Выступление «Роль педагога в гражданско-правовом воспитании учащихся»
статья по теме
Выступление подготовлено на районную августовскую конференцию по теме "Среда ОУ как поле профессионального развития учителя"
Изменение компетенций ведет и к изменению роли учителя. Он становится не просто носителем знаний, а принимает роль медиатора между учащимися и их окружением, или становится координатором, активным слушателем, аналитиком...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление «Роль педагога в гражданско-правовом воспитании учащихся» Блохиной Ирины Васильевны
В соответствии с требованиями Закона «Об образовании», а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования. разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.
Появление Концепции было обусловлено теми негативными явлениями, которые проявились в обществе. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России.
Сегодня Россия - сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего
(слайд)
5 ноября 2008 в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев назвал важнейшие «ценности, общественные идеалы и нравственные принципы», которые лежат в основе современной государственной политики.
В Послании он также выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, – Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.
Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. «Система образования, - подчеркнул Д.А.Медведев, - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».
Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Ценности формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся, что делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал - патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед историей, современниками, потомками. (слайд)
Итак, воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России - одна из приоритетных задач общества и государства, которая задает смыслы и характер воспитательного процесса.
С 2006 года наша Гимназия работает как опытно-экспериментальная площадка над темой «Обучение для демократического гражданства в петербургской школе» (слайд)
В ходе работы над темой ОЭР и написания программы развития Гимназии творческая группа педагогов разработала программу «Гражданское образование», целью которой является: воспитание учащихся в духе демократии, основанное на осознании своих прав и обязанностей, и развитие активной гражданской позиции
Гражданское образование не может ограничиваться только прямым преподаванием в рамках специальных учебных предметов, необходимо более широкое включение школьников в приобретение ими опыта активного гражданства через систему внеклассных и внешкольных мероприятий.
Поэтому было решено работать над созданием такой школьной среды, которая бы способствовала формированию и развитию гражданских компетенций (знаний; позиции; умений и навыков)
Механизмом реализации данной программы стал
комплекс общешкольных проектов, направленных на приобретение навыков эффективной гражданственности:
Проект «Вертикаль» - построение вертикали гражданско-правовых знаний, направленных на обеспечение формирования у учеников устойчивого правосознания и гражданской позиции
Проект «Ученический совет» - осуществление поддержки деятельности органа ученического соуправления «Совета старшеклассников» в целях демократизации образовательного процесса в Гимназии, создания условий для реализации учениками своих интересов.
Проект «Дебаты» - Развитие навыков социализации; расширение поля образовательных достижений учащихся; овладение методами поиска ответов на актуальные вопросы современной жизни; развитие навыков публичных выступлений; умения аргументировать свою точку зрения; работать в команде.
Проект «Конференция» - Формирование навыков исследовательской деятельности, умения работы в современном информационном пространстве, и приобретение опыта публичных выступлений. Развитие способности критически мыслить, вести диалог, отстаивать свою позицию
Проект «КТВ» (коллективно-творческих выездов) - Формирование самостоятельной, творчески и социально активной личности, умеющей работать в команде. Воспитание толерантности и ответственности при осуществлении своих прав.
Проект «Традиции» формирование системы внеклассных и внешкольных мероприятий гражданско-правового и патриотического характера
Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей. Поэтому, занимаясь разработкой проектов, мы понимали необходимость и изменения компетенций учителя:
- расширение базы знаний для участия в жизни общества
- умение сотрудничать с учащимися, видеть проблему с позиции
учащегося
- уважение прав учащихся
- умение открыто обсуждать проблемы
- готовность признать ошибки и учиться на их основе
- верить в то, что можно улучшить положение вещей и что это под силу
каждого
Изменение компетенций ведет и к изменению роли учителя. Он становится не просто носителем знаний, а принимает роль медиатора между учащимися и их окружением, или становится координатором, активным слушателем, аналитиком…
Рассмотрим конкретные примеры.
В течение двух последних лет в нашей Гимназии в рамках проекта «Традиции» проходит День правовых знаний, направленный на развитие гражданских компетенций. Ответственными за его проведения назначаются старшеклассники, а младшие классы становятся его активными участниками. Классные руководители и учителя истории в данном случае совместно с учениками решают поставленную задачу. Они фактически выполняют роль модератора, формирующего социально-активные группы учащихся, продуктом деятельности которых становятся разработанные ими мероприятия. Классные руководители не берут на себя роль сценариста, а помогают ребятам своими советами в возрастных особенностях, в организации мероприятий. Учителя истории как профессионалы обществоведческих знаний отслеживают правильность подобранного материала. Итогом совместной работы таких творческих групп стали:
Интерактивный устный журнал с мультимедийной презентацией
Деловая игра «Правовое пространство»
Театрализованная деловая игра «Лесная дума»
Хотелось бы заметить, что такая работа с учениками была определенно интересна и взрослым, и детям. Ребята явно обогатили свои знания в обществоведческих вопросах, раскрыли свой творческий потенциал, организаторские способности, а вот, например я, как учитель, была заинтересована подачей материала о системе государственной власти в России в виде иллюстрации из мультфильма.
Еще одним аспектом проекта «Традиции» является популяризация новых государственных праздников. Я думаю, что если бы провели опрос 100 произвольных респондентов, то скорее всего только процентов 10-15 смогли назвать дату празднования Дня героев Отечества, назвать какой праздник страна отмечает 4 ноября или объяснить какие события истории легли в основу праздника Дня народного единства. А ведь это новые российские праздники, которые и должны способствовать формированию российской идентичности.
На слайде представлен план проведения Дня народного единства в этом году. Надо отметить, что проведение этого дня в гимназии стало традиционным. Это продукт работы МО учителей истории и учителя информатики. Но особенностью этого года стало участие в подготовке и проведении одного из мероприятий этого дня учителя иностранного языка.
Своей находкой мы считаем и систему классных часов в рамках проекта «Вертикаль». Мы говорили сегодня, что формирование у учеников устойчивого правосознания и гражданской позиции одна из важнейших задач нашего времени. Провести серию классных часов на данную тему классному руководителю, особенно если он не обществовед достаточно сложно. Поэтому мы предложили на МО классных руководителей перечень классных часов по данной тематике и каждый классный руководитель выбрал с учетом своих интересов тему открытого классного часа на параллель. Т.о. классному руководителю необходимо подготовить одно качественное мероприятие, а его класс получает комплекс знаний. В помощь учителю собирается библиотека материалов к классным часам, они могут получить консультацию у учителей истории и обществознания.
Каждый учитель вправе выбрать свою технологию проведения классного часа. Но нужно отметить, что большинство классных руководителей стремятся использовать мультимедийные технологии, сделать его интерактивным.
В рамках проекта «КТВ» (коллективно-творческих выездов) мы практикуем тренинговые выезды для старшеклассников – «Единство» и «Выбор».
Организаторами их являются выпускники нашей гимназии, они и выступают в роли ведущих. Особенностью выезда является то, что формируются группы из учеников и учителей. Каждая группа получает пакет заданий, которые она должна выполнить обязательно все и вместе. Целью проекта является создание единого школьного коллектива, который включает в себя и учителей и учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций.
Еще одним примером меняющихся компетенций учителей является реализация проекта «Конференция». В рамках этого проекта в гимназии ежегодно проходят обществоведческие конференции. В рамках темы конференции проходит анкетирование старшеклассников с целью определения круга рассматриваемых вопросов. Ведущими секций являются учащиеся, а педагоги выступают в роли слушателей, кураторов. На секциях открыто обсуждаются проблемы молодежи, противоречивые вопросы. Мы учимся воспринимать себя и учащихся активной частью сообщества гимназии 63, России в целом.
В своем выступлении я хотела обратить ваше внимание на то, как происходит изменения компетенций учителя в нашей Гимназии, как наши учителя примерят современные роли учителя на себя, понимая что в каждой школе это происходит по-своему, но процесс этот идет, ибо этого требует историческая ситуация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско- правовое воспитание младших школьников
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...
Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы
Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...
Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча
Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Учебно-методическая разработка по гражданско-правовому воспитанию "Права ребенка- твои права".
Данная методическая разработка поможет в доступной форме познакомить учащихся младших классов с основным законом государства - Конституцией России, сформировать у учащихся представления о правах...
Гражданско-правовое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Из опыта работы учителя. Организация работы по гражданско-правовому воспитанию на уроках русского языка и литературы....
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
Программа гражданско-правового воспитания учащихся: "Я - гражданин"
Программа гражданско-правового воспитания учащихся....