Программа детского объединения "Основы делового общения"
рабочая программа (7 класс) на тему
В работе представлены пояснительная записка, содержание программы, тематическое планирование и воспитательная работа детского объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодёжной политики
Администрации Лысковского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа № 2 г. Лысково
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
школы 30 августа 2011 г
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2
Программа детского объединения
дополнительного образования
«Основы делового общения»
(Социально-педагогическая направленность)
Срок реализации: 1 год
Контингент воспитанников: 7 класс
Возраст детей: 13-14 лет
Составитель: Горлова И.С.
г. Лысково
2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и работе, необходимо прежде всего научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.
Навыки делового общения необходимы для того, чтобы выпускник школы, а в будущем молодой специалист, какой бы род деятельности он не избрал, мог уверенно чувствовать себя в коллективе, деловом партнёрстве, предпринимательской деятельности и бизнесе. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнёрами, действовать в соответствии с принятыми нормами, грамотно работать с письменной документацией очень важно для профессионального роста специалиста.
Программа курса рассматривает существенный аспект общения – самопредъявление личности – и связывает с ним успехи будущих выпускников школы в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Достойное самопредъявление себя коллективу, обществу – залог успеха человека.
Детское объединение «Родное слово. (Основы делового общения)» знакомит учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с основами делового общения и помогает приобрести навыки, необходимые для трудовой деятельности и профессионального роста будущих молодых специалистов в любой области.
Курс «Основы делового общения», рассчитанный на год изучения
(34 ч – 1 раз в неделю), состоит из 8 глав. Они посвящены определённым элементам делового общения: психологическим характеристикам культуры общения, культуре речи, невербальному общению, работе с письменными документами, общению по телефону, деловым встречам, конфликтам в коллективе.
Каждая глава состоит из параграфов. Учебный материал сопровождают задания «Проверь себя» и «Самостоятельная работа». Вопросы и задания направлены на поиск нужного решения в ситуациях делового общения. Они помогут проанализировать изученный материал, закрепить его, развить навыки цивилизованного, грамотного поведения в деловом общении, осуществляемом в рамках трудовой деятельности.
Особое место в преподавании курса занимают упражнения, ролевые игры, тесты. Материалы, представленные в них, могут быть использованы для оценки поведения старшеклассников в определённых бытовых и рабочих ситуациях, а также для выявления специфических свойств характера каждого.
На заключительном занятии целесообразно провести аналитический тренинг по ведению переговоров, на котором учащиеся смогут показать уровень приобретённых знаний, умений и навыков по данному курсу.
В учебно-методический комплект по курсу «Основы делового общения» помимо программы (Автор-составитель – Сизикова С. Ф. - М.: Издательство «Дрофа», 2006) входит учебное пособие, поурочно-тематическое планирование курса, методические рекомендации по проведению каждого занятия, примерные тесты и задания для оценки знаний и умений учащихся.
Цель детского объединения:
Всестороннее развитие личности учащихся, раскрытие их неповторимой индивидуальности, развитие их коммуникативных способностей, воспитание культуры речи и языка в деловом общении.
Задачи детского объединения:
- Формировать в учащихся стремление к достижению цели;
- Стимулировать развитие основных психических функций: внимание, память, речь, восприятие;
- Воспитывать навыки грамотного поведения в деловом общении;
- Воспитывать умения и навыки работы с деловой документацией;
- Развивать интеллект учащихся, их речь, коммуникативные способности.
Формы обучения:
- Беседы (культура речи, невербальное общение и т. д.);
- Групповые и индивидуальные занятия;
- Упражнения для тренировки дыхания, голоса, дикции и артикуляции;
- Общение, взаимодействие, импровизация;
- Составление и правка деловой документации;
- Самостоятельная работа, тесты, ролевые игры
Виды самостоятельной работы:
- Сочинения
- Выполнение заданий
- Анализ речи говорящего (художественная литература, кино и видеоматериалы)
- Изготовление рисунков (визитная карточка)
- Составление деловых бумаг (письма, отчёты, доклады)
Программа рассчитана на 1 год обучения. Воспитательный процесс детского объединения «Основы делового общения» будет осуществляться в кабинете № 205 один раз в неделю. Начало занятий в 14.00. Возраст детей 13-14 лет.
Содержание разделов программы.
- Вводное занятие.
Знакомство с кружковцами. Выявление их возможностей.
Беседа об основных психологических характеристиках общения
Простейшие задания, упражнения.
- Управление общением.
Эмоции и чувства. Моральные, эстетические, интеллектуальные чувства.
Основы коммуникации.
Анализ диалогов (отрывки из книг, кино и видеоматериалов) с точки зрения эмоциональной насыщенности и коммуникации.
- Культура речи и языка в деловом общении.
Ораторское искусство. Голос и дикция. Темп речи и памяти. Тренинг речевого дыхания, специальные упражнения на ясную артикуляцию звуков речи и чёткости дикции.
- Невербальное общение.
Понятие и значение невербального общения. Движения тела. Зрительный контакт. Хорошие манеры. Анализ собственного поведения в школе, в общественном месте, с одноклассниками.
- Письменные документы.
Письменная коммуникация. Методы «обычной» и «опрокинутой пирамиды». Отчёт. Доклад. Конспект. Анкета. Деловая (официальная) переписка. Нота, меморандум, памятная записка. Структура делового письма. Сочинение на тему «Письмо другу». Составление делового письма о школьных мероприятиях.
- Общение по телефону.
Разговор по телефону. Отличие бытовых разговоров по телефону от деловых. Практические занятия «По телефону звонят вам» и
«По телефону звоните вы». Тренинг «Звонки в различные учреждения».
- Деловые встречи.
Деловые беседы и переговоры. Деловой протокол. Визитные карточки (личные и деловые). Проведение переговоров. Составление плана подготовки к переговорам. Основные этапы проведения переговоров: уточнение интересов, обсуждение позиций, согласование позиций. Ролевая игра «Развитие навыков ведения переговоров».
- Конфликты в деловом общении.
Типы конфликтов. Внутриличностный, межличностный, межгрупповой конфликт. Причины конфликтов и их разрешение.
- Итоговое занятие.
Аналитический тренинг по ведению переговоров.
Определение уровня знаний, умений и навыков, полученных по всему курсу занятий объединения «Основы делового общения»
Воспитательная работа на 2011-2012 учебный год.
№ | Сроки | Мероприятие | Ответственный |
1. | сентябрь | Беседа «Роль общения в жизни людей» | Руководитель кружка |
2. | октябрь | Ролевая игра «Оцени самого себя» | Руководитель кружка |
3. | ноябрь | Экскурсия на ОАО «Лысковское телевидение» | Руководитель кружка |
4. | декабрь | Беседа «Основы коммуникации» | Руководитель кружка |
5. | январь | Анкетирование «Твой стиль общения» | Руководитель кружка |
6. | февраль | Беседа «Причины твоих конфликтов со сверстниками» | Руководитель кружка |
7. | март | Экскурсия на ОАО «ВолгаТелеком» | Руководитель кружка |
8. | апрель | Беседа «Причины твоих конфликтов со старшими » | Руководитель кружка |
9. | май | Игра «Самый умный» | Руководитель кружка |
Основополагающие принципы программы:
- Принцип сознательности – заинтересованное усвоение необходимых знаний и умений, единство преподавания и обучения.
- Принцип системности и последовательности – требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определённом порядке.
- Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям учащихся.
- Принцип наглядности – зрительное восприятие учебного процесса.
- Принцип сочетания различных методов, их правильный выбор.
- Принцип создания необходимых, морально – психологических условий для обучения, в соответствии с требованиями психологической этики.
Тематическое планирование занятий кружка
«Основы делового общения»
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЧАСЫ | ДАТА ПЛАН | ДАТА ФАКТ |
1 | Основные психологические характеристики культуры общения. | 1 | 07.09 | |
2 | Эмоции и чувства. Управление общением. | 1 | 14.09 | |
3 | Основы коммуникации. | 1 | 21.09 | |
4 | Культура речи и языка в деловом общении. | 1 | 28.09 | |
5 | Ролевая игра «Оцени себя сам» | 1 | 05.10 | |
6 | Голос и дикция. | 1 | 12.10 | |
7 | Практикум «Упражнения для тренировки дыхания, голоса, дикции и артикуляции». | 1 | 19.10 | |
8 | Понятие и значение невербального общения. | 1 | 26.10 | |
9 | Движения тела. | 1 | 09.11 | |
10 | Зрительный контакт. | 1 | 16.11 | |
11 | Манера поведения. | 1 | 23.11 | |
12 | Тест на тему «Определение мотивации к успеху» | 1 | 30.12 | |
13 | Письменная коммуникация. | 1 | 07.12 | |
14 | Отчёт. | 1 | 14.12 | |
15 | Доклад. | 1 | 21.12 | |
16 | Конспект. | 1 | 28.12 | |
17 | Анкета. | 1 | 11.01 | |
18 | Деловая (официальная) переписка | 1 | 18.01 | |
19 | Нота, меморандум, памятная записка. | 1 | 25.01 | |
20 | Письмо. | 1 | 01.02 | |
21 | Структура делового письма. | 1 | 08.02 | |
22 | Общение по телефону. | 1 | 15.02 | |
23 | Практическое занятие «По телефону звонят вам» | 1 | 22.02 | |
24 | Практическое занятие «По телефону звоните вы» | 1 | 29.02 | |
25-26 | Деловые беседы и переговоры. | 2 | 07.03 14.03 | |
27 | Тест на тему «Определение стиля делового общения». | 1 | 21.03 | |
28 | Визитные карточки. | 1 | 04.04 | |
29 | Проведение переговоров. | 1 | 11.04 | |
30 | Ролевая игра «Развитие навыков ведения переговоров» | 1 | 18.04 | |
31 | Конфликты в деловом общении. | 1 | 25.04 | |
32 | Причины конфликтов и их разрешение. | 1 | 16.05 | |
33 | Тест на тему «Как вы действуете в условиях конфликта». | 1 | 23.05 | |
34 | Итоговое занятие. Аналитический тренинг по ведению переговоров. | 1 | 30.05 |
ВСЕГО ЗА ГОД: 34 ч.
Список использованной литературы:
- Основы делового общения. Методическое пособие / Сизикова С. Ф. - М.: Издательство «Дрофа», 2006.
- Основы делового общения. Учебное пособие / Сизикова С. Ф. - М.: Издательство «Дрофа», 2006.
- Внеклассные мероприятия в школе / Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б.
– Волгоград, 2005.
- Аверченко Л.К. Управление общением. – М., 2008.
- Архаров Н.Н. Азбука делового общения. – М., 2001.
- Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 2003.
- Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. – М., 2001.
- Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. М., 2008.
- Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах. – М, 1999.
- Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступающих публично. – М., 1990.
- Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М., 2005.
- Найн А.Я. Культура делового общения. – Челябинск, 2007.
- Пиз А. Язык жестов: Увлекательное пособие для деловых людей. – Воронеж, 2002.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 2001.
- Пугачёв В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М., 2001.
- Симоненко Ю.А. Искусство разбираться в себе и в других. – Л., 2007.
- Сопер П. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону, 1999.
- Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М., 2005.
- Шарфулин М.Ш. Как преодолеть трудности в общении. – Уфа, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/13/picture-111174-1618337519.jpg)
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-121319-1411289335.jpg)
«Элементы общения. Деловое общение»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"
Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового...
Программа элективного курса "Деловое общение"
В настоящее время особо актуальны проблемы культуры речи в сфере делового общения. Социальные и экономические изменения в жизни современного общества заставили обратить внимание на сферу деловых отнош...
Программа метапредметного курса Деловое общение
Программа метапредметного курса «Деловое общение» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, речеведческие...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-864401-1482324373.jpg)
Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"
Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учител...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/08/picture-948167-1536388096.jpg)
Программа элективного курса "Деловое общение. Речь и письмо"
Программа рассчитана на учащихся 11 класса в объеме 34 часов. Направлена на практическую подготовку учащихся в сфере делового общения....