Роль семьи и рода в патриотическом воспитании подрастающего поколения
статья (9 класс) на тему

Сульберекова Вера Алексеевна

Тема воспитания ребёнка всегда актуальна, поскольку она обращена, прежде всего, к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. И века, и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям испытанной духовной мудрости  воспитания. Во все времена перед педагогами и родителями стояла задача, как воспитать детей, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то, положительное, что уже опробовано, испытано. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Поэтому именно семья  и род играют важную роль в формировании нравственной культуры подрастающего поколения. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Бейской ОШИ Большемонокская общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования

Научно – практическая конференция

Доклад

Тема: Роль семьи и рода в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Выполнила: учитель истории и

обществознания

Сульберекова Вера Алексеевна

С. Большой Монок, 2015 год.

Сегодня происходящие глобальные социально-экономические изменения в нашем обществе приводят к необходимости изменения традиционного подхода в воспитательной деятельности подрастающего поколения.

Тема воспитания ребёнка всегда актуальна, поскольку она обращена, прежде всего, к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. И века, и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям испытанной духовной мудрости  воспитания. Во все времена перед педагогами и родителями стояла задача, как воспитать детей, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то, положительное, что уже опробовано, испытано. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Поэтому именно семья  и род играют важную роль в формировании нравственной культуры подрастающего поколения. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

 Семья — это колыбель духовного развития ребёнка. Семья — это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности ребёнка в любви, заботе, ласке, уважении и общении. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители — самые дорогие и самые близкие ему люди. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

        Сегодня пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться со своими детьми. Родители фактически не знакомы с детьми, потому что не хотят или не могут (в силу занятости) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле.

Поэтому для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой необходимо создать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств; к примеру,  можно устроить поход в театр, в музей или просто совместные прогулки или вылазки на природу.

В наше время особое значение приобретают семейные традиции. Они своими корнями уходят в далёкую древность и так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с его бытом.  Они регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи, именно они передаются от старшего поколения к младшему.

У каждого поколения раньше или позже появляется потребность познакомиться и знать прошлое семьи, своего происхождения. Ребят в определённый момент начинают интересовать дедушки и бабушки, их происхождение, где они родились и жили, кем работали, с кем были знакомы и так далее. Человеку недостаточно осознание своего бытия в пределах собственной памяти, ему необходима информация об истоках и корнях, уходящих в прошлое, - родословной.

Не зная историю своего рода, невозможно понять настоящее или представить себе, какое нас ждёт будущее. Только изучив историю семьи и рода, формируются у нашего поколения патриотические чувства, взгляды и убеждения, гордость за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие. 

Генеология -

         Хакасские многодетные семьи почитались издавна. Взрослые часто говорили «У каждого родившегося человека есть своя доля в этом мире». С особой заботой народ всегда относился к воспитанию подрастающего поколения. «Паланын артых ниме чогыл» (дороже ребенка ничего нет), «Первое богатство – дети».

        Наша семья и род занимается воспитанием детей. Целью нашего воспитания является формирование у нашего будущего поколения патриотических чувств, взглядов и убеждений, гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие, привитие любви  к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям.  

Все мероприятия , которые здесь перечисляются,  взрослые проводят вместе с детьми, поэтому я думаю, что у детей вырабатываются такие качества, как  уважение к старшим, к женщине, любовь к детям и заботливое к ним отношение, взаимопомощь, доброта, гостеприимство, вежливость.                                                                                

Мероприятия, проведённые нашей семьёй и родом:    

1. Встречи рода Сульберековых ( 2005, 2010, 2013, 2014  гг.)

2. Встречи рода Тиспирековых (1999, 2003, 2006,2009, 2013,2014 гг.)

3.Участие на районном празднике «Чыл пазы»  на конкурсе «Династия учителей» рода Сульберековых -  2место  

    (2010 год)

 4.Участие на районном  празднике «Чыл пазы» на  конкурсе «Династия учителей»  рода Тиспирековых – 1 место  

    (2010 год)

4.Участие на празднике «Уртун той» на конкурсе «Защита  рода»  - 2 место. (2010 год)

5.Участие на районном конкурсе «Крепкая семья – здоровая жизнь» - 1 место. (2013 год)

6.Участие на республиканском конкурсе «Защита семьи» - 1 место по театральному представлению. (2015 год)

7.Участие на республиканском конкурсе «Ине тiлi» 1 место по представлению обряда и

    показа мультфильма. (2015 год)

8. Участие на районных научно – практических конференциях по темам: «Ты память рода и память крови» - 2 место, «Человек с большой буквы» - 2 место.

9. Участие на республиканских  научно – практических конференциях по темам:  «Ты память рода и память крови» - 3 место, «Человек с большой буквы» - 3 место.

10. Участие на федеральной научно – практической конференции по теме «Человек с большой буквы. ( «Военная династия Сульберековых»: 1 подполковник, 2 майора, 1 капитан, 2 младших лейтенанта).

11.Участие на открытии районного памятника Участникам Великой Отечественной войны. (2015 год).

          В заключении я хочу сказать, что действительно моя работа является актуальной, так как   в настоящее время воспитание подрастающего поколения на этнокультурных традициях становится популярным. Не зная историю своего рода, невозможно понять настоящее или представить себе, какое нас ждёт будущее. Изучение  истории рода помогает нам воспитывать в себе интереса к семейным традициям, истории своей семьи, любви к родителям и членам семьи, воспитывать чувства гордости за свою семью и род и расширить кругозор о родственных связях. И я считаю, что семья и род играют большую роль в воспитании подрастающего поколения, в становлении достойного патриота и гражданина  своей страны.

Я люблю это

таинство рода,

Дух семьи,

продолжающий

жить,

Заставляющий

сердце  народа

с красотою

былого

дружить…

Список использованной литературы:

  1. В.Я. Бутанаев, Бутанаева И.И. «Хоорай чоннын тореллерi». Абакан, Министерство культуры РХ, лаборатория этнографии НИС ХГУ,1991 г.
  2. Документы военнослужащих.
  3. Награждения.
  4. В.Я. Бутанаев «Социально – экономическая история хакасского аала (конец XIX – начало XX в.), хакасское отделение  Красноярского книжного издательства, г. Абакан, 1987 год, стр. 135.
  5. В.Я. Бутанаев «Происхождение хакасских родов и фамилий» - «Хоорай сооктерi паза пiчiкке кiрчен обекелерi», г. Абакан, лаборатория этнографии НИС АГПИ, 19994 год.
  6. В.Я. Бутанаев «Традиционный быт хакасского народа», г. Абакан.
  7. В.Я. Бутанаев, Бутанаева И.И. «Хоорай чоннын тореллерi». Абакан, Министерство культуры РХ, лаборатория этнографии НИС ХГУ,1991 г.
  8. Рассказы очевидцев.
  9. Семейный архив.
  10. О.Г. Табурчинова «Традиции  хакасов в семье», 2007 год.
  11. Н.Г. Челтыгмашева «Родовое движение хакасского народа в сохранении традиций», г. Абакан, Хакасское книжное издательство, 2007 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование

Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...

презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…».

Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения  «И помнит мир спасённый…».  Использование  на уроках истории по изучению темы "Великая Отечественная в...

Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Воспитание учащихся на примере славных боевых традиций нашего Отечества....

Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках истории

Героико-патриотческое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач в многонациональной стране.«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь...

Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.

Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...