Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Галактионова Любовь Алексеевна

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.

Цели урока:

Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвышенного, рассмотреть циклы стихов о любви поэта к Родине, матери, раскрыть глубину чувств лирического героя.

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать умение анализировать текст, работать с выразительными средствами языка.

Воспитывающая: воспитание патриотизма, любви к родному языку, развитие интереса к личности Сергея Есенина и литературе в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_tvorchestvu_esenina.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская  средняя общеобразовательная школа»

Базарно – Карабулакского района Саратовской области.

 

             

Конспект урока – обзора

по литературе в 11 классе

Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина

   

                                                                                 Выполнила:

                                                                                 Галактионова Любовь Алексеевна,

                                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                                 первой категории

                                                                                 МБОУ «СОШ с. Алексеевка

                                                                                 Базарно – Карабулакского района

                                                                                 Саратовской области»

 

                                               п. Базарный Карабулак

                                                            2013г

Цели урока:

Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвышенного, рассмотреть циклы стихов о любви поэта к Родине, матери, раскрыть глубину чувств лирического героя.

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать умение анализировать текст, работать с выразительными средствами языка.

Воспитывающая: воспитание патриотизма, любви к родному языку, развитие интереса к личности Сергея Есенина и литературе в целом.

Оборудование:

Портрет Есенина, иллюстрации по творчеству и  биографии, презентация.

Оформление доски:

Эпиграфы:

«Я сердцем никогда не лгу»

«На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за всё благодарю»

« С того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий»

Вопросы, отражающие ход урока:

  1. Как выглядит «малая» родина в ранней лирике Есенина?
  2. Есенин и революция: почему изменился взгляд поэта?
  3. Что дороже поэту: «Русь уходящая» или «Русь Советская»?
  4. Как в цикле «Москва кабацкая» отразилось разочарование поэта?
  5. Находит ли поэт компромисс, и как он выразился в творчестве?

Методы и приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, метод творческого чтения, исследовательский метод (сопоставительный анализ стихотворений Есенина и Блока)

Ход урока:

I этап. Слово учителя о целях и задачах урока, о теме, о видах предстоящей работы. Записи в тетрадях.

II этап. Работа по теме урока.

 Слово учителя.

 Хочется начать урок словами М.Горького: «Сергей Есенин,- не столько человек, сколько орган, созданный  природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой « печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое, более всего иного, заслужено человеком».

Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины».  Как писал сам поэт: «Чувство родины - основное в моём творчестве». Заметьте, не тема, а чувство.

Что же говорит сам Есенин о себе самом в автобиографии?

Ученик 1: Родился я в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

Стихотворение «Матушка в купальницу по лесу ходила».

С двух лет был отдан на воспитание зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло моё детство, которые научили меня не пасовать перед трудностями деревенского быта. Среди деревенских мальчишек был я коноводом и большим драчуном и ходил всегда в синяках и царапинах. Ругала меня за шалости одна только моя бабка, она же и любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ.

Ученик 2. Стихотворение «Край любимый…»

Учитель: Есенинская Русь, природа олицетворена, поэту мало только что-то изобразить, читатель не только видит живую природу, он её ещё и слышит.

Вопрос: Какой звуковой образ чаще всего озвучивает есенинские сюжеты? (звон) Найдите однокоренные слова с этим словом? Какое это выразительное средство? Есть в его стихах и тихие звуки: слабый крик, нежно охает ячменная солома, и крик, и молитва, и гудение, и множество других звуков.

Ученик 3. Первые мои воспоминания, - пишет в автобиографии Сергей Есенин,- относятся к тому времени, когда мне 3-4 года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идёт в Радовецкий монастырь, который был от нас верстах  40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу ноги от усталости, а бабушка всё приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».

Часто собирались у нас в доме слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные песни о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе…

Нянька – старуха приживалка, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и «Священную историю».

И в стихах, и в автобиографии Есенин подчёркивал большую роль, которую сыграл в его жизни дед Фёдор Андреевич Титов.

Года далёкие, -

Теперь вы как в тумане.

И помню, дед мне

С грустью говорил:

«Пустое дело…

Ну, а если тянет_

Пиши про рожь,

Но больше про кобыл.

И Есенин писал.

Ученик 4: Стихотворение «Сестре Шуре»

Ах, как много на свете кошек!

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,

Только помню с далекого дня –

На лежанке мурлыкал котенок,

Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,

Но под бабкину песню вскок,

Он бросался, как юный тигренок,

На оброненный ею клубок

.

Все прошло. Потерял я бабку.

А еще через несколько лет

Из кота того сделали шапку,

А ее износил наш дед.

Ученик 3. Кровная связь с родной землёй явилась тем условием, благодаря которому Есенин привнёс в поэзию русскую природу со всеми её «изумительными в своей красоте» красками и долями. Также он обладал уникальнейшей возможностью увидеть необычайное в окружающем мире незамысловатой крестьянской жизни. Для Есенина всё превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и кудахтающие куры, и кудлатые щенки.

Стихотворение «В хате»

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

 Учитель: Читать Есенин начал с 5 лет, опять же под присмотром деда и бабки. Долгое время годы, проведённые в доме деда, рассматривались в критике  по преимуществу только со стороны, как считала советская критика, чуждых – религиозных влияний на будущего  поэта. Но мы с уверенностью можем сказать, что всё  то доброе, положительное, что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и во многом было разбужено в душе поэта не без доброго влияния деда и бабки.

Ученик 4: Огромное и едва ли не решающее влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мать, щедро наделившая сына песенным даром.  Любовь к матери, к её  проникновенным песням Есенин сохранил и пронёс через всю жизнь.

Стихотворение «Письмо матери»

Учитель: Вся поэзия Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льётся из самого сердца, вызывает подлинное его содрогание, вместе с ней мы открываем источник нашего счастья на земле и прикасаемся к тайне собственной неустроенности, внутреннего и внешнего разлада.

Ученик 5. Летом 1912 года Есенин окончил Спас – Клепиковскую учительскую школу, получил диплом сельского учителя, но от распределения  в сельскую школу отказался наотрез. Не потому, что боялся пропасть в глуши, а потому, что понял, что – он поэт. Он мечтал  о поэтическом признании, печататься в журналах, встречаться с известными столичными поэтами. Он едет в Москву… Поступает в типографию, в корректорский отдел, одновременно посещает университет имени Шанявского, увлекается революционным движением, распространяет среди рабочих листовки, журналы, участвует в забастовках, демонстрациях. Одно за.

Стихотворение «Поёт зима, аукает…»

Слово учителя: К каждому человеку хоть раз в жизни приходит весна, единственная и неповторимая. Такой незабываемой и счастливой стала для Есенина весна 1915 года. Он ехал в Петербург…. Ехал без денег, без рекомендаций, с единственным багажом – стихами. Сразу пошёл к Блоку. Очень волновался, , но волнение прошло, когда он стал читать свои стихи, чистые, свежие, голосистые…. Это были песни души обыкновенного, простого рязанского паренька, души чистой, прекрасной , глубокой, светлой… Вскоре выходит первый сборник стихотворений «Радуница».

Обращаемся к доске: Словарная работа. Радуница – день поминовения умерших, обычно первый понедельник после Светлой Пасхи Христовой. Само слово обозначает «блестящая», «просветлённая».Радуницей называли и первые весенние дни. Есенинская Русь – голубая, синяя.

Ученик. «Гой ты Русь, моя родная..»

Слово учителя: Поэт М.Дудин писал: «Торжество восхищения перед умением так рассказывать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновение, равное вечности, увидеть полёт коня, прикоснуться к его движению, соединяющему времена и миры.

Стих «Тебе одной плету венок»

Вопрос: Что мы видим в его стихах? Что слышим. Какими красками рисует он природу? Какие цвета преобладают?

Примерный ответ ученика: Природа звенит в стихах Есенина голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручейков, шумом дождя, играет бесчисленными огнями радуги. Поэт верит в Россию, любит её такую, какая она есть: с крестами, с тихой речушкой и луговыми цветами.

Учитель: Начиная с 1914 года, Есенин работает, постоянно оглядываясь на Блока, добиваясь его, блоковского, ощущения сини, простора и дали. Попробуем сопоставить стихотворение Блока «Россия»(Распечатать) и «Запели тёсаные дроги». (Сопоставительный анализ стихотворений)

Учитель: Наверное, почти каждый истинный поэт в «час ученичества» выбирает своего Мастера. Есенин выбрал Блока. 15 марта1925 года в дом на Пряжке двадцатилетний поэт приносит на суд Блоку свои стихи. Почему в «серебряном веке», когда «столько поэтов хороших и разных», Есенин выбирает именно Блока?

Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим стихотворение Блока «Россия» и Есенина «Запели тёсаные дроги».

В чём сходство? ( в мотиве дороги, в состоянии души)

В чём разность? ( у Блока-спицы расписные,)

Вывод: Сходство поразительное: и в мотиве дороги, и в ритмическом строе, и в состоянии души. Разность поэтов не в талантах, а в разных социальных и культурных истоках, питавших их творчество.

«И крест свой бережно несу» (У Блока), «И не отдам я эти цепи»( у Есенина), а последняя строфу: Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.- считают блоковской по духу.

Ученица: Есенин принял революцию восторженно, но с крестьянским уклоном. Надо было видеть поэта Есенина в те годы. Ему было тесно и не по себе. Он исходил песенной силой. На его глазах умирала старая патриархальная Русь. Что ждёт в будущем? В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце поэта. Всё чаще стали появляться в его стихах нотки боли и смятения.

Стихотворение «Я последний поэт деревни»

Ученик: Окрылённый большевистским Декретом о земле, он даже внешне изменился. Вот, каким его видел Вячеслав Полонский, редактор журнала «Новый мир». Из него била мужицкая стихия, разбойная удаль. С обезумевшим видом он читает свою «Инонию», В которой выражал мечту о мужицком рае. 

        Не устрашуся гибели,

        Ни копий, не стрел дождей, -

        Так говорит по Библии

        Пророк Есенин Сергей.

        

        Время мое приспело,

        Не страшен мне лязг кнута.

        Тело, Христово тело,

        Выплевываю изо рта.

        

        Не хочу восприять спасения

        Через муки его и крест:

        Я иное постиг учение

        Прободающих вечность звезд.

        

        Я иное узрел пришествие -

        Где не пляшет над правдой смерть.

        Как овцу от поганой шерсти, я

        Остригу голубую твердь.

        

        Подыму свои руки к месяцу,

        Раскушу его, как орех.

        Не хочу я небес без лестницы,

        Не хочу, чтобы падал снег.

        

        Не хочу, чтоб умело хмуриться

        На озерах зари лицо.

        Я сегодня снесся, как курица,

        Золотым словесным яйцом.

        

        Я сегодня рукой упругою

        Готов повернуть весь мир...

        Грозовой расплескались вьюгою

        От плечей моих восемь крыл.

Учитель: Но мечте этой не суждено было сбыться. В 1920 году Есенин писал: «Я потерял всё, что меня радовало. Почему?» К теме «гибели старого мира» добавлен мотив гибели лирического героя. В этом стихотворении поэт словно панихиду заказал: компромисса между деревней и пролетарским миром не будет.»

Стихотворение «Несказанное, синее, нежное….»

Вопрос: Как построено стихотворение? Какой приём использует автор для выражения своих чувств?

Ученик: Наиболее ярко взгляд Есенина на новую жизнь выразился в стихотворениях «Русь советская» и «Русь уходящая». Самый тягостный период в творчестве Есенина показан в цикле «Москва кабацкая» и в поэме «Чёрный человек»: 

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

В декабре в той стране

Снег до дьявола чист,

И метели заводят

Веселые прялки.

Был человек тот авантюрист,

Но самой высокой

И лучшей марки.

Песня (в записи) на стихи Есенина в исполнении  Малинина  «Забава»

  Слово учителя: 1922 год стал для  страны годом страшных смертей в России, миллионами убитых, выкошенных голодом, болезнями. Разорение в городском и сельском хозяйстве, толпы сирот. Но… Россия находит силы для  спасения и возрождения. Понял это и поэт. Судьба России по-прежнему особая: горестная и светлая. «Родные мои, хорошие! - писал он из Германии своим знакомым,- пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод, людоедство, зато у нас есть душа».

Стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая…»

Стихотворение «Отговорила роща золотая»

Вопрос: Как вы думаете, в чём специфика этих стихотворений?

Примерный ответ: Эти стихи нельзя отнести только к теме родины и пейзажных зарисовок, это философские размышления автора

4. Заключительный этап урока.

Слово учителя:

 Есенин погиб в 1925 году (Иллюстрации на доске) при неизвестных обстоятельствах: то ли сам себя лишил жизни, то ли помог кто-то. В последнее время рядом с ним появились сомнительные личности, он много пил, не складывалась личная жизнь поэта.

Ученик: Трагедии произошла в гостинице «Англитер». Перед смертью поэт написал своей кровью слова, адресованные потомкам: «Цветите, юные, и здоровейте телом…( обращение к оформлению на доске – к иллюстрациям)

Много дум в тишине я продумал,

Много песен про себя  сложил,

И на этой на земле угрюмой

 Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

М зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле,

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Песня на стихи Есенина «Я в весеннем лесу»

 III этап. Слово учителя (на фоне затихающей песни): Всего 30 лет жизни. Но каких лет! Есенин дорог нам своими стихами, в которых хранится образ родной земли, такой прекрасной, какой видел её Сергей Есенин. Он как-то заметил: «Большое видится на расстоянии». И он прав, хотя эта истина относится прежде всего к нему самому. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов был призван прийти в этот мир лишь на время, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей души, но и нашей жизни. Звучание чистого и светлого слова Есенина стало частью нас самих. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарностью за его стихотворения. Есенин не покинул нас, он с нами…

(один из учащихся зажигает свечу под портретом С.А.Есенина)

IV этап. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание.

Используемая литература:

  1. Поурочные разработки по русской литературе, ред. Н.В.Егораева, «ВАКО», Москва, 2011г
  2. Методический журнал «Литература в школе»
  3. Книга для учителя «Преподавание литературы в 11классе», Методические и справочные материалы. Часть 1, под ред. Г.А.Обернихиной, М.,АРКТИ, 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"

Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...

Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"

Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке  будем читать,изучать, анализировать стихотворен...

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Урок литературы в 9 классе по теме "Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова"

Знакомство с любовной лирикой Н. А. Некрасова, о его взаимоотношениях с А. Я. Панаевой. Формирование  умения анализировать, делать выводы по прочитанным стихотворениям....

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"

      Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...