Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.
Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.
Цель программы – создание представления о праздниках, обрядах и обычаях кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи, решаемые программой:
· Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
· Познакомить их с праздниками , обычаями и обрядами;
· Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
· Развивать творческие способности детей;
· Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obychay-obryad-tradiciya._prazdniki_kubanskogo_kazachestva.6_klass.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
_______Краснодарский край г.Курганинск_______________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5__________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №__1 от 30.08._2011 года
Председатель педсовета
_____________ Д.В.Ерыгин
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Обычай – обряд – традиция». Праздники кубанского казачества
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) ______6 класс___________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 Уровень ____________
(базовый, профильный)
Учитель Черепова Марина Валентиновна
Программа разработана на основе
Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007.(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
- Пояснительная записка
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.
Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.
Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.
Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических положений ведущих исследователей НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор».
Цель программы – создание представления о праздниках, обрядах и обычаях кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи, решаемые программой:
- Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
- Познакомить их с праздниками , обычаями и обрядами;
- Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
- Развивать творческие способности детей;
- Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.
Формы работы:
- Занятие – встреча;
- Занятие – заочная экскурсия;
- Занятие – гостиная;
- Занятие – экспедиция;
- Занятие – ученическая конференция;
- Занятие – творческий портрет;
- Занятие – праздник.
В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.
2. Содержание обучения. Содержание обучения.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Кубанское казачество и его культура. | 2 | 2 |
2 | Молодёжь в традиционной культуре казаков. | 3 | 3 |
3 | Обряды жизненного круга. | 8 | 8 |
4 | Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. | 3 | 3 |
5 | Календарный праздник глазами детей | 16 | 16 |
6 | Итоговое занятие. | 2 | 2 |
Итого | 34 | 34 |
Кубанское казачество и его культура.(1 час)
Молодёжь в традиционной культуре казаков. 3
Молодёжные вечеринки. Игры, песни. Игровые хороводы. (3часа) Сбор молодёжи на вечеринки. Оформление помещений. Формы оказания внимания противоположному полу. Игры и танцы в молодёжной среде.
Обряды жизненного круга. 8
Свадебный обряд. Свадебные песни и причитания. (4часа) Представления казаков о браке. Брачный возраст. Санкция на брак со стороны старших. Свадебный обряд как самый сложный. Прощальные ритуалы в доме невесты. Виды свадебных песен.
Проводы на службу. Песни при проводах на службу. (4часа) Проводы казак4а на службу – граница жизненного цикла. Конь – верный спутник казака. Материальная культура проводов (рушник, платок…). Участники обряда. Структура проводов. Ритуалы.
Старики в казачье станице. Духовные стихи. 2
Зрелость и старость. Старики в казачьей станице.(3 часа) Возраст старости. Одёжный комплект старика. Роль стариков на казачьем круге. Духовный стих как жанр. Особенности и источники сюжетов .
Погребальный обряд. Причитания. (1час) Представления о смерти как форме перехода в другой мир. Мир предков и отношения с ними живущих.
Календарный праздник глазами детей.(16 часов)
Календарный круг как цикл.(1 час) Народные представления о течении времени по кругу. Деление года на сезоны. Праздник и ритуал как основная форма разграничения времени.
Зимние Святки. Колядки, щедровки.(3 часа)
Время зимних Святок в народном календаре. Рождество. Новый Год, Крещение – главные праздники зимних святок. Детское колядование и щедрование.
Масленица и масленичные песни.(3 часа) Содержание праздника Масленицы. Обрядовая еда: блины, вареники. Обряды встречи и проводов Масленицы. Чучело Масленицы, его формы и действия с ним.
Великий пост (2часа) Содержание периода: духовная подготовка к Пасхе. Ограничения и их смысл. Поведение детей в пост.
Пасха. Весенние хороводы.(2 часа) Содержание праздника. Обрядовая еда, одежда. Игры и увеселения на улице. Музыкальные тексты Пасхи.
Вознесение. (1 час) Содержание праздника.
Троица. Ивана Купала.(3 часа) Содержание праздника. Основные компоненты праздника: украшение зеленью домов, выход на реку, в лес, гадание на венках. Троицкие хороводы. Легенды и былички об Иване Купала. Представления о кладах. Купальские песни.
Лето , труд в поле.(2 часа) Летний сезон, труд в поле. Поговорки и пословицы о земле. Обрядовые песни.
Итоговое занятие. 2
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
- Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
- Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
- Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
- Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т.1.
- Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
- Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967.
Согласовано Согласовано
на заседании МО заместитель директора по ВР
классных руководителей
Протокол № 1 от29.08.2011г. _____________С.Н.Суханова
Руководитель МО « 30 »августа 2011 года
_________ Е.В..Золотухина
Согласовано
Заместитель директора по УМР
__________Л.М.Проценко
30 августа 2011 год.
Краснодарский край г.Курганинск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МБОУ СОШ № 5
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружка «Обычай – обряд – традиция». Праздники кубанского казачества.
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 6
Учитель Черепова Марина Валентиновна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1 от 30 августа 2011 г
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ п/п | Разделы программы, темы уроков | кол час | Дата план | Дата фак тич | Коррек ция | ИКТ |
1 | Кубанское казачество и его культура. | 1 | ||||
2 | Молодёжь в традиционной культуре казаков. | 3 | ||||
Молодёжные вечеринки. Формы работы девушек. | 3 | Презента ция по теме | ||||
3 | Обряды жизненного круга. | 8 | Презента ция по теме | |||
Свадебный обряд. | 4 | |||||
Проводы на службу. | 4 | Презента ция по теме | ||||
4 | Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. | 3 | Презента ция по теме | |||
Старики в казачье станице. | 2 | |||||
Погребальный обряд. | 1 | |||||
5 | Календарный праздник глазами детей. | 16 | ция по теме | |||
Календарный круг как цикл. | 1 | |||||
Зимние Святки. Содержание праздника. Исполнение обрядов. | 3 | ция по теме | ||||
Масленица. Обрядовая еда. | 3 | |||||
Великий пост. | 2 | |||||
Пасха. Обрядовая еда. | 2 | Презента ция по теме | ||||
Вознесение. | 1 | |||||
Троица. Обряды, связанные с КУКУШКОЙ. | 3 | Презента ция по теме | ||||
Лето. Труд в поле .обряды, связанные с окончанием уборки урожая. | 2 | Презента ция по теме | ||||
6 | Итоговое занятие. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса для 7-8 классов "Обычаи и традиции тувинцев"
Автор программы настаивают на изучении традиций и обычаев в школе в качестве учебного предмета, исходя из того, что они представляют собой своеобразную систему воздействия на умы и сердца, волю и чувс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"
Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 5 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 6 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 7 класс...