Сценарий тематического концерта «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»
методическая разработка (5 класс) на тему
Предназначен для педагогов дополнительного образования отдела музыкально-хорового творчества, учителей музыкальных и общеобразовательных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kto_skazal_chto_nado_brosit_pesnyu_na_voyne.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
Сценарий
тематического концерта
«Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»
(предназначен для педагогов дополнительного образования отдела музыкально-хорового творчества, учителей музыкальных и общеобразовательных школ)
Авторы: педагоги дополнительного образования хоровой студии «Тоника»
Викторова Наталья Ивановна
Шаповалова Татьяна Васильевна
База: Лицей №1
Всеволожск
2017 г.
Ход сценария
1-я ведущая: Война и песня: на первый взгляд, что может быть общего между
ними? Ведь все ужасы военного времени не оставляют места для
песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе
и на привале, а иногда и в бою.
2-я ведущая: Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне?
1-я ведущая: Конечно, ведь именно песни позволяли солдатам, хоть ненадолго,
вернуться в мирное время. А в решительные минуты помогали
избавиться от страха и усталости.
2-я ведущая: Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок
хранились блокноты с записями фронтовых песен. Устраивались полевые концерты, которые помогали на время забыть обо всех горестях и трудностях. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие.
Говорилось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг
боится песни больше, чем огнестрельного оружия , потому что
боец - песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не
отступая.
1-я ведущая: С песней «Священная война» на вокзалах Москвы родные и
близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучала почти как военная присяга.
2-я ведущая: Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Эта песня передавалась из уст в уста, ее пели и в бою и на привале. Да и сейчас, почти
семьдесят лет спустя «Священная война» известна и является
символом нашей Победы.
Звучит песня « Священная война».
1-я ведущая: Знали люди, что война - это пропасть, это гибель... Но веря в
победу над врагом матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали,
надеялись и писали письма.
1-й чтец: Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне,
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
Знаю я: презираешь ты смерть
Ради нашей с тобою любви,
И мне хочется чуть посмотреть
На черты дорогие твои.
Но ведь, милый, грохочет война,
Рыщет враг по просторам родным,
И любовь наша, наша судьба
Проверяется в дыме войны...
Не тоскуй же, герой дорогой!
Этим самым хочу я сказать:
Далеко ты, но в сердце с тобой,
Вижу я дорогие глаза...
Ветер песню мою унесет,
Чтоб тебе, помогала в бою.
Помни: девушка верит и ждет
И любовь, и победу твою!
1-я ведущая: Стихи простые, но сколько в них надежды и любви!
Такие письма были необходимы солдату, они помогали ему в
трудную минуту, согревали теплом любящего сердца.
Не случайно символом верности и надежды стала девушка
Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила
Исаковского.
2-я ведущая: Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не
думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность...
«Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что
пытался разрушить беспощадный фашист. Песня эта в дни
войны стала популярной не только в нашей стране.
Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!
1-я ведущая: С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в
руках - и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья
солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под
Понырями, на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню,
остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в
окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и
торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской
пушки в селе Теплое.
2-й чтец: Встал солдат, но не шагнуть солдату:
Мать-старушка в деревенской хате
Долго будет горько слезы лить,
В тяжком горе рвать виски седые,
Ждать и за околицу ходить...
Мертвые остались молодыми,
Сколько б мы ни продолжали жить.
2-я ведущая: Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем, что
на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова.
Складывались все новые и новые варианты песни, в них
рассказывалось о Катюше - партизанке, Катюше - бойце, Катюше-
медицинской сестре.
1-я ведущая: Все мы любим милую «Катюшу»,
Любим слушать, как она «поет»:
Из врага выматывает душу,
А друзьям отваги придает.
С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных
лесах сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные
реактивные минометы - грозное оружие, которого панически
боялись враги.
Звучит песня «Катюша».
2-я ведущая: Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты
Богословского на стихи В.Агатова «Темная ночь». Она передает
атмосферу короткого фронтового затишья, когда солдаты, забыв о
смерти, делятся своими мечтами, надеждами. На фронте она обычно звучала в часы отдыха: кто-то дремал,
кто-то негромко заводил песню…
Звучит «Темная ночь» Богословского.
1-я ведущая: В июле 1941 года состоялось одно из самых страшных сражений
на полуострове Рыбачий, после которого из 15 тысяч бойцов в
живых осталось всего 22, среди них Николай Букин, автор
стихотворения «Не жить мне без моря». В нем поэт выразил
чувства людей, уходящих от родных берегов в Баренцево
море для смертельной схватки с врагами.
2-я ведущая: А в 1944 году композитор Евгений Жарковский сочинил музыку
на эти стихи, назвав песню «Прощайте, скалистые горы».
В Североморске был открыт памятник защитникам советского
Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Каждые 30 минут
механической записи звучат первые такты песни североморцев -
«Прощайте, скалистые горы».
Звучит «Прощайте, скалистые горы» Жарковского.
1-я ведущая: Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза...
2-я ведущая: Эти строки вовсе не предназначались для песни.
Они были написаны военным корреспондентом Алексеем
Сурковым в письме к жене осенью 1941 года под Истрой -
вылились из сердца после тяжелого фронтового дня.
Тогда слова:
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага...
были для него не только поэтическим образом, но и
пронзительной, пережитой реальностью... И только спустя три
месяца композитор Константин Листов написал музыку.
Звучит «В землянке» Листова.
1-я ведущая: Задорная, зажигательная и очень мелодичная песня «Три
танкиста» была написана в конце 30-х годов к музыкальной комедии «Трактористы». В песне нашла отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев-танкистов, участников боев на Хасане. Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду.
2-я ведущая: С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной
войны в короткие и редкие минуты солдатских привалов.
Вспомним в «Теркине» у Твардовского:
И сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь повел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ,
Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся.
И потупились сурово
В шлемах кожаных друзья.
Звучит «Три танкиста» Покрасс.
1-я ведущая: Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу,
помогая людям сплотиться в час этой страшной беды. Песня
объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и
тылом, между передовой и родным домом.
Звучит «В лесу прифронтовом» Блантера.
1-я ведущая: После окончания Великой Отечественной войны поэты и
композиторы продолжали создавать песни, посвященные теме
войны. Песня «На безымянной высоте» была написана поэтом
Матусовским и композитором Баснером в начале 60-х годов.
2-я ведущая: События, о которых поется в этой песне, не выдуманы.
Все это было в действительности. Там, где Калужская область
соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка.
1-я ведущая: Сколько их, безымянных таких высоток оказывались подчас
серьезной преградой на пути наших войск освобождающих
родную землю. Несколько раз поднимались в атаку наши
воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но
безуспешно. А захватить ее нужно было, во что бы то ни стало.
2-я ведущая: Эту боевую задачу взялись выполнить группа воинов 718-го
стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-
добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Прошин.
Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к
вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели
высотой. А потом героически удержали ее, истекая кровью, но не
сдаваясь.
Звучит «На безымянной высоте» Баснера.
1-я ведущая: В 1969 году, более 40 лет назад, композитор Ян Френкель
написал песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова, впоследствии облетевшую весь мир.
2-я ведущая: Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Звучит «Журавли» Френкель.
1-я ведущая: Когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и
пляской! Появлялись новые песни, рассказывающие о радости и надежде на новую, возрожденную после военных лет жизнь.
2-я ведущая: Мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни
тех далеких лет мы поем, играем и сейчас, потому что они
помогают нам стать ближе к тем великим людям, кто смог
выстоять в ужасные годы войны, помнить и чтить память
погибщих, стать сильнее, мужественнее, человечнее.
Звучит песня «Дороги».
Участники исполнения сценария под музыку песни «День Победы» организованно выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)
Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....
Внеклассное чтение "Кто сказал, что надо бросить песню на войне" 5 класс
На одном из уроков литературы мы знакомились с поэзией Великой Отечественной войны. До стихов ли, до песен ли в такое время? Но песни далеких грозных лет звучат и сегодня как память о той страшн...
Классный час "Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки в двойне!"
Открытый час общенияв 10 классе «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки в двойне!»...
"Кто сказал,что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!" - В. Лебедев-Кумач.
Статья к отчётному концерту народного отдела "Музыкальная весна", посвящённого памяти артистов фронтовых бригад ВОВ....
Проект " Кто сказал, что надо бросить песни на войне?"
Проект представлен в виде презентации . Проект "Песни рожденные войной" предполагает издание книги солдатского песенного фольклора на основе записей из фронтовой...
Сценарий конкурса военной патриотической песни « Кто сказал, что надо бросить песню на войне»
Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов по немецким войскам Советской армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снов...
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»
Сценарий конкурса военно-патриотической песни....