Статья "История и культура Санкт - Петербурга на уроках русского языка"
статья по русскому языку (8 класс) на тему
Статья "История и культура Санкт - Петербурга на уроках русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_i_kultura_sankt_-_peterburga_na_urokah_russkogo_yaz.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
История и культура Санкт – Петербурга на уроках русского языка
Важнейшей функцией современного языкового литературного образования является культурообразующая функция: расширение общественного кругозора, развитие культуры личности, культура общения, культура, речи, культура вкуса, развитие эстетической восприимчивости эмоционального отношения к языку, речи, к своему городу. Приобщение к родиноведению, петербурговедческий и культурологический компоненты уроков являются для словесников одним из важнейших средств развития дара слова. Речевому развитию учащихся способствует текстоориентированное обучение, отбор интересного разнообразного по содержанию дидактического материала для уроков русского языка и развития речи.
В своей практике я использую следующие формы краеведческого материала:
- словарные диктанты;
- словарная работа по материалам экскурсий, посещения спектаклей;
- дидактический материал к урокам;
- сочинения разных жанров;
- изложения подробные и сжатые;
- диктанты с творческими заданиями;
- описания любимых уголков Петербурга;
- рассказы о любимых музеях;
- отзывы о спектаклях, о книгах, рассказы о Санкт – Петербурге
Вот примеры некоторых форм работы на уроках, посвященных Петербургу:
8 класс. Повторение в начале года. Объяснительный диктант
Объяснительный диктант. 6 – 8 классы
Много красивых, интересных городов и в Европе, и в Америке, но им трудно сравниться с Петербургом в прелести и неповторимом своеобразии.
Простор Марсова поля и изящный ажур решетки Летнего сада, гладь Невы в зыбком свете белых ночей и строгий покой Стрелки Васильевского острова, жесткая, четкая графика Петропавловской крепости и парадные дворцовые фасады — все в этом городе воспринимается сердцем и навеки остается в памяти.
Впитывайте в себя город: ходите в музеи и театры, просто ходите по улицам и площадям, и перед вами оживут страницы исторической биографии Петербурга, Петрограда, Ленинграда: столица Российской державы, город переворотов и революций, блокадная крепость...
90 слов.
Дидактический материал к урокам
7—9 классы
Осень в Петербурге. Летний сад весною и осенью.
Самая восхитительная, самая упоительная, самая новая и в одно и то же время самая старая новость в Петербурге — осень! О да... осень, грязная, бледная, холодная, сырая, без солнышка, с седым небом, с седыми днями, с темными ночами...
В Летнем саду грустно: желтые листья лежат на дорожках, как клочки разорванной бумаги на полу в кабинете писателя или как папильотки в будуаре аристократки; гуляющих почти нет. Летний сад весною и осенью — какая безграничная разница! Это свет и тьма, день и ночь, улыбка и слезы... Многие жалуются на петербургский климат; но всем и каждому известно, что уже в апреле месяце в Летнем саду повсюду цветут розы, прелестные, пышные, роскошные, душистые, упоительные; между этими розами встречаются и лилии — нежные, прозрачные, белее карарского мрамора, даже ярке русского снега, озаренного русским солнцем!..
125 слов.
(И.И.Панаев. «Петербургский фельетонист», очерк. 1841 г.)
Примечание.
Текст может быть использован при подготовке к сочинению о Летнем саде, о Петербурге (стиль речи, лексика передачи эмоционального состояния, особенности построения предложений); при изучении роли в речи имен прилагательных, обособленных определений, однородных членов, бессоюзных сложных предложений...
Комплексный анализ текста
Наступили ранние сумерки: фонарей нельзя было за жечь, и скоро зат...нувший город погрузился в н...чную тьму: казалось, что это последняя ночь, от которой не будет рассвета.
По Офицерской, Крюкову каналу и Галерной выехали на Сенатскую площадь. Здесь еще сильнее выла буря, а над белеющ...й во мраке пеною возвышался памятник: на бронзовом коне гигант с протянутой рукою. И нельзя было понять, что значит это мановение: укр...щает или поднимает бурю?
В это же время с другой стороны подъехал катер гене рала Бенкендорфа с пылающ...м факелом. Красные блески черные тени упали на «Медного всадника» и как будто ожил он задвигался. Гранитное подножье залило водою: черная вода, осв...щенная красным огнем, стала как кровь. И казалось, он скачет по кровавым волнам.
(Из книги Д.Мережковского «Александр Первый»)
Задание к тексту.
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста, озаглавьте его.
2. Определите стиль текста, тип речи. Обоснуйте свою точку зрения.
3. Какие два цвета контрастируют в тексте? Что значит этот контраст?
4. С помощью словаря определите значение слова мановение. Подберите к нему синоним. Можно ли это слово заменить синонимом? Докажите свою точку зрения.
5. Постройте схему первого предложения, объясните знаки препинания в нем.
6. Расставьте знаки препинания в следующем предложении: Красные блески черные тени упали на Медного всадника и как будто ожил он задвигался. Объясните постановку знаков препинания.
7. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.
8. В последнем абзаце найдите причастия, сделайте морфологический разбор одного из них.
9. Сделайте фонетический разбор слова кровь.
Дополнительный вопрос:
— Что известно Вам о памятнике «Медный всадник»?
Перед нами, словесниками, стоят задачи гуманизации образования, усиления практической направленности уроков, в формировании функциональной грамотности и общекультурной комплектности учащихся школ Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)
Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"
Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...
ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...
История Санкт-Петербурга на уроках немецкого языка
В статье описаны возможности проведения уроков, посвящённых истории и культуре Санкт-Петербурга....
Знакомство с историей Санкт-Петербурга на уроках иностранного языка
В школе при изучении иностранного языка необходимо уделять внимание страноведческим аспектам, в том числе истории и культуры родной страны. Примером такой работы может быть знакомство с историей и кул...
Формирование экологической культуры обучающихся через систему уроков русского языка
Судьба нашей страны, судьба всего человечества сегодня зависит от решения проблемы окружающей среды, проблемы сохранения мира. И именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подр...