Музыкально-литературная гостиная "Кто сказал, что нету места песням на войне"
методическая разработка (5 класс) на тему
Материал раскрывает духовную силу и мощь песен военных лет, способствовавших победе над фашизмом.
формирует у школьников патриотическую позицию, воспитывает любвь к Родине, к советским военным песням и исполнителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экспонаты музея | 28.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Классный час для 5 «Б» класса.
Тема: «Кто сказал, что нету места песням на войне?»
Цель: показать духовную силу и мощь песен военных лет, способствовавших победе над фашизмом
Задачи:1. формирование у школьников патриотической позиции
2. воспитание любви к Родине, к советским военным песням и исполнителям.
3. воспитание чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне, уважение к героям и участникам Великой Отечественной войны.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный материал ( видеоролики «Священная война», «На безымянной высоте», «Дороги», «Тёмная ночь», «Синий платочек», «Валенки», «День победы»; песни «Землянка», «Катюша», «Победа»), стихи, фотографии военных лет, письма детей о воевавших родственниках.
1. Ребята, а кто из вас знает, какую великую дату будут отмечать в мае 2015 года жители очень многих стран, и что это за праздник, к которому так трепетно и почтительно относятся все жители нашей страны?
2. Правильно, 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. 70 лет прошло! Много это или мало? Для вас 11летних это очень много, для семидесятилетних бабушек и дедушек –это целая жизнь, а для ветеранов, на чью юность выпали тяжелейшие испытания дорогами войны, это было, как вчера. Но, не смотря на разный возраст, мы все знаем о тех суровых военных годах, через которые прошел наш народ. Знаем из фильмов, книг, воспоминаний, а еще из песен, песен военных лет. На сегодняшнем классном часе мы будем вести разговор о тех событиях, вспоминая песни военных лет, потому, что песня всегда считалась душой народа и через нее нам легче будет проникнуться атмосферой военного времени.
3. Ребята, а когда началась Великая Отечественная война?
- ответ
Война началась внезапно, в 4 часа утра. Накануне закончились школьные выпускные балы. Представьте: выпускники, встречающие рассвет нарядные, молодые, счастливые, строящие планы на будущее… все оборвалось в одно мгновение жестким колючим словом «Война!»
4. Конечно, все осознавали важность и необходимость что-то сделать для Родины, но также были чувства неуверенности, смятения, а может быть и страха. И в такой напряженный, драматичный момент нужна была песня, которая бы сплотила людей, подняла боевой дух, вселила веру в победу. И уже через 2 дня после начала войны в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни под названием «Священная война». Автор стихов- поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач. А на четвертый день композитор Александр Васильевич Александров написал музыку, и песня зазвучала по радио.
(голос Левитана и песня «Священная война» видеоролик)
-Какими интонациями пронизана эта песня? (твёрдые, решительные, героические, смелые). Как вы думаете, какие чувства испытывали те, кто ее слышал в первые дни войны? (гордости, смелости)
Учитель: правильно, ребята, это песня-гимн, песня –боец. В ней слышен голос справедливого народного гнева, правды, перед которыми бессилен враг.
5. Вся страна, от мала до велика поднялась на защиту Родины! Каждый чувствовал: кто, если не я поможет общему делу борьбы с врагом! Специально для классного часа вы записали воспоминания своих бабушек и дедушек, родителей о ваших воевавших прадедах, которые сложились в стену Памяти. Некоторые из воспоминаний мы сейчас послушаем. (Болтаева Варя, Дисалиева Алина).
6. Наверняка, кто-то из ваших прадедов в годы войны побывал в ситуации, описанной поэтом Михаилом Матусовским, который просматривая военные блокноты, нашел запись о подвиге восемнадцати солдат на Безымянной высоте, он был потрясен героизмом ребят. Родились стихи. Музыку написал композитор Вениамин Баснер. Так появилась песня, которая впервые прозвучала в фильме «Тишина» (видеоролик «На безымянной высоте»). Из подвигов людей складывались песни. Ребята, мой дядя тоже сражался на войне, в Сталинграде, в сентябре 1942 г., в разгар ожесточённых боёв. Был командиром взвода. Дважды был ранен, но по выздоровлении вернулся в строй. Героически погиб на Украине, у незнакомого посёлка, в октябре 1943 года. Похоронен в братской могиле.
Да, на войне требовались выдержка, героизм, стальная сила воли! Кто-то отдавал жизнь во имя спасения Родины, кому-то везло, по счастливой случайности он оставался жив.
Света Балакшина и Щетинин Егор написали рассказ как раз об этом.
7. Длинные, невероятно долгие дороги войны, которые пришлось проползти, проехать, прошагать солдатам.
Мы шли в морозы,
Шли в пургу.
Нам ветры
Пели,
Пели,
Пели.
Нас ночью
Холод гнул в дугу-
Мы шли,
Мы кутались в шинели. (Клочков Женя)
Луна светила
Сквозь слюду,
Холодные
Мерцали звёзды.
Мы даже спали на ходу,
Шли утром рано.
Ночью - поздно. (Назаров Дима)
Мы шли,
И грохала война,
И леденили кровь разрывы,
Мы шли,
И ахала луна,
Дивясь,
Что мы ещё все живы. (Миронов Никита)
(видеоролик песни «Дороги»)
Не только на передовой «ковалась» долгожданная победа, но и в партизанских отрядах, в тылу. Письма- воспоминания о своих прадедах нам прочтут: Курышова Саша, Зайцев Кирилл.
8. Как редки были минуты отдыха на войне, кто-то курил, кто-то чистил оружие, кто-то латал гимнастерку, но обязательно каждый старался в затишье написать хоть короткую весточку домой. Советский поэт Алексей Сурков осенью 1941года с фронта написал жене 16 поэтических строк, которые потом стали известны и любимы по всему Советскому Союзу. Эти строчки, обретя музыкальную «рубашку» при помощи композитора Константина Листова превратились в песню. Так родилась знаменитая песня «Землянка», которая молниеносно облетела все фронты. Давайте попробуем спеть её (исполнение «Землянки»).
Ребята, как вы думаете, почему так важна была для солдат связь с родными, любящими людьми? (воспоминание о близких согревало души солдат, придавало им сил, рождало справедливый порыв прогнать врага, вернуть мир в свои дома, прежнюю спокойную жизнь). И песня «В землянке», которую напевали солдаты, как раз помогала им испытывать эти чувства. Ребята, а иногда, даже на войне люди знакомились друг с другом и создавали семьи. Алина Корпич расскажет об истории, которая произошла с её прадедушкой и прабабушкой.
9. Поэт Александр Трифонович Твардовский в уста своего героя - Теркина вложил очень правильные слова, «Кто сказал, что нету места песням на войне, после боя сердце просит музыки вдвойне!». Действительно, песня поднимала дух, заряжала оптимизмом, дарила надежду, веру в победу. И чем проще, незатейливей были слова и мелодия, тем быстрее песня приживалась в окопах. Например, «Катюша» - песня композитора Блантера на слова Матусовского была написана до войны, но стала одной из самых любимых в годы Великой Отечественной. Вспомним её? (Поют)
Что значит песня для солдата?
Она – улыбка, что из дома взята.
А в час привала,
Она письмо, что милая прислала!
Что значит песня, песня для солдата?
Солдат без песни, как без автомата.
Он с песней дружен,
А вот без песни он обезоружен!
Что значит песня, песня для солдата?
Порой она — последняя граната.
За нею следом,
К нему приходит трудная победа.
Чтобы поддержать солдат, создавались фронтовые бригады, которые за годы войны провели 1,5 миллиона творческих встреч, спектаклей, концертов. Не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые бригады. Вместе с красной армией артисты прошли весь путь войны, сражаясь оружием искусства. Они порой выступали на импровизированной сцене- кузове автомобиля, в военных штабах и просто под открытым небом. (маленький видеоролик) Марк Бернес, Клавдия Шульженко. Мне бы хотелось, чтобы вы, услышав эти голоса, запомнили искренность, правдивость, человечность, звучащую в их песнях.
Видеоролик : М. Бернес «Темная ночь», К. Шульженко «Синий платочек»
12. Мне бы хотелось вспомнить ещё об одной певице военных лет. Её имя- Лидия Русланова, кстати, наша землячка, родилась в саратовской губернии. Лидия Андреевна всю войну прошла с фронтовыми бригадами, пела разные песни. Но была такая песня, от которой солдаты пускались в пляс при первых же аккордах. М.Солонина: «Валенки»- старинная песня в исполнении Лидии Руслановой, но часто исполнявшаяся во время войны. Знаменательно то, что эту песню Лидия Русланова спела в Берлине 2 мая 1945г, у стен рейхстага. Солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас «Валенки, не подшиты, стареньки», которые до самого Берлина дошагали! (видеоролик) Л.Русланова «Валенки».
-Как вы думаете, ребята, почему разговор, о войне, о военных песнях который состоялся сегодня, так важен для нас? - (Песня- это ещё и память. А для нас она очень важна, т.к. мы в 2015 г. будем праздновать 70- летие Победы, вспоминать подвиги героев старшего поколения, называть их имена, благодарить, но, самое главное- делать правильные выводы из исторических событий нашей страны.) (видеоролик на оконцовку)
13. Песни военных лет…Сколько их, прекрасных, незабываемых! Всё в них есть: горечь отступления в первые месяцы войны и радость Победы, интересные рассказы о боевых подвигах и суровых буднях. Но важно и ценно то, что по прошествии времени они живут и не старятся, трогают нас укрепляя в нас память. Давайте наш разговор завершим песней, посвященной великому празднику Дню Победы! (видеоролик «День победы», дети подпевают)
Приподнимаясь над постелью,
В предсмертный час
Для сына диктовал:
«Передаю тебе родную землю,
Которую я вновь отвоевал.
Настанет время,
И дорогой вешней
По волнованью луговой травы
Ты в жизнь пойдешь,
Не выходи без песни,
Не опускай веселой головы.
Она подарком не дается свыше,
Умея жить и все одолевать,
Я сделал все,
Чтоб ты ее услышал,
Узнал ее и смог ее понять.
Ребята, вы видите, что на нашем уроке представлены реликвии военных лет. Глядя на них, ещё достовернее вырисовываются картины военной жизни. У нас в гимназии существует музей Боевой славы, где эти ценные вещи хранятся. Мне хочется, чтобы вы почаще туда заглядывали, вспоминали наш разговор. А все ваши письма о родных, подготовленные к уроку, уйдут в Книгу Памяти, которая хранится в музее. Я уверена, что ваши дедушки, бабушки, смотрящие на нас с фотографий, верят в то, что вы никогда не допустите войны в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)
Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....
Внеклассное чтение "Кто сказал, что надо бросить песню на войне" 5 класс
На одном из уроков литературы мы знакомились с поэзией Великой Отечественной войны. До стихов ли, до песен ли в такое время? Но песни далеких грозных лет звучат и сегодня как память о той страшн...
Сценарий тематического концерта «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»
Предназначен для педагогов дополнительного образования отдела музыкально-хорового творчества, учителей музыкальных и общеобразовательных школ...
Классный час "Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки в двойне!"
Открытый час общенияв 10 классе «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки в двойне!»...
распоряжение о проведении конкурса "Кто сказал, что нужно бросить песни на войне"
Конкурс песни "Кто сказал, что нужно бросить песни на войне", посвящён 74 годовщине победы в Великой Отечественной войне.Цель:Развитие интереса и приобщение подрастающего поколения к героиче...
Сценарий конкурса военной патриотической песни « Кто сказал, что надо бросить песню на войне»
Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов по немецким войскам Советской армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снов...
Всероссийский Урок Победы, Посвященный 79-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне…»
Данное мероприятие направлено на формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов у...