"Формирование патриотического сознания подрастающего поколения: история и современность" (доклад научно-практической образовательной конференции)
статья
Доклад ХI Епархиальной Песоченской научно-практической образовательной конференции "Великая Победа: память и духовный опыт поколений", 2024
Скачать:
Предварительный просмотр:
Васина Ольга Владимировна
учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ № 8»
город Киров, Калужская область
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Статья представляет опыт обобщения особенностей формирования патриотического сознания у подрастающего поколения в условиях смены общественно-политических формаций, а также деятельности педагогического коллектива в современной школе по патриотическому воспитанию молодежи при сохранении духовного и исторического опыта поколений.
Патриотизм, духовность, воспитание, наследие, преемственность
Формирование патриотического сознания подрастающего поколения сегодня очень значимый и актуальный вопрос, приоритетный в области государственной политики и в системе образования.
Целенаправленная воспитательная патриотическая работа имеет довольно длительную историю, более трехсот лет. Уже во времена правления Петра I патриотизм считался выше всех добродетелей и стал государственной идеологией. Слова «Бог, Царь и Отечество» отражали главные ценности того времени [4]. Молодёжь XVIII-XIX века воспитывалась в условиях исторической преемственности и почитания отеческих христианских традиций. В русском самосознании на протяжении столетий понятие "патриотизма" было связано, прежде всего, с традициями православной культуры и заключалось в готовности пожертвовать всем ради страны, отказаться от самого себя.
ХХ век, с его социальными и духовными потрясениями, новой атеистической идеологией внёс свои коррективы в систему патриотической воспитательной работы. Важную роль в патриотическом воспитании советской молодёжи сыграла деятельность октябрятского, пионерского, комсомольского движений, военно-патриотических клубов, военных училищ. По-своему, новая концепция патриотического воспитания дала большие результаты. Без этого не могла пройти индустриализация страны, без этого советский народ не смог бы, вероятно, одержать победу на фронтах войны.
В ходе Великой Отечественной войны советский народ и армия проявили высочайший по силе патриотизм, который явился основой нравственного превосходства над фашистской Германией. Георгий Константинович Жуков, вспоминая тяжёлые дни битвы за Москву, отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [1]. В эти годы величайших испытаний советский народ вновь обратился к великим героическим образам прошлого, к своим духовным истокам и православной вере.
После распада Советского Союза в 90-х годы ХХ века поклонение чужеродным идеологическим парадигмам, так называемым «западным ценностям», способствовало нравственному падению и нигилизму в молодёжной среде, ослаблению духовного потенциала российской нации. В общественном сознании произошел резкий отказ от своих исторических и духовных корней, от своей национальной идентичности.
Однако в условиях современных глобальных вызовов ситуация начала меняться к лучшему. Начавшийся на Западе процесс глумления над историей Великой Отечественной войны, героизации военных преступников, отказ от традиционных семейных ценностей, всколыхнул российское общество. Государственным приоритетом становится сохранение исторической памяти, воспитание молодёжи через общенациональные традиции.
Таким образом, не смотря на политическую и идеологическую разницу подходов в процессе формирования чувства патриотизма у подрастающего поколения в имперский, советский и российский периоды развития общества, историческое и духовное единство и преемственность сохранены. Заповеди, на которых строится работа по патриотическому воспитанию учащихся, остаются неизменными.
Основная цель патриотического воспитания российской молодёжи — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.
Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм. Истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и, в том числе, школой.
При этом, как говорит Святейший патриарх Кирилл, молодое поколение должно быть «проникнуто не просто идеей отвлеченного патриотизма, а реальной любовью к Отечеству» [5]. Патриотизм должен быть действенным.
В условиях современной школы созданы многие условия для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитательный процесс формирования патриотического сознания - это работа всего педагогического коллектива, носит комплексный характер. Сегодня в школе патриотический компонент уроков дополняется внутриклассными и общешкольными мероприятиями патриотической направленности, вовлечением детей во внеурочную и кружковую деятельность, реализацией программы «Орлята России» для начальной школы, «Разговорами о важном», воспитательной работой советников директора по воспитанию, активностью первичных отделений «Движения Первых», юнармейского и кадетского движения в школе и так далее.
Формирование патриотического сознания подрастающего поколения реализуется через постоянное обращение к образам великих предков и славным страницам отечественной истории. Деяния выдающихся государственных деятелей, полководцев и флотоводцев, подвижников русской земли и других известных личностей, их нравственный пример приобщают учащихся к историческому и духовному опыту многих поколений. Широкое обращение к крупнейшим достижениям отечественной культуры, науки и технической мысли, в чём проявляется наше национальное достояние, способствует формированию чувства национальной гордости. Обращение к истории своей малой Родины, изучение своей родословной, краеведческая, музейная, поисковая деятельность, являются мощным средством приобщения к истории своей семьи, родного края, пробуждает чувство патриотизма с малых лет.
Проведение уроков памяти и мужества, событийных мероприятий к историческим и государственным датам, участие в героико-патриотических акциях, волонтерская деятельность, как показывает практика, не может оставить молодёжь равнодушной к истории страны, к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. Постепенно возрастает желание детей участвовать в организации и проведении патриотических мероприятий, в волонтерских акциях. Еженедельные общешкольные линейки с выносом или поднятием Государственного Флага РФ, исполнением Гимна РФ формируют чувство сопричастности к своему Отечеству. Официальная российская символика является выражением суверенитета страны, её самобытности, отражает исторические особенности и традиции нашего народа. Знание государственной символики и её осознанное использование способствуют патриотическому воспитанию молодёжи.
Таким образом, патриотическое воспитание – это не разовая акция (например, приуроченная ко Дню Победы), а планомерная, разноформатная, разносторонняя, ежедневная работа, которая требует личной заинтересованности педагога в её результатах.
Наш государственный лидер, Президент РФ Владимир Владимирович Путин, много раз в своих выступлениях обращался к патриотизму российского народа, считая его единственной объединяющей силой, «важнейшей частью общенациональной культуры, стержнем нашей генетической памяти». «Патриотизм – это любовь к Родине. Любовь нельзя ни купить, ни подарить, нельзя заставить любить. Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов. Это всё должно быть в нашей душе, в нашем сердце. Это то, без чего человек не может существовать, если хочет быть человеком». [3].
Духовность и патриотизм являются приоритетными направлениями в воспитательной работе современной школы. Первостепенная задача педагогического коллектива - воспитать достойное поколение граждан и патриотов России, в руках которых будет лежать ответственность за прошлое и будущее России, а также подготовить учащихся к ответственному социальному служению, на основе ясно осознаваемых ими традиционных ценностей.
- Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 2022
- Мышинская Ж.М. Роль православия в патриотическом воспитании молодёжи | «Образование Ямала» | Ежеквартальный информационно-методический журнал — [Электронный ресурс]. URL: https://yamal-obr.ru/articles/rol-prav-v-patriot-vosp-3/ (дата обращения: 30.09.2024)].
- Посвятить себя развитию страны»: Путин назвал патриотизм национальной идеей России — [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/article/745442-putin-patriotizm-nacionalnaya-ideya?ysclid=m1p23uosuu261099326 (дата обращения: 30.09.2024)].
- Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи —[Электронный ресурс]. URL: https://nirsi.ru/100 (дата обращения: 30.09.2024)].
- Святейший патриарх Кирилл. Патриотизм – это верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе. [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/patriarx-patriotizm-eto-prezhde-vsego-vernost-bozhestvennomu-zamyslu-o-tvoej-zemle-i-o-tvoem-narode/ (дата обращения: 30.09.2024].
- Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240-243. — [Электронный ресурс].URL: https://moluch.ru/archive/181/46664 (дата обращения: 30.09.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность
Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.В. А. Сухомлинский(слайд1) Формирования экологичес...
Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках истории
Героико-патриотческое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач в многонациональной стране.«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь...
Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.
Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...
Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)
Память о Холокосте необходима,чтобы наши дети никогда не былижертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.И. БауэрВ статье представлен опыт работы по изучению истории Холокоста в общеобразо...
История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...
Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бережливого отношения к культурно-образовательным традициям и ценностям
Выступление на семинаре "Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бе...