Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.
Цели урока:
Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвышенного, рассмотреть циклы стихов о любви поэта к Родине, матери, раскрыть глубину чувств лирического героя.
Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать умение анализировать текст, работать с выразительными средствами языка.
Воспитывающая: воспитание патриотизма, любви к родному языку, развитие интереса к личности Сергея Есенина и литературе в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_tvorchestvu_esenina.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
Базарно – Карабулакского района Саратовской области.
Конспект урока – обзора
по литературе в 11 классе
Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина
Выполнила:
Галактионова Любовь Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
МБОУ «СОШ с. Алексеевка
Базарно – Карабулакского района
Саратовской области»
п. Базарный Карабулак
2013г
Цели урока:
Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвышенного, рассмотреть циклы стихов о любви поэта к Родине, матери, раскрыть глубину чувств лирического героя.
Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать умение анализировать текст, работать с выразительными средствами языка.
Воспитывающая: воспитание патриотизма, любви к родному языку, развитие интереса к личности Сергея Есенина и литературе в целом.
Оборудование:
Портрет Есенина, иллюстрации по творчеству и биографии, презентация.
Оформление доски:
Эпиграфы:
«Я сердцем никогда не лгу»
«На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за всё благодарю»
« С того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий»
Вопросы, отражающие ход урока:
- Как выглядит «малая» родина в ранней лирике Есенина?
- Есенин и революция: почему изменился взгляд поэта?
- Что дороже поэту: «Русь уходящая» или «Русь Советская»?
- Как в цикле «Москва кабацкая» отразилось разочарование поэта?
- Находит ли поэт компромисс, и как он выразился в творчестве?
Методы и приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, метод творческого чтения, исследовательский метод (сопоставительный анализ стихотворений Есенина и Блока)
Ход урока:
I этап. Слово учителя о целях и задачах урока, о теме, о видах предстоящей работы. Записи в тетрадях.
II этап. Работа по теме урока.
Слово учителя.
Хочется начать урок словами М.Горького: «Сергей Есенин,- не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой « печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое, более всего иного, заслужено человеком».
Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины - основное в моём творчестве». Заметьте, не тема, а чувство.
Что же говорит сам Есенин о себе самом в автобиографии?
Ученик 1: Родился я в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
Стихотворение «Матушка в купальницу по лесу ходила».
С двух лет был отдан на воспитание зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло моё детство, которые научили меня не пасовать перед трудностями деревенского быта. Среди деревенских мальчишек был я коноводом и большим драчуном и ходил всегда в синяках и царапинах. Ругала меня за шалости одна только моя бабка, она же и любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ.
Ученик 2. Стихотворение «Край любимый…»
Учитель: Есенинская Русь, природа олицетворена, поэту мало только что-то изобразить, читатель не только видит живую природу, он её ещё и слышит.
Вопрос: Какой звуковой образ чаще всего озвучивает есенинские сюжеты? (звон) Найдите однокоренные слова с этим словом? Какое это выразительное средство? Есть в его стихах и тихие звуки: слабый крик, нежно охает ячменная солома, и крик, и молитва, и гудение, и множество других звуков.
Ученик 3. Первые мои воспоминания, - пишет в автобиографии Сергей Есенин,- относятся к тому времени, когда мне 3-4 года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идёт в Радовецкий монастырь, который был от нас верстах 40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу ноги от усталости, а бабушка всё приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».
Часто собирались у нас в доме слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные песни о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе…
Нянька – старуха приживалка, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и «Священную историю».
И в стихах, и в автобиографии Есенин подчёркивал большую роль, которую сыграл в его жизни дед Фёдор Андреевич Титов.
Года далёкие, -
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело…
Ну, а если тянет_
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл.
И Есенин писал.
Ученик 4: Стихотворение «Сестре Шуре»
Ах, как много на свете кошек!
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня –
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок,
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок
.
Все прошло. Потерял я бабку.
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
Ученик 3. Кровная связь с родной землёй явилась тем условием, благодаря которому Есенин привнёс в поэзию русскую природу со всеми её «изумительными в своей красоте» красками и долями. Также он обладал уникальнейшей возможностью увидеть необычайное в окружающем мире незамысловатой крестьянской жизни. Для Есенина всё превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и кудахтающие куры, и кудлатые щенки.
Стихотворение «В хате»
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Учитель: Читать Есенин начал с 5 лет, опять же под присмотром деда и бабки. Долгое время годы, проведённые в доме деда, рассматривались в критике по преимуществу только со стороны, как считала советская критика, чуждых – религиозных влияний на будущего поэта. Но мы с уверенностью можем сказать, что всё то доброе, положительное, что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и во многом было разбужено в душе поэта не без доброго влияния деда и бабки.
Ученик 4: Огромное и едва ли не решающее влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мать, щедро наделившая сына песенным даром. Любовь к матери, к её проникновенным песням Есенин сохранил и пронёс через всю жизнь.
Стихотворение «Письмо матери»
Учитель: Вся поэзия Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льётся из самого сердца, вызывает подлинное его содрогание, вместе с ней мы открываем источник нашего счастья на земле и прикасаемся к тайне собственной неустроенности, внутреннего и внешнего разлада.
Ученик 5. Летом 1912 года Есенин окончил Спас – Клепиковскую учительскую школу, получил диплом сельского учителя, но от распределения в сельскую школу отказался наотрез. Не потому, что боялся пропасть в глуши, а потому, что понял, что – он поэт. Он мечтал о поэтическом признании, печататься в журналах, встречаться с известными столичными поэтами. Он едет в Москву… Поступает в типографию, в корректорский отдел, одновременно посещает университет имени Шанявского, увлекается революционным движением, распространяет среди рабочих листовки, журналы, участвует в забастовках, демонстрациях. Одно за.
Стихотворение «Поёт зима, аукает…»
Слово учителя: К каждому человеку хоть раз в жизни приходит весна, единственная и неповторимая. Такой незабываемой и счастливой стала для Есенина весна 1915 года. Он ехал в Петербург…. Ехал без денег, без рекомендаций, с единственным багажом – стихами. Сразу пошёл к Блоку. Очень волновался, , но волнение прошло, когда он стал читать свои стихи, чистые, свежие, голосистые…. Это были песни души обыкновенного, простого рязанского паренька, души чистой, прекрасной , глубокой, светлой… Вскоре выходит первый сборник стихотворений «Радуница».
Обращаемся к доске: Словарная работа. Радуница – день поминовения умерших, обычно первый понедельник после Светлой Пасхи Христовой. Само слово обозначает «блестящая», «просветлённая».Радуницей называли и первые весенние дни. Есенинская Русь – голубая, синяя.
Ученик. «Гой ты Русь, моя родная..»
Слово учителя: Поэт М.Дудин писал: «Торжество восхищения перед умением так рассказывать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновение, равное вечности, увидеть полёт коня, прикоснуться к его движению, соединяющему времена и миры.
Стих «Тебе одной плету венок»
Вопрос: Что мы видим в его стихах? Что слышим. Какими красками рисует он природу? Какие цвета преобладают?
Примерный ответ ученика: Природа звенит в стихах Есенина голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручейков, шумом дождя, играет бесчисленными огнями радуги. Поэт верит в Россию, любит её такую, какая она есть: с крестами, с тихой речушкой и луговыми цветами.
Учитель: Начиная с 1914 года, Есенин работает, постоянно оглядываясь на Блока, добиваясь его, блоковского, ощущения сини, простора и дали. Попробуем сопоставить стихотворение Блока «Россия»(Распечатать) и «Запели тёсаные дроги». (Сопоставительный анализ стихотворений)
Учитель: Наверное, почти каждый истинный поэт в «час ученичества» выбирает своего Мастера. Есенин выбрал Блока. 15 марта1925 года в дом на Пряжке двадцатилетний поэт приносит на суд Блоку свои стихи. Почему в «серебряном веке», когда «столько поэтов хороших и разных», Есенин выбирает именно Блока?
Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим стихотворение Блока «Россия» и Есенина «Запели тёсаные дроги».
В чём сходство? ( в мотиве дороги, в состоянии души)
В чём разность? ( у Блока-спицы расписные,)
Вывод: Сходство поразительное: и в мотиве дороги, и в ритмическом строе, и в состоянии души. Разность поэтов не в талантах, а в разных социальных и культурных истоках, питавших их творчество.
«И крест свой бережно несу» (У Блока), «И не отдам я эти цепи»( у Есенина), а последняя строфу: Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.- считают блоковской по духу.
Ученица: Есенин принял революцию восторженно, но с крестьянским уклоном. Надо было видеть поэта Есенина в те годы. Ему было тесно и не по себе. Он исходил песенной силой. На его глазах умирала старая патриархальная Русь. Что ждёт в будущем? В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце поэта. Всё чаще стали появляться в его стихах нотки боли и смятения.
Стихотворение «Я последний поэт деревни»
Ученик: Окрылённый большевистским Декретом о земле, он даже внешне изменился. Вот, каким его видел Вячеслав Полонский, редактор журнала «Новый мир». Из него била мужицкая стихия, разбойная удаль. С обезумевшим видом он читает свою «Инонию», В которой выражал мечту о мужицком рае.
Не устрашуся гибели,
Ни копий, не стрел дождей, -
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Не хочу восприять спасения
Через муки его и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд.
Я иное узрел пришествие -
Где не пляшет над правдой смерть.
Как овцу от поганой шерсти, я
Остригу голубую твердь.
Подыму свои руки к месяцу,
Раскушу его, как орех.
Не хочу я небес без лестницы,
Не хочу, чтобы падал снег.
Не хочу, чтоб умело хмуриться
На озерах зари лицо.
Я сегодня снесся, как курица,
Золотым словесным яйцом.
Я сегодня рукой упругою
Готов повернуть весь мир...
Грозовой расплескались вьюгою
От плечей моих восемь крыл.
Учитель: Но мечте этой не суждено было сбыться. В 1920 году Есенин писал: «Я потерял всё, что меня радовало. Почему?» К теме «гибели старого мира» добавлен мотив гибели лирического героя. В этом стихотворении поэт словно панихиду заказал: компромисса между деревней и пролетарским миром не будет.»
Стихотворение «Несказанное, синее, нежное….»
Вопрос: Как построено стихотворение? Какой приём использует автор для выражения своих чувств?
Ученик: Наиболее ярко взгляд Есенина на новую жизнь выразился в стихотворениях «Русь советская» и «Русь уходящая». Самый тягостный период в творчестве Есенина показан в цикле «Москва кабацкая» и в поэме «Чёрный человек»:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Песня (в записи) на стихи Есенина в исполнении Малинина «Забава»
Слово учителя: 1922 год стал для страны годом страшных смертей в России, миллионами убитых, выкошенных голодом, болезнями. Разорение в городском и сельском хозяйстве, толпы сирот. Но… Россия находит силы для спасения и возрождения. Понял это и поэт. Судьба России по-прежнему особая: горестная и светлая. «Родные мои, хорошие! - писал он из Германии своим знакомым,- пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод, людоедство, зато у нас есть душа».
Стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая…»
Стихотворение «Отговорила роща золотая»
Вопрос: Как вы думаете, в чём специфика этих стихотворений?
Примерный ответ: Эти стихи нельзя отнести только к теме родины и пейзажных зарисовок, это философские размышления автора
4. Заключительный этап урока.
Слово учителя:
Есенин погиб в 1925 году (Иллюстрации на доске) при неизвестных обстоятельствах: то ли сам себя лишил жизни, то ли помог кто-то. В последнее время рядом с ним появились сомнительные личности, он много пил, не складывалась личная жизнь поэта.
Ученик: Трагедии произошла в гостинице «Англитер». Перед смертью поэт написал своей кровью слова, адресованные потомкам: «Цветите, юные, и здоровейте телом…( обращение к оформлению на доске – к иллюстрациям)
Много дум в тишине я продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
М зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле,
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Песня на стихи Есенина «Я в весеннем лесу»
III этап. Слово учителя (на фоне затихающей песни): Всего 30 лет жизни. Но каких лет! Есенин дорог нам своими стихами, в которых хранится образ родной земли, такой прекрасной, какой видел её Сергей Есенин. Он как-то заметил: «Большое видится на расстоянии». И он прав, хотя эта истина относится прежде всего к нему самому. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов был призван прийти в этот мир лишь на время, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей души, но и нашей жизни. Звучание чистого и светлого слова Есенина стало частью нас самих. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарностью за его стихотворения. Есенин не покинул нас, он с нами…
(один из учащихся зажигает свечу под портретом С.А.Есенина)
IV этап. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание.
Используемая литература:
- Поурочные разработки по русской литературе, ред. Н.В.Егораева, «ВАКО», Москва, 2011г
- Методический журнал «Литература в школе»
- Книга для учителя «Преподавание литературы в 11классе», Методические и справочные материалы. Часть 1, под ред. Г.А.Обернихиной, М.,АРКТИ, 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка уроков литературы в 10 классе с мультимедийным приложением."Страницы жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.Роман "Что делать?""
Краткий обзор жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.Разбор романа "Что делать?"...
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"
Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...
Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"
Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке будем читать,изучать, анализировать стихотворен...
Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....
Урок литературы в 9 классе по теме "Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова"
Знакомство с любовной лирикой Н. А. Некрасова, о его взаимоотношениях с А. Я. Панаевой. Формирование умения анализировать, делать выводы по прочитанным стихотворениям....
Урок литературы 7 класс "ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ ( творчество поэтов-участников ВОВ)"
Конспект урока....
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"
Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...