«Профориентационная работа в школе»
классный час (11 класс) на тему

Вазеева Светлана Фаритовна

Слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforiet.kl_.chas_.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«МБОУ «Калмашская сош» Тукаевского района Республики Татарстан»

Открытый классный час

(семинар ЗДВР

по Тукаевскому району)  

по теме:

«Профориентационная работа в школе»

Классный час подготовила и провела

 классный руководитель 11 класса

I категории

 Вазеева С.Ф.

- Калмаш - 2014 год.

                                                                                    Слайд 1

                                                                                                                               Эпиграф: 

Труд избавляет нас

                                                                                                                                  От трех великих зол:

Скуки, порока и нужды.

                                                                                                                                                          Вольтер

Слайд 2

Учитель:        

      Скоро вы получите свой первый документ об образовании и перед многими из вас встанет вопрос, куда пойти учиться или может продолжить своё образование. Сегодня мы будем говорить о том, как сделать правильный осознанный выбор.                                                  

        Ведущий 1:          

                      Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные,
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

                      Трудно сделать выбор порою.

       

      Ведущий 2:

       Один человек не в состоянии справиться со всем тем, что ему необходимо сделать для того, чтобы жить. Поэтому уже с древних времен возникло разделение труда и появился многообразный мир профессий. Что же такое профессия? (Слово профессия произошло от латинского «profiteer , что переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.)

Слайд 4

      Учитель:

      В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости.

   

  Ведущий 2:

    Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас мы расскажем об основных типах профессиональной деятельности человека. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

Учитель:

   И мы в классе провели опросник, с помощью которого определили степень выраженности ваших интересов к разным группам профессий. Вашему вниманию мы предлагаем творческую работу, выполненную учениками 11 класса.

 Слайд 5

I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

Слайд 6-14

Слайд 15.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.                    

Слайд 16-20

Слайд 21

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

Слайд 22-25

Слайд 26

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.                                                                                                                 Слайд 27-30

Слайд 31

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.                                        

Слайд 32-37

      Учитель:

      Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор». Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос: Почему? (Отвечают ребята)

   

Учитель: 

      В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и  в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

   Учитель:

        Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека.

Слайд 38

 

        Суд над профессией учитель

     А теперь - всеми любимая рубрика «Криминал». В этой рубрике вас приглашают на судебное заседание  В роли обвинителя выступает ( Кутуева Гузель), в роли адвоката (Шарафеева Айгуль), а в роли судей предстоит выступить вам, уважаемые слушатели. Итак, заседание суда. Слушаем доводы обвинения.

Обвинитель: Профессия учитель - это очень плохая профессия. Привожу список отрицательных качеств:

  • колоссальные нервные перегрузки на уроках;
  • подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимают время у семьи;
  • нужно постоянно что-то читать, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень;
  • отсутствие полноценных выходных (субботники, воскресники, олимпиады, экскурсии и т. п.);
  • некогда заниматься своими детьми;
  • неблагодарность учеников, которым учитель отдает душу;
  • низкий уровень оплаты при очень большой отдаче.

Вывод: учитель - это профессия, которая отнимает у человека

здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи.

 Адвокат:  А я приведу доводы в защиту профессии учитель:

  • постоянное общение с молодежью - это верный способ сохранить молодость;
  • постоянная работа над собой, повышение интеллекта - верное средство избежать склероза;
  • большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям;
  • собственные дети всегда на глазах, можно постоянно следить за их развитием;
  • работа учителя очень важна для общества, и это дает моральное удовлетворение;
  • зарплата учителя зависит от него самого: учителя высокой квалификации получают вполне достойные деньги.

Вывод: учитель - это замечательная профессия, которая дает человеку моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.

Ведущий Доводы «за» и «против» достаточно убедительны. Каково же будет решение суда: хороша или плоха профессия учителя?

   Пожалуйста, кто хочет высказаться?

Примерные ответы:

  • Для кого-то, может быть, эта профессия и в самом деле становится каторгой, если она не подходит человеку по его характеру, психологическим качествам.
  • Все зависит от человека: для кого-то такая работа каторга, а кто-то в школе как рыба в воде.
  • Все трудности перечеркиваются от сознания важности и нужности это работы.
  • Все равно профессия учителя очень уважаемая, хоть низко оплачиваемая.
  • Хорошая или плохая профессия учитель - это должен решать сам человек в зависимости от особенностей своего характера.

Ведущий. Спасибо всем за участие в нашем судебном заседании, надеемся, оно поможет вам в определении плюсов и минусов выбранной профессии.

      Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование и выбор будет по-настоящему осознанный.

Слайд 39

 Слайд 40. Алфавит

Учитель:

    Перед вами русский алфавит и на каждую букву вы с уверенностью можете подобрать профессии.  

Инзиля: Но в  настоящее время в мире насчитывается всего свыше 50 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Слайд 41-15

Ведущий 1:

Какие основные условия должны соблюдаться при приеме на работу?  (не лгать, умение показать свои достоинства, скромность, вежливость, доброжелательность).

Несколько советов при приёме на работу.

Ведущий 2:

 Собираясь идти на собеседование, желательно надеть элегантный деловой костюм неброских тонов (бежевый, серый, чёрный, синий) и без золотых пуговиц. Если юбка, то классической длины (по колено). Под пиджаком – рубашка или свитер. Обувь – классическая, без 30 см платформ.

Ведущий 1:

 При составлении резюме помните, что резюме не автобиография, оно должно быть легко читаемым, объективным и ясным.

Ведущий 2:

 Будьте готовы и к вопросам типа «Чего хотите добиться в жизни?» В этом случае «Хочу выйти замуж за любимого и иметь хорошую семью» - не лучший вариант ответа. Идеальный – «Хочу стать профи и реализоваться в этой области!»

       Ведущий 1:

На вопрос: «Зачем вам эта работа?» Ни в коем случае не говорите «из-за денег».     Это плохая мотивация. И не будьте слишком откровенны в описании своих недостатков. Успехов вам!

                                                                                                                                                            Учитель: ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа подходит к концу. Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Слайд 46

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет
Для чего? Ищите свой ответ.

Закончите фразу: «Быть профессионалом…»

5. Игровой блок.

Упражнение «Профессия на букву».

Цель — показать многогранность видов профессиональной деятельности и их сущности, скорректировать представления учащихся о характеристиках и требованиях тех или иных профессий. Проводится не более 15 мин.

Описание. Можно разделить учащихся на три команды (для удобства — по рядам). Ведущий (учащийся или преподаватель) называет букву. Задача команд — назвать профессию на эту букву. Приветствуются не совсем распространенные профессии. Если названная профессия не известна остальным командам, назвавшая ее команда должна пояснить смысл профессии. Если объяснение не прояснило суть, т. е. учащиеся не смогли внятно растолковать значение данной профессии, балл не присваивается. Однако преподаватель может задавать наводящие вопросы, и в этом случае, если ответить все же удалось, балл присваивается. Чтобы придать игре комический эффект, можно в конце попробовать называть профессии на сложные буквы (Щ, Я, Ю и пр.). Игра проста, однако вызывает у учащихся интерес, так как активизирует их к поиску новых знаний о профессиях. Кроме того, создает установку на необходимость профессионального определения.

Проблемная ситуация «Кадровое агентство»

 

Классный руководитель. А теперь проблемная ситуация «Кадровое агентство». К вам пришли выпускники экономических вузов: Марина, Сергей, Дима, Наташа. Все они обладают необходи­мыми экономическими и юридическими знаниями, умеют работать с числами, у всех хорошо развиты внимание, память, логическое мышление. Все ответственны, дисциплинированны, организован­ны. Как им помочь выбрать экономическую профессию? Ведь этих профессий так много! (Нужно учитывать характер, темперамент, способности.)

 

В агентстве всем четверым было предложено пройти тестирование, и оказалось, что у всех четверых разные типы темперамента. Какие профессии вы могли бы им предложить, а от каких отговорили бы?

 

(Дальше учитель читает описание темпераментов, ученики дают советы о профориентации.)

 Марина - меланхолик. Ей свойственны глубина и постоян­ство, тонкость восприятия. Она мечтательна, романтична, замкнута, все принимает близко к сердцу; избегает новых людей, чувствует себя неловко в новой обстановке. В при­вычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. (Бухгалтер, экономист, финан­сист - «да»; предприниматель, брокер, менеджер, маркетолог, дилер - «нет».)

 А вот Сергей - типичный холерик. Это человек действия. Он всегда идет навстречу трудностям. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Мягких замечаний холерик не воспринимает, жесткие - приводят к бунту. У холерика вы­разительная мимика, живая речь, резкие движения. Он с ув­лечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. Потребность в общении у холериков повышена, но он иногда может быть резок, провоцируя конфликтные си­туации. Лучший способ справиться с холериком - постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход. (Менеджер, брокер, дилер, маркетолог, предприниматель - «да»; бухгалтер, финансист, налоговый инспектор - «нет».)

 Дима - сангвиник. Как все сангвиники, он оптимист. Обла­дает огромной работоспособностью. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать - тогда он горы сдвинет. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадо­стен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Он без труда контролирует свои эмоции, бы­

 

стро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанно­сти и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. (Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.)

 Наташа - флегматик. Она медлительна и уравновешенна. Всегда старается довести начатое дело до конца. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. В некоторых случаях у флегматиков может сформироваться безразличие к работе и людям, вялость, инертность. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставлен­ной задаче, вдумчивость - необходимые профессиональные качества ученого, исследователя. (Аудитор, бухгалтер, налоговый инспектор, экономист, финансист - «да»; брокер, дилер, маркетолог, менеджер - «нет»)

КЕМ БЫТЬ? КАК БЫТЬ?

Кем быть? Вечный вопрос, на который ищут ответ не только дети, но и их родители. Мы мечтаем с самого детства, перебирая сотни профессий…  Детство уходит, а с ними и наши мечты. Почему так происходит? Причин много, но главная, на мой взгляд, неумение и нежелание развивать свои способности. Ведь, выбирая нужное для себя дело, вы должны помнить о том, что будущая работа должна приносить вам удовлетворение и радость, чтобы «идти на работу как  на праздник». Но иногда вы осознаете, что ваша мечта оторвана от жизни, что желаемое никогда не станет действительностью. Что делать? Не всё потеряно. Узнайте, какие профессии востребованы сегодня на рынке труда. Выберите из имеющих ту, которая может вас заинтересовать, и упорно стремитесь к намеченной цели. Не секрет, часто можно слышать: «Не знаю, кем хочу быть…» Выход есть: пройдите тестирование по профориентации, которое ежегодно предлагают выпускникам школ. Оно-то и подскажет вам, кем быть. Однако нужно помнить одно: любая профессия требует определенных знаний. Чтобы стать профессионалом, приносить людям пользу и материально себя обеспечить, необходимо учиться, учиться и учиться! Самообразование- главный источник пополнения знаний. Одним словом, помните, что определяющим к осуществлению вашей мечты в выборе профессии должно быть стремление к знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в школе

Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....

Программа профориентационной работы в школе.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...

Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях

На протяжении нескольких лет отвечаю за  профориентационную работу  в школе. Контингент  обучающихся нашей школы - дети из неблагополучных и малообеспеченных детей, которые встречаются ...

Профориентационная работа в школе

Задача учителей труда способствовать не только овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, но и их развитию, становлению их как личностей, как будущих работников. У учителей технического ...

Профориентационная работа в школе

Профориентационная деятельность в современном образовательном учреждении является одним из актуальных направлений, поскольку позволяет помочь и детям, и их родителям в определении будущего выпускников...

Профориентационная работа в школе

Реализация профориентационной работы в Утевской школе за последние годы....

Система профориентационной работы в школе

В статье описывается опыт профориентационной работы в современных социальных условиях, реализуемый в ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани...