ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
рабочая программа на тему
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ)Челябинской педагогический колледж №1
ПРОГРАММА
Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Составители:
Намазова Сафа
Челябинск
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, окружающего мира.
Цель программы
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников и повышение эффективности их обучения в следующих классах.
Задачи программы
Обучающие:
1.Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2.Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
3.Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
1.Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
2.Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
3.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса к искусству оригами.
2.Расширение коммуникативных способностей детей.
3.Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группах;
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Тематическое планирование (2014-2015).
№ | Тема | Кол-во часов | Универсальные Учебные Действия (УУД) |
1 четверть (9 часов) | |||
1 | Беседа по охране труда. | 1 | П: под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; |
Знакомство с оригами (2ч.) | П: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; П: преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. П:основные геометрические понятия и базовые формы оригами. | ||
2 | Правила поведения на занятиях. | 2 | П:под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами. |
Базовая форма «Треугольник» (8 ч.) | |||
3 | Стилизованный цветок. | 1 | П:создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
4 | Лисенок и собачка | 1 | П:реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности. |
5 | Котик и бычок | 1 | П:создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
6 | Яхта и пароход | 1 | П:ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
7 | Композиция «Кораблики в море» | 1 | П:создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; П:реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности. |
8 | Стаканчик и фуражка | 1 | П:основные геометрические понятия и базовые формы оригами; |
2 четверть (7 часов) | |||
9 | Синица и снегирь | 1 | П:создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
10 | Композиция «Птицы в лесу». | 1 | П:реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности. К:донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках; |
Базовая форма «Воздушный змей» (6 ч.) | |||
11 | Кролик и щенок. | 1 | П:даносить информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; |
12 | Курочка и петушок | 1 | П:даносить информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;. |
13 | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 1 | П: преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. |
14 | Ворона | 1 | П:технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка; П:способы разметки: сгибанием; |
15 | Сказочная птица | 1 | П:способы разметки: сгибанием; способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами; |
3 четверть (10 часов) | |||
16 | Сова | 1 | П:даносить информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; |
Базовая форма «Двойной треугольник» (3 ч.) | |||
17 | Подснежник | 1 | П:создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
18 | Рыбка | 1 | П:создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
19 | Бабочка | 1 | П:создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
Цветы к празднику 8 марта (2 ч.) | |||
20 | Открытка «Букет гвоздичек». | 1 | П:создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности. способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами. |
21 | Бутоны роз. Композиция «Букет роз». | 1 | П:создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности. |
Базовая форма «Двойной квадрат» (3 ч.) | |||
22 | Головастик и жук | 1 | П:создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
23 | Жаба | 1 | П:создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
24 | Композиция «Островок в пруду». | 1 | М:с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.. |
Базовая форма «Конверт» (2 ч.) | |||
25 | Яхта | 1 | П:создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
4 четверть- 8 часов | |||
26 | Пароход и подводная лодка | 1 | П:создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
Летние композиции (2 ч.) | |||
27 | Лилия | 1 | П:способы разметки: сгибанием; способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА. |
28 | Нарцисс | 1 | П:способы разметки: сгибанием; способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; |
Впереди – лето! (2 ч.) | |||
29 | Волшебный цветок | 2 | П:создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
Итоговое занятие (1 ч.) | |||
30 | Парусный кораблик - гонки на столе | 1 | К:называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе. |
Оформление выставочных работ (2 ч.) | |||
31 | «Чему мы научились за год». | 2 | П:реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности. |
Итого: 34 часа |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Программа будет реализовываться в классной комнате МБОУ «Лицей», оборудованной для учащихся начальной школы. Кабинет хорошо освещен, для каждого ребенка отдельный стол – парта для работы.
2. Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, магнитофон.
3.Перечень необходимых материалов: бумага для оригами, цветной картон, цветная бумага, клей, тряпочка у каждого ученика.
4.Перечень необходимых инструментов – ножницы, инструмент для разглаживания сгибов у каждого ученика
5. Диски с музыкальным сопровождением.
6.Перечень необходимого раздаточного материала: схемы изделий, шаблоны для аппликаций.
Список литературы
Учебно-методическая литература для учителя
- Афонькин С.Ю. Москва, «Аким», 2009 «Уроки оригами в школе и дома».
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Санкт-Петербург, «Литера», 2005 «Игрушки из бумаги».
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. С-Пб, «Кристалл», 2006 «Цветы и вазы оригами».
- Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 2010 «100 оригами.».
- Тарабарина Т.И. Ярославль, «Академия развития», 2011 «Оригами и развитие ребенка».
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005 «Всё об оригами».
- Сержантова Т.Б. М, «Айрис Пресс», 2005 «366 моделей оригами»
- Кононова М. Н., 2004 «http://origami-school.narod.ru/index.html».
Учебно-методическая литература для учащихся
- Афонькин С.Ю. Москва, «Аким», 2009 «Уроки оригами в школе и дома.».
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005 «Всё об оригами.».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности"Волшебный мир оригами"
рабочая программа для учащихся 1-4 классов.ФГОС...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.Программа «Волшебный мир оригами» явл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" ( 5 класс)
Данная программа разработана для занятий по внеурочной деятельгости в 5 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления в 6 классе "Волшебный мир оригами"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» (общекультурное: художественно эстетическое направление) для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов, воспитание личнос...
Программа по внеурочной деятельности " Волшебный мир оригами"
программа расчитана на 4 года...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ», 6 класс
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностног...