Методическая разработка урока по теме "Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав"
методическая разработка по праву (11 класс)

Место урока в системе уроков курса

11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».

Тип урока: урок освоения нового знания.

Основные понятия и термины:

гражданско-правовая ответственность, деликт (гражданское правонарушение), убытки (реальный ущерб, упущенная выгода), презумпция виновности.

Наглядность: карточки с заданиями, дополнительные материалы по теме (кейс); учебная мультимедийная презентация.

Формы и методы обучения: компетентностная модель урока обеспечивается использованием развивающих технологий. Изучение учебного материала урока осуществляется на основе модели трех стадий «вызов – осмысление – рефлексия» с использованием методических приемов технологии развития критического мышления и базовых технологий ОС «Школа 2100» продуктивного чтения и проблемного диалога. Учебно-познавательная деятельность учащихся организуется в индивидуальной, групповой, коллективной организационных формах (технология диалогового взаимодействия) для самостоятельного выполнения учебных задач (технология организации  самостоятельной деятельности школьников).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ «Школа № 56» Войтко М.В.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «ПРАВО» В 11 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА.

Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав

Цели:

содержательная: расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав»;

деятельностная: способствовать развитию метапредметных компетенций учащихся (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

воспитательная: способствовать формированию правовой культуры школьников в области гражданского права.

Планируемые образовательные результаты:

  • Учащиеся расширят свое представление о гражданско-правовой ответственности как особом виде юридической ответственности; рассмотрят виды, основания наступления и формы выражения гражданско-правовой ответственности, также способы защиты гражданских прав (обращение в суд, самозащита, привлечение к гражданско-правой ответственности).
  • Учащиеся получат возможность развивать свои метапредметные компетенции:
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, логический и сравнительный анализ правовой информации, содержащейся в различных учебных текстах, ее адекватная интерпретация;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую,  построение  и аргументирование собственных качественных и оценочных суждений;
  • умение планировать свою деятельность и выстраивать продуктивное взаимодействие в группах.
  • Учащиеся усвоят модели правомерного поведения в области защиты гражданских прав.

Место урока в системе уроков курса

11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».

Тип урока: урок освоения нового знания.

Основные понятия и термины:

гражданско-правовая ответственность, деликт (гражданское правонарушение), убытки (реальный ущерб, упущенная выгода), презумпция виновности.

Наглядность: карточки с заданиями, дополнительные материалы по теме (кейс); учебная мультимедийная презентация.

Формы и методы обучения: компетентностная модель урока обеспечивается использованием развивающих технологий. Изучение учебного материала урока осуществляется на основе модели трех стадий «вызов – осмысление – рефлексия» с использованием методических приемов технологии развития критического мышления и базовых технологий ОС «Школа 2100» продуктивного чтения и проблемного диалога. Учебно-познавательная деятельность учащихся организуется в индивидуальной, групповой, коллективной организационных формах (технология диалогового взаимодействия) для самостоятельного выполнения учебных задач (технология организации  самостоятельной деятельности школьников).

Источники информации:

Учебник

  1. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч. 1 – М., Русское слово, 2009.

Дополнительная учебная  литература и методические пособия:

  1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. Методическое пособие: для учителя 10-11 кл. Серия «Основы правовых знаний». – М.: Вита-Пресс, 2000.
  2. Клименко А.В. Обществознание: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., Дрофа, 2010.
  3. Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания/авт.-сост.: С.А. Зинина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. – М.: Планета, 2012.
  4. Сапогов В.М. Поурочные методические разработки к учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». 11 класс. Профильный уровень. – М.: Русское слово, 2009.

Материалы к уроку: выдержки из ГК РФ, правовые учебно-теоретические тексты, тексты правовых задач; памятки по решению познавательных задач, построению качественных и оценочных высказываний, организации работы в группах (см. приложение).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 ХОД УРОКА

этапа

Этап урока

Время,

мин

Методы и приемы

Содержание

1.

Организационный этап

Приветствие.

Пожелание хорошего настроения и позитивного общения Сообщение о месте урока в системе изучения курса, об организации работы на уроке

2.

Мотивационный этап

Создание проблемной ситуации.

«Мозговой штурм»

Учащимся предлагается для обсуждения правовая ситуация и предлагается после обсуждения в группах высказать моральную и правовую оценку ситуации

3.

Этап целеполагания и подготовки к усвоению новых знаний (актуализация опорных знаний)

«Корзинка мнений»

Проблемный диалог

Почему эти лица могут быть привлечены к разным видам юридической ответственности? Оцените правомерность поведения хозяйки квартиры

Проблемный диалог

«Бортовой журнал»

Представьте себе, что  вам предстоит составить план выступления по данной теме?

Какова может быть его структура?

Обсуждение правовой ситуации.

  • арендатор (Игорь) может быть привлечен к юридической ответственности;
  • сын хозяйки также может быть привлечен к юридической ответственности

Выводы учащихся дают возможность предположить, какой аспект гражданско-правовых отношений является предметом исследования на уроке.

Учащиеся формулируют тему и цель урока

Проектирование учебных задач. Учащиеся отвечают на вопросы:

Что я уже знаю по этой теме?

Что мне надо по ней узнать? Почему?

  • актуализация базовых понятий (юридическая ответственность);
  • выявление особенностей гражданско-правовой ответственности

Учащиеся формулируют структурный план изучения нового материала:

  1. Понятие  гражданско-правовой ответственности
  2. Виды гражданско-правовой ответственности
  3. Способы защиты гражданских прав

Учащиеся получают групповые задания (группы 1А и 1Б, 2А и 2Б, 3А и 3Б)

4

Изучение нового материала

Продуктивное чтение

«Обучение сообща»

Групповая работа с текстом учебника и дополнительными материалами по проблеме урока (кейс)

«Зигзаг»

Проблемный диалог

Учащиеся выполняют учебные задания по карточкам: в течение 1-2 мин индивидуально читают текст, выделяя ключевые слова, осмысливают новую информацию в диалоге, на основе группового взаимодействия выполняют задания карточки:

  • Подготовьте короткое выступление

(группы А);

  • Представьте основной смысл текста в наглядной форме (схема, таблица, рисунок), чтобы прочитанное вами стало понятно ученикам, не читавшим текст (группы Б);
  • Сформулируйте к данному тексту не менее 2-х вопросов разного уровня сложности (группы А и Б).

Формирование экспертных мобильных групп                             из представителей групп А и Б

Учитель осуществляет контроль выполнения заданий, оказывает методическую помощь, следит за регламентом

5

Первичная проверка усвоения новых знаний

Многоуровневая рефлексия учащихся

«Двухрядный круглый стол»

Выступления групп

Учащиеся озвучивают ответы на вопросы карточки-задания (либо оратор, либо вся группа) в виде качественных или оценочных высказываний.

По каждой проблеме с коротким выступлением первоначально высказывается ученики группа А, затем ученики группа Б комментирует, дополняет, уточняет выступление.

В процессе выступления учащихся учитель анализирует правильность выполнения задания, выявляет причины возможных ошибок, вносит коррективы

6

Обобщение и систематизация знаний

«Узкая специализация»

Учащиеся групп 1А и Б, 2А и Б,  3А и Б поочередно задают заранее подготовленные вопросы, которые смогут, на их взгляд экспертов,

помочь уяснить смысл учебного материала ученикам других групп.

7.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Слово учителя

Устная рефлексия

«Подведем итоги»

Высказывания учащихся:

Мне было легко…

Мне было трудно …

Я узнал …

Я понял…

Я научился…

8.

Информация о домашнем задании

Сообщение учителя

Параграф 8, вопросы и задания

Групповое задание: Подготовить «шпаргалки» (тематические тезисы и схемы) по вопросам темы и разместить их в сетевом сообществе класса («Вконтакте»)

Индивидуальное задание: Учащимся профильной группы подготовить развернутый план

по теме урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Методическая разработка урока-семинара по проектированию: "Оформление и формы защиты проекта"

Метод проекта – пример деятельностного подхода в обучении, который представляет собой совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде определен...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

Методическая разработка урока «Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». 9 класс

Прыжки являются естественным движением. Они укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, спины и рук, воспитывают смелость и решительность, содействуют развитию быстроты, ловкости. На данном урок...

Методическая разработка урока : "Правонарушения и юридическая ответственность"

Цель урока: Познакомить учащихся с определением, основными признаками и видами правонарушений, расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии...