Конкурсная программа: «Лингвистические игры»
план-конспект занятия на тему
Цель: Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас, память, внимание. Формировать творческое мышление. Обогащать речевой запас детей. Закреплять навыки речевого этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_programma.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная программа: «Лингвистические игры».
Цель: Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас, память, внимание. Формировать творческое мышление. Обогащать речевой запас детей. Закреплять навыки речевого этикета.
Оборудование: стенды с шарадами, метаграмами, логогрифами, цитатами, портреты мыслителей.
Ведущий: Здравствуйте ребята. Вам уже знакомы такие понятия, как шарада, мегаграмма, ребус, анаграмма. Сегодня я предлагаю вам поиграть в игры со словами, но игры необычные, а подразумевающие различные операции с ними: членение на определенные части, добавление или отображение частей слова, или перестановка букв. Так же вы сможете потренировать свою память, языковое чутье и зоркоcть.
1 игра – игра в шарады, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов.
1 ученик: Описательное представление слова, как правило носит конкретно-образный характер, поэтому шарады можно разыгрывать театрально. Представлять и отдельные части и целое загаданное слово. Это очень интересно. Недаром театрализованные шарады были излюбленным развлечением на семейных праздниках в России 19 века.
Первый слог – мужское имя.
Буква гласная – второй.
Слово в целом – знак почтовый.
Угадайте вы, какой? (Марк-а).
Мое начало – буква алфавита.
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти ее стремятся.
А целое весной жужжит,
То сядет на цветок,
То снова полетит. (Ш-мель).
Мой первый слог в линейках нотных.
Вторые два – защита у животных.
А целое соединит всегда
Деревни, села, города. (До-рога).
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда кипит в котле вода.
Местоименье – слог второй.
А в целом школьный столик твой.
(Пар-та).
Названье ноты напиши.
Прибавить имя поспеши.
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги. (Ре-зина).
Слог первый мой – предлог.
Второй же летний дом.
А целое порой решается с трудом.
(За-дача).
Первый слог метут метлой.
Глазом назовут второй.
Третий резать хлеб годится.
А четвертый – лишь частица.
Целое на червяка похоже
И на гусеницу то же. (Сор-око-нож-ка).
Мой первый слог – местоименье.
Второй же – времяисчисленье.
Я третий слог из азбуки несу.
А целое найдете вы в лесу. (Я-год-а).
Друзья, возьмите резкий звук.
Добавьте гласную скорей –
И превращусь я в рыбу вдруг,
живу средь северных морей. (Треск-а).
Ведущий: Молодцы, ребята. А теперь предлагаю поиграть в метаграммы, давайте вспомним, что это такое.
2 ученик: Метаграмма – это слова, различающиеся одной буквой, звуком. Метаграмами так же часто называют головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать только имена собственные).
Когда с Т, на мне плывут,
Когда с Д, меня сорвут.
(Плот – плод).
С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П от вас не утаю,
Тоже в школе я стою.
(Карта – парта).
С Е я – жаркая погода.
С О – настольная игра.
(Лето – Лото).
С Р я пышно красуюсь на клумбе в саду.
Захочешь – поставь меня в вазу.
Но с буквою К в огород я пойду
И если капусту на грядке найду –
Капусту я съем сразу.
(Роза – Коза).
Мои кусты легко узнать
Цвету я гроздьями весною.
Но замените мягкий знак
На букву А – и я завою.
(Сирень – Сирена).
Ведущий: А теперь перейдем к следующим словесным загадкам, но сначала узнаем, что такое логогриф.
3 ученик: слово логогриф произошло из греческого языка (лого – слово, грихос – загадка). Логогриф – это такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (реже слога). В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные именительного падежа. Например из слова рот, добавив одну букву можно получить слова крот, рота, рост, грот, а из слова сон – соня, слон, стон и т.д.
На берегу морском
Я круглый год валяюсь,
Отменишь мягкий знак –
Я в птицу превращаюсь.
(Галька – Галка).
Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету благоухая.
Но Г приставишь впереди
И в небе я загромыхаю.
(Роза – Гроза).
Я рыбное блюдо
Когда ж прибавишь М
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха – Муха).
Мы всех – и взрослых и детей
В часы досуга развлекаем,
Но если нам прибавить Т –
Мы их ужасно испугаем.
(Игры – Тигры).
Я глубока и полноводна
И вся страна гордиться мной.
А впереди ты И прибавишь
И стану птицей я лесной.
(Волга – Иволга).
Ведущий: подводит итоги конкурсов, проводит повтор и закрепление основных разделов программы, благодарит всех участников, прощается, желает успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа "Игры разума"
Игра состоит из 6 этапов. В игре участвуют 7 человек (можно использовать несколько команд по 7 человек). После каждого конкурса 1-2 человека выбывают из игры. Победителя определяет финальный конкурс. ...
Рабочая программа для 5 класса "Лингвистические игры"
Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Лингвистические игры» направлена на то, чтобы развить и совершенствовать такие психологические качества школьников, как любознательность, ин...
Программа конкурсных заданий районной игры «У детей есть свои права»
В программа собраны конкурсные задания по правовой игре, с целью изучения «Конвенции о правах ребёнка», продвижение идей и принципов Конвенции в местном сообществе, знакомство детей с нормой прав...
Индивидуальная программа самообразования на 2016-2017 уч.год по теме "Лингвистические игры на уроках английского языка" учителя МБОУ "СОШ имени академика Р.З.Сагдеева Буинского муниципального района РТ"
Индивидуальная программа самообразования на 2016-2017 уч.год...
Лингвистическая игра "Учимся играя"
Внеклассная работа по русскому языку . ?-8 классы....
Сценарий конкурсно-развлекательной программы Семейная игра "Мама и Я" ко Дню Матери
Сценарий конкурсно-развлекательного мероприятия, посвящённого Всероссийскому Дню Матери....
Сценарий конкурсной программы "Игра по станциям «АРТ-Арбат»"
На организационной линейке отряд делится на экипажи, каждый экипаж получает свой маршрутный лист, где обозначены этапы и куда заносятся баллы. По сигналу экипажи расходятся на этапы, на каждом из кото...