Место школы в культуре Санкт-Петербурга ( урок памяти Д.С.Лихачева)
статья на тему
Для Д.С.Лихачева патриотизм был не абстрактным понятием, а выражал, прежде всего, кровную привязанность человека к своей « малой родине», любовь к краеведению, воспитывающую по его словам « духовную оседлость» .
Д.С.Лихачев был , в подлинном смысле этого слова , « ревнителем просвещения». Он одним из первых на заре перестройки заговорил о необходимости гуманитаризации образования и воспитания.
Д.С.Лихачев неоднократно обращал внимание на то, что в современной школе наиболее актуальными являются задачи воспитания молодых граждан России.
Сегодня гражданское образование становится необходимой составной частью образовательного процесса в российской школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок памяти Д.С.Лихачева | 44.5 КБ |
Презентация к уроку памяти Д.С.Лихачева | 865 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги !
28 ноября 1906 родился Дмитрий Сергеевич Лихачев. Масштаб личности этого человека, длина прожитого им таковы, что , вспоминая о нем, думаешь о судьбе России на протяжении ХХ столетия.
« Жизнь-это драгоценнейший дар , он дается не зря : не для мелочей , не для собирания мебели и устройства своей квартиры , не для покупки машин . Он дается для какой-то огромной, великой цели . Вы подумайте, природа создавала человека миллионы лет . И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжить созидательную деятельность . Она может быть продолжена в маленьких областях и в больших областях , в очень престижных и в не очень престижных. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро , накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря. » - ответил на вопрос : в чем Вы видите смысл жизни ? Д.С.Лихачев на встрече в Останкино в 1980 году.
Вся долгая жизнь ученого явилась подтверждением этих слов. Он умер 30 сентября 1999 г. , всего лишь около месяца не дожив до 93 лет
Почти ровесник века , Д.С.Лихачев испытал на себе крутые повороты судьбы, до конца испил чашу страданий и потрясений , через которые прошел весь наш народ. И в то же время это была счастливая жизнь : он достиг пика своей академической карьеры и был признан как великий ученый и гражданин не только в нашей стране, но и за рубежом.
Для Лихачева патриотизм был не абстрактным понятием, а выражал, прежде всего, кровную привязанность человека к своей « малой родине», любовь к краеведению, воспитывающую по его словам « духовную оседлость» . Д.С.Лихачев был , в подлинном смысле этого слова , « ревнителем просвещения». Он одним из первых на заре перестройки заговорил о необходимости гуманитаризации образования и воспитания.
Из уст в уста передавалась его знаменитая фраза :
« Интеллигенция есть категория нравственная…а потому интеллигентом притвориться нельзя» .
Встает вопрос : « Суждено ли ХХ1 веку стать веком гуманитарной культуры » и какие проблемы возникают в связи с гуманитаризацией образования ?
Образование понимается как способ становления человека в культуре. И с этих позиций одной из центральных проблем является соотношение свободы и ответственности.
Не случайно Франкл в своей книге « Человек в поисках смысла» рассказывает о том, как он хотел обратиться к правительству США с предложением установить на западном побережье Статую Ответственности , в противоположность высящейся на восточном берегу Статуе Свободы , потому что именно в этих полярностях человек и существует как человек.
Итак, идея гуманистического образования , а также необходимость гуманизации системы образования для последующей модернизации неразрывно связаны со школой , обладающей гражданскими правами. Что это значит ?
- Создание основы ценностей под девизом : терпимость и этика ответственности;
- Гласность в новой системе обучения и успеваемости под девизом : требование и поддержка личной инициативы;
- Глобализация и европеизация образования по формуле : культурное разнообразие в единстве.
Образование, решая поставленные задачи, не должно расщеплять единую цель воспитания российской школы: формировать « нового человека »гражданского общества.
« … Образование, подчиненное задачам воспитания… возрождение репутации человека как чего-то высшего , которым должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах, то, что нам нужно в ХХ1 веке » - Д.С.Лихачев.
Господствующая у нас идея образования, которая охватывает и среднюю, и высшую школу , и даже дошкольную систему, является принципиально ошибочной , потому что она приравнивает среднюю школу к высшей, и задачей средней школы оказывается то, что и дало название Министерству, Академии- образование !
Образование есть не что иное , как процесс передачи и усвоения знаний. И если в высшей школе действительно освоение наук является главной целью ( сюда приходят сложившиеся взрослые люди, будущие специалисты) , то для средней школы образование не может стать главной целью.
Мы очень гордимся уровнем нашего образования , тем, что наши молодые программисты востребованы в США, и умалчиваем о том, что выпускники нашей современной школы являются гуманитарно невежественными людьми – они не знают историю, не умеют грамотно писать и говорить, не знакомы с великой русской литературой и искусством. Это не вина их, а беда, но мы почему –то не связываем такое положение дел с ситуацией в школе. Вспомните массовые хулиганства в Москве, движение скинхедов в Санкт-Петербурге- культурной столице России, избиение иностранных студентов, увлечение наркотиками, царящее на улицах хамство , сквернословие, которое стало нормальным явлением жизни.
Кстати, не могу не привести еще одно высказывание Лихачева :
« Вернейший способ узнать человека- его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, что он говорит ».
Но ведь все они : скинхеды, неофашисты, хулиганы – выпускники наших школ !
Разумеется, экономическая система образования обеспечивается недостаточно , но, представьте себе, что средств на образование будет дано в 3 раза больше. Изменит ли это положение дел ? .
Главная проблема нашего образования заключается в том, что ,
изгнав из школы коммунистическую систему воспитания , мы вообще лишили ее ( школу) воспитательной функции. И сегодня некоторые руководители Министерства и Академии говорят : «Воспитание- это не дело школы , дело школы – образование…
Воспитание – это дело семьи..»
Но надо смотреть правде в глаза : современная семья лишена возможности полноценного воспитания детей. Вместо семьи роль воспитателя в доме выполняет телевидение. А оно , наше ТВ, невзирая на положительные и отрицательные стороны с точки зрения взрослых людей, с педагогической точки зрения ведет преступную политику.
Насилие и убийство стало некоей нормальной формой разрешения противоречий в жизни. ТВ пропагандирует, что деньги- высшая ценность, реклама- хозяйка, имеющая право прерывать любые речи (разве что, кроме речей Президента ) , а сумма денежного выигрыша- критерий в интеллектуальных играх.
До тех пор , пока будет сохраняться такое положение , никакие экономические меры проблемы школы не решат.
Школа должна противопоставить свое нравственное воздействие тому влиянию, которое оказывает ТВ на умы подрастающего поколения.
И питерской школе здесь отводится главная роль , ибо здесь зародилась русская интеллигенция , недаром даже москвичи признают Санкт- Петербург культурной столицей России.
Петербург- это не только архитектура, фасады домов и тротуары. Хорошо, когда красят дома и мостят дороги.
Но Санкт-Петербург- это, прежде всего, петербуржцы, а петербуржцами не рождаются. Петербуржцев воспитывает , вернее должна воспитывать петербургская школа !
Дань памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева может и должна состоять , прежде всего, в том, чтобы вернуть С.-Петербургской школе значение приоритетного направления в политике властей СПБ, так как именно культура определяет действительную ценность Петербурга, если рассматривать его место в истории России, а сегодня, пожалуй, можно сказать и всего мира.
Д.С.Лихачев неоднократно обращал внимание на то, что в современной школе наиболее актуальными являются задачи воспитания молодых граждан России. И здесь важна систематическая работа , а не подмена отдельными « воспитательными » мероприятиями. Очевидно , что от роста сознательности и социальной активности граждан России , в первую очередь, молодежи в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.
И потому, как никогда актуальны сегодня слова Н.А. Некрасова :
А что такое гражданин ?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов , кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан !
В заключение добавлю несколько слов. Наша школа нуждается в ярком нравственном примере – примере ответственного отношения в своему делу , своей жизни, судьбам Родины.
Модернизация школьного образования не может быть сведена к организации профильного обучения в старших классах, введению ЕГЭ , информатизации учебного процесса Ее главный смысл состоит в реформировании отношений педагогов и учащихся, школы и родителей, учителей и школьной администрации, наконец, руководителей школ и органов управления образованием. Основой этих отношений должны стать нормы права и нормы морали.
Давайте начнем с самих себя . Вот выдержки из « неписанных учительских законов »:
1.Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть !
2.Если он живет во вражде – учится агрессивности.
3.Высмеивают- становится замкнутым.
4.Растет в упреках – учится жить с постоянным чувством вины.
И наоборот :
! Ребенка подбадривают – он учится верить в себя.
! Хвалят – он учится быть благодарным.
! Растет в атмосфере терпимости – учится понимать других, быть справедливым и верить в людей !
Хотелось бы, чтобы первый урок стал стартом учебного года, на протяжении которого эти нормы будут соблюдаться всеми и всегда.
Сегодня гражданское образование становится необходимой составной частью образовательного процесса в российской школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Жизнь-это драгоценнейший дар , он дается не зря : не для мелочей , не для собирания мебели и устройства своей квартиры , не для покупки машин . Он дается для какой-то огромной, великой цели . Вы подумайте, природа создавала человека миллионы лет . И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжить созидательную деятельность . Она может быть продолжена в маленьких областях и в больших областях , в очень престижных и в не очень престижных. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро , накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря. »
Место школы в культуре Санкт- Петербурга
« Интеллигенция есть категория нравственная…а потому интеллигентом притвориться нельзя» .
1. Создание основы ценностей под девизом : « терпимость и этика ответственности». 2. Гласность в новой системе обучения и успеваемости под девизом : « требование и поддержка личной инициативы». 3. Глобализация и европеизация образования по формуле : « культурное разнообразие в единстве ».
« … Образование, подчиненное задачам воспитания… возрождение репутации человека как чего-то высшего , которым должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах, то, что нам нужно в ХХ1 веке »
« Вернейший способ узнать человека- его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, что он говорит ».
А что такое гражданин ? Отечества достойный сын. Ах! Будет с нас – купцов , кадетов, Мещан, чиновников, дворян, Хватает даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан !
1.Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть ! 2.Если он живет во вражде – учится агрессивности. 3.Высмеивают- становится замкнутым. 4.Растет в упреках – учится жить с постоянным чувством вины.
! Хвалят – он учится быть благодарным. ! Ребенка подбадривают – он учится верить в себя. ! Растет в атмосфере терпимости – учится понимать других, быть справедливым и верить в людей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"
Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...
Статья "История и культура Санкт - Петербурга на уроках русского языка"
Статья "История и культура Санкт - Петербурга на уроках русского языка"...
План - конспект урока по физической культуре в 9 - В классе ГБОУ школа №482 г. Санкт – Петербурга "Сочетание приемов передвижений и остановок игрока в баскетболе. Передача мяча различными способами на месте и в движении".
1. Обучение техники приемов передвижений и остановок игрока вбаскетболе.2. Формировать двигательные умения при применение броска и ловли мяча.3. Формирование интереса к занятиям физической культурой, ...