Методическая разработка урока по теме "Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав"
методическая разработка по праву (11 класс)
Место урока в системе уроков курса
11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».
Тип урока: урок освоения нового знания.
Основные понятия и термины:
гражданско-правовая ответственность, деликт (гражданское правонарушение), убытки (реальный ущерб, упущенная выгода), презумпция виновности.
Наглядность: карточки с заданиями, дополнительные материалы по теме (кейс); учебная мультимедийная презентация.
Формы и методы обучения: компетентностная модель урока обеспечивается использованием развивающих технологий. Изучение учебного материала урока осуществляется на основе модели трех стадий «вызов – осмысление – рефлексия» с использованием методических приемов технологии развития критического мышления и базовых технологий ОС «Школа 2100» продуктивного чтения и проблемного диалога. Учебно-познавательная деятельность учащихся организуется в индивидуальной, групповой, коллективной организационных формах (технология диалогового взаимодействия) для самостоятельного выполнения учебных задач (технология организации самостоятельной деятельности школьников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель МБОУ «Школа № 56» Войтко М.В.
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «ПРАВО» В 11 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА.
Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав
Цели:
содержательная: расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав»;
деятельностная: способствовать развитию метапредметных компетенций учащихся (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
воспитательная: способствовать формированию правовой культуры школьников в области гражданского права.
Планируемые образовательные результаты:
- Учащиеся расширят свое представление о гражданско-правовой ответственности как особом виде юридической ответственности; рассмотрят виды, основания наступления и формы выражения гражданско-правовой ответственности, также способы защиты гражданских прав (обращение в суд, самозащита, привлечение к гражданско-правой ответственности).
- Учащиеся получат возможность развивать свои метапредметные компетенции:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, логический и сравнительный анализ правовой информации, содержащейся в различных учебных текстах, ее адекватная интерпретация;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую, построение и аргументирование собственных качественных и оценочных суждений;
- умение планировать свою деятельность и выстраивать продуктивное взаимодействие в группах.
- Учащиеся усвоят модели правомерного поведения в области защиты гражданских прав.
Место урока в системе уроков курса
11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».
Тип урока: урок освоения нового знания.
Основные понятия и термины:
гражданско-правовая ответственность, деликт (гражданское правонарушение), убытки (реальный ущерб, упущенная выгода), презумпция виновности.
Наглядность: карточки с заданиями, дополнительные материалы по теме (кейс); учебная мультимедийная презентация.
Формы и методы обучения: компетентностная модель урока обеспечивается использованием развивающих технологий. Изучение учебного материала урока осуществляется на основе модели трех стадий «вызов – осмысление – рефлексия» с использованием методических приемов технологии развития критического мышления и базовых технологий ОС «Школа 2100» продуктивного чтения и проблемного диалога. Учебно-познавательная деятельность учащихся организуется в индивидуальной, групповой, коллективной организационных формах (технология диалогового взаимодействия) для самостоятельного выполнения учебных задач (технология организации самостоятельной деятельности школьников).
Источники информации:
Учебник
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч. 1 – М., Русское слово, 2009.
Дополнительная учебная литература и методические пособия:
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. Методическое пособие: для учителя 10-11 кл. Серия «Основы правовых знаний». – М.: Вита-Пресс, 2000.
- Клименко А.В. Обществознание: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., Дрофа, 2010.
- Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания/авт.-сост.: С.А. Зинина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. – М.: Планета, 2012.
- Сапогов В.М. Поурочные методические разработки к учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». 11 класс. Профильный уровень. – М.: Русское слово, 2009.
Материалы к уроку: выдержки из ГК РФ, правовые учебно-теоретические тексты, тексты правовых задач; памятки по решению познавательных задач, построению качественных и оценочных высказываний, организации работы в группах (см. приложение).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
№ этапа | Этап урока | Время, мин | Методы и приемы | Содержание |
1. | Организационный этап | Приветствие. | Пожелание хорошего настроения и позитивного общения Сообщение о месте урока в системе изучения курса, об организации работы на уроке | |
2. | Мотивационный этап | Создание проблемной ситуации. «Мозговой штурм» | Учащимся предлагается для обсуждения правовая ситуация и предлагается после обсуждения в группах высказать моральную и правовую оценку ситуации | |
3. | Этап целеполагания и подготовки к усвоению новых знаний (актуализация опорных знаний) | «Корзинка мнений» Проблемный диалог Почему эти лица могут быть привлечены к разным видам юридической ответственности? Оцените правомерность поведения хозяйки квартиры Проблемный диалог «Бортовой журнал» Представьте себе, что вам предстоит составить план выступления по данной теме? Какова может быть его структура? | Обсуждение правовой ситуации.
Выводы учащихся дают возможность предположить, какой аспект гражданско-правовых отношений является предметом исследования на уроке. Учащиеся формулируют тему и цель урока Проектирование учебных задач. Учащиеся отвечают на вопросы: Что я уже знаю по этой теме? Что мне надо по ней узнать? Почему?
Учащиеся формулируют структурный план изучения нового материала:
Учащиеся получают групповые задания (группы 1А и 1Б, 2А и 2Б, 3А и 3Б) | |
4 | Изучение нового материала | Продуктивное чтение «Обучение сообща» Групповая работа с текстом учебника и дополнительными материалами по проблеме урока (кейс) «Зигзаг» Проблемный диалог | Учащиеся выполняют учебные задания по карточкам: в течение 1-2 мин индивидуально читают текст, выделяя ключевые слова, осмысливают новую информацию в диалоге, на основе группового взаимодействия выполняют задания карточки:
(группы А);
Формирование экспертных мобильных групп из представителей групп А и Б Учитель осуществляет контроль выполнения заданий, оказывает методическую помощь, следит за регламентом | |
5 | Первичная проверка усвоения новых знаний | Многоуровневая рефлексия учащихся «Двухрядный круглый стол» | Выступления групп Учащиеся озвучивают ответы на вопросы карточки-задания (либо оратор, либо вся группа) в виде качественных или оценочных высказываний. По каждой проблеме с коротким выступлением первоначально высказывается ученики группа А, затем ученики группа Б комментирует, дополняет, уточняет выступление. В процессе выступления учащихся учитель анализирует правильность выполнения задания, выявляет причины возможных ошибок, вносит коррективы | |
6 | Обобщение и систематизация знаний | «Узкая специализация» | Учащиеся групп 1А и Б, 2А и Б, 3А и Б поочередно задают заранее подготовленные вопросы, которые смогут, на их взгляд экспертов, помочь уяснить смысл учебного материала ученикам других групп. | |
7. | Подведение итогов урока. Рефлексия | Слово учителя Устная рефлексия «Подведем итоги» | Высказывания учащихся: Мне было легко… Мне было трудно … Я узнал … Я понял… Я научился… | |
8. | Информация о домашнем задании | Сообщение учителя | Параграф 8, вопросы и задания Групповое задание: Подготовить «шпаргалки» (тематические тезисы и схемы) по вопросам темы и разместить их в сетевом сообществе класса («Вконтакте») Индивидуальное задание: Учащимся профильной группы подготовить развернутый план по теме урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
Методическая разработка урока-семинара по проектированию: "Оформление и формы защиты проекта"
Метод проекта – пример деятельностного подхода в обучении, который представляет собой совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде определен...
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...
Методическая разработка урока «Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». 9 класс
Прыжки являются естественным движением. Они укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, спины и рук, воспитывают смелость и решительность, содействуют развитию быстроты, ловкости. На данном урок...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме: «Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы»
Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы....
Методическая разработка урока по истории в 11 классе на тему "Гражданская война в России"
Методическая разработка...
Методическая разработка урока : "Правонарушения и юридическая ответственность"
Цель урока: Познакомить учащихся с определением, основными признаками и видами правонарушений, расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии...