Внеклассное мероприятие .Литературная игра: В мире фольклора
методическая разработка (5 класс) на тему
Литературная игра: В мире фольклора-внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5класса,занимающихся по программе М.Б. Ладыгина.Проводится после изучения тем "Детский фольклор", "Фольклорная сказка", "Народная баллада".Игра- один из методических приемов ,позволяющих развивать творческую и познавательную активность учащихся.В процессе игры обучающиеся учатся использовать полученные знания в нестандартных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Ирина Николаевна ,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №65 г. Ульяновска
Литературная игра: В мире фольклора
Цели игры
1.Учить использовать знания в нестандартных условиях.
2.Сформировать умения работы в группе, проявлять определенную творческую активность.
3.Воспитывать доброжелательное отношение к членам своей команды, умение выслушать своих одноклассников.
Методические приемы: игровые
Приемы активизации познавательной деятельности: соревнование, выполнение творческих заданий.
Подготовка к игре. Оформление стендов с рисунками, творческими работами учащихся ; выставка книг, предварительный просмотр презентаций ,подготовленных учащимися: Великие имена (Братья Гримм); Д.Н. Садовников - собиратель фольклора Поволжья; С. Я Маршак и К.И Чуковский- переводчики английского детского фольклора; Занимательные страницы: Загадки, считалки, небылицы.
Знакомство с условиями проведения игры. В игре принимают участие две команды по 6-7 человек. Условия отбора игроков - творческая активность. Это могут быть победители викторин, проводимых на уроках, победители конкурсов лучших сочинений, рисунков, лучших презентаций ,сообщений. Правила игры.
В игре 4 тура.
I тур. Литературные понятия.
5 заданий. Правильный ответ - 1 балл.
II тур. Мир ассоциаций.
Каждая верная ассоциация - 0,5 балла.
III тур. Третий лишний.
За верный ответ - 1 балл.
IV тур. Словотворчество
Для 1,2,3 раунда готовятся карточки с заданиями, дается 4 минуты для групповой работы, команда обсуждает и вписывает правильный ответ, карточки с ответами оценивает жюри, подсчитывает баллы.
В 4 раунде из букв предложенного слова участники должны составить как можно больше слов в течение двух минут.
Между раундами -игра со зрителями (предлагаются вопросы по теме игры);литературная пауза: викторина по сказкам . За правильный ответ - жетон.
Все конкурсы оценивает жюри (членами жюри могут быть учащиеся старших классов).
Ход игры.
I тур. Литературные понятия.
5 карточек (участники игры должны указать номера правильных ответов).
Карточка 1.
Какие жанры из названных относятся к фольклорным?
1. Роман. 3.Сказка
2. Баллада. 4. Драма.
Карточка 2.
Какие из этих жанров относятся к обрядовой поэзии?
1. Поговорка. 3. Веснянка.
2. Сказка. 4. Заговор.
Карточка 3.
Какие из этих жанров относятся к жанрам детского фольклора?
1. Пестушка. 3. Колядка.
2. Пословица. 4. Потешка.
Карточка 4.
Баллады разделяются на:
1. Исторические. 3. Разбойничьи.
2. О животных. 4. Волшебные.
Карточка 5.
Кто из этих авторов являются переводчиками английского детского фольклора?
1. Агния Львовна Барто. 3. Борис Заходер.
2. Корней Иванович Чуковский. 4.Самуил Яковлевич Маршак.
Карточка №1 для группы поддержки.
Кто из этих авторов наш земляк, собиратель фольклора, автор книги «Загадки русского народа»?
- Николай Михайлович Карамзин.
- Николай Михайлович Языков.
- Дмитрий Николаевич Садовников.
- Иван Александрович Гончаров.
II тур. Мир ассоциаций.
Дано слово «Сказка».
В течение одной минуты участники записывают все, что для них ассоциируется со словом сказка.
В это время ведущий предлагает вопросы всем учащимся, не являющимся участниками игры.
Вопросы по теме: Угадай жанр.
(За правильный ответ - жетон - звездочка).
- Произведения, цель которых - помочь человеку установить отношения с окружающим миром. (Обрядовая поэзия)
- Их ритм помогает укачивать младенца, а содержание навевает дрёму. (Колыбельная песня)
- Поэтические обращения детей к силам природы. (Заклички)
- Стишки, которыми забавляют маленьких детей. (Потешки)
- Сатирические стишки, высмеивающие отрицательные качества. (Дразнилки)
III тур. Третий лишний.
Участники должны поднять карточку с цифрой неверного ответа.
Карточка №1.
Кто из названных персонажей не является героем сказки «Иван-царевич и Серый Волк»?
1. Царь Афрон; 2. Иван-крестьянский сын; 3. Елена Прекрасная.
Карточка №2.
Все эти предметы из сказки Братьев Гримм «Белоснежка». Их королева приносила Белоснежке.
1. Яблоко. 2. Ядовитый гребень. 3. Разноцветная ленточка.
Карточка №3.
Верно ли, что все эти вещи бросала героиня из сказки «Шесть лебедей» егерям?
1. Золотое ожерелье. 2. Гребень. 3. Пояс.
Карточка №4.
В русской балладе «Аника-воин» Аника просит у смерти срока:
- Проститься со своей любушкой;
- Состроить церковь;
- Раздать казну золотую по тюрьмам и богодельням.
Карточка №2 для группы поддержки
Иван-крестьянский сын, чтобы подать братьям знак, бросил:
1. Пояс кованый; 2. Камешек; 3. Дубинку.
Карточка №3 для группы поддержки.
Героями баллады «Ворон к ворону летит» являются:
1. Хозяйка молодая; 2. Русский раненый; 3. Сокол.
IV тур. Словотворчество. Предлагается слово-БЛАГОПОЛУЧНЫЙ
Участникам предлагается слово ,дается 2 минуты.
Литературная пауза. Вопросы викторины для зрителей.
- Через какую реку был положен Калинов мост?
- Какая дубинка была у Ивана-крестьянского сына? (Железная)
- Какой сказочной концовкой заканчивается сказка «Иван-царевич и Серый Волк»?
Стали они жить-поживать да ... (горя не знать)
- Как обещает Серый Волк служить Ивану за то, что съел его коня? - Скажи сказочную фразу. (Верой-правдой)
- Кто пожалел Белоснежку, не выполнив указа злой мачехи? (Егерь)
- В кого переоделась злая королева в первый раз?
- Какие звери оплакивали Белоснежку? (Сова, ворон и голубок)
- Сказка «Шесть лебедей». Кем приходились сыновья королеве?
Если дочь - падчерица, сыновья - пасынки.
9.Каков был ответ гномов, когда королевич предложил отдать гроб за все, что они пожелают?
Мы не отдадим его ... (за все золото на свете).
В заключение игры жюри подводит итоги, команда победителей награждается дипломами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»
Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Праздник русского фольклора"
Праздник русского фольклора - это внеклассное мероприятие политературе для обучающихся 5 - 6 классов.В рамках этого мероприятия углубляем знания детей о роли устного народного творчества в жизни...
Методическая разработка внеклассного мероприятия интеллектуальной игры – викторины с использованием ИКТ технологий «В мире загадок К. И. Чуковского»
Мероприятие посвященное творчеству К. И. Чуковского...
Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира "Своя игра"
Данное внекласное мероприяте расчитано для проведения на уроках истории в 5 классе в конце I четверти, как итоговые уроки по изучению глав "Первобытность", "Древний Восток"...
Внеклассное мероприятие Литературная викторина "В мире адыгейского языка"
Человек проживает столько жизней, сколь языков он изучил. Язык – ключ к характеру и душе человека, к открытию и постижению самых сокровенных и прекрасных ее граней. Чтобы понять, принять и полюб...
Внеклассное мероприятие -литературная игра в 9 классе
Игра проведена в 9 классе .Для учащихся коррекцинной школы....
Внеклассное мероприятие "Литературно-лингвистическая игра" (5-6 класс)
Данный материал может быть полезен при проведении внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для 5-6 классов....