Роль школьной библиотеки в формировании гражданских качеств
статья на тему

Гражданское образование сегодня- это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом гражданского воспитания является система образования.

         Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождением патриотизма можно наиболее эффективно прийти вновь к величию Российского государства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_shkolnoy_biblioteki_v_grazhdanskom_obrazovanii.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

Заведующая библиотекой МБОУ «СОШ №17»

г.Лысьва Пермский край

Кузьмина Наталья Михайловна

Роль школьной библиотеки в формировании  гражданских качеств.

     

             Молодость!

             Возьми с собой в дорогу

            Самую заветную мечту,

            За людей душевную тревогу,            

            Сердца жар и мыслей красоту,

             Мудрость чувства,

             Стойкость в бурях жизни,

             Мужество во всем и до конца,

             Верность другу,

             Преданность Отчизне,

              Имя гражданина и борца.

Гражданское образование сегодня- это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом гражданского воспитания является система образования.

        Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождением патриотизма можно наиболее эффективно прийти вновь к величию Российского государства.

В нашей школе основным направлением гражданского образования являются классы с измененным статусом – кадетские . На сегодняшний день их – четыре. Было уже два выпуска.

        Кадет - это знакомое нам из истории, но основательно забытое слово вновь возвращается, вызывая неподдельный интерес у людей и старшего, и младшего поколения. Начало государственному патриотическому воспитанию в России положил почти 300 лет назад Петр I, который уделял особое внимание подготовке молодого поколения. Система образования видоизменялась, но цель – воспитание патриотов оставалась.

Кадеты школы имеют свои особые ритуалы, традиции, форму. Система дополнительного образования в классах представлена спецкурсами, факультативами, кружковой деятельностью. Это и  - начальная военная подготовка как обязательная дисциплина, история Отечества, прикладная физическая культура, краеведение, хор.         Кадетский классы дают своим воспитанникам широкий кругозор, прививают им высокие человеческие качества: патриотизм, товарищество, верность долгу и своему Отечеству.

 На работу с воспитанниками кадетских классов и учителями, работающими в этих классах, направлена и деятельность школьной библиотеки.. Поэтому одно из направлений работы школьной библиотеки- формирование гражданских качеств личности на протяжении всего обучения в школе..

Соответственно данному направлению работы была поставлена цель:

  • создание условий в школьной библиотеке для воспитания настоящего, социально-активного, духовно-богатого гражданина своей страны.

Цель реализуется через следующие задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества,  об истории малой Родины
  2. Осуществлять информационное и методическое сопровождение гражданского образования в школе.
  3. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни
  4. Развивать гражданское самосознание, гражданскую позицию и правовую культуру читателей.

Воспитание патриотизма, гражданственности должно проходить на всех этапах обучения и воспитания подрастающего поколения, чтобы дети могли заинтересовано участвовать в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивая поступательное развитие общества и защиту национальных интересов

Поэтому в своей работе по формированию гражданского образования я определила несколько уровней преемственности:

Первые уроки гражданственности человек получает в раннем возрасте дома и в детском саду ,в школе и в дальнейшем продолжаются формирование его гражданские позиции.

В начальной школе, моя деятельность,   направлена на расширение кругозора читателей, развитие их активности, творчества и воображения. На этом этапе формирую  начальные сведения о правах человека и ребенка, даю понятия о «малой Родине», семье и своей родословной.

На 2 ступени формирую систему гражданских ценностей:  знание символики и традиций страны, края и города.

Выпускник школы должен  уметь отстаивать свое мнение, иметь стойкую гражданскую позицию, знать историю своей страны, быть толерантным , соблюдать этические нормы общества, ценить традиции семьи..

Основная функция школьной библиотеки - сопровождение учебно-воспитательного процесса школы.

За последние два года была собрана база данных для разного уровня пользователей: администрации, преподавателей, классных руководителей, учащихся. Накапливаются разработки теоретических и практических материалов, мероприятий, классных часов, сценарии уроков. Информация хранится как в бумажном варианте, так и в электронном виде. Особое место отводится материалу по краеведению

Традиционные формы работы с читателями - тематические библиотечные уроки и выставки являются основой в работе по гражданскому образованию.

В своей работе по гражданскому образованию я выбрала следующие направления:

Интеллектуально-краеведческое, героико-патриотическое, гражданское и оздоровительное.

Интеллектуально-краеведческое

Любовь к своей Родине- это нечто отвлеченное; это- и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей.

                             Д.С. Лихачев

Направлено на изучение истории, культуры и быта, традиций, экономики страны, края, города где мы живем.

 О родном крае рассказывают книжные выставки

  • Родины моей начало- о городе Лысьва
  • День рождения Пермского края (была подготовлена выставка о и презентация  посвященный  2-х летию Пермского края)
  • Экологический калейдоскоп «Наш дом природа», «Листаем Красную книгу Прикамья» - об экологических проблемах нашей страны.

В сменной выставке «Календарь знаменательных дат» отражаются юбилейные даты пермских и российских писателей, поэтов, художников,  знаменательные даты в жизни страны. Когда в России был объявлен открытый урок чтения в школьной библиотеке была оформлена выставка «Любимые книги наших пап и мам»,а на проведенных библиотечных уроках была успешно представлена электронная выставка. 2007 год  объявлен годом русского языка: в сменной книжной выставке «В стране интересных уроков»  эта тема нашла свое отражение.

«Космические уроки», проведенные в начальной школе с использованием ИКТ, рассказали малышам о истории освоения космоса, а в библиотеке была оформлена выставка «Путешествие в космос», которая дала им наглядное представление о космосе.

Героико-патриотическое

Не смеем говорить о чувстве Родины бесчувственно –
Нам права Родина такого не дала!
У нас такие за спиной встают пожарища,
Такие страшные могилы за спиной,
Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,
Как будто Родина нам стала неродной…

Е.Евтушенко

В этом направлении я работаю над формированием чувства патриотизма, уважением к воинской профессии, сохранением памяти о героических событиях и подвигах.

Традиционно в кадетских классах проходят  вахты памяти с почетным караулом у мемориальной доски в дни воинской славы России. И традиционно оформляются тематические книжные выставки.

Строка оборванная пулей- о поэтах, воевавших во время ВОВ

Подвиг народный на страницах книг

История армии- история государства

Есть такая профессия- Родину защищать

Гражданское

«Я не опозорю моего священного оружия,

И не покину своего друга, где бы я не находился,

Я буду биться за дела святые и за дела мирские,

Как один, так и со всеми, кто поможет мне.

Я превращу свое отечество не в умаленное,

Но в более могущественное и великое, чем прежде».

Афинская клятва верности IV век.

 Гражданское направление в работе предполагает формирование гражданского самосознания и гражданской позиции, правовой культуры читателей, сознания долга перед семьей, народом и Родиной.

Живя в социальном обществе, со своими достоинствами и проблемами  дети учатся общаться, дружить, любить. И долг взрослых помочь им в этом.

А для себя я нашла новую форму работы- уроки библиотерапии. Таких уроков было уже много. Современные авторы, такие как Тамара Крюкова, Андрей Зеленин, Владимир Киршин, Артур Гиваргизов учат ребят дружить, помогают строить взаимоотношения в коллективе

При прочтении и обсуждении произведения, ребята дают оценку героям на протяжении всего уроках, причем оценка зачастую меняется, а окончательный вывод каждый из участников урока делает сам. А составленный синквейн дает возможность отрефлексировать проведенный урок.

 Работая над темой «Государственные символы России» организую выставки, которые являются результатом работы с читателями разных возрастных групп. Для читателей 4-5 классов  провожу урок «Государственная символика России»с использованием ИКТ. В школе проходит викторина и конкурс рисунков. Все это найдет отражение в библиотечной выставке.

Сегодня большую роль играет правовое воспитание школьников. Для ребят в читальном зале, в открытом доступе есть подборка книг «Твоя правовая культура».

Оздоровительное.

«Надо, чтобы ум был здравым, а тело здоровым»

Ювинал

Воспитание в учащихся потребности в здоровом образе жизни одна из главных задач государства и школы. Затрагиваются вопросы нравственного становления , психологическая помощь, проблемы полового воспитания. А его  задача- снизить вероятность знакомства подростка с наркотиками, алкоголем, никотином и др.

Пропаганде здорового образа жизни помогает  книжная выставка «Школа здоровья» и ее электронный вариант, который показывается на уроках ЗОЖ.

 

Проводя диагностику среди учащихся школы, мы наглядно увидели, что на протяжении обучения  у учащихся происходит:

  • Формирование гражданское самосознание
  • Развитие социальных ценностных качеств
  • Принятие духовных, культурно-правовых, нравственных ценностей
  • Развитие у учащихся эмоциональных и волевых качеств, потребности ведения здорового образа жизни.

В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.

Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций патриотического и гражданского воспитания молодежи. Различные формы и методы патриотического воспитания, которые сегодня используют образовательные учреждения, необходимы современному российскому обществу. А национальная идея, которую искали последнее десятилетие, на самом деле проста и вечна - любовь к своей Родине и она воплощается в жизнь.

Слова Е.Евтушенко сегодня звучат как напутствие и пожелание в нашей работе.

Е. Евтушенко “Гражданственность”.

Боль гражданства - не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле,
Даже если он в поле один.

Все мы порознь, как в чаще тропинка,
И дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка,
Ну а вместе - Бородино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Доклад "Роль школьных библиотек в организации исследовательской работы в школе"

Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководите...

«Роль школьных библиотек в условиях модернизации российского образования»

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для ...

Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.

Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...

Изменение роли школьной библиотеки в связи с введением ФГОС

Использование информационных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса для решения задач новых ФГОС. Современные мобильные и Интернет технологии обеспечивают создание условий дл...

Роль школьной библиотеки в формировании успешной личности обучающегося

В 2019 году Министерством образования был запушен национальный проект «Образование», подпроектом которого стал проект «Успех каждого ребенка».Федеральный проект «Успех ка...