Модель внеурочной деятельности "Какие наши годы"
проект (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКУ «Мирнинское районное управление образования» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Модель внеурочной деятельности учащихся
«Какие наши годы»
Авторы проекта:
Колодежная Светлана Владимировна,
классный руководитель, 10 А класса.
Колыхматова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
2015 г.
п.Айхал
Актуальность проекта
Беспамятный – это прежде всего,
человек неблагодарный, безответ-
ственный, а следовательно, и
неспособный на добрые бес-
корыстные поступки.
Д.С. Лихачев
Когда мы занимаемся памятью, то мы занимаемся сегодняшней актуальной жизнью. В период возрождения России, как ведущей мировой державы, вновь поднимается вопрос о воспитании в подрастающем поколении патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание этих чувств невозможно без воспитания гордости за свою малую родину, свою родную школу. Пробудить интерес учащихся и его родителей к истории школы, в которой они учатся, познакомить их с традициями школы и лучшими ее выпускниками – благородное дело.
В этом году исполнится 55 лет, как в школе прозвучал первый звонок. Золотая дата является значимой для учеников, выпускников, родителей, учителей школы, для общественности поселка. Историческое прошлое нашей школы богато и уникально. Знание истории школы – это связующая нить, объединяющая нас, сегодняшних, с прошлым.
В 2001 году в школе был создан музей. Но со временем планшеты, рассказывающие о прошлом, стали привычной информацией для учащихся. По итогам проведенного социологического опроса учащихся, родителей, учителей была выявлена проблема: снижается интерес к исторической памяти школы, а значит, теряется связующая нить между поколениями, не используется бесценный опыт прошлого.
Чтобы поддержать возможность ощущать себя звеном в цепи поколений, поддержать интерес к прошлому, желание знать его, необходимо менять форматы подачи информации.
Во время подготовки к юбилею школы встал вопрос, как ярко, кратко и емко рассказать историю за 55 лет. Возникла необходимость создания инициативной группы, в которую по желанию пришли учащиеся, родители, учителя. Мозговой штурм позволил выдвинуть разные идеи, которые затем были предложены для обсуждения и голосования в школе.
Таким образом, большинством голосов прошло предложение – создание модели внеурочной деятельности «Какие наши годы».
Неблагоприятствующие факторы:
- недостаточно сформирован социальный опыт учащихся;
- недостаточное использование новых форм внеурочной деятельности;
- не используется деятельностный подход.
Цель проекта:
Моделирование духовно - нравственной среды для внеурочной деятельности учащихся через подведение 55-летнего итога школьного уклада жизни и поиск новых форм.
Гипотеза:
Бесценный опыт прошлого школы будет перенесен в современную жизнь школы в том случае, если:
- создать внеурочную среду, ориентированную на сохранение исторической памяти школы для духовно-нравственного развития детей;
- активизировать сотрудничество всех участников школьного пространства через деятельностный подход, формы, способствующие обновлению и обогащению содержания внеурочной жизни.
Идея проекта:
Создание среды (условий), предоставляющей возможность школьнику занять активную жизненную позицию, проявить инициативу, творчество, патриотизм для успешной самореализации, социализации.
Создать условия – означает помочь детям поместить себя в этот образ - ситуацию и осуществить действие – поступок. Таким образом, дети обретут уникальный опыт реальных чувств и поступков.
Задачи:
- Активизировать интерес всех участников образовательного процесса (учителей, детей, родителей, вспомогательного персонала) к истории школы как части истории поселка, района через анкетирование, публикации в СМИ, экскурсии в музее.
- Пополнить банк видео-, фото- и текстовых материалов об истории школы, выпускников.
- Создать творческие группы учителей, разновозрастные группы учащихся по 4 периодам истории школы.
- Разработать текстовые сценарии каждого периода виртуальной проектной игры.
- Оформить электронную версию каждого периода модели внеурочной деятельности.
- Формировать социально-активную жизненную позицию, гражданские качества всех участников образовательного пространства.
- Обеспечить открытость информации об истории школы, в том числе и через интернет.
В основу проекта положены следующие принципы:
- свобода выбора (дети выбирают виды деятельности);
- вовлечение в созидательную деятельность;
- сотрудничество детей и взрослых на основе равноправного партнерства;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующий успешной реализации ребенка;
- успешность ребенка в процессе деятельности;
- системно-деятельностный подход.
Новизна и практическая значимость проекта:
Накопленный материал об истории школы будет представлен в инновационном формате, что повысит интерес детей и взрослых к историческому прошлому, позволит детям через деятельностный подход, совместное со-бытие детей и взрослых поместить себя в образ – ситуацию и осуществить действие – поступок, а значит, подобная проектная работа создаст модель внеурочной деятельности, обогатит ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня», а это лучшая подготовка к жизни завтрашнего дня. Результат работы может быть применен в практике других ОУ.
Этапы реализации проекта:
№ | Этап | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Сумма расходов | |
1 | Организационный этап (октябрь –ноябрь 2014 год) | Мозговой штурм. Поиск проблемы. Выдвижение идей, планирование этапов проектной деятельности. Создание творческих групп. | |||
Социологический опрос, обработка данных, составление вопросов к анкетам для выпускников школы. Создание разновозрастных групп. | Диагностика, корректировка, анализ, выработка стратегии. | Для реализации проекта необходимо приобрести: канцелярские товары, цветной картридж, ткань, фотобумагу, рамки для фото, обои для стендов, стенды, видеокамеру. | |||
2 | Этап реализации (декабрь 2014, январь 2015) | Поисковая деятельность, интервьюирование, работа на сайте «Одноклассники»,фондами музея, сбор информации. Работа над сценарием. Поиск и сбор реквизита. Создание продукта – модель внеурочной деятельности «Какие наши годы» по 4 периодам. Подготовка к презентации проекта. | Координирующая, аналитическая, диагностическая, контролирующая. | ||
3 | Аналитический (февраль - март 2015) | Рефлексия, книга отзывов. Социологический опрос. | Обобщение опыта. |
Управление проектом:
Управление осуществляется инициативной группой разработчиков.
Инициативная группа планирует деятельность по реализации проекта, формирует команду единомышленников, координирует деятельность всех участников проекта, контролирует выполнение плана проекта, формирует информационный банк данных, вносит коррективы в деятельность.
Ожидаемая результативность проекта:
- Реализация данного проекта – это сохранение и продолжение лучших традиций школы, это связующее звено в цепи поколений, это отношение к Школе как второму дому.
- Пополнение фондов школьного музея материалами по истории школы, их систематизация.
- Освещение в СМИ результатов работы над проектом (статьи в газете «Мирнинский рабочий», видеорепортажи по телеканалу «Алмазный край»).
- Укрепление союза взрослых и детей, укрепление связей с шефским предприятием АГОК.
- Создание модели внеурочной деятельности духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.
Кроме того, работа над данным проектом, по нашему мнению, способствует личностному росту его участников, а именно в приобретении:
- Умения организовать самостоятельный поиск необходимой информации.
- Умения действовать по образцу, самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, принимать решения в нестандартной ситуации
- Умения договариваться и придерживаться договоренности.
- Умения сценировать предстоящую деятельность.
- Умения публично выступать.
- Умения разрабатывать социальные проекты.
- Исследовательской компетенции;
- Коммуникативных навыков через совместную деятельность и взаимодействие в коллективе сверстников, приобретение социального опыта в результате диалога поколений;
- Умения решать частные задачи в области профориентации участников группы.
Конечный продукт:
- сценарий модели внеурочной деятельности «Какие наши годы»;
- презентация модели внеурочной деятельности «Какие наши годы» через деятельностный подход;
- «Модель духовно - нравственной среды для внеурочной деятельности учащихся».
Вывод:
На примере создания модели внеурочной деятельности «Какие наши годы» мы убедились в том, что бесценный опыт прошлого школы будет перенесен в современную жизнь, так как нам удалось создать модель внеурочной среды, ориентированную на сохранение исторической памяти школы для духовно-нравственного развития детей; активизировать сотрудничество всех участников школьного пространства через деятельностный подход, формы, способствующие обновлению и обогащению содержания внеурочной жизни.
Перспективы развития:
Данный проект не завершается 5 февраля, он будет предложен вниманию всех родителей школы в апреле 2015г., в том числе родителям, дети которых переступят порог школы в сентябре 2015 г. В связи с имеющейся положительной практикой применения настоящего проекта в отдельно взятой школе, он может быть проведен в любой школе.
Тема данного проекта неисчерпаема, и работа по совершенствованию занятости детей во внеурочной деятельности будет продолжена в создании клуба «Диалог поколений», летописи «История моей школы продолжается».
Описание проекта
На протяжении 2-х лет мы собирали материал, связанный с историей школы. В самом начале нас очень пугал объем задуманной работы. Мы действовали по плану. На наши анкеты, обращения через интернет откликались выпускники, проживающие не только в Айхале, но и в разных городах России. Мы собирали сведения о школе за 55 лет по направлениям: «Достижения школы», «История спорта», «Директора школы», «Учителя - ветераны», «Выпускники разных лет» и т.д. Собранные материалы нашли свое место в книге «Мы родом из школы № 5», в Галерее Почетных выпускников школы № 5, в витринах нашего музея. Теперь по залам музея организуются и проходят экскурсии. Данная модель внеурочной деятельности «Какие наши годы» в школе действует первый год. Для того чтобы он стал функционировать и был понятен и интересен всем учащимся, учителям и родителям, необходимо было вовлечь в работу как можно больше заинтересованных лиц. Поиск проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач. Но в нашем случае проблема была обозначена, и в роли заказчика выступил директор АГОКа: разработать и провести юбилей школы. Коллектив учащихся и педагогов разделились на 4 творческие группы и начали выполнение проекта с планирования действий по разрешению проблемы – проектирование самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Предложения были разные: День открытых дверей, торжественное заседание, заочное путешествие, встречи с выпускниками, концерт. По результатам опросов победило предложение – модель внеурочной деятельности «Какие наши годы». 15 октября 2014 года в ходе подготовки к празднованию 55-летнего юбилея с идеей проекта были ознакомлены классные руководители, учащиеся классов, которые поддержали и включились в этот проект. Были созданы творческие группы. Творческие группы занялись поиском информации, которую затем обрабатывали, осмысливали и составляли сценарий.
Особенностью проекта является то, что каждый ученик имел право на участие в проекте, на возможность самовыражения, самоутверждения, приобретения и развития гражданской компетенции через форму модели внеурочной деятельности «Какие наши годы».
Этот проект позволил создать модель среды, которая приносит ученику ощущение удовлетворенности и тем самым закрепляет систему ценностей. Удачно выбранная форма проекта оказалась уникальной: во время подготовки и проведения этого проекта ребенку приходилось перевоплощаться, вживаться в роль октябренка, пионера, комсомольца, директоров школы, учителей и т.д., а значит, прочувствовать дух той эпохи, ощутить себя на время 50, 40,30,20,10 лет назад. А для этого надо хорошо знать историю страны, поселка, школы. И все действие длилось 55 минут. Зритель не устал, так как ему надо было успевать вместе с ведущими проекта переноситься из одного периода в другой: 1 период – 1961г.-1970г., 2 период – 1971-1980г., 3 период – 1981-1991г.; 4 период – 1992г.-2014г. Периоды определились по смене директоров. Реквизит готовили сами, искали и находили галстуки, комсомольские билеты, значки, по их образцу создавали такие билеты, галстуки. Если возникали трудности с реквизитом, на помощь приходили разные выпускники. Так, из Москвы выпускниками были переданы ленты «Почетный выпускник школы №5». Это оказалось дешевле и быстрее, чем заказывать в Айхале. Другими словами, проект стал со - бытием совместной деятельности, «местом» организационной культуры школы, где не учатся трудиться, а трудятся; не учатся общаться, а общаются; не готовятся к жизни, а живут. Результатом работы над проектом стал продукт, или средство для разрешения проблемы.
«Модель внеурочной деятельности духовно- нравственного развития учащихся»
Схематично это можно представить так:
До модели внеурочной деятельности
Образовалось единое пространство.
Модель внеурочной деятельности «Какие наши годы» как средство духовно - нравственного развития (как организация совместного со – бытия детей и взрослых).
Модель внеурочной деятельности «Какие наши годы» был представлен общественности 5 февраля 2015 года, причем представлен очень убедительно как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Участие в проекте позволило учащимся развить навыки исследовательской поисковой деятельности, умение выдвигать гипотезы и находить средства для адекватного решения, умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
Участие в проекте позволило лучше узнать историю своей школы, поселка. Совместная работа в разновозрастных группах помогла обрести настоящих друзей.
п. Айхал, Мирнинский р., РС(Я)Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская модель внеурочного занятия по этическому воспитанию "Родительский дом -начало начал..."
Это модель внеурочного занятия с подростками,составлена она по технологии "этического диалога "с учащимися....
Модель внеурочной деятельности
Модель внеурочной деятельности для учащихся 1 класса в рамках внедрения ФГОС была составлена в 2011 г....
Модель внеурочной деятельности в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."
Модель описывает цели, задачи, направления внеурочной деятельности в образовательном exht;ltybbb? а также условия ее рализации и диагностику эффективности....
Модель внеурочной деятельности
Модель внеурочной деятельности...
Комбинированно-интеграционная модель внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...
Модель внеурочной деятельности.
Модель внеурочной деятельности. Формы. Расписание. Мотивация. Маршрутные листы учащихся....