Программа профильного отряда "Юный техник"
рабочая программа на тему

Соловьева Наталья Борисовна

     Программа деятельности летнего  профильного отряда ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_2015g.docx49.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                

ПРОГРАММА

  профильного отряда    детей

«Юный техник»

на базе МКОУ ДОД «СЮТ»

Составитель: педагог-организатор

МКОУ ДОД «СЮТ»

Соловьева Н.Б.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Летние каникулы – долгожданное время для всех детей. Этот период необходимо использовать как для отдыха и оздоровления, так и для развития  творческого потенциала детей, совершенствования их личностных возможностей, приобщения к труду и ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно - значимых сферах деятельности.

     Профильный отряд – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за учебный год  напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период  свободного общения детей.

       Профильный отряд  детей «Юный техник» расположен на территории города в здании  Муниципального казенного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников». В здании расположены учебные кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием и наглядным материалом для занятий кружковой работой.  Фойе   дает возможность проводить массовые мероприятия внутри здания. Непосредственно возле здания располагаются спортивная площадка для игры в баскетбол, волейбол, асфальтированная площадка для картингов.

Перечень организаторов программы.

Количество основных работников профильного отряда  на 5 дней из 20 детей составляет шесть  педагогических работников - начальник лагеря, 4 воспитателя и 1 организатор воспитательного процесса.  Воспитатели – это педагоги, первой квалификационной категории. Организатор воспитательного процесса – педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.   Обслуживающим персоналом являются сотрудники МКОУ ДОД «СЮТ». Питание   организуется ООО ТД «Карат» на договорной основе, расположенной поблизости с МКОУ ДОД «СЮТ».

     Программа деятельности летнего  профильного отряда ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

     Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания.

     

     Основная идея программы  - создание условий  для раскрытия творческих способностей детей, для самореализации. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой пять дней.

    Летний профильный отряд состоит из обучающиеся младших   классов, в возрасте от 10 до 12 лет.

           Хорошо организуемый каникулярный отдых обучающихся позволяет решать многие проблемы:

  • ребенок включается в разнообразные активные формы деятельности;
  • ребенок получает для себя ценный опыт и знания, учится применять их на практике;
  • создаются условия для творческого развития детей, их самореализации;
  • организуется оздоровительная деятельность по укреплению физического, психического и нравственного здоровья детей;
  • ребенок реализует свою потребность в общении, признании, уважении;
  • организуется занятость детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для них создается благоприятная среда обитания;
  • у детей развиваются здоровые привычки, чувство ответственности, дисциплины.

     Пребывание в профильном отряде  для каждого ребенка – это время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.  В этой системе основной акцент делается на удовлетворение интересов, желаний и потребностей ребёнка, самостоятельное планирование им своего времени, осуществление выбора занятия в соответствии со своими интересами.       Педагоги, реализующие в деятельности данную модель, придерживаются общей точки зрения: каждый ребёнок, при наличии необходимой помощи, исходя из своих желаний и возможностей, предоставленных СЮТ, сам определяет, чего он хочет, что необходимо ему для получения желаемого, организует работу по достижению поставленной цели.  В итоге,  руководство процессом воспитания в каникулярное время уже осуществляется не только педагогом, а педагогом совместно с детьми.

  Программа основана на следующих принципах:

  • гармонизации личности и среды – ориентация воспитания на максимальную самореализацию личности путем активизации внутренних ресурсов человека (личности);
  • гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания, спорта, быта, отдыха детей;
  • альтернативности – обеспечение многообразия видов деятельности;
  • саморазвития – создание условий и механизмов саморазвития лагеря;
  • свободы творчества - предполагает право выбора пути, темпа, форм и способов творческой деятельности, ролевой позиции, партнёров по общению и совместной творческой деятельности при подготовке и проведении творческих дел;
  • социальной активности – осуществляется через включение в реальные социально-значимые отношения при проведении мероприятий.

 

         Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по организации отдыха и деятельности обучающихся в летний период:

  1. Научно – техническое;
  2. Спортивно-оздоровительное;
  3. Гражданско-патриотическое;
  4. Экологическое.

 Цель программы:

         Создание условий для активного отдыха и развития учащихся, занятости их трудовой, экологической, творческой и спортивной деятельностью; укрепление здоровья детей в летний период; осуществление комплексного подхода к организации  отдыха детей в каникулярный период.

Задачи программы:

  1. Создание условий для организованного отдыха детей, пропаганда здорового образа жизни;
  2. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка;
  3. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру;
  4. Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период;
  5. Выявление и развитие у подростков организаторских и коммуникативных способностей.

         Участниками  данной программы являются обучающиеся СЮТ в возрасте от 10 до 12 лет.

        Срок реализации программы – период летних каникул.

        По продолжительности программа является краткосрочной и осуществляется в один этап с 01 по 05 июня 2015года  (продолжительность -5 дней).

В профильном отряде  детей организовано два отряда по 10 человек.

 

                         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

           Основная деятельность профильного отряда  направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Профильный отряд, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума.

            Находясь в профильном отряде, дети ежедневно включаются в различные виды деятельности:

           Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает занятия в   творческих объединениях, воспитательные мероприятия. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

         Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и  спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

    Культурно - досуговая деятельность состоит из  общеотрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, изготовление плакатов, экскурсии, просмотр кинофильмов и т. д.).

       Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

              Основными методами организации деятельности являются:

  1. метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  2. методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды и др.);
  3. методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  4. метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Направление

Формы деятельности

Научно – техническое.

Это направление         включает мероприятия, направленные на развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры, развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов,  воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности

Занятия в объединениях:

-  объединение  «Мастерская Самоделкина»;

-объединение «Деревянные узоры»;

- объединение  «Чудесная мастерская»;

-объединение «Волшебная пилочка»

Спортивно-оздоровительное.

В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.

Утренняя гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивные соревнования по волейболу, пионерболу, шашкам, шахматам, «Веселые старты», «Веселая скакалка» и др.

Конкурсы, беседы.

Гражданско-патриотическое воспитание. Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

 Конкурсы творческих работ, экскурсии в музеи, беседы.

Экологическое воспитание.

Это направление включает в себя мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к природе, любви к родному краю; создание условий для самоопределения каждого ребенка через выявление его интересов и способностей; организацию взаимодействия с внешним социумом;         обучение навыкам экологической культуры.

Беседы, конкурсы творческих работ.

 

КУЛЬТУРНО – МАССОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

  • Торжественное открытие профильного отряда
  • Конкурсы и выставки творческих работ «Огонь, нас не тронь», «ПДД достойны  уважения»
  • День рождения А.С. Пушкина
  • Конкурс рисунков «Россия – родина моя»
  •  Спортивные соревнования по волейболу, пионерболу, шашкам, шахматам, «Веселые старты», «Веселая скакалка»
  • Торжественное закрытие лагеря
  • Экскурсии.

Дата

Содержание

Место проведения

Исполнитель

 Формы проведения мероприятий

1

2

3

4

5

I. Дела организационного периода

01.06.

2015г.

1. Орг. мероприятия по приёму и распределению детей по отрядам.

2. Инструктаж по ТБ.

3. Оформление отрядных уголков и уголка лагеря.

4. Анкетирование (на входе).

5. Праздник «Здравствуй, ПО!».

 СЮТ

 Начальник лагеря.

Педагог-организатор, воспитатели.

Воспитатели

Игры на знакомство, на сплочение коллектива.

02.06.

2015г.

6. Посещение  детского праздника, посвященного Дню защиты детей.

СК «ТЕМП»

Отдых, развлечения, прогулка на свежем воздухе.

II. Дела основного периода

01.06.

2015г.

1. Открытие смены ПО   «Город Мастеров».

2. Занятия в творческих мастерских.

 

СЮТ

Педагог-организатор, воспитатели

ПДО

 Программа с элементами викторины.

Кружковая работа.

03.06.

2015г.

 1. «История нашего города»

 2.  Беседа о профилактике ДТП, ПБ. Социальная акция совместно с сотрудниками ОГИБДД «Водитель, ты ведь тоже, родитель!»

3. День Пушкина

 Музей

СЮТ, перекресток ул. К.Либкнехта и ул. Ленина.

Библиотека им.Маршака

Воспитатели.

 Педагог-организатор,  воспитатели

Выставка-лекция.

Просмотр видеофильма, беседа-игра, социальная акция.

04.06.

2015г.

1. «Путешествие в страну ЗОЖ»

2. Творческие мастерские

3.Пионербол.

Игровая площадка

Учебные кабинеты

Воспитатели, педагоги.

Воспитатели, педагоги.

Игра по станциям

Кружковая работа

Игра.

05.06.

2015г.

1. «А в нашем отряде!»

2. «Закрытие профильного отряда»

Уличная площадка

Педагог-организатор.

 

Конкурс рисунков

 

III. Работа с родителями

Апрель-май

Выявление пожеланий  по организации деятельности лагеря

 

 Начальник лагеря

Опрос родителей

В течение смены

Решение организационных вопросов

 Начальник лагеря, воспитатели

Встречи с начальником лагеря, воспитателями

В течение смены

Привлечение родителей к организации и проведению массовых мероприятий

Начальник лагеря,

воспитатели,

педагог-организатор.

Участие в различных мероприятиях

В течение смены

Решение текущих вопросов, рассмотрение жалоб и предложений

Начальник лагеря

Индивидуальные беседы

IV. Индивидуальная работа с детьми

01.06.

2015г.

Соблюдение правил поведения, культуры общения; вопросы гигиены

Отрядные комнаты

Воспитатели

Беседы по отрядам

В течение смены

Выявление потребностей детей, удовлетворенности организацией смены лагеря.

Вожатые, воспитатели

Анкетирование

V. Работа с кадрами

  май

Подготовка и организация профильного отряда

Кабинет директора

Начальник лагеря,

Педагог-организатор.

Совещания воспитателей, педагогов, инструктажи

июнь

Обсуждение текущих дел

Кабинет директора

Начальник лагеря,

педагог-организатор,  воспитатели

Планёрки

Ожидаемые результаты.

  1. Организация полноценного отдыха детей;  оздоровление  обучающихся, укрепление  их здоровья.
  2. Укрепление физических и психологических сил детей,  развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний. Развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  3. Получение участниками  отряда умений и навыков индивидуальной и коллективно творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
  4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве СЮТ.
  5. Личностный рост участников смены.
  6.  Развитие навыков управления и взаимопомощи в ходе деятельности   отрядов.

  1. Снижение роста негативных социальных явлений среди детей и профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Ресурсное обеспечение Программы.

Финансирование расходов на реализацию мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
  2. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
  3. Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
  4. Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.
  5. Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
  6. Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
  7. Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
  8. Организация  летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
  9. Янкова  З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.
  10.  Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
  11.  Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря

Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни  летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....

Программа профильного экологического лагеря «Экос»

В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...

Рабочая программа (профильный уровень) 10 кл.

Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 10  класса (профильный уровень), региональный компонент,  межпредметные  связи, содержание учебного  материала, разв...

Программа профильного отряда музыкально-эстетического направления

Сделать летний отдых  более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья поможет профильный музыкальный отряд «MAXIMUS», где созданы усл...

Методическая разработка программы профильного обучения по алгебре в 11 классе (умк. Мордковича)

Программа по алгебре создана для работы в профильных классах по учебно-методическому комплекту А.Г.Мордковича....

программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»

Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...

Программа профильной (спортивно-технической) смены лагеря с дневным пребыванием при МКОУ ДОД «Исилькульская станция юных техников» «Технорёнок»

Цель: Создание оптимальных условий для полноценного отдыха, оздоровления, занятости детей в летний период. Задачи: Создать условия для гармоничного, всестороннего развития детей; Закрепить и расши...