Программа детского объединения "Основы делового общения"
рабочая программа (7 класс) на тему

Горлова Ирина Сергеевна

В работе представлены пояснительная записка, содержание программы, тематическое планирование и воспитательная работа детского объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_det.ob_.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодёжной политики

Администрации Лысковского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа № 2 г. Лысково

ПРИНЯТО:

 На педагогическом совете

школы 30 августа 2011 г

                                                                      УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                                                            Директор МБОУ СОШ № 2

Программа детского объединения

дополнительного образования

«Основы делового общения»

(Социально-педагогическая направленность)

Срок реализации: 1 год

Контингент воспитанников: 7 класс

Возраст детей: 13-14 лет

Составитель: Горлова И.С.

 

г. Лысково

2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и работе, необходимо прежде всего научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.

Навыки делового общения необходимы для того, чтобы выпускник школы, а в будущем молодой специалист, какой бы род деятельности он не избрал, мог уверенно чувствовать себя в коллективе, деловом партнёрстве, предпринимательской деятельности и бизнесе. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнёрами, действовать в соответствии с принятыми нормами, грамотно работать с письменной документацией очень важно для профессионального роста специалиста.

   Программа курса рассматривает существенный аспект общения – самопредъявление личности – и связывает с ним успехи будущих выпускников школы в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Достойное самопредъявление себя коллективу,  обществу – залог успеха человека.

      Детское объединение «Родное слово. (Основы делового общения)» знакомит учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с основами делового общения и помогает приобрести навыки, необходимые для трудовой деятельности и профессионального роста будущих молодых специалистов в любой области.

   Курс «Основы делового общения», рассчитанный на год изучения

(34 ч – 1 раз в неделю), состоит из 8 глав. Они посвящены определённым элементам делового общения: психологическим характеристикам культуры общения, культуре речи, невербальному общению, работе с письменными документами, общению по телефону, деловым встречам, конфликтам в коллективе.

Каждая глава состоит из параграфов. Учебный материал сопровождают задания «Проверь себя» и «Самостоятельная работа». Вопросы и задания направлены на поиск нужного решения в ситуациях делового общения. Они помогут проанализировать изученный материал, закрепить его, развить навыки цивилизованного, грамотного поведения в деловом общении, осуществляемом в рамках трудовой деятельности.

Особое место в преподавании курса занимают упражнения, ролевые игры, тесты. Материалы, представленные в них, могут быть использованы для оценки поведения старшеклассников в определённых бытовых и рабочих ситуациях, а также для выявления специфических свойств характера каждого.

На заключительном занятии целесообразно провести аналитический тренинг по ведению переговоров, на котором учащиеся смогут показать уровень приобретённых знаний, умений и навыков по данному курсу.

В учебно-методический комплект по курсу «Основы делового общения» помимо программы (Автор-составитель – Сизикова С. Ф. - М.: Издательство «Дрофа», 2006)  входит учебное пособие, поурочно-тематическое планирование курса, методические рекомендации по проведению каждого занятия, примерные тесты и задания для оценки знаний и умений учащихся.

Цель детского объединения:

Всестороннее развитие личности учащихся, раскрытие их неповторимой индивидуальности, развитие их коммуникативных способностей, воспитание культуры речи и языка в деловом общении.

Задачи детского объединения:

  • Формировать в учащихся стремление к достижению цели;
  • Стимулировать развитие основных психических функций: внимание, память, речь, восприятие;
  • Воспитывать навыки грамотного поведения в деловом общении;
  • Воспитывать умения и навыки работы с деловой документацией;
  • Развивать интеллект учащихся, их речь, коммуникативные способности.

Формы обучения:

  1. Беседы (культура речи, невербальное общение и т. д.);
  2. Групповые и индивидуальные занятия;
  3. Упражнения для тренировки дыхания, голоса, дикции и артикуляции;
  4. Общение, взаимодействие, импровизация;
  5. Составление и правка деловой документации;
  6. Самостоятельная работа, тесты, ролевые игры

Виды самостоятельной работы:

  • Сочинения
  • Выполнение заданий
  • Анализ речи говорящего (художественная литература, кино и видеоматериалы)
  • Изготовление рисунков (визитная карточка)
  • Составление деловых бумаг (письма, отчёты, доклады)

Программа рассчитана на 1 год обучения. Воспитательный процесс детского объединения «Основы делового общения» будет осуществляться в кабинете № 205 один раз в неделю. Начало занятий в 14.00. Возраст детей 13-14 лет.

Содержание разделов программы.

  1. Вводное занятие.

Знакомство с кружковцами. Выявление их возможностей.

Беседа об основных психологических характеристиках общения

Простейшие задания, упражнения.

  1. Управление общением.

Эмоции и чувства. Моральные, эстетические, интеллектуальные чувства.

Основы коммуникации.

Анализ диалогов (отрывки из книг, кино и видеоматериалов) с точки зрения эмоциональной насыщенности и коммуникации.

  1. Культура речи и языка в деловом общении.

Ораторское искусство. Голос и дикция. Темп речи и памяти. Тренинг речевого дыхания, специальные упражнения на ясную артикуляцию звуков речи и чёткости дикции.

  1. Невербальное общение.

Понятие и значение невербального общения. Движения тела. Зрительный контакт. Хорошие манеры. Анализ собственного поведения в школе, в общественном месте, с одноклассниками.

  1. Письменные документы.

Письменная коммуникация. Методы «обычной» и «опрокинутой пирамиды». Отчёт.  Доклад. Конспект. Анкета. Деловая (официальная) переписка. Нота, меморандум, памятная записка.  Структура делового письма. Сочинение на тему «Письмо другу». Составление делового письма о школьных мероприятиях.

  1. Общение по телефону.

Разговор по телефону.  Отличие бытовых разговоров по телефону от деловых. Практические занятия «По телефону звонят вам» и

«По телефону звоните вы». Тренинг «Звонки в различные учреждения».

  1. Деловые встречи.

Деловые беседы и переговоры. Деловой протокол. Визитные карточки (личные и деловые). Проведение переговоров. Составление плана подготовки к переговорам. Основные этапы проведения переговоров: уточнение интересов, обсуждение позиций, согласование позиций. Ролевая игра «Развитие навыков ведения переговоров».

  1. Конфликты в деловом общении.

Типы конфликтов. Внутриличностный, межличностный, межгрупповой конфликт. Причины конфликтов и их разрешение.

  1. Итоговое занятие. 

Аналитический тренинг по ведению переговоров.

   Определение уровня знаний, умений и навыков, полученных по всему    курсу  занятий объединения «Основы делового общения»

Воспитательная работа на 2011-2012 учебный год.

Сроки

Мероприятие

Ответственный

1.

сентябрь

Беседа «Роль общения в жизни людей»

Руководитель кружка

2.

октябрь

Ролевая игра «Оцени самого себя»

Руководитель кружка

3.

ноябрь

Экскурсия на ОАО «Лысковское телевидение»

Руководитель кружка

4.

декабрь

Беседа «Основы коммуникации»

Руководитель кружка

5.

январь

Анкетирование «Твой стиль общения»

Руководитель кружка

6.

февраль

Беседа «Причины твоих конфликтов со сверстниками»

Руководитель кружка

7.

март

Экскурсия на ОАО «ВолгаТелеком»

Руководитель кружка

8.

апрель

Беседа «Причины твоих конфликтов со старшими »

Руководитель кружка

9.

май

Игра «Самый умный»

Руководитель кружка

Основополагающие принципы программы:

  1. Принцип сознательности – заинтересованное усвоение необходимых знаний и умений, единство преподавания и обучения.
  2. Принцип системности и последовательности – требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определённом порядке.
  3. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям учащихся.
  4. Принцип наглядности – зрительное восприятие учебного процесса.
  5. Принцип сочетания различных методов, их правильный выбор.
  6. Принцип создания необходимых, морально – психологических условий для обучения, в соответствии с требованиями психологической этики.

Тематическое планирование занятий кружка

«Основы делового общения»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЧАСЫ

ДАТА

ПЛАН

ДАТА

ФАКТ

1

Основные психологические характеристики культуры общения.

1

07.09

2

Эмоции и чувства. Управление общением.

1

14.09

3

Основы коммуникации.

1

21.09

4

Культура речи и языка в деловом общении.

1

28.09

5

Ролевая игра «Оцени себя сам»

1

05.10

6

Голос и дикция.

1

12.10

7

Практикум «Упражнения для тренировки дыхания, голоса, дикции и артикуляции».

1

19.10

8

Понятие и значение невербального общения.

1

26.10

9

Движения тела.

1

09.11

10

Зрительный контакт.

1

16.11

11

Манера поведения.

1

23.11

12

Тест на тему «Определение мотивации к успеху»

1

30.12

13

Письменная коммуникация.

1

07.12

14

Отчёт.

1

14.12

15

Доклад.

1

21.12

16

Конспект.

1

28.12

17

Анкета.

1

11.01

18

Деловая (официальная) переписка

1

18.01

19

Нота, меморандум, памятная записка.

1

25.01

20

Письмо.

1

01.02

21

Структура делового письма.

1

08.02

22

Общение по телефону.

1

15.02

23

Практическое занятие «По телефону звонят вам»

1

22.02

24

Практическое занятие «По телефону звоните вы»

1

29.02

25-26

Деловые беседы и переговоры.

2

07.03

14.03

27

Тест на тему «Определение стиля делового общения».

1

21.03

28

Визитные карточки.

1

04.04

29

Проведение переговоров.

1

11.04

30

Ролевая игра «Развитие навыков ведения переговоров»

1

18.04

31

Конфликты в деловом общении.

1

25.04

32

Причины конфликтов и их разрешение.

1

16.05

33

Тест на тему «Как вы действуете в условиях конфликта».

1

23.05

34

Итоговое занятие. Аналитический тренинг по ведению переговоров.

1

30.05

                                                               ВСЕГО ЗА ГОД:             34 ч.

Список использованной литературы:

  1. Основы делового общения. Методическое пособие  / Сизикова С. Ф. - М.: Издательство «Дрофа», 2006.
  2.  Основы делового общения. Учебное пособие  / Сизикова С. Ф. - М.: Издательство «Дрофа», 2006.
  3. Внеклассные мероприятия в школе / Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б.

      – Волгоград, 2005.

  1. Аверченко Л.К. Управление общением. – М., 2008.
  2. Архаров Н.Н. Азбука делового общения. – М., 2001.
  3. Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 2003.
  4. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. – М., 2001.
  5. Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. М., 2008.
  6. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах. – М, 1999.
  7.   Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступающих публично. – М., 1990.
  8.   Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М., 2005.
  9.   Найн А.Я. Культура делового общения. – Челябинск, 2007.
  10.   Пиз А. Язык жестов: Увлекательное пособие для деловых людей.  – Воронеж, 2002.
  11.   Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 2001.
  12.   Пугачёв В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М., 2001.
  13.  Симоненко Ю.А. Искусство разбираться в себе и в других. – Л.,  2007.
  14.   Сопер П. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону, 1999.
  15.   Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых  людей. – М., 2005.
  16.   Шарфулин М.Ш. Как преодолеть трудности в общении. – Уфа, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"

Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового...

Программа элективного курса "Деловое общение"

В настоящее время особо актуальны проблемы культуры речи в сфере делового общения. Социальные и экономические изменения в жизни современного общества заставили обратить внимание на сферу деловых отнош...

Программа метапредметного курса Деловое общение

Программа метапредметного курса «Деловое общение» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систе­му понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, речеведческие...

Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"

Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учител...

Программа элективного курса "Деловое общение. Речь и письмо"

Программа рассчитана на учащихся 11 класса в объеме 34 часов. Направлена на практическую подготовку учащихся в сфере делового общения....