Летние каникулы – долгожданное время для всех детей. Этот период необходимо использовать как для отдыха и оздоровления, так и для развития творческого потенциала детей, совершенствования их личностных возможностей, приобщения к труду и ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно - значимых сферах деятельности. Профильный отряд – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за учебный год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Профильный отряд детей «Юный техник» расположен на территории города в здании Муниципального казенного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников». В здании расположены учебные кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием и наглядным материалом для занятий кружковой работой. Фойе дает возможность проводить массовые мероприятия внутри здания. Непосредственно возле здания располагаются спортивная площадка для игры в баскетбол, волейбол, асфальтированная площадка для картингов. Перечень организаторов программы. Количество основных работников профильного отряда на 5 дней из 20 детей составляет шесть педагогических работников - начальник лагеря, 4 воспитателя и 1 организатор воспитательного процесса. Воспитатели – это педагоги, первой квалификационной категории. Организатор воспитательного процесса – педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории. Обслуживающим персоналом являются сотрудники МКОУ ДОД «СЮТ». Питание организуется ООО ТД «Карат» на договорной основе, расположенной поблизости с МКОУ ДОД «СЮТ». Программа деятельности летнего профильного отряда ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания. Основная идея программы - создание условий для раскрытия творческих способностей детей, для самореализации. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой пять дней. Летний профильный отряд состоит из обучающиеся младших классов, в возрасте от 10 до 12 лет.
Хорошо организуемый каникулярный отдых обучающихся позволяет решать многие проблемы: - ребенок включается в разнообразные активные формы деятельности;
- ребенок получает для себя ценный опыт и знания, учится применять их на практике;
- создаются условия для творческого развития детей, их самореализации;
- организуется оздоровительная деятельность по укреплению физического, психического и нравственного здоровья детей;
- ребенок реализует свою потребность в общении, признании, уважении;
- организуется занятость детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для них создается благоприятная среда обитания;
- у детей развиваются здоровые привычки, чувство ответственности, дисциплины.
Пребывание в профильном отряде для каждого ребенка – это время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. В этой системе основной акцент делается на удовлетворение интересов, желаний и потребностей ребёнка, самостоятельное планирование им своего времени, осуществление выбора занятия в соответствии со своими интересами. Педагоги, реализующие в деятельности данную модель, придерживаются общей точки зрения: каждый ребёнок, при наличии необходимой помощи, исходя из своих желаний и возможностей, предоставленных СЮТ, сам определяет, чего он хочет, что необходимо ему для получения желаемого, организует работу по достижению поставленной цели. В итоге, руководство процессом воспитания в каникулярное время уже осуществляется не только педагогом, а педагогом совместно с детьми. Программа основана на следующих принципах: - гармонизации личности и среды – ориентация воспитания на максимальную самореализацию личности путем активизации внутренних ресурсов человека (личности);
- гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания, спорта, быта, отдыха детей;
- альтернативности – обеспечение многообразия видов деятельности;
- саморазвития – создание условий и механизмов саморазвития лагеря;
- свободы творчества - предполагает право выбора пути, темпа, форм и способов творческой деятельности, ролевой позиции, партнёров по общению и совместной творческой деятельности при подготовке и проведении творческих дел;
- социальной активности – осуществляется через включение в реальные социально-значимые отношения при проведении мероприятий.
Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по организации отдыха и деятельности обучающихся в летний период: - Научно – техническое;
- Спортивно-оздоровительное;
- Гражданско-патриотическое;
- Экологическое.
|
Основная деятельность профильного отряда направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Профильный отряд, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Находясь в профильном отряде, дети ежедневно включаются в различные виды деятельности: Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает занятия в творческих объединениях, воспитательные мероприятия. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира. Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона. Культурно - досуговая деятельность состоит из общеотрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, изготовление плакатов, экскурсии, просмотр кинофильмов и т. д.). Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива. Основными методами организации деятельности являются: - метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды и др.);
- методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Направление | Формы деятельности | Научно – техническое. Это направление включает мероприятия, направленные на развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры, развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов, воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности | Занятия в объединениях: - объединение «Мастерская Самоделкина»; -объединение «Деревянные узоры»; - объединение «Чудесная мастерская»; -объединение «Волшебная пилочка» | Спортивно-оздоровительное. В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику. | Утренняя гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе. Спортивные соревнования по волейболу, пионерболу, шашкам, шахматам, «Веселые старты», «Веселая скакалка» и др. Конкурсы, беседы. | Гражданско-патриотическое воспитание. Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
| Конкурсы творческих работ, экскурсии в музеи, беседы. | Экологическое воспитание. Это направление включает в себя мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к природе, любви к родному краю; создание условий для самоопределения каждого ребенка через выявление его интересов и способностей; организацию взаимодействия с внешним социумом; обучение навыкам экологической культуры. | Беседы, конкурсы творческих работ. |
|
КУЛЬТУРНО – МАССОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ: - Торжественное открытие профильного отряда
- Конкурсы и выставки творческих работ «Огонь, нас не тронь», «ПДД достойны уважения»
- День рождения А.С. Пушкина
- Конкурс рисунков «Россия – родина моя»
- Спортивные соревнования по волейболу, пионерболу, шашкам, шахматам, «Веселые старты», «Веселая скакалка»
- Торжественное закрытие лагеря
- Экскурсии.
Дата | Содержание | Место проведения | Исполнитель | Формы проведения мероприятий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | I. Дела организационного периода | 01.06. 2015г.
| 1. Орг. мероприятия по приёму и распределению детей по отрядам. 2. Инструктаж по ТБ. 3. Оформление отрядных уголков и уголка лагеря. 4. Анкетирование (на входе). 5. Праздник «Здравствуй, ПО!». | СЮТ
| Начальник лагеря.
Педагог-организатор, воспитатели.
Воспитатели |
Игры на знакомство, на сплочение коллектива.
| 02.06. 2015г. | 6. Посещение детского праздника, посвященного Дню защиты детей.
| СК «ТЕМП» |
| Отдых, развлечения, прогулка на свежем воздухе. | II. Дела основного периода | 01.06. 2015г. | 1. Открытие смены ПО «Город Мастеров».
2. Занятия в творческих мастерских. |
СЮТ | Педагог-организатор, воспитатели
ПДО | Программа с элементами викторины.
Кружковая работа. | 03.06. 2015г. | 1. «История нашего города» 2. Беседа о профилактике ДТП, ПБ. Социальная акция совместно с сотрудниками ОГИБДД «Водитель, ты ведь тоже, родитель!» 3. День Пушкина | Музей
СЮТ, перекресток ул. К.Либкнехта и ул. Ленина.
Библиотека им.Маршака | Воспитатели.
Педагог-организатор, воспитатели
| Выставка-лекция.
Просмотр видеофильма, беседа-игра, социальная акция. | 04.06. 2015г. | 1. «Путешествие в страну ЗОЖ» 2. Творческие мастерские 3.Пионербол. | Игровая площадка Учебные кабинеты | Воспитатели, педагоги. Воспитатели, педагоги. | Игра по станциям Кружковая работа Игра. | 05.06. 2015г. | 1. «А в нашем отряде!»
2. «Закрытие профильного отряда» | Уличная площадка
| Педагог-организатор.
| Конкурс рисунков
| III. Работа с родителями | Апрель-май | Выявление пожеланий по организации деятельности лагеря | | Начальник лагеря | Опрос родителей | В течение смены | Решение организационных вопросов |
| Начальник лагеря, воспитатели | Встречи с начальником лагеря, воспитателями | В течение смены | Привлечение родителей к организации и проведению массовых мероприятий |
| Начальник лагеря, воспитатели, педагог-организатор. | Участие в различных мероприятиях | В течение смены | Решение текущих вопросов, рассмотрение жалоб и предложений |
| Начальник лагеря | Индивидуальные беседы | IV. Индивидуальная работа с детьми | 01.06. 2015г. | Соблюдение правил поведения, культуры общения; вопросы гигиены | Отрядные комнаты | Воспитатели | Беседы по отрядам | В течение смены | Выявление потребностей детей, удовлетворенности организацией смены лагеря. |
| Вожатые, воспитатели | Анкетирование | V. Работа с кадрами | май | Подготовка и организация профильного отряда | Кабинет директора | Начальник лагеря, Педагог-организатор. | Совещания воспитателей, педагогов, инструктажи | июнь | Обсуждение текущих дел | Кабинет директора | Начальник лагеря, педагог-организатор, воспитатели | Планёрки |
|