Открытое занятие для воспитанников школы - интернат 8 вида тема: «Я и мои права»
план-конспект занятия на тему

Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие воспитателя Труш С.А. коррекционной школы – интернат 8 вида

Тема: «Я и мои права»

Цель: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.

Задачи:

  • Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены;

Формировать социально значимые ориентации и установки, развивать чувство ответственности за свои действия;

Закрепить информацию через практические задания.

  • Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Словарная работа: Гражданин, конституция.

 Оборудование: образец паспорта; карта России; карточки со словами: конституция, гражданин; шляпа.

Ход занятия:

Организационный момент «Солнышко».

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А, что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.

Дети:

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Воспитатель: Я предлагаю вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:

  • уважение к тому, кто говорит;
  • не смеяться над высказываниями других;
  • правило поднятой руки.

 Как вы их понимаете?

Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним о нашей Родине – России,  о ее символах.

1.Что  такое Родина? (ответы детей).

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

На свете много разных стран,

 но есть одна страна:

от белых льдов до теплых рек раскинулась она.

2.Назовите растение – символ России? (береза)

3.Покажите нашу страну на карте. (Как правильно показывать территорию страны?)

4.Назовите столицу России? (г. Москва)

5.Как называется город или село, в котором мы живем? (Покажите его на карте).

6.Назовите государственный язык нашей страны? (русский)

7.Кто президент нашей страны? (карточка)

8.Назовите основные символы нашего государства? (герб, флаг, гимн) (Карточки)

ГЕРБ : У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел (золотой) на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия, а 2 головы, чтобы смотреть в разные стороны и охранять Родину от врагов. Это очень древний герб. Впервые его ввел царь Иван III. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства. Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.

ФЛАГ: Государственный флаг - это трехцветное полотнище с белой, синей и красной полосами.

белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – сила, кровь, пролитая за Родину.

Гимн торжественная песнь, которая прославляет историю государства, его народ.

 Мы сказали, что наша страна Россия, мы в ней живем, а значит, являемся ее гражданами.(Показ карточки «гражданин»).

Где бы ни был русский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России.

Быть гражданином России – это большое счастье.

-Ребята, как вы понимаете слово "гражданин"?  (ответы детей)

Гражданин - это человек, который постоянно проживает на территории страны, подчиняется ее законам, имеет права и обязанности, имеет документ, удостоверяющий его личность.

 

Мы постоянно живем в России?  (Да)

Это первая характеристика гражданина – постоянное местожительства в России.

- Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

- Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

Взрослые  и дети имеют свои права и обязанности, которые определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений.

Сегодня на нашем занятии вы узнаете о некоторых ваших правах и обязанностей.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. (слайд).

- Скажите, кто  проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

Конечно же  взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это  родители, воспитатели, директор, завуч, социальный педагог и многие др.

- Но о вас  также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". (слайд).

ООН - Международная организация, объединяющая  государства с целью поддержания и укрепления международного мира  и безопасности.

 Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

Права детей, определённые Конвенцией о правах ребенка.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".

Все права человека, и ребёнка в том числе, начинаются с права на жизнь. Действительно жизнь – это главное из того, что мы имеем.

Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет?

У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, учителя и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

Посмотрите ребята на этот рисунок. Как вы думаете, о чем он говорит?  (слайд)

- Ответы детей.

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама

Пусть всегда буду я!

Так написал когда-то маленький мальчик на своем рисунке. Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.

Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".

- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.

- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

- А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.

- Как он называется? (паспорт) (слайд.)

– Что означает, иметь право на имя?

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.

Игра « Шляпа знакомств».

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы!

– А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

Статья 18  "Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье"

Это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.

 У ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, на получение любви и ласки, заботы и уважения.

Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"

Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно. В нашей стране существует сеть дошкольных образовательных учреждений (детских садов), где мальчики и девочки дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе. С шести-семи лет каждый мальчик или девочка в России начинает обучение в школе. В школе дети изучают литературу и биологию, физику и математику, знакомятся с миром растений и животных, с историей человеческого общества. В школе таланты и способности ребенка получают дальнейшее развитие. После окончания школы каждый ребенок в нашей стране может продолжить свое образование в колледже, лицее, институте или университете. Для того чтобы стать врачом или космонавтом, учителем или инженером, художником или агрономом, нужно много учиться. В нашей стране у детей самые широкие возможности для получения образования.

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

Век живи … век учись.

Учиться всегда … пригодиться.

Ученье – свет, … а не ученье – тьма.

Тяжело в ученье – … легко в бою.

В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)

- Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам.

- А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.

- К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.

А сейчас, чтобы не нарушать вашего права на отдых, проведём минутку релаксации.

Физкультминутка

Статья 24-27 «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь»

Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.

Здоровье -главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, врачи в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался,ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры. Для того чтобы уберечь ребенка от инфекционных заболеваний, ему делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.

–  Если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Игра "Права сказочных героев"

Воспитатель:

В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.

- Какие права имели сказочные герои?

- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

(1 слайд) - Как называется сказка? (русская народная сказка "Колобок").

- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"

- Какое право нарушила Лиса? (статью 6)

- Что должен ответить Колобок, защищая свое право? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

(2 слайд)- Как называется эта сказка?  (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).

- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".

- Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).

(На отдых и досуг)

(3 слайд)

Какое право имеет сказочный герой Буратино. (На образование)

(4 слайд)

 Кто знает название  этой сказки? (Лиса и Заяц).

- Какое право нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно). ". На жилище.).

(5 слайд)

 Назовите сказку.  ("Золушка" Шарль Перро).

- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".

(6слайд)

 Какое право имел Иванушка-Дурачок. (Право на ФИО)

(7 слайд)

 Какое право имел сказочный герой Айболит? (На охрану здоровья)

(Подведение итога викторин).

Закрепление знаний по правам.

-Что такое право?

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

-Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

-С какими правами вы познакомились? (ответы детей)

- Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

- Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

- Напоминаю точное определение.

Обязанности – это определенный круг действия, обязательных для выполнения.

 

- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Если у вас есть право на труд,

то как вы обязаны трудиться?

 

Если есть право на

образование, как вы обязаны

учиться? И т.д.

 

Кроме того, каждый человек

обязан сохранять природу,

окружающую среду.

Игра «Собери солнышко»

– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в школе. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

- Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

- Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

"Уважать права других людей". (Ставлю карточку в обязанности).

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

- Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

- Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

Заключительная часть. Обобщение.

- С каким важным документом вы сегодня познакомились?(Конвенция)

- Какой организацией они были приняты? (ООН)

- Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

- Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

Рефлексия.

Выбери правильный ответ:

 

1. Какой документ необходим

каждому из нас, чтобы стать

гражданином России:

 

а) билет в кино;

 

б) паспорт;

 

2. Где получают паспорт:

 

а) в школе;

 

б) в полиции;

 

в) в больнице.

 

3. В каком возрасте получают

паспорт:

 

а) в 16 лет;

 

б) в 14 лет;

 

в) в 18 лет.

 

Какое слово здесь лишнее?

СВОБОДА                      ЗИМА                       ГРАЖДАНИН
ПРАВО                           ЖИЗНЬ                     ТРУД
ТРУД                              ШКОЛА                     ЛЕТО        
ДОЖДЬ                         ЧЕЛОВЕК                  ЗАКОН

 Итог занятия.

- Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?

- Нужно ли знать свои права?

- Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).

- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

- Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

- Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание.

        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для воспитанников объединения «Школа юного патриота»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Открытое занятие для воспитанников объединения«Школа юного патриота»...

Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы – интерната для детей с ОВЗ.

Здоровье подрастающего поколения -  это проблема не только медицинская  и социальная , но и конечно воспитательная.  Опыт показывает, что успешность социализации выпускников специальных...

занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"

Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....

Сценарий открытого новогоднего мероприятия для воспитанников школы–интерната №1 «ЗАО «Дед Мороз»

Сценарий мероприятия ориентирован на учащихся среднего и старшего звена. Создан с целью развития лучших традиций популярного в молодежной среде жанра самодеятельного творчества....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ с воспитанниками 5 класса «ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО»

Цель: воспитание правовой культуры школьников и гражданско-патриотических качеств их личности.         Задачи:показать школьникам единство прав и обязанностей;в...

Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»

Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"...