Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака.
план-конспект урока (6 класс) по теме
Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака.
Цель: ознакомление школьников с творчеством С. Я. Маршака.
Задачи: познакомить учащихся с различными направлениями творческой деятельности С. Я. Маршака, обогащать словарный запас учащихся новыми для них словами, продолжать работать над слухом и правильным произношением речи учащихся, развивать артистические способности учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshak.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБСКОУШИ I –II вида
г. Тихорецк
Краснодарского края.
Литературный праздник посвященный творчеству С. Я. Маршака.
Учитель русского языка и литературы
Сахарова Ксения Александровна.
2012 год.
Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака.
Цель: ознакомление школьников с творчеством С. Я. Маршака.
Задачи: познакомить учащихся с различными направлениями творческой деятельности С. Я. Маршака, обогащать словарный запас учащихся новыми для них словами, продолжать работать над слухом и правильным произношением речи учащихся, развивать артистические способности учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка.
Ход мероприятия.
Вступительное слово.
«Если мне скажут, что детский поэт пишет хорошо только для маленьких, это - плохой поэт. Ну, а если скажут, что детский поэт пишет только для больших, это – тоже плохой поэт!»
С. Я. Маршак.
(слайд 1)
Ведущий 1:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
Эти замечательные строки о ленинградском почтальоне, написал для нас Самуил Яковлевич Маршак. (слайд 2)
Ведущий 2 :
Главным делом его жизни была детская литература. И сейчас после давней смерти Маршака, без него не обойтись.
( читают заказное письмо из XX века)
-Прочитаем заказное письмо, которое о читателе 2000 года отправил он нам из XX века:
« Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года» (слайд 3)
Ведущий 1:
Да, Маршак обращается к нам из прошлого века. Он знал, что на его звонких, веселых и одновременно мудрых книжках будет воспитываться не одно поколение. Какое же наследие оставил С. Я. Маршак? Он сочетал в себе удивительное разнообразие литературных талантов.
( читают телеграммы)
Стихи для детей и взрослых -это Маршак.
Сказки для чтения и представления –это Маршак.
Сатирические эпиграммы –это Маршак.
Переводы с английского, чешского, латышского, литовского, итальянского языков.
Критическая и мемуарная проза –это Маршак. (слайды 4-7)
С. Я. Маршак-драматург.
Ведущий 2:
Драматургия была для Маршака первым этапом вхождения в детскую литературу.
В начале 1920-х годов для Краснодарского детского театра он написал ряд пьес –сказок, среди них «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка», «Горе-Злосчастье». (слайд 8)
Затем появились многоактные драматические произведения, с музыкой, песнями, танцами: «Двенадцать месяцев», «Горя бояться- счастья не видать», «Умные вещи», «Терем- теремок». (слайд 9)
Ведущий 1:
«Кошкин дом» - пьеса- сказка, которую можно было бы назвать бытовой драмой. Как писал Маршак, она родилась из нескольких строчек детской песенки, а сюжет к ней разработан самостоятельно. (слайд 10)
Песенка такая:
Тили-бом-тили- бом!
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила!
Бежит курица с ведром,
Заливает Кошкин дом.
Маршак создает сатирическую картину взрослого мира, где царят неправда, зависть, глупость и лицемерие.
Бывшие друзья отворачиваются от несчастной погорелицы- Кошки, а котята, которых она прогнала, дают ей приют и делятся последней коркой хлеба.
Адресованные маленьким детям, «Кошкин дом» много говорит и взрослым.
(Сцена из пьесы- сказки «Кошкин дом»
Ведущий 2:
Пьеса «Двенадцать месяцев» (1943г.) написана по мотивам народных сказок о падчерицах.
Действие то разворачивается в русском сказочном пространстве и с русскими героями ( лес, изба, солдат, звери, мачеха и дочка), то перекидывается в пространство западных сказок (королевский дворец, королева, профессор, канцлер, послы). Встреча героев в четвертом действии усиливает сказочность пьесы: эта встреча также невероятна, как и подснежники зимой. (слайд 11)
(Сцена из пьесы «Двенадцать месяцев»)
Поэзия С. Я. Маршака.
Ведущий 1:
Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых маленьких были написаны между 1922 и 1930 годами.
Все, что выходило из-под пера Маршака, полно разнообразного движения: идут, бегут, едут, герои, вещи; постоянно совершаются какие- то происшествия, перемены.
Давайте прочитаем названия этих замечательных стихов, и у нас будет возможность послушать некоторые из них и даже прочитать с забавным заданием.
«Детки в клетке», «Багаж», «Почта», «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый- полосатый», «Вот какой рассеянный», «Где тут Петя, где Сережа?», «Ежели вы вежливы» и т. д. ( слайды 12-14)
(Сцена из стихотворения «Ежели вы вежливы» )
Ведущий 2:
В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я» познавательная информация растворена в стихотворной стихии.
Маршак считал, сто каждое стихотворение подобно созвездию и для того, чтобы получилось такое созвездие, каждая его составная часть должна быть звездой, должна светиться поэтическим блеском. (слайд 15)
Ведущий 1:
Знаки препинания.
Кто из вас сомневается в важности знаков препинания. Сколько забавных, а порой неприятных случаев происходит с теми, кто не знает знаков препинания. А иногда от их места в предложении зависит жизнь человека. (слайд 16)
(Сцена из пьесы «Двенадцать месяцев»)
Ведущий 2:
В стихотворени и «Вот какой рассеянный» Маршак смеется над своим персонажем.
Герой- человек взрослый, и от этого он еще более смешон. Отчасти Маршак шаржировал свои черты, отчасти- черты одного известного профессора, о рассеянности которого рассказывались многочисленные истории.
Та же ирония пронизывает историю дамы, сдававшей в багаж «Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Картонку и маленькую собачонку». Уже само это перечисление настраивает читателя иронически по отношению к даме и ее дорожной неприятности. (слайд 17)
Сатира С. Я. Маршака.
Ведущий 1:
Известно, что С. Я. Маршак не сразу стал детским писателем. В ранней юности он больше всего любил в поэзии лирику. И представить себе не мог, что со временем переводы и детская литература займут большое место в его работе.
В петербургских журналах 1907-1914 годов стали появляться лирические и сатирические стихи Маршака.
Ведущий 2:
К лирике С. Я. Маршак возвращается в военные годы. Те, кто жил в то тяжелое время, могут по старой памяти газетных страниц тех дней привести хлесткие сатирические стихи – плакаты.
(лозунг к сбору теплых вещей для фронта)
Готовь подарки каждый дом,
Бойцов своих одень,
Дохни на фронт своим теплом
В холодный зимний день.
1942 г. (слайд 18)
(плакат)
-Мой генерал в стекло бинокля
Вы смотрите: фронт далек ли?
-Настолько близок он, увы,
Что я уже без головы!
1944 г. (слайд 19)
С. Я. Маршак –переводчик.
Ведущий 1:
Работая над стихами для детей, Маршак развил и довел до совершенства навык доведения строки и строфы до полной отчетливости.
И вот поэт приступил к переводам. И начал с известного шотландского поэта Роберта Бернса. Его поэзия была главной любовью все его литературной жизни.
Маршак переводил старинные народные баллады Англии и Шотландии, сонеты Шекспира и Гейне, стихи и поэмы Блейка, Бернса, Кольриджа, Вордсворта, Китса, Киплинга, Лира, Милна. (слайд 20)
Ведущий 2:
Он владел особым мастерством создавать «портрет» языка оригинала. Переводы Маршака обладают таким очарованием свободной поэтической речи, будто бы английский поэт писал по- русски.
Я перевел Шекспировы сонеты.
Пускай поэт, покинув старый дом,
Заговорит на языке другом,
В другие дни, в другом краю планеты. (слайд 21)
Ведущий 1:
В переводах Маршака видно, насколько богаты по содержанию и форме сонеты Шекспира. Каждый сонет имеет свою мелодию и звучание.
Сонет №130
«Ее глаза на звезды непохожи…»
Тема: красота возлюбленной несовершенна.
Встречная тема: но возлюбленная, в отличие от вымышленных «богинь» реально существует.
«Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле…»
Это гимн земной красоте. (слайд 22)
Ведущий 1:
В переводах английской детской поэзии Маршак следует тем же принципам, что и в собственных стихах для детей.
Та же экономия и точность слова, те же поиски предельной простоты и ясности- и одновременно смелость воображения, поэтический полет.
Заключение.
Ведущий 2:
Как это нередко бывает, С. Я. Маршак долго болел, слабел, а умер почти что внезапно, как бы уронив перо на полу-строке и придав особую знаменательность незадолго до того написанной строфе:
«Немало книжек выпущено мною,
Но все они умчались, точно птицы.
И я остался автором одной
Последней недописанной страницы…» (слайд 23)
Ведущий 1:
И если после сегодняшней встречи вам захочется прочитать его веселые, легкие для запоминания стихи. Значит, наша встреча удалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина
Сценарий вечера, посвященный лирике любви А.С. Пушкина представляет собой театрализованное представление для учащихся 10-11 классов...
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона
Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...
Литературный праздник, посвященный творчеству А.С.Пушкина
Литературный праздник, посвященный творчеству А.С.Пушкина...
Литературный праздник, посвященный творчеству А.Блока
Литературный праздник, посвященный творчеству А.Блока...
Литературный праздник, посвященный творчеству Н.В.Гоголя
Литературный праздник, посвященный творчеству Н.В.Гоголя...
Сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А.С. Пушкина. "Моя Мадонна"
Цель мероприятия: углубленное изучение творчества А.С. Пушкина, создание условий для эмоционально-этического развития школьников, расширение кругозора. Задачи: формирование читательского интерес...
Литературный праздник ,посвященный творчеству К.И. Чуковского. КВН.
Литературный праздник, посвященный творчеству К.И. Чуковского. КВН между младшими классами. Внеклассное мероприятие в игровой форме....