Классный час "Путь к себе"
классный час (9 класс) на тему
«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель;
тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг;
тот, кто мне льстит, - мой враг» ( Сюнь-цзы)
«Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле» (Публий Сир)
Цель: акцентировать внимание воспитанниц на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_sebe.docx | 119.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Путь к себе» (самопознание, самооценка)
«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель;
тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг;
тот, кто мне льстит, - мой враг» ( Сюнь-цзы)
«Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле» (Публий Сир)
Цель: акцентировать внимание воспитанниц на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Задачи:
- расширить представления детей о самопознании, самоопределении;
- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;
- способствовать формированию адекватной самооценки;
- побуждать воспитанниц к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Форма проведения: час общения.
План
- Вступительное слово классного руководителя «Знаем ли мы себя?»
- Интерактивная беседа по теме «зачем нужна самооценка?»
- Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»
- Проблемная ситуация «Как себя оценить?»
- Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.
- Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).
- Игра «Маска я тебя знаю!»
- Заключительное слово.
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
Слайд 1
1. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»
Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс или колледж. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, что он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? Каким я хочу быть? Что думают обо мне другие? Сегодня будем отвечать на эти вопросы.
2. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»
Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждает: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми?
(воспитанницы отвечают.)
Что можно узнать о себе?
Примерные ответы:
- Свои физические возможности, состояние здоровья.
- Свои таланты, способности (умственные, творческие).
- Свой характер, темперамент, волю.
- Свои вкусы, привычки.
- Свои сильные и слабые стороны.
Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?
Примерные ответы:
- Узнать призвание, выбрать профессию.
- Избежать ошибок и разочарований.
- Правильно вести себя с окружающими.
- Не браться за невыполнимые дела.
- Правильно определить цель в жизни.
Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
3. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».
Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках?
Слайд 2
Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа – с завышенной, вторая – с заниженной и третья – с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Дополнительное условие – обосновать свой выбор.
(В течение 5 минут воспитанницы работают.)
Время истекло, слушаем мнения групп.
Правильная расстановка признаков самооценки.
Слайд 3
Классный руководитель.
Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой?
- Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п …
- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой?
- Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п…
Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой?
- Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п…
4. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»
Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа – самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставя тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин друг Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске – «Как оценить себя?» (читает).
Слайд 4
Как правильно оценить себя?
- Судите о себе по делам.
- Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
- Тот, кто вас критикует – ваш друг.
- Критикует один – задумайтесь.
- Критикуют два – проанализируйте свое поведение.
- Критикуют три – переделывайте себя.
4. Строго относитесь к себе и мягко – к другим.
Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
Примерные ответы:
- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.
- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.
- Требовательно относилась к другим, к себе – снисходительно.
- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.
- Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.
- Ставила себе нереальные цели.
5. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.
Цели.
Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями.
Жизненные цели, что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)
Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)
Сколько целей может быть у человека?
Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)
Примерные ответы:
- Богатство, слава, власть.
- Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
- Быть просто хорошим человеком, любить людей.
- Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.
- Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.
- Принести пользу людям, жить для людей.
- Найти свою любовь.
- Жить для удовольствия, наслаждения.
- Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.
Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает, что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни?
Говорят, цели достигнуть совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.
Принципы.
Классный руководитель.
Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступиться принципами.
Жизненные принципы – это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила.
Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним.
- Не убий
- Не укради
- Не прелюбодействуй
- Почитай родителей своих
- Не лги (не произноси ложного свидетельства на ближнего своего)
- Не сотвори себе кумира
- Не желай имущества ближнего своего
- Не произноси имени Господа всуе
- Бог един (Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим
- Седьмой день – выходной – посвящай Богу.
«Живи по совести, не греши», «будь добрым, милосердным к другим, возлюби ближнего своего».
Однако есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку – волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас – хоть потоп!» и т. п.
Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов?
В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство – веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам – значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры?
Идеалы.
Классный руководитель.
Идеал – совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.
Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первой место?
Слайд 5
Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.
Слайд 6
Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.
Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.
Слайд 7
Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.
Слайд 8
6. Составление самохарактеристики
Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросить вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.
7. Игра «Маска, я тебя знаю!»
Классный руководитель. С разрешения некоторых девочек я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.
Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя?
Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года. Я тоже постараюсь быть объективной.
8. Заключительное слово.
Классный руководитель. Как известно все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный и неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познания смысла жизни.
9. Подведение итогов (рефлексия.)
Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?
Литература.
- Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников.
Волгоград, 2006.
- Гнатюк Н.П. Нет предела совершенству. Москва, 1989.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Воспитай себя!
классный час...
Классный час "Познай себя"
Классный час используется в старших классах как помощь в познании себя, самооценке, саморегулировании....
Классный час "Воспитай себя"
Классный час с целью воспитания нравственных качеств учащихся через познание себя....
Классный час « Воспитай себя»
Классный час « Воспитай себя»...
Классный час "Найти себя"
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе по теме "Выбор профессии"...
Классный час "Найти себя"
Классный час посвящён самоопределению учащихся в выборе профессий....
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"...
- Мне нравится (1)