник Иконы Божьей Матери «Казанская» (4 ноября).
Преемственность традиций благочестия в казачьей культуре. Святые из казачьих родов.
Традиции святости в служении российского казачества. Нравственные отношения и обязанности христианина к самому себе и по отношению к ближним. Святой Георгий Победоносец — покровитель всех российских воинов. Святые Илья Муромец и Александр Невский. Патриарх Гермоген (Ермоген). Святители Димитрий Ростовский и Иоасаф Белгородский.
Раздел VI. Казачьи заповеди и традиции, фольклор.
Казачьи заповеди. Традиции казачества. Понятия долга, чести, правды, патриотизма. Базовые национальные ценности. Казачьи песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки про казаков. Казачьи диалекты.
Казачьи народные игры.
Раздел VII. Труд и быт казаков.
Казачья станица, хутор. Подворье казака. Казачья хата. Курень. Казачья кухня. Рецепты казачьей кухни. Современная кубанская станица. Казачьи промыслы.
Культура физического воспитания казачества.
Физическое воспитание казаков в семье и общине (станице). Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас. Казачий всполох. Казачьи забавы.
Воспитание в казачьей семье. Воспитание мальчика.
Первые бытовые обряды — первая стрижка, праздник первых штанов, обучение верховой езде, стрельбе, владению шашкой. Взросление и обучение. Роль мужчины в семье. Отношение к женщине.
Воспитание в казачьей семье. Воспитание девочки.
Обычаи и обряды в первые годы жизни девочки. Девичьи праздники и работа. Преемственность традиций народов Великой степи, пережитки матриархата. Права и обязанности казачки. Роль женщины в семье. Отношение к мужчине. Праздник матери.
Традиционная одежда мужчин-казаков.
Мужская казачья одежда. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха. История возникновения причёски — казачий чуб. Символическая, сакральная и утилитарная роль серьги мужчин-казаков. Лампасы — символ принадлежности к вольному воинству. Роль папахи и фуражки в обычаях и символике казаков
Казачьи ритуалы.
Рождение детей. Казачья свадьба как ритуал и игра. Новоселье. Похороны в казачьей семье. Отношение к старшим. Почитание родителей. Роль крёстного и крёстной. Казаки и гости. Казачий круг.
Раздел XVIII. Кадетские корпуса в России: историческая ретроспектива.
Понятие «кадет». История появления кадетских корпусов. Первый кадетский корпус в России. Кадетские корпуса в России 1732—1917 гг. Известные выпускники кадетских корпусов. Программа обучения и воспитания в кадетских корпусах. Комплектование кадетских корпусов. Кадетские казачьи корпуса в современной России. Московский казачий кадетский корпус: интересные факты. Опыт Курской области: формирование кадетских классов.
Раздел IX. Казаки — защитники земли русской.
Воинская культура и патриотическое служение казачества в отечественной истории. Образцы героического служения казаков. Роль личности в истории. Ермак Тимофеевич. Семен Иванович Дежнев. Подвиги казачества в Отечественной войне 1812 года. Денис Давыдов, Матвей Иванович Платов. Героическое служение Отечеству. Казачество в Первой мировой войне. Герой-казак Л. М. Доватор. Герои-казаки в Великой Отечественной Войне. Д. М. Карбышев и многие другие. Воинское служение казачества в послевоенный период.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | |
Количество часов | ||
1 | Происхождение казачества. | 1 |
2 | Казаки на Курской земле. | 2 |
3 | Государственная политика в отношении казачества. | 4 |
4 | Воинский мир казачества. | 6 |
5 | Православие как источник духовности казачества | 5 |
6 | Казачьи традиции, фольклор. | 5 |
7 | Труд и быт казаков | 7 |
8 | Кадетские корпуса в России: историческая ретроспектива. | 2 |
9 | Казаки — защитники земли русской | 2 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов | Количество часов по программе | |||
Теория | Практика | Дата по плану | Дата по факту | |||
Раздел I | Происхождение казачества. | 1 | 1 | |||
1 | Прошлое и настоящее казачества: общее и особенное. | 1 | 1 | |||
Раздел II | Казаки на Курской земле. | 2 | 2 | |||
2 | История появления на Курской земле казаков. Особенности расселения | 1 | 1 | |||
3 | Роль курского казачества в истории России. | 1 | 1 | |||
Раздел III | Государственная политика в отношении казачества. Законодательство в сфере казачества. Реестровые и нереестровые казачьи общества. | 4 | 4 | |||
4 | История создания Центрального казачьего войска. | 1 | 1 | |||
5 | Законодательство в сфере казачества. Реестровые и нереестровые казачьи общества | 1 | 1 | |||
6 | Устав Курского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». | 1 | 1 | |||
7 | Гимн ЦКВ. Атрибуты и символика ЦКВ. | 1 | 1 | |||
Раздел IV. | Воинский мир казачества. | 6 | 6 | |||
8 | Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн | 1 | 1 | |||
9 | Казачьи чины. | 2 | 2 | |||
10 | Экипировка казака и верховой лошади. | 1 | 1 | |||
11 | Подготовка военного снаряжения | 1 | 1 | |||
12 | Пластуны – казачий спецназ. | 1 | 1 | |||
Раздел V. | Православие как источник духовности казачества | 5 | 5 | |||
13 | Религиозные традиции казаков. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. | 1 | 1 | |||
14 | Духовная жизнь казака. Традиционные религиозные праздники и обряды казачества. | 1 | 1 | |||
15 | Преемственность традиций благочестия в казачьей культуре. Святые из казачьих родов | 1 | 1 | |||
16 | Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святыни и обряды казачества. | 1 | 1 | |||
17 | Жизнь семьи в круге церковного календаря. | 1 | 1 | |||
Раздел VI | Казачьи традиции, фольклор. | 5 | 5 | |||
18 | Казачьи песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки про казаков. Казачьи диалекты. | 2 | 2 | |||
19 | Казачьи народные игры. | 3 | 3 | |||
Раздел VII. | Труд и быт казаков | 7 | 7 | |||
20 | Культура физического воспитания казачества | 1 | 1 | |||
21 | Воинский мир казачества | 1 | 1 | |||
22 | Воспитание в казачьей семье. Воспитание мальчика | 1 | 1 | |||
23 | Воспитание в казачьей семье. Воспитание девочки | 1 | 1 | |||
24 | Традиционная одежда мужчин-казаков | 1 | 1 | |||
25 | Традиционная одежда женщин-казачек | 1 | 1 | |||
26 | Казачьи ритуалы. | 1 | 1 | |||
РазделVIII | Кадетские корпуса в России: историческая ретроспектива. | 2 | 2 | |||
27 | Понятие «кадет». История появления кадетских корпусов | 1 | 1 | |||
28 | Кадетские казачьи корпуса в современной России. | 1 | 1 | |||
Раздел IX | Казаки — защитники земли русской | 2 | 2 | |||
29 | Казаки – герои войны 1812 года. | 1 | 1 | |||
30 | Казаки – герои Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | |||
Итого | 34 | 31 | 3 |
Литература:
- Водолацкий В. П. Развитие казачества в современном российском обществе (социальный опыт Донского казачества): Дисс. к.с.н., Ростов-н/Д., 2011. — 180 с.
- Копаева О. И. Казачество и российская государственность: историко-правовой анализ: Дисс. к.ю.н., Санкт -Петербург, 2003. — 174 с.
- Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии: Дисс. д-ра искусствоведения, Ростов-н/Д., — 2005.
- Рунаев Р. Ю. Казачество как культурно-историческая группа: Дисс. к.ф.н., Волгоград, 2011, — 180 с.
- Юрченко И. Ю. Динамика защиты и основные направления диссертационных исследований феномена казачества в первое десятилетие XXI века / И. Ю. Юрченко // Исторические науки и археология, 58—63 с.
- Юрченко И. Ю. Изучение казачества в первое десятилетие XXI века: динамика исследований и публикаций // В мире научных открытий: In the World of Scientific Discoveries. Сер. Гуманитарные и общественные науки, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Казачество было, казачество есть, казачество будет!
Музейный урок (5 класс) по истории, культуре и быту кубанского казачества....
Рабочая программа по Истории кубанского казачества 5 класс
Программа курса разработана на основе программы «История Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края, Департамента по делам казачества , военн...
Рабочая программа по Истории кубанского казачества 7 класс
Цели курса – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиц...
Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"5 класс
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Традиционная народная культура – явле...
Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...
Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону.
Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону....
Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»
Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать! Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...