Сценарий тематического концерта «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»
методическая разработка (5 класс) на тему

Викторова Наталья Ивановна

Предназначен для педагогов дополнительного образования отдела музыкально-хорового творчества, учителей музыкальных и общеобразовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_kto_skazal_chto_nado_brosit_pesnyu_na_voyne.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное   бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  

 «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

Сценарий

тематического концерта

«Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»

(предназначен для педагогов дополнительного образования отдела музыкально-хорового творчества, учителей музыкальных и общеобразовательных школ)

Авторы: педагоги дополнительного образования хоровой студии «Тоника»

Викторова Наталья Ивановна

Шаповалова Татьяна Васильевна

 База: Лицей №1

 

Всеволожск

   2017 г.      

Ход сценария

 

 

 1-я ведущая:  Война и песня: на первый взгляд, что может быть общего между

                     ними? Ведь все ужасы военного времени не оставляют места для              

                       песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе    

                     и на привале, а иногда и в бою.

2-я ведущая:  Кто сказал, что надо бросить

                     Песню на войне?

                     После боя сердце просит

                     Музыки вдвойне?

1-я ведущая:  Конечно, ведь именно песни позволяли солдатам, хоть ненадолго,

                     вернуться в мирное время. А в решительные минуты помогали  

                     избавиться от  страха и усталости.

2-я ведущая:  Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок  

хранились блокноты с записями фронтовых песен. Устраивались   полевые концерты, которые помогали на время забыть обо всех  горестях и трудностях. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты  знали строевые песни как личное  оружие.

                     Говорилось, что фронтовая песня  -  это вторая винтовка, что враг

                     боится песни больше, чем огнестрельного оружия ,  потому что

  боец - песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не          

                     отступая.  

 1-я ведущая:  С песней «Священная война» на вокзалах Москвы родные и    

близкие провожали  солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучала почти как военная присяга.

2-я ведущая:  Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие                   на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Эта песня передавалась                    из уст в уста, ее пели и в бою и на привале. Да и сейчас, почти    

                      семьдесят лет спустя «Священная война» известна и является  

                      символом нашей Победы.

 Звучит песня « Священная война».

1-я ведущая:  Знали люди, что война - это пропасть, это гибель... Но веря в

победу над врагом матери, жены, сестры ждали своих                          фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали,

надеялись и писали письма.

1-й чтец:    Этот маленький белый листок

                     Посылаю в землянку к тебе,

                     Чтобы строчками этими мог

                     Часто думать в бою обо мне,

                     Не давая пощады врагу,

                     Чтоб, в землянке порой находясь,

                     Знал: любовь я твою берегу,

                     Вспоминаю тебя каждый час.

                     Знаю я: презираешь ты смерть

                     Ради нашей с тобою любви,

                     И мне хочется чуть посмотреть

                     На черты дорогие твои.

                     Но ведь, милый, грохочет война,

                     Рыщет враг по просторам родным,

                     И любовь наша, наша судьба

                     Проверяется в дыме войны...

                     Не тоскуй же, герой дорогой!

                     Этим самым хочу я сказать:

                     Далеко ты, но в сердце с тобой,

                     Вижу я дорогие глаза...

                     Ветер песню мою унесет,

                     Чтоб тебе, помогала в бою.

                     Помни: девушка верит и ждет

                     И любовь, и победу твою!

1-я ведущая:  Стихи простые,  но  сколько в них надежды и любви!

                     Такие письма были необходимы солдату, они помогали ему в

                     трудную минуту, согревали теплом любящего сердца.  

                     Не случайно символом верности и надежды стала девушка  

                     Катюша из песни Матвея Блантера  на стихи Михаила  

                     Исаковского.

 2-я ведущая:  Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не

                     думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность...

                     «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что

                     пытался разрушить беспощадный фашист.  Песня эта в дни

                     войны стала  популярной  не только в нашей стране.

                     Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!

1-я ведущая:  С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в

                    руках - и тут же упал, сраженный  вражеской пулей. Но друзья

                    солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было  под

                    Понырями, на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню,

                    остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в  

                    окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены  и

                    торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской

                    пушки в селе Теплое.

2-й чтец:    Встал солдат, но не шагнуть солдату:

                     Мать-старушка в деревенской хате

                     Долго будет горько слезы лить,

                     В тяжком горе рвать виски седые,

                     Ждать и за околицу ходить...

                     Мертвые остались молодыми,

                     Сколько б мы ни продолжали жить.

2-я ведущая: Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем, что

                     на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова.

                     Складывались все новые и новые варианты песни, в них

                       рассказывалось о Катюше - партизанке, Катюше - бойце, Катюше-  

                     медицинской сестре.

1-я ведущая: Все мы любим милую «Катюшу»,

                     Любим слушать, как она «поет»:

                     Из врага выматывает душу,

                     А друзьям отваги придает.

                     С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных  

                       лесах сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные  

                     реактивные минометы - грозное оружие, которого панически  

                     боялись враги.

 Звучит песня «Катюша».

2-я ведущая:  Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты

                        Богословского на стихи В.Агатова «Темная ночь».  Она  передает

                      атмосферу короткого фронтового затишья, когда солдаты, забыв о

смерти,  делятся своими мечтами, надеждами. На фронте она обычно звучала в часы отдыха: кто-то дремал,

                    кто-то негромко заводил песню…

Звучит «Темная ночь» Богословского.

1-я  ведущая: В июле 1941 года состоялось одно из самых страшных сражений

                     на полуострове Рыбачий, после которого из 15 тысяч бойцов в

                     живых осталось всего 22, среди них Николай  Букин, автор

                     стихотворения «Не жить мне без моря». В нем поэт выразил

                     чувства людей, уходящих от родных берегов  в  Баренцево

                     море для смертельной схватки с врагами.

2-я ведущая:  А в 1944 году композитор Евгений Жарковский сочинил музыку

                    на эти стихи, назвав песню «Прощайте,  скалистые горы».  

                    В Североморске был открыт памятник   защитникам советского

                      Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Каждые 30 минут

                    механической записи звучат первые такты песни североморцев -

                    «Прощайте, скалистые горы».

Звучит «Прощайте, скалистые горы» Жарковского.

1-я ведущая: Бьется в тесной печурке огонь,

                     На поленьях смола, как слеза.

                     И поет мне в землянке гармонь

                     Про улыбку твою и глаза...

2-я ведущая:  Эти   строки вовсе не предназначались для песни.

                      Они были написаны военным корреспондентом Алексеем

                      Сурковым в письме к жене осенью 1941 года под Истрой -

                      вылились из сердца после тяжелого фронтового дня.  

                      Тогда слова:  

                      До тебя мне дойти нелегко,

                      А до смерти - четыре шага...

                     были для него не только поэтическим образом, но и

                     пронзительной, пережитой реальностью...  И только спустя три

                     месяца композитор Константин Листов написал музыку.

Звучит  «В землянке» Листова.

 1-я ведущая: Задорная, зажигательная и очень мелодичная песня «Три            

танкиста» была написана в конце 30-х годов к музыкальной   комедии «Трактористы». В песне нашла отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев-танкистов, участников боев на Хасане. Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду.

2-я ведущая: С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной  

                     войны в короткие и редкие минуты солдатских привалов.  

                     Вспомним в «Теркине» у Твардовского:

И сменивши пальцы быстро,

                     Он, как будто на заказ,

                     Здесь повел о трех танкистах,

                     Трех товарищах рассказ,

                     Не про них ли слово в слово,

                     Не о том ли песня вся.

                     И потупились сурово

                     В шлемах кожаных друзья.

Звучит «Три танкиста» Покрасс.

1-я ведущая:  Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу,

                     помогая людям сплотиться в час этой страшной беды. Песня

  объединяла людей, как бы  протягивая нить между фронтом  и

  тылом, между передовой и родным домом.

 Звучит «В лесу прифронтовом» Блантера.

1-я ведущая: После окончания Великой Отечественной войны поэты и

                     композиторы продолжали создавать песни, посвященные теме

                     войны. Песня «На безымянной высоте» была написана поэтом

                     Матусовским и композитором   Баснером в начале 60-х годов.

2-я ведущая: События, о которых поется в этой песне, не выдуманы.

                     Все это было в действительности. Там, где Калужская область

                     соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка.  

1-я ведущая:  Сколько их, безымянных таких высоток оказывались подчас

                     серьезной преградой на пути наших войск освобождающих

                     родную землю. Несколько раз поднимались в атаку наши

                     воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но

                     безуспешно. А захватить ее нужно было, во что бы то ни стало.

2-я ведущая:  Эту боевую задачу взялись выполнить группа воинов 718-го

                     стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-

                     добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Прошин.

                     Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к

                     вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели

                       высотой. А потом героически удержали ее, истекая кровью, но не

                     сдаваясь.

 Звучит «На безымянной высоте» Баснера.

 1-я ведущая:  В 1969 году,  более 40 лет назад, композитор Ян Френкель  

написал песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова, впоследствии облетевшую весь мир.

2-я ведущая: Мне кажется порою, что солдаты,

                     С кровавых не пришедшие полей,

                     Не в землю нашу полегли когда-то,

                     А превратились в белых журавлей.

Звучит  «Журавли» Френкель.

1-я  ведущая:  Когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и  

пляской! Появлялись новые песни, рассказывающие о радости и надежде на новую, возрожденную после военных лет жизнь.

2-я ведущая:  Мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни

                    тех далеких лет мы поем, играем и сейчас, потому что они

                    помогают нам стать ближе к тем великим людям, кто смог      

 выстоять в ужасные годы войны, помнить и чтить память    

 погибщих, стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Звучит песня «Дороги».

 Участники исполнения сценария под музыку песни «День Победы» организованно выходят из зала.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)

Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....

Внеклассное чтение "Кто сказал, что надо бросить песню на войне" 5 класс

На одном из уроков литературы мы знакомились с поэзией Великой Отечественной войны. До стихов ли, до песен ли в такое время?  Но песни далеких грозных лет звучат и сегодня как память о той страшн...

Классный час "Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки в двойне!"

Открытый час общенияв 10 классе «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки в двойне!»...

распоряжение о проведении конкурса "Кто сказал, что нужно бросить песни на войне"

Конкурс песни "Кто сказал, что нужно бросить песни на войне", посвящён 74 годовщине победы в Великой Отечественной войне.Цель:Развитие интереса и приобщение подрастающего поколения к героиче...

"Кто сказал,что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!" - В. Лебедев-Кумач.

Статья к отчётному концерту народного отдела "Музыкальная весна", посвящённого памяти артистов фронтовых бригад ВОВ....

Проект " Кто сказал, что надо бросить песни на войне?"

Проект представлен в виде презентации .  Проект "Песни рожденные войной"  предполагает издание книги солдатского песенного фольклора  на основе записей из  фронтовой...

Сценарий конкурса военной патриотической песни « Кто сказал, что надо бросить песню на войне»

Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов по немецким войскам Советской армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снов...