Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье"
рабочая программа на тему
Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье" для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dobrym_lyudyam_na_zaglyadene_word.docx | 2.99 МБ |
tematicheskiy_plan_k_programmeword.docx | 118.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
/направление декоративное творчество/
«Добрым людям на загляденье»
/ направление декоративное творчество/
программа рассчитана на 1 год /2 часа в неделю/
Возрастная категория: 6,5-10 лет
Составитель: учитель технологии МБОУ «Мичуринская основная общеобразовательная школе» Авдеева Н.А. (первая кв. категория)
2011 – 2012 учебный год.
Пояснительная записка
В результате поиска путей обновления содержания образования, методическим объединением начальных классов МОУ «Мичуринская основная общеобразовательная школе» было принято решение строить внеурочную деятельность первого класса на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры. Организация работы курса «Добрым людям на загляденье» по направлению декоративное творчество с учащимися начальных классов, позволяет через декоративное творчество удовлетворить интерес детей к эстетической красоте русского народного творчества, помогает решению задачи их гармоничного воспитания, лучшему усвоению ребятами школьного учебного материала.
Программа рассчитана на организацию занятий с обучающимися 1 класса в условиях общеобразовательной школы.
В процессе занятий особое внимание предусматривается уделять расширению знаний детей о различных видах декоративного творчества русского народа. Комплекс практических занятий в различных декоративных техниках: аппликация, лепка, рукоделие и т.д. позволяет ребятам обрести необходимые умения и навыки изготовления изделий из различных материалов.
Занятия по программе «Добрым людям на загляденье» предусматривают также развитие знаний учащихся о природе своего края, о жанре русского фольклора; дополняют школьный курс по трудовому обучению конкретными фактами.
Учитывая возрастные особенности школьников начальных классов: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов программа «Добрым людям на загляденье» предусматривает сочетание различных видов работы руководителя с ребятами.
На экскурсиях в природу дети выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий оформляются в наглядные пособия и используются учащимися на занятиях и уроках по природоведению, рисованию, трудовому обучению.
Программа «Добрым людям на загляденье» предусматривает проведение части занятий в игровой, мультимидийной форме. Использование в работе с детьми интеллектуальных и подвижных игр позволяет повысить интерес ребят к занятиям, мультимидийная форма позволяет наглядно представить различные элементы и воспроизвести их.
Для лучшего восприятия детьми изучаемого материала руководитель объединения предусматривает использование наглядных пособий: учебные картинки, модели, образцы декоративных изделий, ЦОРы.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
Цель обучения: Привить детям любовь к художественному творчеству.
- Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
- Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;
- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- Приобщать школьников к народному искусству;
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
- Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолога – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Добрым людям на загляденье» разработана на один год обучения внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Формы и методы обучения:
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Практические занятия позволяющие детям в реальной обстановке убедиться в правильности теоретических знаний.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Добрым людям на загляденье» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной русских пейзажей;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к русскому творчеству;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Содержание программы объединения
«Добрым людям на загляденье»
Тема 1. Введение.
Знакомство детей с тематическими разделами программы кружка, с видами практических работ. Ознакомление учащихся с графиком и правилами работы в кружке. Изучение правил по технике безопасности на занятиях кружка.
Тема 2. В гостях у матушки-Природы.
Знакомство с распространенными в Оренбургской области деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Сравнение окраски листьев у разных деревьев и кустарников и у одного дерева, но у разных участков кроны. Характер окраски листьев у различных видов деревьев и кустарников.
Основные правила создания художественно-декоративных композиций из природного материала.
Практические работы:
- сбор листьев деревьев и кустарников, других природных материалов для изготовления флористических композиций,
- выполнение аппликаций из засушенных листьев и цветов, выполнение декоративных моделей из природного материала, природоохранная работа, фитодизайн.
Тема 3. Сокровища бабушкиного короба.
Знакомство школьников со старинными видами рукоделий на территории Оренбургской области. Технологические приемы при выполнении изделий в технике «вышивка крестом». Основные технологические приемы при работе со швейными инструментами и материалами: иглы, мулине, пяльцы и др. Техника «вышивка лентами». Изготовление художественно-декоративных поделок с использованием бисера. Цветовые гаммы при изготовлении швейных декоративных изделий. Выбор сюжетов при выполнении декоративных швейных поделок.
Практические работы:
- вышивка «крестом»,
- вышивка лентами,
- вышивка бисером,
Тема 4. «Здравствуй, Зимушка-Зима».
Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в зимних праздниках. Использованные на зимних гуляниях, вечёрках. Изготовление различных элементов праздников. Показ призинтаций русско-народных праздников.
Практические работы:
- новогодние игрушки;
- народные праздники;
- зимние узоры на окне;
- конкурс фигур из снега.
Тема 5. «Тётушка Акулина рассказывает…»
Тематические часы. Собираем с детьми и родителями пословицы, приметы о зиме; разучивание потешек, поговорок, пословиц. Понравившиеся записываем и оформляем рисунками в самодельной книжке.
Практические работы:
- оформление самодельной книжечки;
- собираем пословицы, поговорки;
- рисуем.
Тема 6. «Весёлая карусель»
Мастерим поделки в виде аппликаций, с использованием цветного картона и цветной бумаги. Учим и играем в старинные детские игры.
Практические работы:
- Работа с аппликациями;
- разучивание детских игр.
Тема 7. «Творческая мастерская»
Знакомство с народной игрушкой. Игрушка как символ представлений о мире. Техника использования. Готовим поделки к выставке: из солённого теста и пластилина.
Практические работы:
- лепка из солёного теста;
- лепка из пластилина;
- выставка.
Тема 8. Итоговое занятие.
Подведение итогов по результатам работы объединения за учебный год. Моральное поощрение авторов лучших художественно-декоративных поделок. Оформление выставки творческих работ кружковцев.
Литература.
1. Аргунова Л.Я., Свиридова Г.П. Основы флористики - М,Мысль, 1999.
2. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде.-М., Мир, 1993.
3. Колтунова И.Р. Окружающий мир. - Екатеринбург, Фактория, 1999.
4. Фролова Т.Р. Поделки из природного материала.-М., Дрофа, 2001.
5. Небел Б. Наука об окружающей среде. -М., Мир,1993.
6. Запартович Б.Б. С любовью к природе.-М., Педагогика, 1976.
7. Никитин Ф.И., Новиков Н.В. Окружающая среда и человек. -М.,Высшая школа, 1980.
8. Архипов B.C. Декоративное творчество. -М., Педагогика, 1989.
9. Веселова Н.М. Умелые руки.-М., Просвещение,2004.
10. Курбанова И.А., Вартанова СЕ. Традиции лоскутного шитья -М., Знание, 1997.
11. Рульнова К.А. Шьем платья для кукол -М.,Дрофа,2001.
12. Истратов М.Н. Ожившее дерево. -М.,Просвещение,1993.
13. Максимова М.С. Лоскутные подушки и покрывала-М., Астрель,2005
14. Гришина СВ. Подарок маме. - М., Карапуз, 2006
Список литературы для учащихся
- Денисова Г.А. Удивительный мир растений. Пособие для учащихся- М: Просвещение, 1973
- Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М: Эллис Лак, 1994
- Как сделать нужные и полезные вещи/ Авт - сост.Е.С. Лученкова.- М: ООО «Издательство АСТ»; Минск: Харвест,2002
- Мамонтова З.А. Гербаризация растений. Пособие для учащихся.- М: «Просвещение», 1996
- «Юный художник», №5, 1986
Учебно-тематический план
I год обучения ( 68 часов)
Номер темы | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические часы | Практические часы | |||
1. | Тема 1 «Вводное занятие» а) Экскурсия в осенний лес. | 1 1 | 1 0 | 0 1 |
2. | Тема 2. «В гостях у матушки Природы» а) Аппликации из сухих листьев; б) композиции из декоративных овощей | 4
4 | 1 0 | 3 4 |
3. | Тема 3. «Сокровища бабушкиного короба» а) Декоративная вышивка; б) Композиции из бисера; в) Выставка поделок | 5 3
1 | 1 0 0 | 4 3 1 |
4. | Тема 4. «Здравствуй, Зимушка-Зима». а) Новогодние поделки; б) Зимние праздники; в) Зимние забавы; г) Узоры на окне. | 2 4 1 2 | 0 4 0 1 | 2 0 1 1 |
5. | Тема 5. «Тётушка Акулина рассказывает…» а) Самоделкина книжка; б) Потешки; в) Пословицы, поговорки; г) Оформляем книжечку; д) Выставка «Книжки копилки». | 1 5 2 1 1 | 0 3 1 0 0 | 1 2 1 1 1 |
6. | Тема 6. «Весёлая карусель» а) аппликации из цветной бумаги; б) Поделки из подручного материала; в) Выставка аппликаций; г) Детские народные игры. | 15 5 1 3 | 7 2 0 1 | 8 3 1 2 |
7. | Тема 7. «Творческая мастерская» а) композиции из соленого теста, пластелина. | 6 | 3 | 3 |
8. | Тема 8. Итоговое занятие. |
1 | 0 | 1 |
ИТОГО: | 68 | 24 | 44 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план к рабочей программе по английскому языку 3 класс
К рабочей программе по английскому языку 3 класс Кауфман...
Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс)
Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс) образовательной сестемы "Школа 2100"...
Календарно-тематический план и рабочая программа Российская и Всеобщая история (9 класс )
Календарно-тематический план и рабочая программа Российская и Всеобщая история (9 класс ) - образовательная система "Школа 2100" Д.Д.Данилов...
Тематический план к рабочей программе по математике I курс
В тематическом плане указано количество часов, отведённых на каждый раздел, на каждую тему....
Календарно-тематический план для рабочей программы по физической культуре 1 класс В.И. Лях
Материал для включения в рабочую программу по физической культуре 1 класс...
Календарно-тематический план для рабочей программы по физической культуре 5 класс В.И. Лях
Материал для использования в создании рабочей программы...
Календарно-тематический план для рабочей программы по физической культуре 6 класс В.И. Лях
Материал для использования в создании рабочей программы...