Открытое занятие для воспитанников школы - интернат 8 вида тема: «Я и мои права»
план-конспект занятия на тему
Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие воспитателя Труш С.А. коррекционной школы – интернат 8 вида
Тема: «Я и мои права»
Цель: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Задачи:
- Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены;
Формировать социально значимые ориентации и установки, развивать чувство ответственности за свои действия;
Закрепить информацию через практические задания.
- Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Словарная работа: Гражданин, конституция.
Оборудование: образец паспорта; карта России; карточки со словами: конституция, гражданин; шляпа.
Ход занятия:
Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А, что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.
Дети:
Солнышко, солнышко!
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Воспитатель: Я предлагаю вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:
- уважение к тому, кто говорит;
- не смеяться над высказываниями других;
- правило поднятой руки.
Как вы их понимаете?
Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним о нашей Родине – России, о ее символах.
1.Что такое Родина? (ответы детей).
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
На свете много разных стран,
но есть одна страна:
от белых льдов до теплых рек раскинулась она.
2.Назовите растение – символ России? (береза)
3.Покажите нашу страну на карте. (Как правильно показывать территорию страны?)
4.Назовите столицу России? (г. Москва)
5.Как называется город или село, в котором мы живем? (Покажите его на карте).
6.Назовите государственный язык нашей страны? (русский)
7.Кто президент нашей страны? (карточка)
8.Назовите основные символы нашего государства? (герб, флаг, гимн) (Карточки)
ГЕРБ : У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел (золотой) на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия, а 2 головы, чтобы смотреть в разные стороны и охранять Родину от врагов. Это очень древний герб. Впервые его ввел царь Иван III. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства. Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.
ФЛАГ: Государственный флаг - это трехцветное полотнище с белой, синей и красной полосами.
белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – сила, кровь, пролитая за Родину.
Гимн торжественная песнь, которая прославляет историю государства, его народ.
Мы сказали, что наша страна Россия, мы в ней живем, а значит, являемся ее гражданами.(Показ карточки «гражданин»).
Где бы ни был русский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России.
Быть гражданином России – это большое счастье.
-Ребята, как вы понимаете слово "гражданин"? (ответы детей)
Гражданин - это человек, который постоянно проживает на территории страны, подчиняется ее законам, имеет права и обязанности, имеет документ, удостоверяющий его личность.
Мы постоянно живем в России? (Да)
Это первая характеристика гражданина – постоянное местожительства в России.
- Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
- Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
Взрослые и дети имеют свои права и обязанности, которые определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений.
Сегодня на нашем занятии вы узнаете о некоторых ваших правах и обязанностей.
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. (слайд).
- Скажите, кто проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
Конечно же взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это родители, воспитатели, директор, завуч, социальный педагог и многие др.
- Но о вас также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". (слайд).
ООН - Международная организация, объединяющая государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.
Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".
Права детей, определённые Конвенцией о правах ребенка.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".
Все права человека, и ребёнка в том числе, начинаются с права на жизнь. Действительно жизнь – это главное из того, что мы имеем.
Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет?
У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, учителя и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.
Посмотрите ребята на этот рисунок. Как вы думаете, о чем он говорит? (слайд)
- Ответы детей.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я!
Так написал когда-то маленький мальчик на своем рисунке. Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.
Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".
- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.
- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?
- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!
- А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.
- Как он называется? (паспорт) (слайд.)
– Что означает, иметь право на имя?
– Как следует обращаться друг к другу?
– Как следует обращаться к взрослому?
– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.
Игра « Шляпа знакомств».
– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы!
– А какой документ подтверждает это?
– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.
Статья 18 "Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье"
Это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.
У ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.
Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, на получение любви и ласки, заботы и уважения.
Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"
Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно. В нашей стране существует сеть дошкольных образовательных учреждений (детских садов), где мальчики и девочки дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе. С шести-семи лет каждый мальчик или девочка в России начинает обучение в школе. В школе дети изучают литературу и биологию, физику и математику, знакомятся с миром растений и животных, с историей человеческого общества. В школе таланты и способности ребенка получают дальнейшее развитие. После окончания школы каждый ребенок в нашей стране может продолжить свое образование в колледже, лицее, институте или университете. Для того чтобы стать врачом или космонавтом, учителем или инженером, художником или агрономом, нужно много учиться. В нашей стране у детей самые широкие возможности для получения образования.
Игра «Продолжи пословицу».
Я начинаю, а вы продолжаете.
Век живи … век учись.
Учиться всегда … пригодиться.
Ученье – свет, … а не ученье – тьма.
Тяжело в ученье – … легко в бою.
В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)
- Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.
Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам.
- А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.
- К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.
А сейчас, чтобы не нарушать вашего права на отдых, проведём минутку релаксации.
Физкультминутка
Статья 24-27 «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь»
Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.
Здоровье -главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, врачи в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался,ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры. Для того чтобы уберечь ребенка от инфекционных заболеваний, ему делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.
– Если вы вдруг заболели, кто вам поможет?
– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?
Игра "Права сказочных героев"
Воспитатель:
В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.
- Какие права имели сказочные герои?
- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
(1 слайд) - Как называется сказка? (русская народная сказка "Колобок").
- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"
- Какое право нарушила Лиса? (статью 6)
- Что должен ответить Колобок, защищая свое право? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
(2 слайд)- Как называется эта сказка? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).
- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)
- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".
- Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).
(На отдых и досуг)
(3 слайд)
Какое право имеет сказочный герой Буратино. (На образование)
(4 слайд)
Кто знает название этой сказки? (Лиса и Заяц).
- Какое право нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)
- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно). ". На жилище.).
(5 слайд)
Назовите сказку. ("Золушка" Шарль Перро).
- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.
- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).
Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".
(6слайд)
Какое право имел Иванушка-Дурачок. (Право на ФИО)
(7 слайд)
Какое право имел сказочный герой Айболит? (На охрану здоровья)
(Подведение итога викторин).
Закрепление знаний по правам.
-Что такое право?
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
-Кто следит за выполнением этих правил? (государство)
-С какими правами вы познакомились? (ответы детей)
- Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.
- Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).
- Напоминаю точное определение.
Обязанности – это определенный круг действия, обязательных для выполнения.
- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).
Если у вас есть право на труд,
то как вы обязаны трудиться?
Если есть право на
образование, как вы обязаны
учиться? И т.д.
Кроме того, каждый человек
обязан сохранять природу,
окружающую среду.
Игра «Собери солнышко»
– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в школе. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.
– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.
- Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.
- Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.
"Уважать права других людей". (Ставлю карточку в обязанности).
- Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.
- Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".
- Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.
Заключительная часть. Обобщение.
- С каким важным документом вы сегодня познакомились?(Конвенция)
- Какой организацией они были приняты? (ООН)
- Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).
- Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.
Рефлексия.
Выбери правильный ответ:
1. Какой документ необходим
каждому из нас, чтобы стать
гражданином России:
а) билет в кино;
б) паспорт;
2. Где получают паспорт:
а) в школе;
б) в полиции;
в) в больнице.
3. В каком возрасте получают
паспорт:
а) в 16 лет;
б) в 14 лет;
в) в 18 лет.
Какое слово здесь лишнее?
СВОБОДА ЗИМА ГРАЖДАНИН
ПРАВО ЖИЗНЬ ТРУД
ТРУД ШКОЛА ЛЕТО
ДОЖДЬ ЧЕЛОВЕК ЗАКОН
Итог занятия.
- Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?
- Нужно ли знать свои права?
- Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
- Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие для воспитанников объединения «Школа юного патриота»
p { margin-bottom: 0.21cm; } Открытое занятие для воспитанников объединения«Школа юного патриота»...
Занятие с воспитанниками школы-интерната «Добрые дела живут века!»
Беседа о добре....
Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы – интерната для детей с ОВЗ.
Здоровье подрастающего поколения - это проблема не только медицинская и социальная , но и конечно воспитательная. Опыт показывает, что успешность социализации выпускников специальных...
занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"
Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....
Сценарий открытого новогоднего мероприятия для воспитанников школы–интерната №1 «ЗАО «Дед Мороз»
Сценарий мероприятия ориентирован на учащихся среднего и старшего звена. Создан с целью развития лучших традиций популярного в молодежной среде жанра самодеятельного творчества....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ с воспитанниками 5 класса «ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО»
Цель: воспитание правовой культуры школьников и гражданско-патриотических качеств их личности. Задачи:показать школьникам единство прав и обязанностей;в...
Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»
Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"...