Час гражданско-правовых знаний "Что значит "быть настоящим гражданином"?"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Щербанёва Лиля Ароновна

Цели и задачи: помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit_byt_nastoyashchim_grazhdaninom.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ЗНАЧИТ – БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ГРАЖДАНИНОМ
(занятие из тематического цикла бесед
«Воспитать гражданина»)

Цели и задачи: помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Ход занятия

I. Введение в тему.

- Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

И цель нашего сегодняшнего занятия – постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.

Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление
о том, каким должен быть настоящий гражданин.

О т ч е т  о  в ы п о л н е н и и  опережающего задания.

Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10–15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».

Н а  д о с к е открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

– Знать и соблюдать законы государства.

– Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

– Быть добросовестным во всех делах.

– Охотно выполнять общественные поручения.

– Проявить готовность защищать Родину.

– Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

– Уметь встать на защиту слабых.

– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

- Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.

II. Основная часть.

1. О б с у ж д е н и е  понятия «нравственность».

- Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:

Что такое нравственность и что такое закон?

Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?

Построим нашу работу по плану (записан на доске).

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Мораль (нравственность) – это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)

Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»

Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.

З а д а н и е  п о  г р у п п а м.

– Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)

Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.

– Как вы поняли, что такое нравственность?

2. О б с у ж д е н и е  понятия «культура человека».

«В человеке должно быть все прекрасно: и тело, и душа, и мысли…». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.

Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)

Р а б о т а  с  т е с т о м «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).

- Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.

3. О б с у ж д е н и е   п о н я т и я  «з а к о н».

 Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.

Закон – это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.

Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:

– к крупным кражам;

– к мелким кражам;

– к аморальным поступкам.

И как бы вы доказали виновность.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.

2) Девочка взяла почитать книгу у подруги и забыла ее вернуть.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.

Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)

– Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)

III. Итог занятия.

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.

На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско- правовое воспитание младших школьников

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча

Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и  обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Выступление «Роль педагога в гражданско-правовом воспитании учащихся»

Выступление подготовлено на районную августовскую конференцию по теме "Среда ОУ как поле профессионального развития учителя" Изменение компетенций ведет и к изменению роли учителя. Он становится не п...

Методическая разработка урока по теме "Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав"

Место урока в системе уроков курса11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».Тип урока: урок освоения нового знания.Основные понятия...

Лекция «Гражданское право. Защита права собственности. Гражданско-правовая ответственность» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)»

Лекция «Гражданское право. Защита права собственности. Гражданско-правовая ответственность» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)»...

Программа гражданско-правового воспитания учащихся: "Я - гражданин"

Программа гражданско-правового воспитания учащихся....