Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
учебно-методический материал (7 класс)
Общие задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_rabota.docx | 41.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации
обучающихся 7а класса
Общие задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.
Организация воспитания и социализации обучающихся класса осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Познавательный вид деятельности
Целевое назначение: обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию.
Форма организации деятельности:
Урочная: урок, семинар, лекция, беседа, проект и его защита, ролевая игра, творческий отчёт, доклад.
Внеурочная: конференция, «круглый стол», тестирование, олимпиады, онлайн занятия.
Общественный вид деятельности
Целевое назначение: содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности.
Форма организации деятельности: «Круглый стол», дискуссия.
Ценностно-ориентировочный вид деятельности
Целевое назначение: рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, своё «я», развитие рефлексии.
Форма организации деятельности: диспуты на нравственные темы, уроки культуры поведения.
Художественный вид деятельности
Целевое назначение: чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей.
Форма организации деятельности: музыкальные гостиные, концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы, кружки, праздники.
Спортивно-оздоровительный вид деятельности
Целевое назначение: здоровый образ жизни, формирование силы, выносливости, пластичности и красоты человеческого тела.
Форма организации деятельности: кружки, дни здоровья, сдача нормативов ГТО, соревнования, товарищеские встречи.
Свободное общение
Целевое назначение: взаимно обогащающий досуг школьников, общение друг с другом.
Форма организации деятельности: классные праздники, вечера отдыха, поездки, встречи друзей, викторины.
Трудовой вид деятельности
Целевое назначение: создание, сохранение и приумножение материальных ценностей.
Форма организации деятельности: уроки труда, профориентация, встреча с интересными людьми, общественно-полезный труд по самообслуживанию, кружки, конкурсы, игровые формы.
Работа с родителями
Целевое назначение: согласованность воспитательных влияний родителей и учителей на школьников.
Форма организации деятельности: родительские собрания, переписка с родителями учащихся, приглашение родителей в школу, беседы и лекции, консультации.
Работа с обучающимися по повышению успеваемости
- Постоянный контакт с учителями-предметниками.
- Индивидуальные беседы с родителями неуспевающих обучающихся.
- Индивидуальная работа с обучающимися.
- Посещение обучающихся на дому.
- Регулярный учёт посещаемости уроков, консультаций и успеваемости обучающихся.
Диагностика и мониторинг (изучение личности обучающегося).
- Изучение условий проживания школьников.
- Изучение состояния здоровья детей (по листкам здоровья, наблюдение на уроках за состоянием здоровья обучающихся).
- Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся (по итогам триместров и учебного года).
- Изучение процесса подготовки домашних заданий (беседы с учителями-предметниками).
- Изучение микроклимата в классе (беседы с обучающимися, анкетирование обучающихся, беседы с родителями обучающихся).
- Диагностика уровня воспитанности обучающихся (в начале и в конце учебного года).
Профилактическая и коррекционная работа с обучающимися
- Рассаживание и пересадка обучающихся с учётом медицинских рекомендаций.
- Обеспечение санитарно-гигиенических требований к учебному помещению (проветривание, кварцевание и влажная уборка кабинета).
- Участие в общественно полезном труде (уборке пришкольной территории).
- Контроль наличия второй (сменной) обуви у обучающихся.
- Беседы по профилактике травматизма и инфекционных заболеваний.
Самоуправление в классе
Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач: создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности;
стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;
воспитание у школьников демократической культуры;
формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы);
воспитание достойных творческих лидеров.
Совет класса
Совет класса | Обязанности |
командир, помощник командира | ведет классную документацию и отвечает за ее хранение; информирует учащихся о работе Совета класса и Совета школы; организует работу всех секторов класса; |
Ответственный за дежурство | организует и контролирует дежурство по школе и классу; формирует дежурные группы; составляет график дежурств; отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря; |
Редколлегия | организация выпуска поздравительных газет; оформление классного уголка; оформление стендов. |
Спортивный сектор | формирует команду для участия в школьных соревнованиях и спортивных играх; организует спортивные мероприятия в классе. |
Учебный сектор | контролирует посещаемость и готовность к занятиям; осуществляет контроль за ведением дневников; ведет «Открытый журнал успеваемости»; ведет работу с отстающими по предметам |
Трудовой сектор | руководит работой трудового десанта, работой на пришкольном участке во время посадки и сбора урожая; следит за целостностью и сохранностью школьной мебели и устраняет поломки. |
Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления. Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации.
Работа с родителями
Традиционно главным институтом воспитания является семья, в частности родители. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится большую часть своей жизни. И именно родители закладывают основу воспитания будущей личности. К моменту поступления в школу ребёнок уже сформирован. Очень важно, чтобы воспитательные усилия семьи имели своё продолжение в школе. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно- нравственного развития
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.
Задачи в работе с родительским коллективом:
- максимально сблизить интересы родителей и педагогов по формированию развитой личности;
- организовать совместное проведение досуга детей и родителей;
- организовать просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
Содержание работы с родителями:
- Педагогическое просвещение;
- Оповещение о ходе развития ученика;
- Рекомендации по созданию благоприятных семейных условий;
- Приобщение к коллективной классной деятельности;
- Обсуждение процесса и результатов воспитания.
Огромной поддержкой и опорой для классного руководителя является родительский комитет, который, по моему мнению, выполняет следующие функции:
- Учебно – воспитательную;
- Культурно – массовую (организации экскурсий, поездок, посещений театров, музеев, выставок и т.д.);
- Спортивно-туристическую;
- Хозяйственно – бытовую и др.
Осуществление связи с родителями:
- проверка дневников учащихся, выставление оценок по учебным предметам;
-посещение детей на дому, предварительно предупредив родителей;
- вызов родителей в школу ( в самом крайнем случае) для беседы с администрацией и учителями - предметниками;
-оповещение родителей посредством сообщений в Viber в родительской группе;
-родительские собрания в школе или в системе Zoom.
Тематика родительских собраний.
№ п/п | Тема собрания | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Организация учебного года в условиях пандемии коронавируса. Соблюдение правил гигиены. Переход к триместровой форме обучения. | сентябрь | Классный руководитель |
2 | Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учению | ноябрь | Классный руководитель |
3 | Здоровый образ жизни - залог здоровья школьников. | декабрь | Классный руководитель |
4 | Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте. | февраль | Классный руководитель |
5 | Целенаправленная организация свободного времени. | апрель | Классный руководитель |
6 | Подведение итогов года. О летней занятости учащихся | май | Классный руководитель |
Члены родительского комитета:
1.
2.
3.
План работы с детьми, требующими к себе особого внимания.
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1 | Тесная, совместная работа с родителями. | В течение года | Классный руководитель |
2 | Проведение профилактических бесед. | В течение года | Классный руководитель |
3 | Контроль за посещением занятий. | В течение года | Классный руководитель |
4 | Контроль за посещением секций. | В течение года | Классный руководитель |
5 | Контроль за выполнением домашних заданий. | В течение года | Классный руководитель |
6 | Контроль поведения учащихся в школе и за её пределами. | В течение года | Классный руководитель |
7 | Посещение учащихся на дому по мере необходимости. | В течение года | Классный руководитель |
8 | Привлечение учащихся к внеклассной и внешкольной работе. | В течение года | Классный руководитель |
9 | Привлечение учащихся в работу трудовых десантов. | В течение года | Классный руководитель |
10 | Поддерживать тесную связь с психологом школы, с социальным педагогом, организатором по внеклассной работе, руководителями кружков. | В течение года | Классный руководитель |
11 | Следить за выполнением санитарно- гигиенических норм. | В течение года | Классный руководитель |
12 | Профилактические беседы о здоровом образе жизни. | В течение года | Классный руководитель |
13 | Способствовать развитию самооценки и самоконтроля. | В течение года | Классный руководитель |
14 | Активно включать в различные виды практической деятельности: дежурства по кабинету и столовой. | В течение года | Классный руководитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...
Основные направления работы музея Тихоокеанского государственного университета по патриотическому воспитанию студентов
В кн: Музейная педагогика в образовательном пространстве школы: региональный опыт, проблемы, перспективы / БелГУ, БелРИПКППС, г. Белгород, 2008.Доклад на Всероссийской научно-практической ...
Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации
Основные направления совершенствованияпроцесса физического воспитанияв образовательных учрежденияхРоссийской Федерации...
Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания
план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...
ПРОЕКТ Тема «Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания».
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой формирование ценностного отношения к здоров...
Основные направления воспитания ценностного отношения подростков к здоровью на уроках географии.
В своем докладе я расскажу вам об учебно-воспитательной работе, а именно, об использовании здоровьесберегающих технологиях на уроках географии. В создавшейся ...
2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также само...