Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"
рабочая программа (10 класс) по теме
Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.).
Материал курса “Деловой этикет, навыки делового общения” условно может быть разделен на две части. Первая часть - это теоретическая основа для сознательного освоения последующего материала. Вторая часть является практической, поскольку раскрывает конкретную методику ведения деловой беседы, коммерческих переговоров, служебного телефонного разговора и правила оформления некоторых деловых бумаг. Все формы делового разговора рассматриваются не по отдельности, как это до сих пор делалось, а в их единстве и взаимосвязи на общей теоретической базе.
Практическая часть курса включает в себя ряд практических советов по установлению и улучшению человеческих отношений, по представлению товаров, по динамичному заключению сделок, по установлению деловых контактов, оформлению ряда деловых бумаг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovoy_etiket.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современном обществе практически никакие официальные, дипломатические, политические, культурные, экономические и прочие отношения не могут быть свободны от норм этикета.
Знания делового этикета – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Необходимо помнить, что в деловых отношениях мелочей нет. Одежда, поведение делового человека - это его визитная карточка.
Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.).
Материал курса “Деловой этикет, навыки делового общения” условно может быть разделен на две части. Первая часть - это теоретическая основа для сознательного освоения последующего материала. Вторая часть является практической, поскольку раскрывает конкретную методику ведения деловой беседы, коммерческих переговоров, служебного телефонного разговора и правила оформления некоторых деловых бумаг. Все формы делового разговора рассматриваются не по отдельности, как это до сих пор делалось, а в их единстве и взаимосвязи на общей теоретической базе.
Практическая часть курса включает в себя ряд практических советов по установлению и улучшению человеческих отношений, по представлению товаров, по динамичному заключению сделок, по установлению деловых контактов, оформлению ряда деловых бумаг.
Курс дает возможность рассмотреть деловой разговор с позиций его речевой, логической, психологической и невербальной культуры, а также на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта научить основным его формам (деловой беседе, коммерческим переговорам, ведению деловых совещаний, служебных телефонных разговоров, приему посетителей и сослуживцев и общению с ними, заполнению документов).
Место и роль данного курса.
Данный курс позволяет обобщенно сформулировать основные положения, характеризующие делового человека: деловую беседу, коммерческие переговоры, служебное совещание, служебный телефонный разговор и прием посетителей с позиций их речевой, логической, психологической и невербальной культуры. При изучении данного курса учащиеся знакомятся с основными видами оформления деловых бумаг, с особенностями официально-делового стиля, а также с лексико-грамматической и стилистической спецификой деловой речи, как в устной, так и в письменной формах.
Программа курса предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 10 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля речи.
Цели курса
- Дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с общением и владением навыками делового этикета, составления деловых и личных документов, использованием письменной и устной речи;
- Помочь учащимся овладеть первоначальными навыками ведения делового разговора;
- Повысить культуру деловой речи;
- Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими провести любую из основных форм делового разговора;
- Формирование культуры делового этикета;
Задачи курса
- Способствовать профессиональному определению.
- Оказать помощь в рациональной и эффективной организации самостоятельной деятельности учащихся.
- Совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
- Активизировать ценностно-смысловые аспекты учащихся, побудить к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, собственной внутренней позиции.
Сроки реализации программы
Обучение по данному курсу рассчитано на 12 часов.
Основные принципы отбора и структурирования материала
Обучение по данному курсу основывается на принципах сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности и связи теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки школьников по вопросам, включенным в программу, с целью познания и изучения, соответственно и строится процесс обучения.
Методы обучения
Касаясь технологии обучения культуре делового этикета, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной деятельности учащихся (итог занятия практические работы учащихся), о расширении и разнообразии заданий творческого характера, связанных с профессиями.
Приоритетными методами являются практическая работа, работа с книгой, образцами деловых бумаг, тестами, анкетами, толковыми словарями.
Форма обучения
Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, познавательные игры, решение практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование и тестирование; изучение не только трудов отечественных лингвистов, но и зарубежных специалистов, использование сравнительного анализа. Планируются уроки следующих типов: уроки-консультации, деловые игры, уроки-семинары, уроки-конференции, игры и тесты: “Познай себя”, “Какой вы слушатель?”, “Качества, важные для общения”.
Предполагаемые результаты
В результате изучения курса “Деловой этикет, навыки делового общения” учащиеся должны:
- приобрести умения и навыки делового этикета и делового общения;
- знать правила делового этикета;
- понимать назначение официально-делового стиля речи; уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
- понимать назначение официально-делового стиля одежды;
- сформировать привычку вести себя всегда вежливо, галантно, предупредительно по отношению ко всем, с кем приходится общаться;
- знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
- уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебную переписку, заявления, резюме, расписки, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.;
- ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием “культура делового общения”;
- познакомиться с основными формами делового общения, овладеть нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.
Инструментарий для оценивания результатов
Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных юридических навыков путем реферирования с последующим тестированием, контрольным составлением и заполнением некоторых деловых бумаг, проведением зачетных работ, составлением отчетов в рабочих группах.
Программное содержание.
Раздел 1. Введение. Цели и задачи курса.
Актуальность элективного курса. Ознакомление с тематическим планированием, целями и задачами курса, методами и формами его освоения. Культура делового общения универсальна и обязательна для всех.
Раздел 2. Культура делового человека
- Деловой стиль одежды
Одежда и внешний вид делового человека. Этикетный минимум. Гардероб делового человека. Обувь. Косметика. Стили одежды. Правила делового этикета. Требования к обуви, украшениям, прическе, макияжу делового человека. Цвета в деловом костюме.
- Хорошие манеры – как основа этикета.
Способ держать себя, внешняя форма поведения. Употребляемые выражения. Тон, интонация, жестикуляция. Улыбка. Деликатность. Правила хорошего тона. Эстетические и санитарно-гигиенические требования. Манера держаться. Быть естественным. Правила поведения на улице, в театре, ресторане, помещении.
- Речевая культура делового разговора.
Деловой разговор как особая разновидность устной речи.
Основные требования. Правильность речи. Точность и ясность речи. Краткость - важнейшее требование к любой форме деловой речи. Доступность речи. Вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.
- Техника речи.
Техника речи. Постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия - составные части техники речи. Качества голоса. Пауза.
Речевой этикет. Нормы речевого этикета. Приветствие. Правила обращения к собеседнику. Представление. Служебная субординация.
- Невербальная культура делового разговора.
Язык жестов и мимики как средство установления контакта с собеседником. Основные жесты и телодвижения. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия. Основные физиогномические типы лица.
Значение различных типов рукопожатий. Из истории жестов, рукопожатий. Позы собеседников и их психологическая роль. Жесты и мимика как показатели внутреннего состояния собеседника. Невербальные средства повышения делового статуса. Национальные особенности невербального общения. Роль расстояния при беседе для представителей разных национальностей.
Раздел 3. Практика делового общения
- Приветствие и представление при знакомстве
Имидж уверенного человека. Вежливость. Культура общения. Этикетный минимум. Нормы этикета и деловые отношения. Этикетные ситуации. Правила приветствия. Правила рукопожатия. Формы приветствия в разных странах.
- Ведение деловой беседы.
Подготовительные мероприятия. Начало беседы. Три приема начала беседы: снятие напряженности, прямого подхода, зацепки. Информирование присутствующих. Обоснование выдвигаемых положений - основной этап деловой беседы. Основные методы - методы аргументирования. Спекулятивные методы аргументирования - защита от нечестного оппонента, техника их применения. Методы процесса убеждения.
- Оформление деловых бумаг.
Оформление деловых бумаг. Заявление, справка, резюме, анкета, доверенность, объяснительная записка, аннотация и др.
- Ведение деловых переговоров.
Ведение переговоров. Подготовка. Три этапа переговорного процесса.
Порядок, техника и тактика ведения переговоров. Метод позиционного торга. Метод принципиальных переговоров.
Универсальные тактические приемы. Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях. Шесть правил Р.Фишера и У. Юри.
Национальные стили ведения переговоров.
Прием посетителей и общение с ними. Варианты поведения за столом.
Ведение делового телефонного разговора. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звонят вам. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы.
- Деловое общение.
Этикетные требования. Совещание. Выступление на собрании, совещании. Деловой прием. Проведение презентации. Протокольные правила и мероприятия.
Раздел 4. Подведение итогов.
- Итоговый урок
Обобщение всего освоенного материала. Подведение итогов. Рефлексия.
Примерная тематика проектов.
1. Формы приветствия в разных странах.
2. Риторический инструментарий деловой речи.
3. Одежда и внешний вид делового человека.
4. Речевой этикет в деловом общении.
5. Умозаключения и их использование в деловой разговорной практике.
6. Специфические особенности общения как особого вида взаимодействия людей.
7. Вербальные и невербальные средства делового общения.
8. Роль невербальных средств в общении людей.
9. Официально деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.
10. Деловые бумаги.
11. Правила поведения на улице, в театре, ресторане, помещении.
ЛИТЕРАТУРА
- Авторская программа по элективному курсу "Культура делового общения" Большакова И.П. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006 – 2007 у.г.
- В. Е. Зарайченко Этикет государственного служащего. «МарТ» Москва – Ростов-на-Дону, 2006
- Ресурсы Интернета
- Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru
Календарно - Тематическое планирование
№ | Тема | Основные аспекты | Понятийный аппарат | Деятельность учащихся | Контроль знаний | Дата |
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Введение. Цели и задачи курса. | Актуальность элективного курса. Ознакомление с тематическим планированием, целями и задачами курса, методами и формами его освоения. Культура делового этикета и делового общения универсальна и обязательна для всех. | Культура. Деловое общение. Деловой этикет. Манеры. Воспитание. | Слушание лекции. Участие в беседе. Конспектирование. Ролевая игра «Выбор за тобой». Презентация «Человек и его манеры». | 1. Нулевой срез. Тест. 2.Запуск деловой игры с «зарабатываем» рейтинговых баллов за выполняемые задания в течение всего курса с подведением итогов на последнем занятии. 3.Подготовка к ролевой игре. | |
Раздел 2 Культура делового человека | ||||||
2.1. | Деловой стиль одежды | Одежда и внешний вид делового человека. Этикетный минимум. Гардероб делового человека. Обувь. Косметика. Стили одежды. Правила делового этикета. Требования к обуви, украшениям, прическе, макияжу делового человека. Цвета в деловом костюме. Тенденции современной моды. Искусство макияжа. Гармония цвета. | Этикетный минимум. Этикет. Стили одежды. Техника макияжа. | Слушание лекции. Участие в беседе. Конспектирование. Ролевая игра. Практическая работа по подбору костюма и макияжа. | 1.Контроль: оценка за выступление – баллы. 2.Контроль в конце урока: за активность. 2. Подготовить сообщения или проект (желающие) | |
2.2. | Хорошие манеры – как основа этикета. | Способ держать себя, внешняя форма поведения. Употребляемые выражения. Тон, интонация, жестикуляция. Улыбка. Деликатность. Правила хорошего тона. Эстетические и санитарно-гигиенические требования. Манера держаться. Быть естественным. Правила поведения на улице, в театре, ресторане, помещении. | Манеры. Репутация. Деликатность. Нравственная культура. Пунктуальность. Правила поведения. | Слушание лекции. Участие в беседе. Конспектирование. Творческий практикум «Хорошие манеры». | 1.Контроль: оценка за выступление – баллы. 2.Контроль в конце урока: за активность. 2. Подготовить сообщения или проект (желающие) | |
2.3. | Речевая культура делового разговора. | Деловой разговор как особая разновидность устной речи. Основные требования. Правильность речи. Точность и ясность речи. Краткость - важнейшее требование к любой форме деловой речи. Доступность речи. Вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры. | Устная речь. Формы деловой речи. Определения. Сравнения. | Слушание лекции. Участие в беседе. Конспектирование. Брейн-ринг «Этикет и мы» | 1.Контроль: оценка за выступление. 2.Контроль в конце урока: за активность. 2. Подготовить сообщения или проект (желающие) | |
2.4. | Техника речи. Речевой этикет | Постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия - составные части техники речи. Качества голоса. Пауза. Нормы речевого этикета. Приветствие. Правила обращения к собеседнику. Представление. Служебная субординация. | Речевое дыхание. Верхнее и нижнее дыхание. Речевой этикет. Молодежный сленг. | Слушание лекции. Участие в беседе. Конспектирование. Практическая работа. Речевой тренинг. | 1.Контроль: оценка за выступление. 2.Контроль в конце урока: за активность. 2. Подготовить сообщения или проект (желающие). 3. Разработка речевого тренинга. | |
2.5. | Невербальная культура делового разговора. | Основные жесты и телодвижения. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия. Основные физиогномические типы лица. Значение различных типов рукопожатий. Из истории жестов, рукопожатий. Позы собеседников и их психологическая роль. Жесты и мимика как показатели внутреннего состояния собеседника. Невербальные средства повышения делового статуса. Национальные особенности невербального общения. Роль расстояния при беседе для представителей разных национальностей. Кинесия – речь тела. | Жест. Язык жестов. Типы рукопожатий. Мимика человека. Способы общения. Невербальное общение. Кинесия. | Слушание лекции. Участие в беседе. Конспектирование Защита творческой работы. Практическая работа «Разговор жестами». Тренинг. | 1.Контроль: оценка за выступление. 2.Контроль в конце урока: за активность. 2. Подготовить сообщения или проект (желающие) | |
Раздел 3. Практика делового общения | ||||||
3.1. | Приветствие и представление при знакомстве | Имидж уверенного человека. Вежливость. Культура общения. Этикетный минимум. Нормы этикета и деловые отношения. Этикетные ситуации. Правила приветствия. Правила рукопожатия. Формы приветствия в разных странах. | Приветствие. Рукопожатие. Нормы этикета. | Слушание лекции. Участие в беседе. Конспектирование. Разыгрывание этикетных ситуаций. | 1.Контроль: оценка за выступление. 2.Контроль в конце урока: за активность. 2. Подготовить сообщения или проект (желающие) | |
3.2. | Ведение деловой беседы. | Подготовительные мероприятия. Начало беседы. Три приема начала беседы: снятие напряженности, прямого подхода, зацепки. Информирование присутствующих. Обоснование выдвигаемых положений - основной этап деловой беседы. Основные методы - методы аргументирования. Спекулятивные методы аргументирования - защита от нечестного оппонента, техника их применения. Методы процесса убеждения. | Методы аргументирования. Способы ведения деловой беседы. | Слушание лекции. Участие в беседе. Конспектирование. Ролевая игра «К вам пришли на прием» | 1.Контроль: оценка за выступление. 2.Контроль в конце урока: за активность. 2. Подготовить сообщения или проект (желающие) | |
3.3. | Правила оформления деловых бумаг | Оформление деловых бумаг. Заявление, справка, резюме, анкета, доверенность, объяснительная записка, аннотация и др. | Заявление, справка, резюме, анкета, доверенность, объяснительная записка, аннотация, письмо. | Слушание лекции. Участие в беседе. Конспектирование Составление документов. Творческий практикум «Составление деловой документации». | 1.Контроль: оценка за выступление. 2.Контроль в конце урока: за активность. 2. Подготовить сообщения или проект (желающие) 3. Подготовить «Портфолио делового человека» | |
3.4. | Ведение переговоров. | Ведение деловых переговоров. Подготовка. Три этапа переговорного процесса. Порядок, техника и тактика ведения переговоров. Метод позиционного торга. Метод принципиальных переговоров. Универсальные тактические приемы. Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях. Шесть правил Р.Фишера и У. Юри. Национальные стили ведения переговоров. Прием посетителей и общение с ними. Варианты поведения за столом. Ведение делового телефонного разговора. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звонят вам. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы. | Правила ведение телефонного делового разговора. Переговоры. Встречи. | Слушание лекции. Участие в беседе. Конспектирование. Ролевая игра «Телефонный разговор» | 1.Контроль: оценка за выступление. 2.Контроль в конце урока: за активность. 2. Подготовить сообщения или проект (желающие) | |
3.5. | Деловое общение | Этикетные требования. Совещание. Выступление на собрании, совещании. Деловой прием. Проведение презентации. Протокольные правила и мероприятия. | Совещание. Собрание. Деловой прием. Протокольные правила. | Слушание лекции. Участие в беседе. Конспектирование. Ролевая игра «Проведение презентации» | 1.Контроль: оценка за выступление. 2.Контроль в конце урока: за активность. 2. Подготовить сообщения или проект (желающие) | |
Раздел 4. Подведение итогов. | ||||||
4.1. | Итоговый урок. | Обобщение всего освоенного материала. Подведение итогов. Рефлексия. | Тестирование. Зачет по всем темам. | Итоговый Тест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.
Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся....
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....
Рабочая программа элективного курса "Навыки делового общения"
Материал курса “Навыки делового общения” условно может быть разделен на две части. Первая часть - это теоретическая основа для сознательного освоения последующего материала. Вторая часть является ...
Рабочая программа «От этикета до делового общения»
Рабочая программа «От этикета до делового общения»...
Урок родного языка в 9 классе. Тема: Речевой этикет в деловом общении
Тип: изучение нового материала, развитие речи. Технологическая карта урока....
Презентация к уроку родного языка в 9 классе. Тема: Речевой этикет в деловом общении
Тип: изучение нового материала, развитие речи...