Жизнь и творчество С.Я. Маршака
классный час (5 класс) на тему
Жизнь и творчество С.Я. Маршака
Цели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я.Маршака.
Задачи:
• Образовательные: способствовать формированию навыка публичного чтения, обогащению знаний о творчестве поэта;
• Коррекционно-развивающие: работать над развитием речи, памяти, логического мышления, внимания;
• Воспитательные: привить любовь и интерес к книге, к слову, к стиху.
Предварительная работа: детям даётся задание – выучить стихи С.Я.Маршака; подумать, о чём они говорят; составить выставку книг поэта; сделать рисунки к стихам, не подписывая произведений; учитывая индивидуальные читательские склонности, учитель помогает сделать выбор: одним рекомендует небольшие веселые стихи или отрывки, другим стихи о природе, третьим – героические стихи.
Оформление: портрет С. Я. Маршака, презентация биографии и творчества, выставка книг.
Ход праздника
1 ведущий. Здравствуйте, ребята!
2ведущий. Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!
1 ведущий. А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака.(2 слайд)
2 ведущий.И мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданную фантазией таланливого писателя.
Родился С. Я. Маршак 22 октября 1887 г. в небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец
Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы. Нелегко было семье, где росло шестеро ребятишек,
переезжать с места на место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на на колесах, в постоянной суете и тревоге. (3 слайд)
.
1 ведущий. Учился Маршак сначала в городе Остроготске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге.(4 слайд).
2 ведущий. Учась в гимназии, Маршак не оставлял своего любимого творчества. Юному дарованию помогал преподаватель латинского языка .
1 ведущий. Обратил внимание на мальчика в гимназической форме и великий русский писатель М. Горький. Но после революции 1905 г., многие представители интеллегенции уехали за границу. Маршаку пришлось полагаться на свои силы.
2 ведущий. Началась трудная жизнь литератора-профессионала. Сочиняя юмористические зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня С. Маршак зарабатывал на жизнь. И не переставал мечтать о далеких странах, о другой, неизведанной жизни.
1 ведущий. Скопив немного денег и договорившись о корреспондентской работе с различными петербургскими редакциями , Самуил Яковлевич уехал для продолжения образования в Англию. В 1912 г. он уже слушал лекции в Лондонском университете.
2 ведущий. Во время каникул юноша путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками в море, жил в лесной школе. Его заинтересовал английский фольклор, он переводил народные баллады,стихи Вордсворта, Блейка . Некоторые из них очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.
(песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе С. Я.Маршака)
1 ведущий. Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а о мечте.
2 ведущий. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!
1 ведущий.(5 слайд). Перед началом первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию .В годы военного лихолетья возникает особый интерес к детям, к вопросам воспитания подрастающего поколения. В начале 20-х г. Маршак создает «Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком, библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и написал свои первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..
2 ведущий. Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен . Его пьесы интересны и поучительны. Например, во всем известной пьесе «Кошкин дом» высмеивается эгоизм, чванство, мещанская любовь к вещам.
1 ведущий. (6 слайд). В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Неутомимый поэт был всегда в работе. К.И. Чуковский однажды сказал, что он знает не одного, а целых пять Маршаков: Маршака - детского поэта,Маршака, пишущего стихи для взрослых, Маршака - автора пьес для театра, Маршака - переводчика и Маршака - сатирика, который своими беспощадными стихами высмеивал фашистов во время 'Великой Отечественной войны. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом.
2 ведущий. ( 7 слайд). С.Я. Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей. Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова.
Читать умели мы с трудом,
Когда читали «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Багаж».
Маршак- поэт любимый наш!
1 ведущий.(8 слайд) Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, с 4-х лет (!). Любимыми авторами у него были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи.
Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята? Ну-ка, попробуйте отгадать загадки, которые написал С.Я. Маршак. (9 слайд).
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?
Очки
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
Мяч
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.
Пила
Я конем рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадет он без меня.
Велосипед
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
Дерево
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
Часы
2 ведущий.(10 слайд)
Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы.
Самуил Яковлевич по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.
1 ведущий.(11 слайд). Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах.
Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.
2 ведущий.(12 слайд). Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких.
Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.
1 ведущий. Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.
2 ведущий. Нельзя не заметитЬ, что многие из них схожи с детским дразнилками, считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших образцов детского фольклора.
Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения.
1ведущий. Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о неизвестном герое». (прослушайте отрывок из этого стихотворения).
2ведущий..Это стихотворение было написано перед самой войной. Автор воспользовался приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу , совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует его лица. И в этом заключен смысл баллады --- к смелым поступкам, к отваге, к героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть в грозное предвоенное время!
1 ведущий.(13 слайд)
ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ
Ты с Робином-Бобином верно знаком?
А эта загадка сегодня о нём.
Пусть Робин - обжора, каких поискать,
Но хочет порою и он поиграть.
Однажды Робин-Бобин наш
Нашёл волшебный карандаш.
Он в слове буковку одну
Другою заменяет
И мигом в разную еду
Предметы превращает
Ему поможешь? Так и быть!
Смотри, что тут можно превратить?
(булка, салат, пирог, лук, горох, сушка, мак, кисель, торт)
2 ведущий.(14 слайд).
Вы конечно внимательно читали пьесу-сказку "Теремок", которую сочинил Самуил Яковлевич Маршак? Тогда вспомни, в каком порядке животные пришли в теремок.
(15 слайд). (лягушка, мышка, петух, ежик, волк, лиса, медведь).
1 ведущий.
Угадай произведение по отрывку.
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”) (16 слайд)
Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”) (17 слайд)
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку (« Багаж»). (18 слайд)
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! («Двенадцать месяцев») (19 слайд)
Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”) (20 слайд)
2 ведущий.
Доскажи словечко (21 слайд)
“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)”
1 ведущий.(22 слайд)
Найди лишнее (кошкин дом)
2 ведущий.
Блиц опрос «Жизнь и творчество С.Я. Маршака.
1.В каком году родился Самуил Яковлевич Маршак?(23 слайд).
Ответ- 1887 году ( 24 слайд).
2. В каком городе родился С. Я. Маршак? (25слайд).
Ответ- Воронеже (26слайд).
3. На какой улице жил человек рассеянный? (27 слайд).
Ответ- Улица Бассейная (28 слайд).
4. Что надел человек рассеянный вместо шапки?(29 слайд).
Ответ- сковороду. (30слайд).
5. Что человек рассеянный натянул на пятки?(31 слайд).
Ответ- перчатки. (32слайд).
1 ведущий.(33 слайд).
. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о них и для них..Умер он 4 июня 1964г.
2 ведущий. Огромный труд, светлый и мудрый талант , добрая слава С.Я.Маршака- писателя, поэта, драматурга, переводчика признаны народом и отмечены высокими наградами.
НАГРАДЫ И ПРЕМИИ
• Сталинская премия второй степени (1942) — за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам
• Сталинская премия второй степени (1946) — за пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» (1943)
• Сталинская премия второй степени (1949) — за переводы сонетов В. Шекспира
• Сталинская премия первой степени (1951) — за сборник «Стихи для детей»
• Ленинская премия (1963) — за книгу «Избранная лирика для детей» (1962) и книги для детей: «Тихая сказка», «Большой карман», «Приключение в дороге», «Угомон», «От одного до десяти», «Вакса-клякса», «Кто колечко найдёт», «Весёлое путешествие от А до Я»
• два ордена Ленина
• орден Отечественной войны I степени (1945)
• орден Трудового Красного Знамени
2 ведущий. Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но каждая встреча с его стихотворениями – это радость и удовольствие!
1 ведущий. Закончим мы нашу встречу словами поэта.
Пожелания друзям (34слайд).
Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошогЖизнь и творчество С.Я. Маршака
Цели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я.Маршака.
Задачи:
• Образовательные: способствовать формированию навыка публичного чтения, обогащению знаний о творчестве поэта;
• Коррекционно-развивающие: работать над развитием речи, памяти, логического мышления, внимания;
• Воспитательные: привить любовь и интерес к книге, к слову, к стиху.
Предварительная работа: детям даётся задание – выучить стихи С.Я.Маршака; подумать, о чём они говорят; составить выставку книг поэта; сделать рисунки к стихам, не подписывая произведений; учитывая индивидуальные читательские склонности, учитель помогает сделать выбор: одним рекомендует небольшие веселые стихи или отрывки, другим стихи о природе, третьим – героические стихи.
Оформление: портрет С. Я. Маршака, презентация биографии и творчества, выставка книг.
Ход праздника
1 ведущий. Здравствуйте, ребята!
2ведущий. Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!
1 ведущий. А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака.(2 слайд)
2 ведущий.И мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданную фантазией таланливого писателя.
Родился С. Я. Маршак 22 октября 1887 г. в небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец
Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы. Нелегко было семье, где росло шестеро ребятишек,
переезжать с места на место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на на колесах, в постоянной суете и тревоге. (3 слайд)
.
1 ведущий. Учился Маршак сначала в городе Остроготске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге.(4 слайд).
2 ведущий. Учась в гимназии, Маршак не оставлял своего любимого творчества. Юному дарованию помогал преподаватель латинского языка .
1 ведущий. Обратил внимание на мальчика в гимназической форме и великий русский писатель М. Горький. Но после революции 1905 г., многие представители интеллегенции уехали за границу. Маршаку пришлось полагаться на свои силы.
2 ведущий. Началась трудная жизнь литератора-профессионала. Сочиняя юмористические зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня С. Маршак зарабатывал на жизнь. И не переставал мечтать о далеких странах, о другой, неизведанной жизни.
1 ведущий. Скопив немного денег и договорившись о корреспондентской работе с различными петербургскими редакциями , Самуил Яковлевич уехал для продолжения образования в Англию. В 1912 г. он уже слушал лекции в Лондонском университете.
2 ведущий. Во время каникул юноша путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками в море, жил в лесной школе. Его заинтересовал английский фольклор, он переводил народные баллады,стихи Вордсворта, Блейка . Некоторые из них очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.
(песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе С. Я.Маршака)
1 ведущий. Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а о мечте.
2 ведущий. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!
1 ведущий.(5 слайд). Перед началом первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию .В годы военного лихолетья возникает особый интерес к детям, к вопросам воспитания подрастающего поколения. В начале 20-х г. Маршак создает «Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком, библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и написал свои первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..
2 ведущий. Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен . Его пьесы интересны и поучительны. Например, во всем известной пьесе «Кошкин дом» высмеивается эгоизм, чванство, мещанская любовь к вещам.
1 ведущий. (6 слайд). В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Неутомимый поэт был всегда в работе. К.И. Чуковский однажды сказал, что он знает не одного, а целых пять Маршаков: Маршака - детского поэта,Маршака, пишущего стихи для взрослых, Маршака - автора пьес для театра, Маршака - переводчика и Маршака - сатирика, который своими беспощадными стихами высмеивал фашистов во время 'Великой Отечественной войны. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом.
2 ведущий. ( 7 слайд). С.Я. Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей. Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова.
Читать умели мы с трудом,
Когда читали «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Багаж».
Маршак- поэт любимый наш!
1 ведущий.(8 слайд) Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, с 4-х лет (!). Любимыми авторами у него были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи.
Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята? Ну-ка, попробуйте отгадать загадки, которые написал С.Я. Маршак. (9 слайд).
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?
Очки
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
Мяч
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.
Пила
Я конем рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадет он без меня.
Велосипед
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
Дерево
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
Часы
2 ведущий.(10 слайд)
Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы.
Самуил Яковлевич по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.
1 ведущий.(11 слайд). Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах.
Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.
2 ведущий.(12 слайд). Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких.
Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.
1 ведущий. Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.
2 ведущий. Нельзя не заметитЬ, что многие из них схожи с детским дразнилками, считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших образцов детского фольклора.
Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения.
1ведущий. Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о неизвестном герое». (прослушайте отрывок из этого стихотворения).
2ведущий..Это стихотворение было написано перед самой войной. Автор воспользовался приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу , совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует его лица. И в этом заключен смысл баллады --- к смелым поступкам, к отваге, к героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть в грозное предвоенное время!
1 ведущий.(13 слайд)
ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ
Ты с Робином-Бобином верно знаком?
А эта загадка сегодня о нём.
Пусть Робин - обжора, каких поискать,
Но хочет порою и он поиграть.
Однажды Робин-Бобин наш
Нашёл волшебный карандаш.
Он в слове буковку одну
Другою заменяет
И мигом в разную еду
Предметы превращает
Ему поможешь? Так и быть!
Смотри, что тут можно превратить?
(булка, салат, пирог, лук, горох, сушка, мак, кисель, торт)
2 ведущий.(14 слайд).
Вы конечно внимательно читали пьесу-сказку "Теремок", которую сочинил Самуил Яковлевич Маршак? Тогда вспомни, в каком порядке животные пришли в теремок.
(15 слайд). (лягушка, мышка, петух, ежик, волк, лиса, медведь).
1 ведущий.
Угадай произведение по отрывку.
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”) (16 слайд)
Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”) (17 слайд)
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку (« Багаж»). (18 слайд)
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! («Двенадцать месяцев») (19 слайд)
Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”) (20 слайд)
2 ведущий.
Доскажи словечко (21 слайд)
“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)”
1 ведущий.(22 слайд)
Найди лишнее (кошкин дом)
2 ведущий.
Блиц опрос «Жизнь и творчество С.Я. Маршака.
1.В каком году родился Самуил Яковлевич Маршак?(23 слайд).
Ответ- 1887 году ( 24 слайд).
2. В каком городе родился С. Я. Маршак? (25слайд).
Ответ- Воронеже (26слайд).
3. На какой улице жил человек рассеянный? (27 слайд).
Ответ- Улица Бассейная (28 слайд).
4. Что надел человек рассеянный вместо шапки?(29 слайд).
Ответ- сковороду. (30слайд).
5. Что человек рассеянный натянул на пятки?(31 слайд).
Ответ- перчатки. (32слайд).
1 ведущий.(33 слайд).
. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о них и для них..Умер он 4 июня 1964г.
2 ведущий. Огромный труд, светлый и мудрый талант , добрая слава С.Я.Маршака- писателя, поэта, драматурга, переводчика признаны народом и отмечены высокими наградами.
НАГРАДЫ И ПРЕМИИ
• Сталинская премия второй степени (1942) — за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам
• Сталинская премия второй степени (1946) — за пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» (1943)
• Сталинская премия второй степени (1949) — за переводы сонетов В. Шекспира
• Сталинская премия первой степени (1951) — за сборник «Стихи для детей»
• Ленинская премия (1963) — за книгу «Избранная лирика для детей» (1962) и книги для детей: «Тихая сказка», «Большой карман», «Приключение в дороге», «Угомон», «От одного до десяти», «Вакса-клякса», «Кто колечко найдёт», «Весёлое путешествие от А до Я»
• два ордена Ленина
• орден Отечественной войны I степени (1945)
• орден Трудового Красного Знамени
2 ведущий. Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но каждая встреча с его стихотворениями – это радость и удовольствие!
1 ведущий. Закончим мы нашу встречу словами поэта.
Пожелания друзям (34слайд).
Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошого.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
2 ведущий. (33 слайд) МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!
о.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
2 ведущий. (33 слайд) МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_razrabotka.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь и творчество С.Я. Маршака
Цели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я.Маршака.
Задачи:
• Образовательные: способствовать формированию навыка публичного чтения, обогащению знаний о творчестве поэта;
• Коррекционно-развивающие: работать над развитием речи, памяти, логического мышления, внимания;
• Воспитательные: привить любовь и интерес к книге, к слову, к стиху.
Предварительная работа: детям даётся задание – выучить стихи С.Я.Маршака; подумать, о чём они говорят; составить выставку книг поэта; сделать рисунки к стихам, не подписывая произведений; учитывая индивидуальные читательские склонности, учитель помогает сделать выбор: одним рекомендует небольшие веселые стихи или отрывки, другим стихи о природе, третьим – героические стихи.
Оформление: портрет С. Я. Маршака, презентация биографии и творчества, выставка книг.
Ход праздника
1 ведущий. Здравствуйте, ребята!
2ведущий. Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!
1 ведущий. А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака.(2 слайд)
2 ведущий.И мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданную фантазией таланливого писателя.
Родился С. Я. Маршак 22 октября 1887 г. в небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец
Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы. Нелегко было семье, где росло шестеро ребятишек,
переезжать с места на место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на на колесах, в постоянной суете и тревоге. (3 слайд)
.
1 ведущий. Учился Маршак сначала в городе Остроготске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге.(4 слайд).
2 ведущий. Учась в гимназии, Маршак не оставлял своего любимого творчества. Юному дарованию помогал преподаватель латинского языка .
1 ведущий. Обратил внимание на мальчика в гимназической форме и великий русский писатель М. Горький. Но после революции 1905 г., многие представители интеллегенции уехали за границу. Маршаку пришлось полагаться на свои силы.
2 ведущий. Началась трудная жизнь литератора-профессионала. Сочиняя юмористические зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня С. Маршак зарабатывал на жизнь. И не переставал мечтать о далеких странах, о другой, неизведанной жизни.
1 ведущий. Скопив немного денег и договорившись о корреспондентской работе с различными петербургскими редакциями , Самуил Яковлевич уехал для продолжения образования в Англию. В 1912 г. он уже слушал лекции в Лондонском университете.
2 ведущий. Во время каникул юноша путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками в море, жил в лесной школе. Его заинтересовал английский фольклор, он переводил народные баллады,стихи Вордсворта, Блейка . Некоторые из них очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.
(песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе С. Я.Маршака)
1 ведущий. Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а о мечте.
2 ведущий. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!
1 ведущий.(5 слайд). Перед началом первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию .В годы военного лихолетья возникает особый интерес к детям, к вопросам воспитания подрастающего поколения. В начале 20-х г. Маршак создает «Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком, библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и написал свои первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..
2 ведущий. Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен . Его пьесы интересны и поучительны. Например, во всем известной пьесе «Кошкин дом» высмеивается эгоизм, чванство, мещанская любовь к вещам.
1 ведущий. (6 слайд). В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Неутомимый поэт был всегда в работе. К.И. Чуковский однажды сказал, что он знает не одного, а целых пять Маршаков: Маршака - детского поэта,Маршака, пишущего стихи для взрослых, Маршака - автора пьес для театра, Маршака - переводчика и Маршака - сатирика, который своими беспощадными стихами высмеивал фашистов во время 'Великой Отечественной войны. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом.
2 ведущий. ( 7 слайд). С.Я. Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей. Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова.
Читать умели мы с трудом,
Когда читали «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Багаж».
Маршак- поэт любимый наш!
1 ведущий.(8 слайд) Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, с 4-х лет (!). Любимыми авторами у него были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи.
Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята? Ну-ка, попробуйте отгадать загадки, которые написал С.Я. Маршак. (9 слайд).
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?
Очки
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
Мяч
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.
Пила
Я конем рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадет он без меня.
Велосипед
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
Дерево
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
Часы
2 ведущий.(10 слайд)
Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы.
Самуил Яковлевич по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.
1 ведущий.(11 слайд). Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах.
Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.
2 ведущий.(12 слайд). Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких.
Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.
1 ведущий. Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.
2 ведущий. Нельзя не заметитЬ, что многие из них схожи с детским дразнилками, считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших образцов детского фольклора.
Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения.
1ведущий. Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о неизвестном герое». (прослушайте отрывок из этого стихотворения).
2ведущий..Это стихотворение было написано перед самой войной. Автор воспользовался приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу , совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует его лица. И в этом заключен смысл баллады --- к смелым поступкам, к отваге, к героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть в грозное предвоенное время!
1 ведущий.(13 слайд)
ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ
Ты с Робином-Бобином верно знаком?
А эта загадка сегодня о нём.
Пусть Робин - обжора, каких поискать,
Но хочет порою и он поиграть.
Однажды Робин-Бобин наш
Нашёл волшебный карандаш.
Он в слове буковку одну
Другою заменяет
И мигом в разную еду
Предметы превращает
Ему поможешь? Так и быть!
Смотри, что тут можно превратить?
(булка, салат, пирог, лук, горох, сушка, мак, кисель, торт)
2 ведущий.(14 слайд).
Вы конечно внимательно читали пьесу-сказку "Теремок", которую сочинил Самуил Яковлевич Маршак? Тогда вспомни, в каком порядке животные пришли в теремок.
(15 слайд). (лягушка, мышка, петух, ежик, волк, лиса, медведь).
1 ведущий.
Угадай произведение по отрывку.
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”) (16 слайд)
Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”) (17 слайд)
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку (« Багаж»). (18 слайд)
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! («Двенадцать месяцев») (19 слайд)
Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”) (20 слайд)
2 ведущий.
Доскажи словечко (21 слайд)
“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)”
1 ведущий.(22 слайд)
Найди лишнее (кошкин дом)
2 ведущий.
Блиц опрос «Жизнь и творчество С.Я. Маршака.
1.В каком году родился Самуил Яковлевич Маршак?(23 слайд).
Ответ- 1887 году ( 24 слайд).
2. В каком городе родился С. Я. Маршак? (25слайд).
Ответ- Воронеже (26слайд).
3. На какой улице жил человек рассеянный? (27 слайд).
Ответ- Улица Бассейная (28 слайд).
4. Что надел человек рассеянный вместо шапки?(29 слайд).
Ответ- сковороду. (30слайд).
5. Что человек рассеянный натянул на пятки?(31 слайд).
Ответ- перчатки. (32слайд).
1 ведущий.(33 слайд).
. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о них и для них..Умер он 4 июня 1964г.
2 ведущий. Огромный труд, светлый и мудрый талант , добрая слава С.Я.Маршака- писателя, поэта, драматурга, переводчика признаны народом и отмечены высокими наградами.
НАГРАДЫ И ПРЕМИИ
• Сталинская премия второй степени (1942) — за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам
• Сталинская премия второй степени (1946) — за пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» (1943)
• Сталинская премия второй степени (1949) — за переводы сонетов В. Шекспира
• Сталинская премия первой степени (1951) — за сборник «Стихи для детей»
• Ленинская премия (1963) — за книгу «Избранная лирика для детей» (1962) и книги для детей: «Тихая сказка», «Большой карман», «Приключение в дороге», «Угомон», «От одного до десяти», «Вакса-клякса», «Кто колечко найдёт», «Весёлое путешествие от А до Я»
• два ордена Ленина
• орден Отечественной войны I степени (1945)
• орден Трудового Красного Знамени
2 ведущий. Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но каждая встреча с его стихотворениями – это радость и удовольствие!
1 ведущий. Закончим мы нашу встречу словами поэта.
Пожелания друзям (34слайд).
Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошого.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
2 ведущий. (33 слайд) МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака.
Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака. Цель: ознакомление школьников с творчеством С. Я. Маршака. Задачи: познакомить учащихся с различны...
Конкурс чтецов, посвящённый творчеству С.Я.Маршака
Сценарий конкурса чтецов, посвящённого 125 летию со дня рождения С.Я.Маршака. Данный конкурс проводился среди учащихся школы II вида. Эффективность проводимого конкурса состоит в том, что ходе ег...
Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
Беседа по творчеству С.Я. Маршака
Беседа...