Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия.
статья по экологии на тему
Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия.
В школе в рамках общей Программы воспитания и социализации учащихся была разработана подпрограмма по экологическому аспекту социального направления «Человек и природа», целью которой является повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение обучающихся навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к окружающей среде, а также развитие познавательного интереса обучающихся к природе как важнейшей экосистеме на Земле.
«Человек и природа» – программа воспитания и социализации учащихся по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также организация работы по ее реализации.
Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на него. Программа помогает расширить возможности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (в том числе и сетевых) в ходе выполнения значимых видов работы в рамках сотрудничества обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) в сетевых сообществах.
Ориентация современной школы в воспитании подрастающего поколения на социальный заказ, возможно только под руководством опытных педагогов. Дети должны быть сориентированы ими на вечные абсолютные ценности: человек, семья, Отечество, культура, мир. Тогда они будут лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве, а Россия останется суверенной и сильной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм проектирования
подпрограммы по экологическому аспекту социального направления
в рамках программы воспитания и социализации обучающихся
с использованием различных форм сетевого взаимодействия.
Чтобы Россия была суверенной и сильной,
мы должны быть лучше в нравственности,
в компетенциях, в работе, в творчестве.
В. В. Путин
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решение которых позволит молодому поколению наиболее полно реализовать себя в общественной жизни. Школа способна обеспечить не только интеллектуальное, но и социальное развитие: сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовность к выполнению своих будущих обязанностей перед обществом.
На сегодняшний день воспитательная работа принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования Российской Федерации. Об этом говорил в Послании к Федеральному Собранию и Президент России В. В. Путин, подчеркнув необходимость формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина Отечества.
Согласно ФГОС, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация учащихся есть процессы становления личности.
В школе в рамках общей Программы воспитания и социализации учащихся была разработана подпрограмма по экологическому аспекту социального направления «Человек и природа», целью которой является повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение обучающихся навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к окружающей среде, а также развитие познавательного интереса обучающихся к природе как важнейшей экосистеме на Земле. У обучающихся и родителей (законных представителей) существует потребность в актуализации ценностей обучения и воспитания, педагогический коллектив обладает достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме, в том числе используя возможности ученического самоуправления и различные технологии сетевого взаимодействия.
Задачами реализации данной подпрограммы стали, во-первых, анализ возможностей отрытого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в рамках сетевого сотрудничества; во- вторых, разработка новых подходов к расширению форм сетевого взаимодействия; в-третьих, выдвижение экологических инициатив и разработка учебно-исследовательских и просветительских проектов по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение и др. на основе сетевых технологий; в-четвёртых, разработка мониторинговых процедур, предусматривающих выявление уровня экологической грамотности и культуры.
«Человек и природа» – программа воспитания и социализации учащихся по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также организация работы по ее реализации. Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на него. Программа помогает расширить возможности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (в том числе и сетевых) в ходе выполнения значимых видов работы в рамках сотрудничества обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) в сетевых сообществах.
Этапы организации социализации обучающихся | Содержание этапа | Основные виды и формы деятельности |
Организационно-административный | • создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся; • развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия; • адаптация процессов стихийной социальной деятельности обучающихся; • координация деятельности обучающихся для решения задач социализации; • создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп; • создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды; • поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности. | организация инициативных групп единомышленников поиск возможных социальных партнеров создание группы «ВКонтакте» проведение мониторинговых процедур создание экологического сообщества «YLM» в рамках группы «ВКонтакте «Детское общественное объединение «звездное»» разработка социального проекта «Вторая жизнь» проведение акций, выпуск специальных номеров школьной газеты, создание видеороликов, выпуск радиопередач, устных журналов: «Природа – мой дом» для учащихся младших классов, флешмоб «СО: береги ееобсуждение работ школьного сообщества в рамках группы «ВКонтакте»; определение рейтинга проводимых мероприятий путем выставления «лайков» и маркерной системы оценивания в электронных портфолио внеучебных достижений учащихся |
Организационно-педагогический | • обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся; • обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности; • создание условий для социальной деятельности личности; • обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности; • определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений; • использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося; • стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.). | обозначение сроков реализации программы выбор тьюторов для проектов консультации службы сопровождения выбор формы и видов деятельности; выступление перед младшими школьниками; организация социальных акций организация интернет -голосования и создание социального актива школы по экологическому направлению размещение видеороликов в группе «Жираф»; обращение в Комитет по природопользованию, обращение в территориаль-ный отдел Роспотребнадзора. помощь в продвижении и проведении социальных инициатив |
Социализация | • формирование активной гражданской позиции; • усвоение социального опыта, основных социальных ролей; • активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума; • осознание мотивов своей социальной деятельности; • развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; • владение формами и методами самовоспитания
реализации программы | участие в проведении акций индивидуальная работа с учащимися педагога – психолога работа школьного радиоузла, пресс-клуба. создание бумажного портфолио выдвижение личных инициатив и совершенствование навыков межличностного общения рефлексия и самоанализ собственной деятельности; проведение месячника экологических знаний с использованием различных форм сетевого взаимодействия |
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. В федеральных документах определены стратегические задачи развития образовательной системы. Решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания (например, применении технологии сетевого взаимодействия), взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности и органов сетевого ученического самоуправления. Это тот социальный заказ, на который должна ориентироваться современная школа в воспитании подрастающего поколения.
Под руководством опытных педагогов дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности: человек, семья, Отечество, культура, мир. Тогда они будут лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве, а Россия останется суверенной и сильной.
Список использованной литературы:
- Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений. - М., 1988.
- Гаврилин А. В. Воспитательное пространство: основные характеристики //Стратегия воспитания в образовательной системе России /Под ред. И. А. Зимней – М., С.260-267
- Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999. – 38 с.Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? – М.: Изд-во Института социологии, 1999.
- Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. СПб., 1998.
- Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве.//Директор школы,- М.,2007, № 2, С.5-16.
- http://kafedra-forum.narod2.ru/publikatsii/rol_kafedri/glubokova_en_kondrakova_ie/ – сайт Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, психолого-педагогический факультет, кафедра педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся
Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, неотъемлемая составляющая качественного общего образования в современных условиях. Раз...
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и
Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.Уча...
Подкопаева Е.А. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы...
Елизарова А.В. Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия.
Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия. В школе ...
1) Использование различных форм исследовательской деятельности в сетевом взаимодействии
В настоящее время в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов. ...
Выступление по теме "Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания"
Выступлении на РМО учителей истории и обществознания...
Фотоотчет о проведенных акциях в рамках программы воспитания и социализации обучающихся "Я - Гражданин" 2018-2021 учебный год
Фотоотчет о проведенных акциях в рамках программы воспитания и социализации обучающихся "Я - Гражданин"...