Елизарова А.В. Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия.
статья на тему

Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия.

В школе в рамках общей Программы воспитания и социализации учащихся была разработана подпрограмма по экологическому аспекту социального направления «Человек и природа», целью которой является повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение обучающихся навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к окружающей среде, а также развитие познавательного интереса обучающихся к природе как важнейшей экосистеме на Земле.

 «Человек и природа» – программа воспитания и социализации учащихся по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также организация работы по ее реализации.

Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на него. Программа   помогает расширить возможности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (в том числе и сетевых) в ходе выполнения значимых видов работы в рамках сотрудничества обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) в сетевых сообществах.

Ориентация современной школы в воспитании подрастающего поколения на социальный заказ, возможно только под руководством опытных педагогов. Дети должны быть сориентированы ими на вечные абсолютные ценности: человек, семья, Отечество, культура, мир. Тогда они будут лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве, а Россия останется суверенной и сильной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elizarovoy_a.v._proektirovanie_podprogrammy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм проектирования

подпрограммы по экологическому аспекту социального направления

 в рамках программы воспитания и социализации обучающихся

с использованием различных форм сетевого взаимодействия.

                                                                                   Чтобы Россия была суверенной и сильной,

                                                                            мы должны быть лучше в нравственности,

                                                                           в компетенциях, в работе, в творчестве.                

В. В. Путин 

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решение которых позволит молодому поколению наиболее полно реализовать себя в общественной жизни. Школа способна обеспечить не только интеллектуальное, но и социальное развитие: сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовность к выполнению своих будущих обязанностей перед обществом.

На сегодняшний день воспитательная работа принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования Российской Федерации. Об этом говорил в Послании к Федеральному Собранию и Президент России В. В. Путин, подчеркнув необходимость формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина Отечества.

Согласно ФГОС, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация учащихся есть процессы становления личности.

В школе в рамках общей Программы воспитания и социализации учащихся была разработана подпрограмма по экологическому аспекту социального направления «Человек и природа», целью которой является повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение обучающихся навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к окружающей среде, а также развитие познавательного интереса обучающихся к природе как важнейшей экосистеме на Земле. У обучающихся и родителей (законных представителей) существует потребность в актуализации ценностей обучения и воспитания, педагогический коллектив обладает достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме, в том числе используя возможности ученического самоуправления и различные технологии сетевого взаимодействия.

Задачами реализации данной подпрограммы стали, во-первых, анализ возможностей отрытого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в рамках сетевого сотрудничества; во- вторых, разработка новых подходов к расширению форм сетевого взаимодействия; в-третьих, выдвижение экологических инициатив и разработка  учебно-исследовательских и просветительских проектов по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение и др. на основе сетевых технологий; в-четвёртых, разработка мониторинговых процедур, предусматривающих выявление уровня экологической грамотности и культуры.

«Человек и природа» – программа воспитания и социализации учащихся по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также организация работы по ее реализации. Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на него. Программа   помогает расширить возможности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (в том числе и сетевых) в ходе выполнения значимых видов работы в рамках сотрудничества обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) в сетевых сообществах.

Этапы организации социализации обучающихся

Содержание этапа

Основные виды и

формы деятельности

Организационно-административный

• создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся;

• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия;

• адаптация процессов стихийной социальной деятельности обучающихся;

• координация деятельности обучающихся для решения задач социализации;

• создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;

• создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды;

• поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.

организация инициативных групп единомышленников

поиск возможных социальных партнеров

создание группы «ВКонтакте»

проведение мониторинговых процедур

создание экологического сообщества «YLM» в рамках группы «ВКонтакте  «Детское общественное объединение «звездное»»

разработка социального проекта «Вторая жизнь»

проведение акций, выпуск специальных номеров школьной газеты, создание видеороликов, выпуск радиопередач, устных журналов: «Природа – мой дом» для учащихся младших классов,

флешмоб «СО: береги ееобсуждение работ школьного сообщества в рамках группы «ВКонтакте»;

определение рейтинга проводимых мероприятий путем  выставления «лайков» и маркерной системы оценивания в электронных портфолио внеучебных достижений учащихся

Организационно-педагогический

• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;

• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности;

• создание условий для социальной деятельности личности;

• обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;

• определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;

• использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;

• стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).

обозначение сроков реализации программы

выбор тьюторов для проектов

консультации службы сопровождения

выбор формы и видов деятельности;

выступление перед младшими школьниками; организация социальных акций

организация интернет -голосования и создание социального актива школы по экологическому направлению

размещение видеороликов в группе «Жираф»;

обращение в Комитет по природопользованию, обращение в территориаль-ный отдел Роспотребнадзора.

помощь в продвижении и проведении социальных инициатив

Социализация

• формирование активной гражданской позиции;

• усвоение социального опыта, основных социальных ролей;

• активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;

• осознание мотивов своей социальной деятельности;

• развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива;

• владение формами и методами самовоспитания

  • определение эффективности

реализации программы

участие в проведении акций

индивидуальная работа с учащимися педагога – психолога

работа школьного радиоузла, пресс-клуба.

создание бумажного портфолио

выдвижение личных инициатив и совершенствование навыков

межличностного общения

рефлексия и самоанализ собственной деятельности;

проведение месячника экологических знаний с использованием различных форм сетевого взаимодействия

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. В федеральных документах определены стратегические задачи развития образовательной системы. Решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания (например, применении технологии сетевого взаимодействия), взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности и органов сетевого ученического самоуправления. Это тот социальный заказ, на который должна ориентироваться современная школа в воспитании подрастающего поколения.

Под руководством опытных педагогов дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности: человек, семья, Отечество, культура, мир. Тогда они будут лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве, а Россия останется суверенной и сильной.

Список использованной литературы:  

  1. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений. - М., 1988.
  2. Гаврилин А. В. Воспитательное пространство: основные характеристики //Стратегия воспитания в образовательной системе России /Под ред. И. А. Зимней – М., С.260-267
  3. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999. – 38 с.Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? – М.: Изд-во Института социологии, 1999.
  4. Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. СПб., 1998.
  5. Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве.//Директор школы,- М.,2007, № 2, С.5-16. 
  6. http://kafedra-forum.narod2.ru/publikatsii/rol_kafedri/glubokova_en_kondrakova_ie/ – сайт Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, психолого-педагогический факультет, кафедра педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и

Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.Уча...

Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия.

Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия. В школе ...

Подкопаева Е.А. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы...

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Общие задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного р...

Формы мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся основного общего образования в условиях ФГОС

В презентации представлены материалы -  формы мониторинга  эффективности реализации  Программы воспитания и социализации обучающихся ООО в условиях ФГОС. Материалы представлены в форме ...

Фотоотчет о проведенных акциях в рамках программы воспитания и социализации обучающихся "Я - Гражданин" 2018-2021 учебный год

Фотоотчет о проведенных акциях в рамках программы воспитания и социализации обучающихся "Я - Гражданин"...