Закон и правопорядок
опыты и эксперименты по теме
Социальный проект. Комплекс организационных, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания, через организацию деятельности школьного детского объединения, учитывая индивидуальные способности детей, их интересы, творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_i_pravoporyadok.docx | 50.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Закон и правопорядок»
Муниципальное казенное (специальное) коррекционное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Закон и правопорядок
Зеленчукова Снежанна Михайловна
социальный педагог
Прокопьевск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация проекта…………………………………………………………... | 3 |
Постановка проблемы……………………………….………………………. | 4 |
Цели и задачи проекта………………………………………………………. | 5 |
Этапы реализации……………………………………………………………. | 6 |
Перечень научных и (или) учебно-методических разработок………….… | 6 |
Календарный план реализации проекта……………………………………. | 7 |
Материально-техническое оснащение…………………………….…...…... | 8 |
Ожидаемые результаты…………………………………………………..….. | 8 |
Список литературы и используемых источников…………………………. | 9 |
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Анализ социальных и материально-бытовых условий проживания учащихся школы показал, что ежегодно увеличивается количество детей, находящихся в сложной жизненной ситуации и подверженных факторам риска – это несовершеннолетние из семей с низким материальным достатком, с деструктивными, конфликтными отношениями. Родители многих учащихся не работают, употребляют спиртные напитки. Как следствие – экономическая и социальная обделенность детей, недостаточная забота о них со стороны семьи, в результате частые случаи асоциального поведения уже в раннем возрасте, отчуждённость от семьи, общества.
Педагоги школы столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В связи с этим, встала необходимость разработать комплекс организационных, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания, учитывая индивидуальные способности детей, их интересы, творческий потенциал.
С 2010 года в школе организовано и успешно функционирует детское школьное объединение «Доброград». Объединение расширяет зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулирует социальное развитие.
В ходе работы детского объединения «Доброград» осуществляется коррекционная работа по обогащению представлений об окружающей действительности, развитию речи, расширяется запас представлений о социальных явлениях. Создаются условия, в которых учащиеся могут проявлять сообразительность, демонстрировать умение быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, учатся планировать свою деятельность, оценивать ее результаты.
Возникла идея создания «Департамента правопорядка», способствующего формированию правовых знаний и правовой культуры учащихся, воспитанию законопослушного поведения и гражданской ответственности на базе детского школьного объединения «Доброград». Осуществление профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних через активную деятельность учащихся в работе «Департамента правопорядка».
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушением в интеллектуальном развитии и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях. Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетной задачи современной школы определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, обеспечение его компетентности в обществе.
Правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. Основу компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нём. Получая правовые знания, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Учащегося важно учить вступлению в контакт, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи. Умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребёнка, в специально организованной деятельности, таким образом, формируются основы социальной и правовой компетенций. В основе сотрудничества лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном мотивационной сферы. У учащихся с нарушением интеллекта развиваются социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, проявить заботу.
Создание необходимых условий для детей с нарушением интеллекта – это предоставление им возможности выбора сферы деятельности и общения в объединениях, организациях, группах.
Считается возможным формирование детского объединения в системе специального обучения и воспитания, при этом объединение становится фактором развития активности, самостоятельности, общественной зрелости, формирования правовой компетенции.
Детское объединение становится воспитательным средством при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности. Одно из условий – педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского объединения. [3, с 132]
Мы столкнулись с проблемой отсутствия педагогических рекомендаций к организации и содержанию коррекционно – воспитательной деятельности детских объединений, направленных на формирование правовой компетенции.
Предполагаем, что детское объединение может выступать эффективным средством профилактики правонарушений, если будут соблюдены следующие условия:
- системность и последовательность в организации работы детского объединения;
- педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского объединения;
- формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, педагог должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения;
- изменение позиции учащегося и педагога в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной. Создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятной для свободного проявления личности учащегося преодоления его пассивности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание условий для осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся через деятельность «Департамента правопорядка» школьного детского объединения «Доброград».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- создать на базе школьного объединения «Доброград» новый департамент, отвечающий за правопорядок;
- вовлекать учащихся, состоящих на различных видах профилактического учёта, в активную деятельность «Департамента правопорядка»;
- формировать у учащихся ответственное отношение к законам и правовым нормам, законопослушное поведение, позитивное восприятие образа полицейского.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- Организационно-информационный этап.
- Разработка и утверждение проекта.
- Подготовка документации.
- Информирование учащихся.
- Основной этап.
- Привлечение учащихся, состоящих на различных уровнях профилактического учёта к активной деятельности в «Департаменте правопорядка».
- Распределение обязанностей, проведение заседаний актива, конференций, общешкольных мероприятий.
- Итогово-перспективный.
- Подведение итогов совместной деятельности педагогов и учащихся.
- Выработка перспектив дальнейшего развития.
ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНЫХ И (ИЛИ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
Дополнительная общеобразовательная программа «Компас» по профилактике самовольных уходов учащихся, разработана в целях повышения правовой культуры учащихся, информирования о возможностях получения необходимой помощи от сотрудников полиции в сложных жизненных ситуациях. Содержание программы насыщено реальными проблемными ситуациями, в ходе решения которых школьники осваивают социально одобряемые нормы законопослушного поведения и принимают общепринятую систему ценностей.
Конспекты занятий по правовому воспитанию: «Закон суров, но справедлив», «Сотовый телефон – друг, помощник, враг?», «В стране законов», с использованием игровых ситуаций с элементами правовых знаний, игр, разбор проблемных ситуаций в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе и социуме.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Деловая игра «Стрела планирования» | сентябрь | соц.педагог, педагог-организатор Отделения по профилактике | |
Выездное заседание департамента правопорядка в отделе полиции на тему: «Один день работы дежурной части» | октябрь | актив департамента | |
Участие в конкурсе «Полиция и мы». | октябрь | соц.педагог, педагог-организатор Отделения по профилактике, актив департамента | |
Организация и проведение Всемирного дня отказа от курения | ноябрь | актив департамента | |
Подведение итогов за полугодие, анализ работы департамента. | декабрь | информационно-аналитическая группа | |
«Беспризорный ребёнок. Не проходите мимо!» | январь | шефская группа | |
«Неделя мужества» посвящённая Дню Защитника Отечества | февраль | актив департамента | |
Выездное заседание департамента правопорядка в отделе полиции на тему: «Охранная служба – всем очень нужная» | март | актив департамента | |
Подготовка и проведение выставки рисунков в рамках «Недели правовых знаний». | апрель | актив департамента | |
Деловая игра «Большой совет» – подведение итогов работы департамента правопорядка | май | актив департамента | |
Отчёт о работе, проведённой в течение учебного года | май | глава департамента | |
Проведение рейдов по дисциплине на переменах | еженедельно в течение учебного года | оперативная группа | |
Выпуск вестников «Доброграда» | 1 раз в месяц | информационно-аналитическая группа | |
Заседание актива департамента правопорядка | 1 раз в месяц | соц.педагог, педагог-организатор Отделения по профилактике | |
Оформление летописи департамента правопорядка. | в течение учебного года | информационно-аналитическая группа |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
помещение для групповой работы;
помещение для индивидуальной работы;
мультимедийное оборудование;
стенд для размещения информации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- рост уровня развития правовой культуры и законопослушного поведения учащихся;
- снижение численности школьников, совершивших противоправные действия.
В качестве количественных критериев эффективности определен уровень формирования правовой культуры с включением компонентов: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, реализация правового поведения в различных видах деятельности. Содержательный контроль и оценка особенностей развития учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики компонентов правовой культуры и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для учащихся с низким или недостаточно сформированным уровнем правовой культуры, помимо работы в группе разрабатывается индивидуальная система сопровождения с привлечением педагогов, родителей и специалистов внешкольной практики. При разработке рекомендаций отдельно анализируются индивидуальные поведенческие нарушения.
Данный проект может быть использован в работе специалистами для совершенствования коррекционной воспитательной работы с учащимися с особыми образовательными потребностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Волохов, А.В. Социализация ребёнка в детских общественных объединениях (вопросы теории и методики) [Текст] / А.В. Волохов − Ярославль, 1999.
- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с.
- Кричевский В.Ю. Демократизация школьной жизни [Текст] / В.Ю. Кричевский − М.: Знание, 1994. – 38с.
- Ляпина, Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников система работы образовательных учреждений [Текст]: / Е.Ю. Ляпина. – 2-ое издание – Волгоград: Учитель, 2008. – 231с.
- Мозговой, В.М. Основы Олигофренопедагогики. [Текст] / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина – М.: Академия, 2006. – 467с.
- Павлова, М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми [Текст]: М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 232 с.
- Рогаткин, Д.В. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой [Текст] / авт.сост. Д.В. Рогаткин. – Петрозаводск: Юниорский союз «Дорога», 2004. – 34с.
- Родионов, В. А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. [Текст]: Для учащихся 1-11 классов / В.А. Родионов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. − 224 с.
- Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. [Текст] / М.И. Рожков – М.: ВЛАДОС, 2002. – 160 с.
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63 − ФЗ [Электронный ресурс] Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/11/12/ukrf-dok.html свободный. – Загл. с экрана.
- Устюгова, И.А. Работа с подростками девиантного поведения. 5 − 11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги [Текст]: / И.А. Устюгова, И.Г. Сухогузова, Г.А. Басуева, И.В. Комылятова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 148с.
- Федеральный закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.garant.ru /12116087 / свободный. – Загл. с экрана.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: [Текст]: практич, пособие/ К. Фопель. – М.:ЦСПА «Генезис», 1999.
- Фришман, И.И. Детские общественные объединения в школе. О некоторых особенностях детских общественных объединений. [Текст] / И.И. Фришман – Классный руководитель – № 6 – 2009.
- Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме [Текст]: пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титов. – 5-ое издание − Москва: АРКТИ, 2010.– 312 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон и правопорядок
ознакомиться учащихся с правилами, воспитать чувство ответственности за свои поступки....
Классный час "Закон и правопорядок" (8-9кл.)
Классный час «Закон и правопорядок». Цель:ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческ...
Законность и правопорядок
Законность и правопорядок. 10 класс....
Беседа с учащимися на тему" Закон и правопорядок" 10 класс
Классный час на тему " Закон и правопорядок"...
Закон и правопорядок
Классный час разработан с целью познакомить воспитанников с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества....
Презентация по теме "Законность и правопорядок"
Обществознание, 10-11 классы...
Классный час "Закон и правопорядок"
Классный час "Закон и правопорядок"...