Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»
материал
Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 137.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Благовещенская общеобразовательная школа-интернат
Выступление на педагогическом совете школы:
«Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»
Подготовила:
Камышникова Наталья Владимировна,
воспитатель
2023-2024 учебный год.
Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната.
Компетенция (от лат.competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и способностей, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, необходимых для эффективной деятельности в какой-либо сфере.
Данное определение можно представить в виде формулы:
Трудовая компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей трудовой (профессиональной) деятельности.
В эту компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, владеть этикой трудовых взаимоотношений и навыками самоорганизации, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.
В каких же учебных предметах данная компетенция является ведущей? Как оказалось, во всех учебных предметах, во внеклассной работе, в профориентационной деятельности коллектива, в процессе производственной практики и т.д.
Формирование трудовой компетенции является важной составляющей социализации личности, в основе которой лежит усвоение ребенком жизненного опыта.
Воспитывать и развивать трудовую компетенцию учащихся, как одно из основополагающих условий на успешное профессиональное самоопределение, необходимо с нескольких позиций:
- с позиции учащихся – создание условий для дальнейшего профессионального определения каждого школьника в соответствии с его индивидуальными задатками, способностями, склонностями, потребностями;
- с позиции общества, рынка труда – формирование профессиональных компетентностей школьников в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, рынка труда;
- с позиции образовательного учреждения – создание условий непрерывного трудового обучения и воспитания, обеспечивающих каждому школьнику возможность для саморазвития, самореализации в дальнейшей жизни.
В развитии трудовой компетенции детей с нарушением интеллекта можно выделить ряд этапов, продолжительность которых варьируется.
1 этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли.
2 этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии.
3 этап – период подросткового и юношеского возраста – предварительный выбор профессии и гражданско-правовое становление.
В специальной (коррекционной) школе при работе с детьми с ОВЗ применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.
Воспитательный процесс основан на одной из ведущих видах деятельности – трудовой. Трудовую деятельность во внеурочное время можно разделить на три основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд.
Ученики младших классов на занятиях ручного труда работают с бумагой и картоном, текстильными, природными материалами, занимаются лепкой, аппликацией и т.п. Воспитателям необходимо хорошо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это поможет им спланировать свою работу с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.
Хорошо зная состав учащихся, их индивидуальные особенности, опытный воспитатель умело организует работу, подбирая такие виды труда, которые могут быть доступны и интересны всем ученикам его класса.
На занятиях ручного труда воспитатели раскрывают способности детей, прививают им тягу к творчеству, способность к пространственному анализу. На занятиях развивается мелкая и крупная моторика пальцев рук, умение составлять композиции из природного материала. Дети овладевают вышивкой бисером, крестиком, вязанием на спицах и крючком, изготовлением мягких игрушек, объёмных картин, составлением панно и композиций из солёного теста.
Очень большое значение для трудового воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии, беседы о труде, просмотры кинофильмов о труде, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий и пробуждают интерес к труду.
Правильное отношение к труду детей с ОВЗ можно воспитать, лишь систематически организуя его собственную трудовую деятельность. В процессе трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению общественно полезных дел в школе и вне школы у учащихся на практике воспитывается ответственность за выполняемую работу, бережливость, умение работать в коллективе. В результате у школьников практически формируется в труде такие качества, которые и выражают должное отношение к труду.
В начальном звене отрабатываются навыки учебного поведения, овладевают навыками самообслуживания, формируются навыки трудовой коллективной деятельности.
В среднем звене начинают ориентироваться в различных жизненных ситуациях, развивается алгоритм решения различных житейских проблем, отрабатываются трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем.
В старшем звене знают свои положительные и отрицательные черты, умеют дать себе правильную самооценку, принимать и оказывать помощь другим. А также имеют необходимое представление о мире профессий, сформирована потребность трудиться.
В выполнении любой трудовой деятельности с детьми необходим контроль и участие взрослого, но не следует навязывать ребенку своего мнения, надо давать ему простор для самостоятельных действий. Тогда трудовые навыки осмысливаются и закрепляются эффективней.
Таким образом, воспитывая и формируя трудовые навыки, мы формируем привычку и желания ребенка сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.
Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития.
Известно, что выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Такие дети замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко их теряют.
Поэтому воспитатели нашей школы проводят профориентационную работу в период нахождения ребенка в школе – интернате, это повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В связи с выше сказанным становится очевидной необходимость создание целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников старших классов, которая будет включать в себя как получение знаний о себе, со знаниями о профессиональной деятельности, что даст школьникам представление об основах выбора профессии, о возможностях получения образования по избранному профилю.
В программе воспитания есть такое направление, как трудовое воспитание (основы профессионального самоопределения). Здесь подобраны занятия по профориентации, такие как:
Например, в среднем звене:
1. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер»
2. Анкетирование:
«Выбор профессии»
3. Тестирование:
(среднее и старшее звено)
«Все профессии важны»
«Ты и твоя профессия»
«Твои предпочтения в выборе профессии»
Познавательные занятия:
«Все профессии важны»
«Труд – основной долг человека»
«Характер закаляется трудом» и др.
Экскурсии на производство: по перетяжке и ремонту мебели, на почту, в магазин и др.
Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. В том числе и в учебной деятельности. Из этого следует. Что формы и методы профориентационных воздействий представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально – технических учебных заведений, производства по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.
В результате проведенной работы многие обучающиеся и моего выпускного класса определились в выборе профессий. Четыре воспитанника обучаются в Благовещенском профессиональном лицее: Зайцев И., Кученчерекова С., Липковская О., Сивко Ю. Остальные учащиеся работают по возможности по месту жительства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Создание условий для профессионального самоопределения воспитанников хореографического отделения»
методические рекомендации по воспитательной работе из опыта работы...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Подготовка к профессиональному самоопределению воспитанников школы-интерната в системе уроков технологии и внеурочной деятельности.
Материал выступления на научно-практической конференции "Предпрофильная подготовка - путь самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе"....
Социальное самоопределение воспитанников школы-интерната
Социальное самоопределение воспитанников школы-интерната...
Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка.Внутренний анализ эффективности деятельности кафедр".
Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка»...
Формирование жизненной компетенции у учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната
Выступление на семинаре по дефектологии по теме "Формирование жизненной компетенции у учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната"...
Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся
В статье "Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся" раскрывается идея единства профессион...