Модель внеурочной деятельности "Какие наши годы"
проект (8 класс) на тему

Занятость детей во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл модель внеурочной деятельности59.82 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Мирнинское районное управление образования»                                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                           «Средняя общеобразовательная школа №5»

Модель внеурочной деятельности учащихся

«Какие наши годы»

 

               

Авторы проекта: 

 Колодежная Светлана Владимировна,

классный руководитель, 10 А класса.

Колыхматова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

2015 г.

п.Айхал

Актуальность проекта

                                                                                                          Беспамятный – это прежде всего,

 человек неблагодарный, безответ-

                                                                                                   ственный, а следовательно, и

                                                                                                      неспособный   на добрые  бес-      

                                                                                       корыстные поступки.

Д.С. Лихачев

Когда мы занимаемся памятью, то мы  занимаемся сегодняшней актуальной жизнью. В период возрождения России, как ведущей мировой державы, вновь поднимается вопрос о воспитании в подрастающем поколении патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание этих чувств невозможно без воспитания гордости за свою малую родину, свою родную школу. Пробудить интерес учащихся и его родителей к истории школы, в которой они учатся, познакомить их  с традициями школы и лучшими ее выпускниками – благородное дело.

В этом году исполнится 55 лет, как в школе  прозвучал первый звонок. Золотая дата является значимой для учеников, выпускников, родителей, учителей школы, для общественности поселка. Историческое прошлое нашей школы богато и уникально. Знание истории школы – это связующая нить, объединяющая нас, сегодняшних, с прошлым.

В 2001 году в школе был создан музей. Но со временем планшеты, рассказывающие о прошлом, стали привычной информацией для учащихся. По итогам проведенного социологического опроса учащихся, родителей, учителей была выявлена проблема: снижается интерес к исторической памяти школы, а значит, теряется связующая нить между поколениями, не используется бесценный опыт прошлого.

Чтобы поддержать возможность ощущать себя звеном в цепи поколений, поддержать интерес к прошлому, желание знать его, необходимо менять форматы подачи информации.

Во время подготовки к юбилею школы встал вопрос, как ярко, кратко и емко рассказать историю за 55 лет. Возникла необходимость создания инициативной группы, в которую по желанию пришли учащиеся, родители, учителя. Мозговой штурм позволил выдвинуть разные идеи, которые затем были предложены для обсуждения и голосования в школе.

Таким образом, большинством  голосов прошло  предложение – создание модели внеурочной деятельности «Какие наши годы».

Неблагоприятствующие факторы:

- недостаточно сформирован социальный опыт учащихся;

- недостаточное использование новых форм внеурочной деятельности;

- не используется деятельностный подход.

Цель проекта:

         Моделирование духовно - нравственной среды для внеурочной  деятельности учащихся через подведение 55-летнего итога школьного уклада жизни и  поиск новых форм.

Гипотеза:

Бесценный опыт прошлого школы будет перенесен в современную жизнь школы в том случае, если:

- создать внеурочную среду, ориентированную  на сохранение исторической памяти школы для духовно-нравственного развития детей;

-  активизировать сотрудничество всех участников школьного пространства через деятельностный подход, формы, способствующие обновлению и обогащению содержания внеурочной жизни.

Идея проекта:

Создание среды (условий), предоставляющей возможность  школьнику занять активную жизненную позицию, проявить инициативу, творчество, патриотизм для  успешной самореализации, социализации.

Создать условия – означает помочь детям поместить себя в этот образ - ситуацию и осуществить действие – поступок. Таким образом, дети обретут уникальный опыт реальных чувств и поступков.

Задачи:

  1. Активизировать интерес всех участников образовательного процесса (учителей, детей, родителей, вспомогательного персонала) к истории школы как части истории поселка, района через анкетирование, публикации в СМИ, экскурсии в музее.
  2. Пополнить банк видео-, фото- и текстовых материалов об истории школы, выпускников.
  3. Создать творческие группы учителей, разновозрастные группы учащихся по 4 периодам истории школы.
  4. Разработать текстовые сценарии каждого периода виртуальной проектной игры.
  5. Оформить электронную версию каждого периода модели внеурочной деятельности.
  6. Формировать социально-активную жизненную  позицию, гражданские качества всех участников образовательного пространства.
  7. Обеспечить открытость информации об истории школы, в том числе и через интернет.

В основу проекта положены следующие принципы:

- свобода выбора (дети выбирают виды деятельности);

- вовлечение в созидательную деятельность;

- сотрудничество детей и взрослых на основе равноправного партнерства;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующий успешной реализации ребенка;

- успешность ребенка в процессе деятельности;

- системно-деятельностный подход.

Новизна и практическая значимость проекта:

Накопленный материал об истории школы  будет представлен в инновационном формате, что повысит интерес детей и взрослых к историческому прошлому, позволит детям через деятельностный подход, совместное со-бытие детей и взрослых  поместить себя в образ – ситуацию и осуществить действие – поступок, а значит,  подобная проектная работа создаст модель внеурочной деятельности,  обогатит ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня», а это лучшая подготовка к жизни завтрашнего дня. Результат работы может быть применен в практике других ОУ.

Этапы реализации проекта:

Этап

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сумма расходов

1

Организационный этап (октябрь –ноябрь 2014 год)

Мозговой штурм. Поиск проблемы.

Выдвижение идей, планирование этапов проектной деятельности. Создание творческих групп.

Социологический опрос, обработка данных, составление вопросов к анкетам для выпускников школы.

Создание разновозрастных групп.

Диагностика, корректировка, анализ, выработка стратегии.

 Для реализации проекта необходимо приобрести: канцелярские товары,  цветной картридж, ткань, фотобумагу,  рамки для фото,  обои для стендов, стенды, видеокамеру.

2

Этап реализации (декабрь 2014, январь 2015)

Поисковая деятельность, интервьюирование, работа на сайте «Одноклассники»,

фондами музея, сбор информации. Работа над сценарием. Поиск и сбор реквизита.

Создание продукта – модель внеурочной деятельности «Какие наши годы» по 4 периодам.

Подготовка к презентации проекта.

Координирующая, аналитическая, диагностическая, контролирующая.

3

Аналитический (февраль - март 2015)

Рефлексия, книга отзывов.

Социологический опрос.

Обобщение опыта.

Управление проектом:

Управление осуществляется инициативной группой разработчиков.

Инициативная группа планирует деятельность по реализации проекта, формирует команду единомышленников, координирует деятельность всех участников проекта, контролирует выполнение плана проекта, формирует информационный банк данных, вносит коррективы в деятельность.

Ожидаемая результативность проекта:

  1. Реализация данного проекта – это сохранение и продолжение лучших традиций школы, это связующее звено в цепи поколений, это отношение к Школе как второму дому.
  2. Пополнение фондов школьного музея материалами по истории школы, их систематизация.
  3. Освещение в СМИ результатов работы над проектом (статьи в газете «Мирнинский рабочий», видеорепортажи по телеканалу «Алмазный край»).
  4. Укрепление союза взрослых и детей, укрепление связей с шефским предприятием АГОК.
  5. Создание модели внеурочной деятельности духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.

Кроме того, работа над данным проектом, по нашему мнению, способствует личностному росту его участников, а именно в приобретении:

  1. Умения организовать самостоятельный поиск необходимой информации.
  2. Умения действовать по образцу, самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, принимать решения в нестандартной ситуации
  3. Умения договариваться и придерживаться договоренности.
  4. Умения сценировать предстоящую  деятельность.
  5. Умения публично выступать.
  6. Умения разрабатывать социальные проекты.
  7. Исследовательской компетенции;
  8. Коммуникативных навыков через совместную деятельность и взаимодействие в коллективе сверстников, приобретение социального опыта в результате диалога поколений;
  9. Умения решать частные задачи в области профориентации участников группы.

Конечный продукт:

- сценарий модели внеурочной деятельности «Какие наши годы»;

- презентация модели внеурочной деятельности «Какие наши годы» через деятельностный подход;

-   «Модель духовно - нравственной среды для внеурочной  деятельности учащихся».

Вывод:

         На примере создания модели внеурочной деятельности «Какие наши годы» мы убедились в том, что  бесценный опыт прошлого школы будет перенесен в современную жизнь, так как нам удалось  создать модель внеурочной среды, ориентированную  на сохранение исторической памяти школы для духовно-нравственного развития детей;   активизировать сотрудничество всех участников школьного пространства через деятельностный подход, формы, способствующие обновлению и обогащению содержания внеурочной жизни.

Перспективы развития:

Данный проект не завершается 5 февраля, он будет предложен вниманию всех родителей школы в апреле 2015г., в том числе родителям, дети которых переступят порог школы в сентябре 2015 г. В связи с имеющейся положительной практикой применения настоящего проекта в отдельно взятой школе, он может быть проведен в любой школе.

Тема данного проекта неисчерпаема, и работа  по совершенствованию занятости детей во внеурочной   деятельности будет продолжена  в создании клуба «Диалог поколений», летописи «История моей школы  продолжается».

Описание проекта

На протяжении 2-х лет  мы собирали материал, связанный с историей школы. В самом начале нас очень пугал объем задуманной работы. Мы действовали по плану. На наши анкеты, обращения через интернет откликались выпускники, проживающие не только в Айхале, но и  в разных городах России. Мы собирали сведения о школе за 55 лет по направлениям: «Достижения школы»,  «История спорта», «Директора школы»,  «Учителя - ветераны», «Выпускники разных лет» и т.д. Собранные материалы нашли свое место в книге «Мы родом из школы № 5», в Галерее Почетных выпускников школы № 5, в витринах нашего музея. Теперь по залам музея организуются и проходят экскурсии. Данная модель внеурочной деятельности «Какие наши годы»  в  школе действует первый год. Для того чтобы он стал функционировать и был понятен и интересен всем учащимся, учителям и родителям, необходимо было вовлечь в работу как можно больше заинтересованных лиц. Поиск проблемы  -  одна из наиболее трудных организационных задач. Но в нашем случае проблема была обозначена, и в роли заказчика выступил директор АГОКа:  разработать и провести юбилей школы. Коллектив учащихся и педагогов разделились на 4 творческие группы и начали выполнение проекта с планирования действий по разрешению проблемы – проектирование самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.  Предложения были разные: День открытых дверей, торжественное заседание, заочное путешествие, встречи с выпускниками, концерт. По результатам опросов победило предложение – модель внеурочной деятельности «Какие наши годы».  15 октября 2014 года в ходе подготовки к празднованию 55-летнего юбилея с идеей проекта были ознакомлены классные руководители, учащиеся классов, которые поддержали и включились в этот проект. Были созданы творческие группы. Творческие группы занялись поиском информации, которую затем обрабатывали, осмысливали и составляли сценарий.

Особенностью проекта является то, что каждый ученик имел право на участие в проекте, на возможность самовыражения, самоутверждения, приобретения и развития гражданской компетенции через форму модели внеурочной деятельности «Какие наши годы».

Этот проект позволил создать модель среды, которая приносит ученику ощущение удовлетворенности и тем самым закрепляет систему ценностей. Удачно выбранная форма проекта оказалась уникальной: во время подготовки и проведения этого проекта ребенку приходилось перевоплощаться, вживаться в роль  октябренка, пионера, комсомольца, директоров школы, учителей и т.д., а значит, прочувствовать дух той эпохи, ощутить себя на время 50, 40,30,20,10 лет назад. А для этого надо хорошо знать историю страны, поселка, школы. И все действие длилось 55 минут. Зритель не устал, так как ему надо было успевать вместе с ведущими проекта переноситься из одного периода в другой: 1 период – 1961г.-1970г., 2 период – 1971-1980г., 3 период – 1981-1991г.; 4 период – 1992г.-2014г. Периоды определились по смене директоров. Реквизит готовили сами, искали и находили галстуки, комсомольские билеты, значки, по их образцу создавали такие билеты, галстуки. Если возникали трудности с реквизитом, на помощь приходили разные выпускники. Так, из Москвы выпускниками  были переданы ленты «Почетный выпускник школы №5». Это оказалось дешевле и быстрее, чем заказывать в Айхале.   Другими словами, проект стал со - бытием совместной деятельности, «местом» организационной культуры школы, где не учатся трудиться, а трудятся; не учатся общаться, а общаются; не готовятся к жизни, а живут. Результатом работы над проектом стал продукт, или средство для разрешения проблемы.

«Модель внеурочной деятельности духовно- нравственного развития учащихся»

Схематично это можно представить так:

До модели внеурочной деятельности

Образовалось единое пространство.

                                                                                                               

Модель внеурочной деятельности «Какие наши годы» как средство духовно - нравственного развития (как  организация совместного со – бытия детей и взрослых).

Модель внеурочной деятельности «Какие наши годы» был представлен общественности 5 февраля 2015 года, причем  представлен очень убедительно как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Участие в проекте позволило учащимся развить навыки исследовательской поисковой деятельности, умение выдвигать гипотезы и находить средства для адекватного решения, умение  самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.

Участие в проекте позволило лучше узнать историю своей школы, поселка. Совместная работа в разновозрастных группах помогла обрести настоящих друзей.

п. Айхал, Мирнинский р., РС(Я)Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская модель внеурочного занятия по этическому воспитанию "Родительский дом -начало начал..."

Это модель внеурочного занятия с подростками,составлена она по технологии "этического диалога "с учащимися....

Модель внеурочной деятельности

Модель внеурочной деятельности для учащихся 1 класса в рамках внедрения ФГОС была составлена в 2011 г....

Модель внеурочной деятельности в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."

Модель описывает цели, задачи, направления внеурочной деятельности в образовательном exht;ltybbb? а также условия ее рализации и диагностику эффективности....

Модель внеурочной деятельности

Модель внеурочной деятельности...

Комбинированно-интеграционная модель внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Модель внеурочной деятельности.

Модель внеурочной деятельности. Формы. Расписание. Мотивация. Маршрутные листы учащихся....