Проект «Что такое гражданин? Отечества достойный сын!»
методическая разработка по английскому языку по теме
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Учебная дисциплина «иностранный язык», относясь к предметам гуманитарного цикла, обладает большим потенциалом в деле патриотического воспитания учащихся. Наиболее приемлемой формой патриотического воспитания на уроке английского языка является совокупность форм и методов нравственно-патриотического, героико-патриотического и национально-патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chto_takoe_grazhdanin.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Что такое гражданин?
Отечества достойный сын!»
Автор проекта:
Пророк Наталия Владимировна
учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 40»
г. Братск, Иркутская обл.
2012 г.
Актуальность проекта
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Учебная дисциплина «иностранный язык», относясь к предметам гуманитарного цикла, обладает большим потенциалом в деле патриотического воспитания учащихся. Наиболее приемлемой формой патриотического воспитания на уроке английского языка является совокупность форм и методов нравственно-патриотического, героико-патриотического и национально-патриотического воспитания.
«Патриотизм – это такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость». (И. Ф. Харламов. Педагогика. Курс лекций)
Таким образом, патриотизм включает:
- Чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос человек;
- Заботу об интересах Родины;
- Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаем и традициям;
- Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Для формирования патриотизма нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются:
- Потребностно-мотивационный:
осуществляется прежде всего в системе учебных занятий и в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации.
- Когнитивно-интеллектуальный:
включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. Формы работы: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно – этнографические вечера, организация поисковой работы.
- Эмоционально-чувственный:
состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Важно, чтобы эти качества были не просто усвоены, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы деятельности и поведения. Необходимо создание таких ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинается складываться своя внутренняя позиция.
- Поведенческий и волевой:
формирует способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Необходимо включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды общественно-полезной деятельности, туристcко- краеведческая работа, историко-краеведческие конференции, празднование историко-юбилейных дат.
Исходя из этих компонентов, определяющих в итоге истинного человека, гражданина - патриота, мною представлен проект, в котором присутствует выход на социокультурные компетенции, которые реально и качественно реализуют одну из важнейших задач воспитания – гражданина родного Отечества.
Цель проекта:
Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания (на уроках английского языка и во внеурочное время) для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.
Задачи проекта:
- Развивать гражданственность и патриотизм личности на основе формирования элементов правовой, нравственной культуры;
- Обогащать социальный опыт личности;
- Помогать личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании;
- Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий;
- Создание условий для сохранения физического, психического, нравственного здоровья учащихся;
- Разработать и внедрить в учебный процесс модель формирования патриотизма у учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время;
- Осуществить диагностическое сопровождение процесса формирования патриотизма у учащихся.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект рассчитан на учебный год. В нем принимают участие учащиеся 5 - 9 классов МОУ «СОШ №40» г. Братска, педагоги, родители.
Первый этап – подготовительный (конец августа, начало сентября): согласование плана мероприятий с участниками проекта, диагностика учащихся.
Второй этап – осуществление проекта (середина сентября - май):
проведение мероприятий, запланированных проектом, по необходимости коррекция плана.
Третий этап – подведение итогов (конец мая): анализ прошедших мероприятий, анкетирование и диагностика учащихся, их родителей.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
(темы мероприятий соответствуют темами разделов УМК Биболетова М.З.)
Класс | Раздел учебника | Мероприятия |
5-9 | - | Заседание МО учителей иностранного языка с целью обсуждения методов, приемов для осуществления проекта |
9 | - | Организация спецкурсов: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ ГИДА – ПЕРЕВОДЧИКА |
8 | - | Ломоносовские чтения: «Быть ли иностранным словам в русской речи?» |
5 | Hello! Nice to See You Again! |
|
We Are Going to Travel |
| |
Learning More about Each Other |
(о людях разных профессиях) | |
Learning More about London |
| |
Неделя английского языка |
| |
6 | Faces of London |
|
Animals in our life |
| |
Living Together |
| |
We Have a Lot in Common |
| |
Неделя английского языка |
| |
7 | The World Teenagers Competition |
|
Meet the Winners of the International Teenagers Competition |
| |
Look at Teenager Problems: School Education |
| |
Sport is fun |
| |
Неделя английского языка |
| |
8 | It’s a wonderful planet we live on |
|
The World’s best friend is you |
| |
MASS MEDIA: GOOD OR BAD |
| |
Trying to Become a Successful Person |
| |
Неделя английского языка |
| |
9 | Families and Friends: Are We Happy Together? |
|
It is a big world. Start traveling now. |
| |
CAN WE LEARN TO LIVE IN PEACE? |
| |
MAKE YOUR CHOICE, MAKE YOUR LIFE |
| |
Неделя английского языка |
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированность высокого уровня гражданского самосознания и ответственности у школьников.
- Воспитание у учащихся гордости за свой город, принадлежность к Иркутской области и Российской Федерации.
- Сформированность гражданско-правовой компетентности школьников.
- Приобретение опыта общественно полезной гражданской деятельности.
- Развитие у молодежи потребности в изучении истории края и Отечества.
- Овладение учащимися навыков социального поведения и применение их в повседневной жизни.
- Овладение учащимися способностью к толерантности и сотрудничеству.
- Сплочение детских коллективов. Развитие творческих способностей детей и подростков, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
- Социальный опрос учащихся, классных руководителей, родителей учащихся.
- Диагностики: нравственной мотивации, отношения к жизненным ценностям, этики поведения, нравственной самооценки
- Возросшый интерес и активность учащихся в мероприятиях гражданско – патриотической направленности.
- Увеличение числа человек, которые становятся известными людьми в городе из числа выпускников МОУ «СОШ №40»
В заключение хочется отметить, что преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев традиций и, и прежде всего, языка другого народа. Целенаправленное и систематическое применение материалов, которые давали бы знания об истории, традициях, людях на уроках английского языка, атмосфера урока, сопоставления событий и выводы являются эффективной формой патриотического воспитания учащихся.
Список литературы
- Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2004.
- Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; 2007.
- Интернет-ресурсы: allbest.ru/pedagogics; Pedsovet.su; http:/www.ntf.ru «Открытый класс»; prosv@lipetsk.ru «Проекты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный урок "Гражданин-Отечества достойный сын!"
Открытый урок по обществознанию в 6 классе с презентацией.В нем даются такие понятия как Гражданин, гражданственность, патриот. Расширяются знания о государственной символики России и Адыгеи....
Программа элективного курса "Великого Отечества достойные сыны"
Элективный курс «Великого Отечества достойные сыны» предполагает занятия с юношами 8 – 11 класса. Курс рассчитан на 64 часа. В качестве помощников и собеседников ...
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника Отечества", факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные периоды истории....
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника отечества", факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные периоды истории. Особый ...
Проект военно - патриотического воспитания. «Отечества-достойные!» на 2010-2015 годы.
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство - силою его патриотизма. Одна из важнейших проблем современной России – проблема во...
Внеклассное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию "А что такое гражданин? Отечества достойный сын!"
Велика и могуча наша страна, но главной гордостью были и остаются люди, граждане Российской Федерации.А что значит быть достойным гражданином?Гражданин России – это человек, любящий Родину...
"Кто такой гражданин? Отечества достойный сын"
Выпуск № 7 школьного интерактивного журнала «СанаториК» представляет обобщение опыта патриотического воспитания учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....