Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье"
рабочая программа на тему

Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье" для начальной школы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности в 1 классе

/направление декоративное творчество/

«Добрым людям на загляденье»

MC900423449[1]MC900423447[1]MC900051012[1]

/ направление декоративное творчество/

программа рассчитана на 1 год /2 часа в неделю/

Возрастная категория: 6,5-10 лет

Составитель: учитель технологии МБОУ «Мичуринская основная общеобразовательная школе» Авдеева Н.А. (первая  кв. категория)

2011 – 2012 учебный год.

                                                Пояснительная записка

     В результате поиска путей обновления содержания образования, методическим объединением начальных классов МОУ «Мичуринская основная общеобразовательная школе»  было принято решение строить внеурочную деятельность первого класса на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры. Организация работы  курса «Добрым людям на загляденье» по направлению декоративное творчество с учащимися начальных классов, позволяет через декоративное творчество  удовлетворить интерес детей к эстетической красоте русского народного творчества, помогает решению задачи их гармоничного воспитания, лучшему усвоению ребятами школьного учебного материала.

Программа рассчитана на организацию занятий с обучающимися 1 класса в условиях общеобразовательной школы.

     В процессе занятий особое внимание предусматривается уделять расширению знаний детей о различных видах декоративного творчества русского народа. Комплекс практических занятий в различных декоративных техниках: аппликация, лепка, рукоделие и т.д. позволяет ребятам обрести необходимые умения и навыки изготовления изделий из различных материалов.

     Занятия по программе «Добрым людям на загляденье» предусматривают также развитие знаний учащихся о природе своего края, о жанре русского фольклора; дополняют школьный курс по трудовому обучению конкретными фактами.

     Учитывая возрастные особенности школьников начальных классов: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов программа «Добрым людям на загляденье» предусматривает сочетание различных видов работы руководителя с ребятами.

     На экскурсиях в природу дети выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий оформляются в наглядные пособия и используются учащимися на занятиях и уроках по природоведению, рисованию, трудовому обучению.

     Программа «Добрым людям на загляденье» предусматривает проведение части занятий в игровой, мультимидийной  форме. Использование в работе с детьми интеллектуальных и подвижных игр позволяет повысить интерес ребят к занятиям, мультимидийная форма позволяет наглядно представить различные элементы и воспроизвести их.

     Для лучшего восприятия детьми изучаемого материала руководитель объединения предусматривает использование наглядных пособий: учебные картинки, модели, образцы декоративных изделий, ЦОРы.

     

 Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
  • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
  • формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
  • освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
  • обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.

Цель обучения:                                                                                                                             Привить детям любовь к художественному творчеству.

  • Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).
  • Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
  • Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;
  • Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
  • Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
  • Приобщать школьников к народному искусству;
  • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

                                                   

  • Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

     Программа строится на основе знаний возрастных, психолога – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

     Программа «Добрым людям на загляденье» разработана на один  год обучения  внеурочной деятельности.

     Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

   Формы и методы обучения:

     Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

     Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

     Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

     Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

     Практические занятия позволяющие детям в реальной обстановке убедиться в правильности теоретических знаний.

Ожидаемые результаты

     Освоение детьми программы «Добрым людям на загляденье» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями                                                              

федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  •  учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного  искусства;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной русских пейзажей;
  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

 

  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

                                                           

Младшие школьники получат возможность для формирования:

  •  устойчивого познавательного интереса к русскому творчеству;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  •  возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

 

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
  • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;  
  • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно  творческой деятельности в целом.

                                                             

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

 

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
  • формировать собственное мнение и позицию.

 Оценка планируемых результатов освоения программы

     Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах,  массовых мероприятиях, создании портфолио.  

     Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

     Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

     Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

     В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

                                                               

                                    Содержание программы объединения

                                                     

«Добрым людям на загляденье»

Тема 1. Введение.

       Знакомство детей с тематическими разделами программы кружка, с видами практических работ. Ознакомление учащихся с графиком и правилами работы в кружке. Изучение правил по технике безопасности на занятиях кружка.

Тема 2. В гостях у матушки-Природы.

     Знакомство с распространенными в Оренбургской области деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Сравнение окраски листьев у разных деревьев и кустарников и у одного дерева, но у разных участков кроны. Характер окраски листьев у различных видов деревьев и кустарников.

     Основные правила создания художественно-декоративных композиций из природного материала.

Практические работы:

  • сбор листьев деревьев и кустарников, других природных материалов для изготовления флористических композиций,
  • выполнение аппликаций из засушенных листьев и цветов, выполнение декоративных моделей из природного материала, природоохранная работа, фитодизайн.

Тема 3. Сокровища бабушкиного короба.

      Знакомство школьников со старинными видами рукоделий на территории Оренбургской области. Технологические приемы при выполнении изделий в технике «вышивка крестом». Основные технологические приемы при работе со швейными инструментами и материалами: иглы, мулине, пяльцы и др. Техника «вышивка лентами». Изготовление художественно-декоративных поделок с использованием бисера. Цветовые гаммы при изготовлении швейных декоративных изделий. Выбор сюжетов при выполнении декоративных швейных поделок.

 

Практические работы:

  • вышивка «крестом»,
  • вышивка лентами,
  • вышивка бисером,

 

 Тема 4.  «Здравствуй, Зимушка-Зима».

 

     Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в зимних праздниках. Использованные на зимних гуляниях, вечёрках. Изготовление различных элементов праздников. Показ призинтаций русско-народных праздников.

Практические работы:

  • новогодние игрушки;
  • народные праздники;
  • зимние узоры на окне;
  • конкурс фигур из снега.

Тема 5. «Тётушка Акулина рассказывает…»

     Тематические часы. Собираем с детьми и родителями пословицы, приметы о зиме; разучивание потешек, поговорок, пословиц. Понравившиеся записываем и оформляем рисунками в самодельной книжке.

Практические работы:

  • оформление самодельной книжечки;
  • собираем пословицы, поговорки;
  • рисуем.

Тема 6. «Весёлая карусель»

     Мастерим поделки в виде аппликаций, с использованием цветного картона и цветной бумаги. Учим и играем в старинные детские игры.

 Практические работы:                                                        

  • Работа с аппликациями;                                          
  • разучивание детских игр.

        Тема 7. «Творческая мастерская»

     Знакомство с народной игрушкой. Игрушка как символ представлений о мире. Техника использования. Готовим поделки к выставке: из солённого теста и пластилина.

Практические работы:

  • лепка из солёного теста;
  • лепка из пластилина;
  • выставка.

Тема 8. Итоговое занятие.

     Подведение итогов по результатам работы объединения за учебный год. Моральное поощрение авторов лучших художественно-декоративных поделок. Оформление выставки творческих работ кружковцев.

Литература.

1. Аргунова Л.Я., Свиридова Г.П. Основы флористики - М,Мысль, 1999.

2. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде.-М., Мир, 1993.

3. Колтунова И.Р. Окружающий мир. - Екатеринбург, Фактория, 1999.

4. Фролова Т.Р. Поделки из природного материала.-М., Дрофа, 2001.

5. Небел Б. Наука об окружающей среде. -М., Мир,1993.

6. Запартович Б.Б. С любовью к природе.-М., Педагогика, 1976.

7. Никитин Ф.И., Новиков Н.В. Окружающая среда и человек. -М.,Высшая школа, 1980.

8. Архипов B.C. Декоративное творчество. -М., Педагогика, 1989.

9. Веселова Н.М. Умелые руки.-М., Просвещение,2004.

10. Курбанова И.А., Вартанова СЕ. Традиции лоскутного шитья -М., Знание, 1997.

11. Рульнова К.А. Шьем платья для кукол -М.,Дрофа,2001.

12. Истратов М.Н. Ожившее дерево. -М.,Просвещение,1993.

13. Максимова М.С. Лоскутные подушки и покрывала-М., Астрель,2005

14. Гришина СВ. Подарок маме. - М., Карапуз, 2006

Список литературы для учащихся

  1. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. Пособие для учащихся- М: Просвещение, 1973
  2. Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М: Эллис Лак, 1994
  3. Как сделать нужные и полезные вещи/ Авт - сост.Е.С. Лученкова.- М: ООО «Издательство АСТ»; Минск: Харвест,2002
  4. Мамонтова З.А. Гербаризация растений. Пособие для учащихся.- М: «Просвещение», 1996
  5. «Юный художник», №5, 1986

Учебно-тематический план

I год обучения ( 68 часов)

Номер темы

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

1.

 Тема 1

«Вводное занятие»

а) Экскурсия в осенний лес.

       1

        1

              1

               0

0

1

2.

Тема 2.

«В гостях у матушки Природы»

а) Аппликации из сухих листьев;

б) композиции из декоративных овощей

       4

 

       4

1

0

3

4

3.

 Тема  3.                                 «Сокровища бабушкиного короба»  

а) Декоративная вышивка;

б) Композиции из бисера;

 в)  Выставка поделок                                

         5

         3

 

         1  

             1

             0

             0

4

3

1

4.

 Тема 4.                 «Здравствуй, Зимушка-Зима».

а) Новогодние поделки;

б) Зимние праздники;

в) Зимние забавы;

г) Узоры на окне.

2

4

1

2

0

4

0

1

2

0

1

1

5.

Тема 5.

«Тётушка Акулина рассказывает…»

а) Самоделкина книжка;

б) Потешки;

в) Пословицы, поговорки;

г) Оформляем книжечку;

д) Выставка «Книжки копилки».

1

5

2

1

1

0

3

1

0

0

1

2

1

1

1

6.

Тема 6.

«Весёлая карусель»

а) аппликации из цветной бумаги;

б) Поделки из подручного материала;

в) Выставка аппликаций;

г) Детские народные игры.

15

5

1

3

7

2

0

1

8

3

1

2

7.

Тема 7.

«Творческая мастерская»

а) композиции из соленого теста, пластелина.

6

3

3

8.

Тема 8.

Итоговое занятие.

         

          1

            0  

              1

ИТОГО:

68

24

44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план к рабочей программе по английскому языку 3 класс

К рабочей программе по английскому языку 3 класс Кауфман...

Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс)

Календарно-тематический план и рабочая программа  по Российская и Всеобщая история (6 класс) образовательной сестемы "Школа 2100"...

Календарно-тематический план и рабочая программа Российская и Всеобщая история (9 класс )

Календарно-тематический план и рабочая программа Российская и Всеобщая история (9 класс ) - образовательная система "Школа 2100" Д.Д.Данилов...

Тематический план к рабочей программе по математике I курс

В тематическом плане указано количество часов, отведённых на каждый раздел, на каждую тему....

Календарно-тематический план для рабочей программы по физической культуре 1 класс В.И. Лях

Материал для включения в рабочую программу по физической культуре 1 класс...