Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.
материал на тему

Филиппова Елена Владимировна

Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, приобщать детей и подростков к чтению лучших произведений фольклора и литературы, привлекать в библиотеку новых читателей, а значит успешно формировать патриотическое сознание  подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Полысаевского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                             «Основная общеобразовательная школа №17»

Роль школьной библиотеки                                                                              в формировании патриотического сознания                        подрастающего поколения

Описание профессионального опыта работы

Полысаево 2014

Содержание

Постановка проблемы и её актуализация  …………………………………….

4

Информационная справка школьной библиотеки  ……………………………

5

Цель и задачи  ……………………………………………………………………

6

Направления работы по патриотическому воспитанию  …………………….

6

Организация деятельности школьной библиотеки  …………………………..

7

Литература ………………………………………………………………………

16

Приложение ……………………………………………………………………..

18

Постановка проблемы и её актуализация

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к российской системе образования. Усиление воспитательной функции образования, формирование нравственности, гражданственности, трудолюбия, культуры, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

В Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года указано, что одним из направлений, определяющих роль школьной библиотеки в обществе, является «приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного и культурного воспитания и форме проведения досуга».

В Федеральном государственном образовательном стандарте НОО и ООО акцентируется внимание на изучении и реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», обращении к  «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам».

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» выделяет следующие наиболее актуальные направления: формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; воспитание гражданской позиции личности; военно-патриотическое воспитание.

Успешная реализация вышеперечисленных направлений государственной образовательной политики невозможна без создания системы совместной деятельности по патриотическому воспитанию:          школа  – школьная библиотека  – социум.  Только плодотворное сотрудничество всех участников этой системы позволит действительно  влиять на формирование патриотического сознания подрастающего поколения. Включение библиотек как полноправных партнеров в число организаций, занимающихся реализацией Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»,  равно как и финансовая их поддержка – один из факторов успеха этой деятельности.

Содействие в воспитании у детей и подростков любви к родной земле, к языку своего народа, его традициям, культуре, уважения к языку и культуре других народов, стремление к созиданию, направленному на процветание страны – стало одним из приоритетных направлений работы нашей школьной библиотеки. Не подменяя функции других социальных институтов, занимающихся патриотическим воспитанием, библиотека опирается на свою основную функцию – стимулирование интереса к чтению и  рассматривает чтение как важнейший вид человеческой деятельности на основе усвоения нравственного потенциала Книги. Библиотека, таким образом, обладает мощным инструментарием для воздействия на чувства и нравственное становление личности.

Информационная справка школьной библиотеки

      Школьная библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

      Библиотека МБОУ «Школа №17» занимает площадь одного класса на первом этаже школы.  Читальный зал совмещен с абонементом. Отведен отдельный кабинет для хранилища учебников. Читальный зал рассчитан на 14 человек. Библиотечный фонд составляет 26247 экземпляров, художественной литературы – 17632 изданий,  методической –2824, учебной – 5791 экземпляров,  медиаресурсы – 145 ед.

В библиотеке имеются 2 компьютера с выходом в Интернет, сканер, принтер, видеомагнитофон. Школьная библиотека работает по годовому плану, утвержденному директором школы,  ведется вся необходимая документация: читательские формуляры, инвентарные книги, книга суммарного учета, дневник библиотеки и т.д.

    Приоритетным направлением деятельности  нашей библиотеки является патриотическое воспитание  учащихся через привитие любви к чтению и книге.

Цель и задачи

Главная цель работы библиотеки – формирование патриотического сознания школьников через приобщение к чтению с использованием информационных технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:  

 - формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии своего Отечества;

- приобщать детей и подростков к чтению лучших произведений фольклора и литературы, воспитывающих любовь к Родине, родному языку и родной природе;

- привлекать в библиотеку новых читателей.

Направления работы по патриотическому воспитанию

Историко-краеведческое     «Край мой, гордость моя»

Цель: формирование гордости за историческое прошлое своей Родины и края, уважения к российской  культуре и традициям предков.

Задачи:

- формировать чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

- изучать историю своей страны, родного края.

Гражданско-правовое     «Родина моя – Россия»                                                                          Цель: изучение  государственной символики  России, Кемеровской области, своего города; знакомство с  Конституцией РФ, правами и обязанностями гражданина России.

Задачи:

- формировать систему знаний,  уважение и интерес к государственным символам России;

- способствовать формированию российской идентичности.

Военно-патриотическое     «И помнит мир спасенный»

 Цель: воспитание  патриотических чувств  школьников через  изучение военной истории России,  Дней воинской славы,  подвигов советских воинов,  боевых  и  трудовых  подвигов  жителей  области  в  годы  Великой Отечественной войны.

Задачи:

- закрепить и углубить исторические познания по теме «Войны в истории России: героические подвиги»;

- формировать умение выразить собственное представление о войне;

- повысить образовательный уровень и расширить читательский кругозор.

Литературное краеведение      «Таланты нашего края»

Цель: знакомство с жизнью и творчеством писателей  и поэтов  Кемеровской области.

Задачи:

- познакомить с творчеством  поэтов и писателей Кемеровской области;

- расширить и обогатить знания школьников о родных местах;                               - пробудить интерес к  культуре родного края  (Приложение 1).

Организация деятельности школьной библиотеки

Формы библиотечной работы, которые использую в формировании патриотического воспитания школьников разнообразны.  Это громкие чтения, виртуальные экскурсии, фотовыставки, интерактивные выставки, тематические вечера, Дни открытых дверей, устные журналы, театрализованные   представления, беседы, встречи с ветеранами, Дни Памяти, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества, заседания клубов, конкурсы, фестивали и форумы, научно-практические и  читательские  конференции. Многие мероприятия провожу с использованием  телекоммуникационных технологий (фестивали фильмов, презентации, виртуальные экскурсии).  

 Самой распространённой формой библиотечной работы по патриотическому воспитанию является выставка, в том числе виртуальная выставка, выставка-диалог. Воспитывая в детях и подростках чувства гражданственности и патриотизма, нельзя забывать о том, что любое библиотечное мероприятие (рассказ, обзор, беседа, литературная экскурсия)  сопровождается книжно-иллюстративной выставкой. Она является основой любого мероприятия. Приведу примеры выставок, которые  организованы  в библиотеке: выставка-рассказ «Русский народ», выставка-портрет «Великие россияне», «Екатерина Великая», « Пётр I – Великий император», выставка-галерея «Святые для России имена». Не  менее  значимы  и  привлекательны  для  читателей  Недели исторической  памяти.  В  программу  Недели  исторической памяти «Бессмертный подвиг защитников Отечества»  включила: выставку-просмотр «Строки, опаленные войной»,  викторину «По следам мужества и стойкости», час исторических сообщений «Я – солдат твой и сын, Родина!».

В библиотеке традиционно проходят встречи, уроки мужества, на которые приглашаются участники войны и труда, труженики тыла. Члены Клуба Любителей книги и другие учащиеся с большим энтузиазмом готовятся к таким мероприятиям, проводят большую поисковую работу. В 2014 году прошел День открытых дверей. Тема встречи: «Патриотическое воспитание в школе». Были приглашены ветераны войны и труда, представители депутатского корпуса, попечительского совета и родительского комитета. В библиотеке состоялось очередное заседание  Клуба Любителей книги, на котором присутствовал участник Великой Отечественной войны П. М. Науменко.  Петр Максимович 17-летним юношей  был призван в армию и свое боевое крещение принял в 1943 году в Венгрии. День Победы он встретил в госпитале в Австрии и не считает, что совершал подвиги – он был одним из многих, кто просто встал на защиту своей Родины. О его заслугах говорят ордена и медали – орден Отечественной войны, медаль «За боевые заслуги» и другие. Петр Максимович твердо убежден, что о войне нужно говорить подрастающему поколению, чтобы эта трагедия не  повторилась.

Ежегодно ко Дню Победы библиотекой проводится цикл мероприятий:

уроки мужества «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Бросок в бессмертие» (Приложение 2);  литературно-музыкальная композиция  «Страницы мужества и славы»;   информационные часы «Решающие битвы в Великой Отечественной войне», «Боевые подвиги кузбассовцев», «Города - герои» (проводит лекторская группа). 

К 70-летию освобождения города Ленинграда от фашистской блокады прошла акция «Я читаю книги о войне», в ходе которой читателям предлагалось написать сочинение на эту тему. Акция послужила поводом еще раз перечитать замечательные стихи и прозу о военном времени, выразить свое отношение к войнам вообще, задуматься о том, как важно сохранить мир на земле. Ученица 8 класса Ксения Устилимова в своем сочинении пишет: «Меня поразила поэзия Великой Отечественной войны, особенно Ольги Берггольц, ее стихи вдохновляли жителей и защитников Ленинграда. Законы и нормы человеческого братства, взаимоотношения она запечатлела в своих поэмах «Февральский дневник», «Ленинградская поэма». На заседании Клуба любителей  книги  интересно прошла историко-литературная композиция «Подвиг Ленинграда».  Из беседы  «Роль писателей в годы войны» учащиеся 9-х классов узнали, как много значит призыв, художественное слово для защитников своей Родины.

Центром притяжения по патриотическому воспитанию в школе можно назвать музей боевой и трудовой славы «Память». Музей в нашей школе открыт к 60-летию Кемеровской области. Открытию предшествовала большая интересная поисковая работа учителей, учащихся, родителей, жителей города. В музее имеются подлинные документы, награды военных лет, вырезки из газет, фотографии, письма солдат. Все они являются подлинными носителями информации о войне.

В музее проводятся уроки-встречи с ветеранами войны и труда. Рассказы ветеранов Великой Отечественной войны сопровождаются показом документального материала, с помощью тематического диска «От Москвы до Рейхстага».

Тесное сотрудничество по развитию школьного музея боевой и трудовой славы «Память» помогло ему войти в число 60 лучших школьных музеев Кемеровской области и стать победителем.

Частыми гостями библиотеки являются и воины интернационалисты под председательством Павла Давыдовича Кох. Из их рассказов ребята узнают о боевых подвигах, о героизме воинов и дружбе народов нашей страны. В библиотеке оформлена экспозиция «Души, опалённые Афганом».

История, величие и честь государства воплощаются прежде всего, в его символах. Большая работа в библиотеке проводится по изучению государственной символики. Мною разработан и ведется цикл бесед-презентаций «Государственная символика», которые дают знания об истории знамен и флагов, символике Кемеровской области, правах и обязанностях граждан Российской Федерации. Все это воспитывает в читателе чувство гордости за свою страну, причастности к отечественной истории.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры человека и всего общества. Одним из направлений работы в библиотеке стало возрождение истории своего края. Эта форма краеведения оправдывает себя и является эффективным средством патриотического воспитания. Пожалуй, сегодня библиотеки способны полностью собрать уникальную информацию о родном крае и удовлетворить интерес к краеведческой литературе. Взяв за основу выражение «Патриотизм – это любовь к родному дому», в библиотеке оформлена действующая выставка «Кузбасс – мой край родной», которая знакомит читателей с природой Кузбасса, Красной книгой Кемеровской области, растительным и животным миром.  К 70-летию Кемеровской области с учащимися 5-6 классов успешно прошла виртуальная экскурсия «Семь чудес Кузбасса». Ребята узнали о памятных местах, удостоенных высокого звания «Чудо Кузбасса». Также присутствующие узнали о памятных местах нашего города.  К 25-летию города Полысаево ребята совершили краеведческое путешествие «Мои любимые места», было предложено совершить небольшой исторический экскурс по самым известным местам нашего города, проверить свои знания в слайд - викторине, которая содержит богатый фотоматериал по историческим и современным уголкам нашего города. В интерактивной игре «Это все ты знаешь с детства, это все твой край родной»  нужно было, проявив свою эрудицию и начитанность, ответить на  вопросы по истории, географии, природе и литературе родного края. Самыми трудными для ребят оказались вопросы   по  произведениям кузбасских поэтов и писателей. Игра вызвала у ребят большой интерес и стремление больше узнать о родном крае. 

Кузбасс – это не только угольный край, но и край с богатым творческим наследием. Книжная выставка «Культура Кузбасса»  рассказывает об уникальных людях: писателях, поэтах, художниках, внёсших большой вклад в развитие культуры Кемеровской области. Ребята с большим удовольствием встречаются  с участниками городской литературной группы «Прометей».    Интересной и запоминающей была встреча с местным поэтом и писателем   А. Абушаевым, который познакомил присутствующих с новой книгой  «Всякая всячина». Поэт не только читал свои стихи, но и рассказывал о своей жизни, а стихи о Кузбассе, прозвучали с особой теплотой и любовью к родному краю. Приобщая юных читателей к  культуре родного края, библиотека может помочь приобрести ему такие качества, как ответственность, способность к творчеству, любознательность, настойчивость, стремление к приобретению новых знаний, формировать эстетическое восприятие действительности, высокую нравственность.          И, следовательно, может сыграть большую роль в формировании личности.

В  воспитании патриотических чувств я учитываю индивидуальные психологические особенности детей разных возрастных групп. В работе с младшими школьниками главным считаю эмоциональное воздействие на ребенка (игры-викторины, путешествия, беседы) а с подростками – формирование понятий и представлений о патриотизме, осмысление человеческих ценностей и идей, вовлечение их в нравственно ориентированную жизнедеятельность (круглые столы, часы общения, групповые проекты).

Более качественному выполнению задач по патриотическому воспитанию учащихся способствует внедрение в работу школьных библиотек новых информационных технологий, возможность полноценного графического оформления печатной продукции библиотеки. В современном мире, наравне с традиционной книжной формой, информация поступает и в электронном виде, через компьютерные сети, Интернет. Развитие информационно – компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать, отказавшись от него. Компьютер – это реальность сегодняшней библиотеки. Перед нами библиотекарями стоит задача не только содействовать в выборе книг, но и стать путеводителем в электронном мире информации, помогая пользователям в поиске и выборе информации в Интернете.  

Обидно, но очевидно, что юное поколение лучше воспринимает готовый зрительный образ, чем образ литературный. Но, соединив художественную ценность кинопроизведений, информативность видеоряда с литературными ценностями и живым словом, можно получить уникальный результат. В мою практику  с детьми  смело входят комплексные формы: видеопоказы – параллельно   с чтением и обсуждением, слайд - рассказы.  Внедрение новых информационных технологий в библиотеку значительно меняет и требования к современному библиотекарю. Характерная особенность сегодняшнего дня – библиотекарь  должен постоянно  учиться, чтобы успеть за изменениями и при этом оставаться личностью, к которой будут тянуться наши читатели.

Во время участия в III Международном конкурсе для библиотекарей «Точка пересечения» в рамках V Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна»  (Приложение 3) создала свой первый буктрейлер. Это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги YouTube, что способствует их активному распространению в сети Интернет. В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема "сначала книга, потом кино” начинает работу в обратном направлении «сначала кино, потом книга». Создание буктрейлера интересное и увлекательное занятие, к которому подключились уже и ребята лекторской группы. Программу   Movie Maker могут использовать начинающие пользователи, она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows.  

Применение информационных технологий оказывает заметное влияние на формирование читательских интересов, пробуждая интерес к чтению.

Работа школьной библиотеки неразрывно связана со всей жизнью школы. Библиотеку посещают разные категории читателей: учащиеся, учителя, работники школы, родители, бывшие ученики. И к каждому из них нужен свой подход. Школьная библиотека участвует в образовательном и воспитательном процессе не меньше, чем учителя, и решает чрезвычайно важные задачи, связанные с реформой школьного образования. Сердцевиной любого проекта улучшения школьного образования является самостоятельная работа учащихся с источниками информации. И библиотекарь становится связующим звеном между информационными ресурсами и читателем. Школьная библиотека сегодня – это и центр общения. И практически единственное бесплатное учреждение, открывающее подлинные ценности тем, кто только начинает строить свою жизнь.

Работа библиотеки с педагогическим коллективом необходима для целостного и всестороннего воспитания личности учащихся. Работа эта ведется через тематические выставки для преподавателей, подбор литературы по заявленным темам или вопросам, выступления на методических объединениях, педагогических советах, совместное проведение классных часов, внеклассных мероприятий. Для быстроты поиска в помощь учителю созданы: тематический перечень ссылок на Интернет-ресурсы «Патриотическое воспитание в школе»; на CD-дисках большая коллекция презентаций по краеведению; электронный рекомендательный список «Растим патриотов»; в базе данных имеются материалы на патриотическую тему, помогающие классному руководителю в подготовке и проведении праздников, бесед, классных часов (Приложение 4); электронный каталог периодической печати «Первое сентября» на CD-ROM; аудио - и видео - документы. 

Л.Н. Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И, если в семье принято уважать старших, то ребенок будет делать это и вне дома. Ведь самый главный пример для любого ребенка - его родитель, самый лучший, самый важный. Как сохранить нравственные устои семьи? Какую роль в этом может сыграть книга, библиотека? Об этом идет речь на родительских собраниях, на которых совместно с ребятами выступаем с беседами, обзорами литературы, рекомендациями, консультациями, лекциями.  Оформляются информационные и тематические стенды, буклеты, памятки. Совместно с родителями ребята составляют родовое древо своей семьи, изучают семейный архив. Из истории семьи, родного края учащиеся черпают много полезного. Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная».  Изучение своей родословной помогает учащимся осмыслить важные постулаты: семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства. Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.

Накопленный мною опыт по теме «Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения» обобщен и представлен на методическом объединении школьных библиотекарей города Полысаево, городском педагогическом семинаре «Гражданско-патриотическое воспитание в семье и школе», свои педагогические находки размещаю  на сайте социальной сети работников образования  http://nsportal.ru/elena-vladimirovna-filippova.

Патриотическое воспитание средствами школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, приобщать детей и подростков к чтению лучших произведений фольклора и литературы, привлекать в библиотеку новых читателей, а значит успешно формировать патриотическое сознание юных полысаевцев.

Литература

1. Гайворонская, Т.В.  К  Родине с любовью [Текст]: о возможности библиотек в формировании патриотических ценностей и традиций /Т.В. Гайворонская //Библиополе. - 2006. - №1.–С. 23-26

2. Гаврилова,  А.В.  Проект «Я – гражданин России» [Текст] /А.В. Гаврилова //Классный руководитель. - 2009. - №5.–С. 103-108

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» [Электронный ресурс] /Режим доступа: http:// archives.ru

4. Клочкова, М.  Патриотическое воспитание в профессиональном формате [Текст]: консультация / М. Клочкова //Библиополе. - 2010. - №7.– С. 26-28

5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// rusla.ru

6. Кузнецова, О.Н.  Поисковая и исследовательская деятельность учащихся в области истории и краеведения: формирование мировоззрения личности [Текст]  / О.Н. Кузнецова, Т.Л. Терлецкая // Исследовательская работа школьников. - 2006. - №3 – С.164-175.

7. Программа духовно-нравственного воспитания  российских школьников [Электронный ресурс] /Режим доступа: http:// lomonholding.ru

8. Программа патриотического воспитания  школьников [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// pandia.ru

9. Синягина, Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота [Текст] / Н.Ю. Синягина // Воспитание школьников. - 2011. - №1.– С.22-26

10. Ступникова, Л.А. «Фестиваль детского чтения»   как индикатор     деятельности школьных библиотек по краеведческому воспитанию учащихся [Текст] / Л.А. Ступникова, Т.В. Лавневич // Школьная библиотека. - 2007. - №8. – С.80-86.

11. Федеральные  государственные  общеобразовательные  стандарты основного общего образования  ФГОС ООО [Электронный ресурс] /Режим доступа:  http:// standart.edu.rucatalog.aspx

12. Шаталова, Н.В. Опыт поддержки краеведческой исследовательской работы школьников [Текст] / Н.В. Шаталова // Исследовательская работа школьников. - 2005. - №1-2. – С.46-54.

13. Шеламова, Г.В.  Как важно знать и чтить свои корни [Текст] /Г.В.  Шеламова //Библиополе. -  2009. - №8.– С.30-33

Приложение 1

Мероприятия школьной библиотеки                                                                              по формированию патриотического сознания учащихся

Направление

Мероприятие

Форма

Гражданско-правовое              «Родина моя – Россия»

«История создания гимнов»

«Овеянные славою флаг наш              и герб»

«История знамен и флагов»

«Символы Кемеровской области»

«История двуглавого орла»

Цикл бесед - презентаций

«Символика города Полысаево»

Урок-викторина

«Ты гражданин своей страны!»

Информационный час

Военно-патриотическое

«И помнит мир спасенный»

«Главные вехи Победы»

Историческая игра-викторина

«Великая Отечественная в цифрах и фактах»

Информационный час

«Сталинградская битва – переломный момент»

«Подвиг Ленинграда»

«День защитника Отечества»

«Трагедия и подвиг народа в Великой Отечественной войне»

Цикл уроков-презентаций, посвященный Дням воинской славы России

«Народ  - победитель»

Урок  мужества

«Герои живут среди нас»

Встреча с участниками войны в школьном музее «Память»

«Поэзия, ты из окопа»

Конкурс чтецов

«Есть такая профессия – Родину  защищать»

Урок-встреча с воинами интернационалистами

«Великой Победе посвящается!»

День воинской славы

Историко-краеведческое  «Край мой, гордость моя»

«История земли Полысаевской»

Виртуальная экскурсия        по городу

«Коренные народы Сибири – шорцы и телеуты»

 Урок-презентация

«Возьмемся за руки друзья!»

Фестиваль, посвященный культуре Кузбасса

«Театры Кузбасса»

Виртуальная экскурсия

«Заселение земли Кузнецкой»

Информационный час

«Кузбасс и Россия, вы сердце мое и душа!»

Краеведческая викторина

«Открывай ворота, масленица идет!»

Фольклорный праздник

Литературное краеведение  «Таланты нашего края»

«Кольчугинская осень»

Час поэзии

«Какое счастье жить на свете!» Презентация книги стихотворений Марии Леффлер.

Литературная встреча            с поэтом

Поэзия литературной группы «Прометей».

Литературно-краеведческий вечер

Презентация книги стихов и прозы «Всякая всячина»

Творческая встреча с поэтом          А. Абушаевым

«Истории лицо живое»

Литературно-историческая композиция, с участником  ветерана педагогического труда, поэта                             А.Ф. Трубниковой

«Творчество Кузбасских поэтов»

Литературно-музыкальная гостиная

Приложение 2

Урок мужества «Бросок в бессмертие»

(внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)

Цель:

    способствовать воспитанию патриотизма у учащихся на примере подвигов советских воинов;

    формировать уважительное отношение к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне;

    воспитывать духовно-нравственные качества.

    Задачи:

    закрепить и углубить исторические познания по теме «Великая Отечественная война. Героические подвиги»;

    формировать умение выразить собственное представление о войне;

    повысить образовательный уровень и расширить читательский кругозор.

Ход мероприятия:

Ведущий 1.

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату

Злорадно поставить на взвод,

Всадить ее,

Врезать как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

…Прожить бы мне эти полмига.

А там я сто лет проживу!

                                                 П.Шубин

Библиотекарь  Дорогие ребята.

     Сегодня мы с вами перелистаем ещё одну страничку нашей истории – поговорим  о людях, совершивших беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны. Александр Матросов.…Это имя слышал, наверное, каждый россиянин. Почему? Кто такой Александр Матросов?

Ведущий 2.   Александр Матвеевич Матросов — Герой Советского Союза, рядовой пехоты. Известен благодаря самопожертвенному подвигу, когда он закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота. Его подвиг получил широчайшую огласку в советских СМИ и стал в русском языке устойчивым выражением. Родился в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). С ранних лет остался без родителей, воспитывался в Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области. После окончания 7 классов работал помощником воспитателя в Уфимской трудовой колонии.

Ведущий 1. По другой версии, настоящее имя Матросова — Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, а родился он в деревне Кунакбаево в Башкирии. Согласно этой версии, фамилию Матросов он взял в бытность свою беспризорником (после того как убежал из дома после нового брака отца) и записался под ней при попадании в детский дом. При этом сам Матросов называл себя именно Матросовым.

В сентябре 1942 года начал учёбу в Краснохолмском пехотном училище, но уже в январе 1943 года оно было отправлено на Калининский фронт. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина (позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии, Калининский фронт).

Ведущий 1.  27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки (Локнянский район Псковской области).

Как только советские солдаты прошли лес, и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли рядовой Пётр Огурцов и рядовой Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда, согласно официально принятой версии событий, Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

Ведущий 2.  Этот подвиг стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.

19 июня 1943 года Александру Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Так же он был награждён орденом Ленина.

 Памятники Александру Матросову установлены в городах:

  • Харьков
  • Днепропетровск
  • Уфа
  • Великие Луки
  • Ульяновск
  • Красноярск
  • Санкт-Петербург (в Московском парке Победы и на улице Александра Матросова).
  • Ишимбай — в центральном городском парке культуры и отдыха им. А. Матросова
  • Коряжма
  • пос. Бекши Резекненского р-на Латвийской ССР (к/з им. Матросова), бюст.
  • Именем Александра Матросова названы улицы и парки во многих городах России.

Ведущий 1.    Более 400 человек совершило в Великой Отечественной войне подвиг, который носит название подвига Александра Матросова.  Это люди разных национальностей, совершившие этот подвиг в разные периоды Великой Отечественной войны. Уникальность этого самоотверженного подвига в том, что только представители нашей страны были способны на такое самопожертвование ради жизни своих товарищей по оружию. И в основном это были молодые люди от 20 до 30 лет. Когда жизнь в самом расцвете сил. Были и такие герои, которые по два человека одновременно ложились на дула вражеского пулемета, извергавшего смертоносный огонь из дзотов. И даже среди них были и женщины.  А 8 человек остались живы после этого, несмотря на ужасные раны.

Далеко не все получили звание Героя Советского Союза. Да и память об этих людях стала забываться. А этого допустить нельзя!  Первым же, кто совершил данный подвиг, был – Александр Константинович Панкратов. Было это в самом начале войны – 25 августа при обороне Великого Новгорода. Новгородцы свято чтят это событие и самого героя. При въезде в город, на месте, где проходило сражение с фашистами, в котором проявил себя бессмертным героем Александр Панкратов, стоит мемориальная стела в память об этом подвиге. На момент совершения подвига Александру Панкратову было 24 года. К большому сожалению, об этом подвиге и о самом герое, основная масса населения нашей страны, и особенно представители молодого поколения, знают очень мало.

Ведущий 2.     27 декабря 1941 года Яков Падерин грудью закрыл амбразуру дзота у деревни Рябиниха Тверской области.

      29 января 1942 года в бою под Новгородом, спасая жизни товарищей, своими телами закрыли вражеские амбразуры сразу три человека: И. С. Герасименко, А. С. Красилов и Л. А. Черемнов. Всем троим было присвоено звание Героя Советского Союза. Этому подвигу посвящена «Баллада о трёх коммунистах» Николая Тихонова.

       22 февраля 1942 года во время боёв в селе Жигарево под Москвой закрыл своим телом амбразуру дзота Абрам Исаакович Левин. Никакой известности и награды не получил.

Ведущий 1. 6 августа 1942 года в бою в районе села Селявное Лискинского района Воронежской области стрелок 363-го стрелкового полка 160-й стрелковой дивизии 6-й армии Воронежского фронта Чолпонбай Тулебердиев переплыл реку Дон, поднялся на скалу и после неудачных попыток уничтожить вражеский дзот гранатами, закрыл амбразуру своим телом.

        19 июля 1943 года во время проведения разведки боем в районе Синявинских высот Владимир Ермак закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, чем обеспечил группе разведчиков выполнение боевого задания. 21 февраля 1944 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 4 января 1944 года в бою близ селения Овсище, в районе Великих Лук, подобно Матросову, закрыл своей грудью вражеский дзот Газинур Гафиатуллович Гафиатуллин.

 15 января 1944 года в бою в районе деревни Рехколово (Ленинградского горсовета) закрыл своим телом амбразуру вражеского пулеметного дзота младший лейтенант Александр Иванович Волков.

 18 января 1944 года своим телом закрыл амбразуру вражеского дота Александр Фёдорович Типанов.

Библиотекарь

Я постоянно над вопросом мучаюсь
И все никак не нахожу ответ,
Но почему от нас уходит лучшие?
Уходят в мир потерь и страшных бед.
Жестокого безумия полна
И верить так не хочется, что где-то,
Еще гуляет по земле война,
Что где-то беспощадно убивают.
Стреляют из засады и в упор,
Для тех ребят, что жить лишь начинают,
Уже подписан смертный приговор.
Не терпят души и тела пробоин —
Ведь это так не тяжело понять!
А как бывает бесконечно больно
Родных и близких навсегда терять…
Опомнитесь же люди! Умоляю!
Безвременная смерть нам не нужна!
Но снова к гробу головы склоняют
Седая мать и дети, и жена…
Но горю должен наступить конец
И победит добро! Я в это верю.
Жаль, что погибших судеб и сердец
Уже никто не возместит потерю!

      Дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорили о героях Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни за мир и счастье на Земле, за то чтобы вы могли родиться и жить в мире. Это лишь крохотная страничка нашей с вами истории, истории, которую надо знать и помнить.

Приложение 3C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный.JPG

Приложение 4

Кемеровская область

(материалы для классных часов и бесед)  

    Кемеровская область образована 26 января 1943 года. Территория – 95,7 тыс.кв.км.,  население – 2962 тыс. чел. Центр области – город Кемерово, в котором проживают 489,5 тыс. чел.

Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. От побережья Северного Ледовитого океана она удалена на расстояние около 2000 километров. Четыре часовых пояса отделяют область от Москвы. Протяженность Кемеровской области с севера на юг более 500 километров, с запада на восток – 300 километров. Ее крайняя северная точка находится на широте Екатеринбурга, а южная – на широте Оренбурга. Область по своей площади превосходит такие европейские государства как Венгрия, Португалия, Австрия.  Кемеровская область является самой густонаселенной территорией Сибири со средней плотностью населения 32 человека на 1 кв.км. На севере территории области пересекает с запада на восток Транссибирская магистраль. В южной части проходит Южно-Сибирская железная дорога. Разнообразна поверхность Кемеровской области. Основную часть ее территории занимают средневысотные горные хребты Кузнецкого Алатау, Горной Шории и Салаирского кряжа. Самая высокая вершина области – гора Верхний Зуб высотой 2178 м, расположена в хребте Тигиртиш (Поднебесные Зубья) Кузнецкого Алатау. Его горы-гольцы покрыты многолетними снежниками.  Южную часть области занимает Горная Шория с высшей точкой – гора Пустаг высотой 1570 м.  На западе протянулась цепь пологих возвышенностей и холмов Салаирского кряжа высотой до 600 м. Между Салаирским кряжем и Кузнецким Алатау расположена межгорная, холмистая Кузнецкая котловина. На севере области Кузнецкая котловина соединяется с обширной Западно-Сибирской равниной.

    Наиболее крупные реки области – Томь, Кия, Яя, Иня, Чулым, Чумыш, относятся к бассейну реки Оби. Большинство рек берут начало в горах Кузнецкого Алатау и Горной  Шории. Многочисленны озера области. Самое большое из них – озеро Большой Берчикуль.

     Кемеровская область является богатейшей кладовой полезных ископаемых. Главное богатство области – каменный уголь. Его запасы сосредоточены в Кузнецком каменноугольном бассейне (Кузбассе), крупнейшем в России. На северо-востоке расположены месторождения бурого угля. Для развития металлургии в области имеются крупные месторождения железной и марганцевой руд, огнеупорной глины, песка, кварцита и другого минерального сырья. Ценным полезным ископаемым является золото, представленное в области россыпными и рудным месторождениями.

     Минеральные источники – Терсинка и Борисовский, используются населением в лечебных целях.

              Кемеровская область – один из крупнейших индустриальных районов Сибири. Ведущая отрасль промышленности – угольная. В Кузнецком каменноугольном бассейне уголь добывают открытым и подземным способами. На металлургических заводах и комбинатах выплавляют чугун и сталь, алюминий и цинк.  Машиностроители собирают угольные комбайны, электромоторы, производят шахтные вагонетки. На заводах области выпускают цемент, кирпич. Ведется заготовка и переработка древесины. На фабриках и заводах изготовляют одежду и обувь, бытовые приборы, посуду и другие товары народного потребления.

     В области развито животноводство и растениеводство. Население области обеспечено мясом и молоком. Природные условия благоприятны для выращивания зерновых культур и картофеля. Широко используются дары леса. Жители области заготавливают кедровые орехи, папоротник-орляк, дикорастущие ягоды и грибы. Развит промысел пушных зверей: соболя, норки, белки.

     Издавна населяют территорию Кемеровской области шорцы, телеуты, калмаки и сибирские татары. Шорцы наиболее многочисленны среди коренных народов области и проживаю, в основном, на юге по берегам рек Томи, Мрассу, Кондомы. До 18 века шорцы были известны своим умением добывать и плавить железную руду, кузнечным ремеслом. В русских исторических документах их называют - кузнецкими татарами.  Традиционным занятием шорцев являются охота, земледелие, заготовка дикорастущих съедобных растений, рыболовство и пчеловодство. Телеуты по происхождению являются потомками скотоводческих племен – теле.

Современные калмаки занимаются животноводством и земледелием. Из ремесел развиты обработка кожи и дерева. На севере области в нескольких деревнях живут сибирские татары. По своим занятиям они являются земледельцами и скотоводами. Богатое художественное творчество шорцев, телеутов, калмаков и сибирских татар выражается в песнях, сказках, легендах.

     Поисками полезных ископаемых занимались русские рудознатцы. Открытие каменного угля Михайлом Волковым (1721 г.), серебряных руд – Дмитрием Поповым (1781 г.), золота – Егором Лесным (1827 г.) привели к строительству рудников, приисков, заводов. Началось промышленное освоение Кузнецкой земли. Началось освоение труднодоступных таежных районов. Этому способствовало строительство Среднесибирского участка Транссибирской железнодорожной магистрали. В начале 20 века в Кемеровской области началось строительство крупных заводов: Кузнецкого химического, Кузнецкого металлургического, которые вступили в строй после революции.

Символика Кемеровской области

           29 мая 2002 года Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон о символике Кемеровской области.

Герб Кемеровской области

            Герб Кемеровской области представляет собой французский щит, обрамленный дубовыми ветвями, скрепленными орденской лентой ордена Ленина и увенчанный короной в виде стилизованной чащи. Щит окаймлен узкими полосами черного и золотого цветов. Нижняя часть щита – зеленого цвета. Зеленый цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зеленый цвет – это традиционный цвет молодости и надежды. В центре щита – треугольник черного цвета, усеченный с боков и окаймленный узкой полосой золотого цвета, террикон, символизирующий угольную промышленность. В центре террикона расположены перекрещенные кузнечный молот и кирка, обозначающие индустриальную принадлежность Кемеровской области. Из зеленого поля через перекрещенные кузнечный молот и кирку к вершине террикона устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют также важность для Кемеровской области сельского хозяйства. Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл. Герб обрамлен дубовым венком, определяющим статус Кемеровской области как субъекта Российской Федерации, наделенного правами государственной власти.  Нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 году и 1970 году. В центральной части орденской ленты обозначена дата: 1943 год – год образования Кемеровской области. В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде стилизованной полной чаши, символизирующей богатства Кузбасса.

Флаг Кемеровской области

Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей одну треть длины. В верхней части синей полосы, посередине помещается герб Кемеровской области. Отношение ширины флага к его длине – 1:2. За основу флага Кемеровской области взят флаг РСФСР, но есть и отличие; у нашего синяя полоса от древка несколько шире. Благодаря этому лучше сочетаются цвета при изображении на флаге герба Кемеровской области. Впервые о символике Кузбасса заговорили в 1992 году. Представленные варианты получили отрицательное заключение Государственной геральдики при Президенте России. В 1997 году был объявлен новый конкурс, на который представили 27 вариантов герба и 16 вариантов флага. Конкурсная комиссия отобрала по три из них, вобравших лучшие элементы всех представленных эскизов. Затем депутаты областного Совета остановились на варианте герба и флага, после чего проект получил одобрение Государственной геральдики.

Краеведческая викторина по Кузбассу

1. Площадь Кемеровской области (95,5 тыс. кв.км.).

2. Кемеровская область не граничит с: а) Алтайским краем; б) республикой Тыва; в) Томской областью; г) республикой Хакасия.

3. Название нашему краю «Кузнецкий каменноугольный бассейн» (Кузбасс) дал известный ученый-геолог: а) П.А. Чихачев, б) А.Н. Державин.

4. Петр Иванович Чихачев путешествовал по нашему краю в: а) 1721 г; б) 1786 г; в) 1842 г.

5. Назовите первое полезное ископаемое, которое было открыто в недрах родного края (железная руда).

6. Назовите самый древний уголь на земном шаре (сапромиксит).

7. В каком часовом поясе находится Кемеровская область (шестой).

8. Географический центр нашей области расположен вблизи села:   а) Дмитриевка; б) Пермяки; в) Бурлаки.

9. Самое глубокое озеро нашей области (глубина 80 метров) называется:  а) Пустое; б) Суховское; в) Среднетерсинское.

10. Какая птица наших лесов выводит птенцов в зимнюю стужу: а) Королек; б) Воробей; в) Клест.

11. Говорят «Спит как сурок». Сколько времени в году проводит сурок в спячке: а) 180 суток; б) 220 суток; в) вообще не спит.

Географическое положение Кемеровской области

1. Административный район нашей области, на территории которого находится крайняя северная точка области (Мариинский район).

2. Хребет, на котором расположена крайняя южная точка области (Абаканский хребет).

3. Река, в бассейне которой находится крайняя восточная точка области (Урюп).

4. Село Беловского района, являющееся географическим центром Кемеровской области (Пермяки).

5. Длина административных границ Кемеровской области с соседями (2520 км.).

6. Дата образования Кемеровской области (26 января 1943 года.)

7. Площадь Кемеровской области (95,5 тыс. кв.км.).

8. Назовите республики, граничащие с нашей областью (Алтай, Хакасия).

Города Кузбасса

1. Южная столица Кузбасса (Новокузнецк).

2. Город машиностроителей (Юрга).

3. Город энергетиков (Мыски).

4. Город шахтеров (Осинники).

5. Областной центр (Кемерово).

6. Самый маленький по численности населения город (Салаир, 11,2 тыс. человек).

7. Старинный город нашего края, славящийся деревянными резными украшениями домов (Мариинск).

8. Самый молодой город области (Полысаево, год образования 1989)                  9. Город, название которого в переводе с шорского означает «каменный лог» (Таштагол).

Из истории исследования Кузбасса

1. Первооткрыватель железных руд в нашем крае (Федор Еремеев, 1624 год).

2. Рудознатец, открывший уголь в районе нынешнего города Кемерово (Михайло Волков, 1721 год).

3. Автор первой географической карты нашего края на астрономической основе (Петр Чичагов, 1729 год).

4. Академик, изучавший геологию Кузбасса почти 40 лет и написавший по данной теме более 200 статей (Василий Иванович Яворский).

5. Томский профессор ботаники, первым описавшим реликтовый Липовый остров в районе Кузедеева в 1881 году (Порфирий Никитич Крылов).

6. Профессор Перебургского горного института, назвавший в 1942 году наш край «Кузбассом» (Петр Александрович Чихачев).

7. Руководители групп казаков, построивших Кузнецкий острог в 1618 году (Остафий Харламов, Осип Кокарев, Молчан Лавров).

8. Первый сибирский картограф, историк, географ, составивший чертежи-схемы земли Кузнецкой, вошедшие в «Хорографическую чертежную книгу» конца 17 начала 18 веков (Семен Ульянович Ремезов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность

Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.В. А. Сухомлинский(слайд1)    Формирования экологичес...

Роль школьной библиотеки в формировании гражданских качеств

Гражданское образование сегодня- это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом гражданского воспитания является система образования....

Роль семьи и рода в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Тема воспитания ребёнка всегда актуальна, поскольку она обращена, прежде всего, к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. И века, и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и пе...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Роль школьной библиотеки в формировании успешной личности обучающегося

В 2019 году Министерством образования был запушен национальный проект «Образование», подпроектом которого стал проект «Успех каждого ребенка».Федеральный проект «Успех ка...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...