Профориентационная работа в школе
статья по теме
Реализация профориентационной работы в Утевской школе за последние годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientacionnaya_rabota_v_shkole.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная работа сегодня (из опыта работы в ГБОУ СОШ с. Утевка).
Ф.И.О. Сураева Светлана Имрановна.
Должность: учитель химии высшей категории; ответственная за профориентационную работу в школе.
Полное наименование школы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области.
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, например, депрессии, т.е. нарушение состояния внутреннего здоровья человека, вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
1) сформировать положительное отношение к труду; 2) научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; 3) научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; 4) научить анализировать свои возможности и способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
1) Профессиональная информация. 2) Профессиональное воспитание.
3) Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Все эти принципы реализуются в Утёвской школе.
Направления работы: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педагогами.
Профориентационная работа с учащимися 1-11 классов включает: классные часы, экскурсии, профориентационные игры, фестивали профессий, конкурсы, презентации о профессиях родителей, диспуты, ролевые игры, вечера, встречи с представителями разных профессий, круглые столы, тренинги, анкетирование, встречи с представителями учебных заведений. С 2011 года в Утевской школе проводится Неделя труда и профориентации «7 шагов к профессии» проекта «Открытый урок», в которой участвуют школьники 2-11 классов, родители, представители предприятий Нефтегорского района.
Работа с родителями - проведение родительских собраний, конференций, лектории для родителей, индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; круглые столы, беседы родителей и учащихся по вопросам профориентации; помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.
Работа с педагогами заключается в оказании методической помощи учителям в подборке материалов, диагностических карт.
Предпрофильное и профильное обучение в старших классах представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающей профессиональную индивидуализацию их образования.
В ГБОУ СОШ с. Утевка для учащихся 9-х классов с 2005 года проводится предпрофильная подготовка. Задачами предпрофильной подготовки являются: 1) организация пробы сил посредством специальных краткосрочных курсов по выбору; 2) информирование об условиях и особенностях профилизации; 3) реализация профессионально-образовательных потребностей учащихся. Учащиеся 9-х классов из избыточного количества курсов (25) выбирают 4, которые прослушивают в течение учебного года.
С 2006 года для учащихся 10 и 11 классов в Утевской школе реализуется профильное обучение. Старшая профильная школа выступает как технология социализации учащихся, нацеленная на овладение учащимися группой социально значимых компетентностей, обеспечение пробы социально-профессиональных ролей. С 2009 года учащиеся 10-11 профильных классов обучаются по индивидуальным учебным планам (школа находилась на эксперименте по профильному обучению (2009-2011гг.), который предполагает в полной мере реализовать различные образовательные потребности обучающихся и их семей). С января 2012 года профильное обучение вошло в штатный режим.
Обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам позволяет в полной мере удовлетворить все запросы учащихся для продолжения дальнейшего обучения по выбранному профилю (таблица №1).
Таблица 1. Информация о поступлении выпускников 11 профильных классов за последние 3 года
Годы |
2010 | 2011 | 2012 |
Количество выпускников школы | 51 | 46 | 39 |
Количество выпускников, обучающихся в профильных классах; (%) | 50 (98 %) (1 ученик на индивидуальном обучении) | 46 (100 %) | 39 (100%) |
Кол-во (%) выпускников, поступивших в | ВУЗы | 23 (46%) | 30 (65,2 %) | 28 (71,8 %) |
По профилю | 19 (82,6%) | 28 (93,3 %) | 28 (100 %) |
Не по профилю | 4 (17,4 %) | 2 (6,7 %) | - |
ССУЗы | 25 (50 %) | 10 (21,7 %) | 11(28,2 %) |
По профилю | 18 (72 %) | 7 (70 %) | 11 (100 %) |
Не по профилю | 7 (28%) | 3 (30 %) | - |
Кол-во (%) выпускников, не продолжавших обучение: | Трудоустройство | - | 4 (8,7 %) | - |
Российская армия | 2 (4 %) | 2 (4, 3 %) | - |
За последние 3 года наблюдается:1) повышение процента поступления учащихся в высшие учебные заведения; 2) положительная динамика поступления выпускников школы в учебные заведения по своему профилю (в 2012 году составляет 100 %).
В 2010 , 2011, 2012 годах для учащихся 11 профильных классов проводилось анкетирование «Готовность к выбору профессии» (таблица №2).
Таблица №2. Анкетирование учащихся 11 классов «Готовность к выбору профессии»
По школе: | Год |
2010 | 2011 | 2012 |
% учащихся, показавших уровень «неготовность» | 0 % | 0 % | 0 % |
% учащихся, показавших уровень «низкая готовность» | 25,5 % | 15,2 % | 7,7 % |
% учащихся, показавших уровень «средняя готовность» | 72,5 % | 76,1 % | 87,2 % |
% учащихся, показавших уровень «высокая готовность» | 2 % | 8,7 % | 5,1 % |
Наблюдается положительная динамика готовности к выбору профессии учащихся 11 классов.
В школе работает кабинет профориентации, в котором проходят различные профориентационные мероприятия. Дважды, в 2010 и 2012 годах, кабинет профориентации становился призером (II место) в окружном Смотре-конкурсе кабинетов профориентации. Для учащихся 10-11 профильных классов проводится консультирование в рамках педагогического сопровождения профильного обучения; для учащихся 9-х классов проводится психолого-педагогическое консультирование в рамках предпрпофильного обучения.
Тесное сотрудничество с различными учреждениями Самарской области является залогом поступления учащихся Утёвской школы в СамГУ, СамГТУ, СамГЭУ, СамГАСУ, СамГСХА, СамГАУ, СамГМУ, медицинские колледжи, Самарский профессиональный лицей № 10, Самарский колледж связи и др.
Профориентационная поддержка старшеклассников в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяет увеличить количество выпускников, продолжающих свою профильную самореализацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профориентационной работы в школе
Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....
Программа профориентационной работы в школе.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...
Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях
На протяжении нескольких лет отвечаю за профориентационную работу в школе. Контингент обучающихся нашей школы - дети из неблагополучных и малообеспеченных детей, которые встречаются ...
Профориентационная работа в школе
Задача учителей труда способствовать не только овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, но и их развитию, становлению их как личностей, как будущих работников. У учителей технического ...
Профориентационная работа в школе
Профориентационная деятельность в современном образовательном учреждении является одним из актуальных направлений, поскольку позволяет помочь и детям, и их родителям в определении будущего выпускников...
Система профориентационной работы в школе
В статье описывается опыт профориентационной работы в современных социальных условиях, реализуемый в ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани...
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....
Комментарии
Отличная работа по
Отличная работа по профориентации наших учеников! Есть результаты!