Классный час "Воспитай себя"
методическая разработка (6 класс) по теме
Классный час с целью воспитания нравственных качеств учащихся через познание себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_vospitay_sebya.zip | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Воспитай себя» 6 класс
Автор: Острожная Елена Владимировна, учитель физики
МБОУ СОШ № 18 станицы Новомалороссийской
Выселковского района Краснодарского края
Цели: способствовать воспитанию нравственных качеств, через познание себя; выявление правильного и ошибочного представления о воспитании; создание «человека» идеально воспитанного, формирование устойчивых нравственных принципов, познакомить учащихся с такими нравственными понятиями, как уважение, высокомерие, тщеславие, честолюбие, толерантность, воспитание чувства ответственности, самостоятельности, навыков самооценки, развитие творческого воображения и фантазии.
Величайшая победа – есть победа над самим собой. П.Кальдерон
1. Вступление. Что значит быть воспитанным человеком? Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём сказали – «Да – он воспитанный человек!» Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Мир изменяется со сказочной быстротой. В меняющемся мире может существовать только изменяющийся человек. И всё же в области человеческих отношений должны присутствовать те постоянные незыблемые законы, на которые человек всегда должен опираться в своей жизни.
2. Новый одноклассник
В нашем классе – 23 ученика и, как нам кажется, все мы воспитаны.
Но давайте попробуем создать 24 ученика и наделить его качествами идеально воспитанного человека.
Что значит умение себя вести, куда вести? Ведь само выражение «вести себя» предполагает этот вопрос. И ответ на него – это понимание того, чего я хочу достичь своим поведением, какие качества в себе хочу воспитать?
Так какими качествами должен обладать наш герой, чтобы мы о нём говорили как об идеально воспитанном человеке?
Напишите качества на карточках (работа по группам).
Один человек от группы, представляет на доске «качества» «мальчика».
Мы с вами наделили самыми необходимыми, на ваш взгляд, качествами воспитанного человека нашего героя. Я вижу, что для вас в воспитанном человеке должны быть такие качества - … , но больше всего вы цените в воспитанных людях…
О качествах воспитанных людей нужно не только знать, но и уметь их применять в разных жизненных ситуациях.
Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях
Ситуация №1.
Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.
Какой вариант поведения вы выберете?
А. Предложу посмотреть передачу вместе с братом
Б. Сначала посмотрю телевизор, потом пойду погуляю с братом
В. Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить
Г. Пойду погуляю с братом
Д. Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять
- Как вы поступите? Прокомментируйте свой выбор.
Ситуация №2.
Классный руководитель, т.е. я – объявляю ребятам, что в цирк удалось достать всего несколько билетов. Но я вас всех люблю и мне трудно выбрать кому не идти. Сделайте это сами. Я предлагаю вам самим решить кому не пойти.
А. Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно
Б. Предложу решить голосованием
В. Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой
Г. Подниму руку, что не пойду
Д. Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных
- Как вы поступите?
Ситуация №3.
Андрей взял у Вики без разрешения линейку. На её требования вернуть, Андрей не реагирует. Ваши действия.
А. Сделать вид, что ничего не происходит
Б. Отнять линейку силой у Андрея и вернуть Вике
В. Взять ещё Викину вещь и вместе с Андреем дразнить Вику
Г. Пристыдить Андрея и попытаться убедить Андрея вернуть линейку
Д. Обратиться за помощью ко взрослым.
3. Общение.
Мы вместе с вами выяснили, какими качествами должен обладать идеально воспитанный человек. Но воспитанный человек должен уметь общаться.
Замечали ли вы, что если вдруг необходима помощь или услуга другого, иногда совершенно незнакомого человека, например, требуется узнать дорогу в незнакомом месте или попросить сотовый телефон, чтобы сделать срочный телефонный звонок, то легче находятся нужные слова и мы не забываем о «спасибо» и «будьте добры»! Но, к сожалению, и в таких ситуациях цель не всегда достигается, потому что мало хотения, требуется и умение общаться так, чтобы получить нужный результат. Но главное надо помнить, что результат общения всегда зависит от двоих – от самого себя и от того, с кем общаемся.
На протяжении 3 минут – попытайтесь сформулировать правила общения.
Выступают представители от групп.
Знаменитый американский писатель – психолог – ДЕЙЛ КАРНЕГИ – автор самой известной теории общения, предложил шесть способов, как расположить к себе людей.
– КАК РАСПОЛОЖИТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ:
- Проявляйте искренний интерес к другим людям.
- Улыбайтесь!
- Помните, что для человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук человеческой речи.
- Будьте хорошим слушателем.
- Ведите разговор интересный и вашему собеседнику.
- Дайте людям почувствовать их значимость.
Как вы считаете, с кем из ребят герой классного часа мог бы дружить?
4. Уважение.
- Как вы думаете, какой человек достоин уважения?
- А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?
Учитель читает строки из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.
- Что такое уважение?
Уважение — это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
- Согласны ли вы с тем, что каждый человек имеет право на уважение?
Учитель:
Я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы вас уважали?» (только «Да» или «Нет»).
Собираются листочки с ответами и подсчитываются результаты.
Учитель:
- Все ребята ответили положительно на мой вопрос, т.е. все, конечно, хотят, чтобы его уважали.
И мне хочется, чтобы мы с вами ответили на другой, более важный, на мой взгляд, вопрос, который каждый должен поставить себе: «Достоин ли я уважения?»
Бывает так, что рядом с нами появляются люди, которые считают себя лучше других.
- Как это проявляется в поведении человека?
(ответы детей: такой человек ведет себя грубо, высокомерен, равнодушен, признает только свою точку зрения, незаслуженно обижает окружающих и т.д.)
Высокомерие — гордое и надменное поведение по отношению к кому-нибудь.
Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию.
Честолюбие — жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.
- С таким человеком, который ставит себя выше других, трудно общаться. Каждому из нас нужно помнить, что уважительное отношение друг к другу лежит в основе любого коллектива, в основе дружбы, в основе любви. Не нужно забывать и о толерантности.
Толерантность — терпимое отношение; признание равенства всех рас, полов, возрастов, социальных групп, религий и т.д.
- Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?
(ответы детей: да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло в тщеславие; а разумная доля честолюбия должна присутствовать в человеке).
Задание для групп: продолжите фразу: «Мы уважаем человека, если он…», «Как нужно себя вести, чтобы тебя уважали».
(На выполнение задания отводится 5-7 минут, каждая группа выполняет его на большом листе бумаги. Затем результаты представляются и вывешиваются на доску).
Учитель подводит итоги:
Если хочешь, чтобы тебя уважали, — уважай других.
Ты достоин уважения, если уважаешь других.
5. Заключение.
- Я предлагаю вам, ребята, придумать символ взаимного уважения. (Возможны различные варианты, например, ладонь).
Учитель просит учащихся обвести на листке бумаги свою ладошку, а затем ответить самому себе на главный вопрос: «Достоин ли я уважения?»
Уходя с нашего занятия, положите свою «ладошку» в корзину, если вы ответили на вопрос «Да»; если вы ответили «Нет», то заберите ее с собой. И пусть эта ладошка напоминает о том, что нужно стремиться к тому, чтобы быть достойным уважения окружающих.
Ребята, на протяжении нашего занятия мы пытались с вами научиться быть воспитанным человеком, мы пытались понять себя, научиться общаться друг с другом. Естественно, сразу нельзя достичь идеальных отношений, этому человек учится на протяжении всей жизни, и, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным. Давайте учиться воспитанности, уважению и общению!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме "Сотвори в себе солнце"
Классный час проводится в 4 классе.Цель данного мероприятия: показать детям важность и осмысленность своих поступков, их влияния на окружающих людей, воспитание духовно-нравстенного человека. Мероприя...
Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»
классный час по данной теме можно провести в 8-10 классах...
Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе
1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....
Формирование ответственности у пятиклассника за себя и весь классный коллектив в целом»
"Если классный руководитель, сделаетвсё от него зависящее для того, чтобы вверенный емукласс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием бу...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"...
Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"
В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...