Главные вкладки
Программа тренингов для школьных лагерей с дневным пребыванием по командообразованию и личностному росту.
методическая разработка (5 класс) на тему
Программа рассчитана на 21 день смены, учитывает возрастные особенности ребят, педагогические и психологические характеристики смены. Состоит из 4 этапов, каждый из которых в определенный период решает свои задачи. Логика программы от простого к сложному.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа тренингов для школьных лагерей с дневным пребыванием по командообразованию и личностному росту.
Программа рассчитана на 21 день смены, учитывает возрастные особенности ребят, педагогические и психологические характеристики смены. Состоит из 4 этапов, каждый из которых в определенный период решает свои задачи. Логика программы от простого к сложному.
Цель: создать условия для формирования среды общения, являющейся желательной для ребенка, для его самоопределения, самореализации и самопознания, а также для психо-эмоционального благополучия через общение, которое будет являться фактором оздоровления в ВДК.
1. Научить детей общаться через тренинги общения.
2. Научить анализировать собственную деятельность.
3. Помочь ребенку определиться в выборе предлагаемой деятельности.
Важно не только само проведение тренингового упражнения, но что еще более значимо — его обсуждение.
1 этап — диагностический и формирующий.
Знакомство ребят друг с другом, с вожатыми, установление
доброжелательных отношений в коллективе, работа на сплочение отряда.
1. “Мои 5 самые...” :
· самые презираемые качествами человека;
· самые близкие люди;
· самые ненавистные явления в жизни;
· самые веселые и смешные события в жизни;
· самые любимые произведения искусства;
· самых главных дел, которые мечтаешь совершить;
· самых ценных в жизни вещей;
· самых лучших книг;
· самых дорогих мест...
2. “Экспромт” (задания в конверте).
· прочитай свое любимое стихотворения;
· расскажи самую смешную историю, случившуюся с тобой или с твоими знакомыми;
· раскажи самое значительное (радостное) событие в твоей жизни;
· задай присутствующим вопрос, какой тебе хочется;
· попробуй похвалить за что-нибудь двух мальчиков и двух девочек;
· тебя угостили яблоком в нашем присутствии,твои действия;
· назови пословицу или поговорку, которая лучше всего отражает твою жизненную позицию;
· подари календарик кому-нибудь, найди повод для этого подарка;
· назови не менее 5 правил “нехорошего” тона;
· попробуй описать свою будущую семью: жену, детей, внуков;
· возьми кофету и угости кого-нибудь из присутствующих, сказав при этом слова благодарности;
· скажи не менее 5 слов-комплиментов;
· назови 5 самых нехороших слов, связанных со школой;
· твоя любимая книга? почему?;
· идешь по дороге и находишь сверток, твои действия;
· назови 5 самых хороших слов, связанных со школой;
· веришь ли ты в приметы, в какие?
· если бы вернуть назад последние 9 лет, как бы ты изменил свои (школьные годы, отношения с друзьями, с родителями).
3. “Угадай кто я?”
Каждый состовляет подробную психологическую самохарактеристику, где должно быть неменее 10-12 предложений, признаков человека. Затем все написанное сдается руководителю, он все перемешивает и зачитывает вслух одну за другой эти характеристики. Группа пытается узнать — чья это характеристика?
4. “Пресс-конференция”.
Один из участников садится в круг, и группа задает ему в течение 1 минуты любые вопросы на любую тему.
5. “Мои плюсы и минусы” (при прогулке).
Участники становятся вкруг, взявшись за руки и повернув все головы направо. Каждый по кругу говорит впереди стоящему товарищу свои недостатки (я ленивый; иногда, я бываю грубым и т.д.). Затем, повернув голову налево, говорим комплименты своему товарищу, стоящему слева, при этом обязательно называем его имя.
6. “Построиться по...” (при прогулке, лучше на скамейке, где ограничено пространство).
За определенное время поэтапно группа пытается построиться по:
· цвету волос;
· цвету глаз;
· теплоте рук;
· размеру рук;
· по дням рождения;
· по начальной букве имени (по возрастанию, убыванию);
· по росту (с закрытыми глазами);
7. “Слепая цепочка”.
Участники становятся друг за другом, положив руки на плечи впередиидущего товарища, закрывает глаза. Предварительно выбирается человек, которому все члены группы доверяют свою жизнь. Этот человек становится первым — у него глаза открыты. Все участники упражнения имеют право говорить. По команде и указаниям ведущего цепочка начинает идти, путешествуя через различные препятствия. Важно пройти с наименьшими потерями для участников (чтобы никто не ушибся, не упал).
8. “Крушение”.
Участникам упражнения дается 15 минут для обсуждения условия задания и принятия соответствующего решения.
Условие:
“Вы плывете на теплоходе, который внезапно терпит крушение и начинает тонуть. Есть только плот размером 1,2 метра (для 30 участников тренинга), на котором вы можете спастись. Следует помнить, что воды касаться нельзя, так как человек сразу погибнет. Все скрытые в трюме теплохода ядохимикаты при крушении оказались на поверхности воды. Ваша задача спастись всем без потерь и продержаться на плоту 2 минуты, после чего придет помощь, за вами прилетит вертолет.”
2 этап — формирующий, по ситуации реабилитирующий.
Установление доверительных отношений, отношений искренности и откровенности между ребятами.
1. “Колокольчик”.
Участники делятся на группы (7-8 чел.) и становятся в плотный круг, прижавшись друг к другу плечом.
Участники первым в круг выбирают человека, который больше всего в данном кругу нуждается в поддержке товарищей. Он, участник №1(У-1), становится в середину круга, закрывает глаза и не открывает их до тех пор пока не разрешит ведущий. В процессе выполнения задания У-1 не отрывает от пола ноги и не разъединяет их.
По команде ведущего люди, стоящие в кругу, прикасаются открытыми ладонями к У-1 (на уровне плеч, груди) и медленно по часовой стрелке начинают его вращать, передавая с рук на руки. Амплитуда вращения постепенно увеличивается.
Упражнение выполняется в течение 1 минуты, затем амплитуда вращения становится меньше с каждым разом, и У-1 ставят в исходное положение.
В середине круга должен побывать каждый человек. Выбор происходит или по каким-то критериям (самый тихий, самый добрый, яркий человек...) или поочередно (У-1 выбирает У-2, У-2 выбирает У-3...).
2. “Телефон доверия”.
Инструкции:
“Представьте себе, что Вы набрали номер телефона доверия. О чем бы Вы хотели спросить дежурного специалиста? Задайте по очереди свой вопрос. Ответом может быть коллективное обсуждение или чье-то персональное высказывание, но обязательно в рамках роли специалиста, отвечающего на вопрос клиента.”
3. “Паутинка”.
Участники встретились с препятствием — “паутиной” (веревкой, натянутой между двумя деревьями, с 6-7 отверстиями, через которые может пробраться человек). Задача участников преодолеть это препятствие с наименьшей потерей товарищей.
Условие:
Через каждое отверстие может перебраться только 3 человека (группа- 30 человек), остальные поверх “паутинки”. При прикосновении к “паутинке” участник выбывает из группы.
4. “Обрыв”(парапет, бардюр, стол или другая возвышенность).
По очереди каждый из участников(У-1, У-2...) оказывается на “обрыве”. Все остальные участники находятся внизу обрыва, вытянув вперед руки, ловят своего товарища У-1, У-2...
У-1,сложив руки определенным образом (сцепив в замок, крестом на груди), закрыв глаза, с предупреждением о своей готовности, услышав положительный ответ, падает на руки участников.
3 этап — формирующий, по ситуации реабилитирующий.
Установление доброжелательных отношений между ребятами, в частности между мальчиками и девочками.
1. “Катастрофа”.
Все участники сидят в кругу. Им задается условие, затем по кругу каждый высказывает свое мнение.
Условие:
“Через 5 минут космический корабль, капитаном которого Вы являетесь, потерпит крушение. На корабле есть спасательная капсула, вмещающая только 5 человек. Капсула после взрыва корабля приземлится на планету, где никогда не жил человек, но жизнь там возможна. Вы никогда не вернетесь на Землю. Вам предстоит назвать 5 человек, которые спасутся от взрыва, объяснив почему именно эти люди.”
После выбора, когда каждый участник выскажется, ведущий просит подняться тех людей, которых хотя бы раз назвали. Им дается право, по одному по желанию сказать прощальные слова оставшимся на корабле.
! Правильный ответ: в капсуле должен отправиться капитан (как ответственное лицо с правом командования) и 4 человека, которых он назовет. Всего должно отправиться 3 мальчика, 2 девочки (объяснение — продолжение рода, защита, обустройство, ведение хозяйства и т.д.)
2. “Подарки”
Все участники по кругу высказываются: “Что бы я хотел подарить сидящему рядом?”Называется именно то, что , по-мнению говорящего, могло бы по-настоящему обрадовать человека, которому сделали такой подарок. Затем тот, кому подарили благодарит и объясняет действительно ли он был бы рад этому подарку и почему.
3. “Внимание”.
Все члены группы встают в различные позы. Один из участников (У-1), находясь в центре, старается запомнить всех в этих живописных позах. На это ему дается минута. Затем он закрывает глаза, 5 человек меняют что-то в своей позе, при чем делается это таким образом, чтобы У-1 не мог этого услышать. У-1, открыв глаза, должен определить кто же изменился и в чем.
4. “Волшебное слово”.
Вся группа встает тесным кольцом , крепко взявшись за руки. Один из участников по жребию или по желанию становится в круг. Он должен найти такие слова, доводы, интонацию, жесты при обращении к кому-либо из группы, чтобы тот поверил в его искренность и захотел выпустить “узника” из круга. Если первая попытка неудачная, можно попробовать еще раз.
5. “Слепой — поводырь”
Все участники разбиваются на пары (мальчик + девочка). Сначала девочки ведут за руку мальчиков, словесно предупреждая их об опасности. У мальчиков завязаны глаза. Пары идут друг за другом с расстоянием в 1 м по дороге с препятствиями, указанной ведущим. Затем пары меняются ролями. Тренинг длится 40 минут, по 20 на каждую роль.
4 этап — Диагностический как для педагогов, так и для ребят.
1. “Созвучие”.
Двое участников группы, встав спиной друг к другу, по сигналу ведущего начинают удаляться в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какой-либо подсказки со стороны группы или друг друга. Они должны почуствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать то же самое. Затем они обмениваются своими ощущениями.
2. “Число круга”.
Все сидят в кругу. Участникам задается определенное число (в зависимости от количества участников). По команде ведущего все одновременно выбрасывают любое количество пальцев. Заданное число должно совпасть с суммой пальцев, выброшенных в круг.
3. “Счет до...”.
Участники находятся в кругу с закрытыми глазами. Их задача досчитать до ...(сколько самих участников) без единой ошибки (без пауз, по одному), если не получилось с первого раза, то пробуется еще до тех пор пока не будет выполнено задание.
4. “Пропасть” (скамейка, парапет, бардюр, стол или другая возвышенность).
Все члены группы стоят в цепочке, плечом к плечу над “пропастью”. Необходимо, чтобы каждый участник, начиная с “хвоста”, прошел в начало цепочки с помощью и поддержкой своих товарищей и не упасть. Задание выполняется молча, лицом к друзьям спиной к пропасти.
5. “Электрическая стена” (“оголенный электрический провод” — натянутая веревка на уровне груди).
Условие:
Участникам группы необходимо за 15 минут перебраться через препятствие с наименьшими потерями. Касание веревки или того, к чему она привязана означает “смерть” участника, он выбывает из группы.
6. “Круг друзей”.
Участники стоят в кругу. Ведущий начинает игру. Находящийся у него в руках клубок ниток он передает человеку (кому хочет), называя его имя, говорит ему спасибо, объясняя за что. Получивший клубок наматывает ниточку на палец, натягивая ее, и передает следующему. В итоге получается “узор отношений” вашей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней" предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...
Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при МКОУ "Кодинская СОШ №4" работает на протяжении 15 лет. Программа работы имеет несколько направлений - оздоровительное, спортивное, трудово...
Программа летнего спортивно - оздоровительного лагеря с дневным прибыванием детей "Олимпийские надежды"
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья детей...
Программа для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Мультландия"
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможносте...
Программа летнего пришкольного лингвистического лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа расчитана на детей начальных классов и содержит Пояснительную записку, Характеристику участников программы, Педагогическую идею, Целевой блок, Критерии и способы оценки качества р...
Анализ работы летнего школьного лагеря с дневным пребыванием
Анализ работы школьного лагеря с дневным пребыванием 2014-2015 уч.год...
План работы профильного краеведческого школьного лагеря с дневным пребыванием детей
План работы школьного профильного краеведческого лагеря с дневным пребыванием детей...