Профориентационная работа в школе
статья по теме

Сураева Светлана Имрановна

Реализация профориентационной работы в Утевской школе за последние годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientacionnaya_rabota_v_shkole.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа  сегодня (из опыта работы в ГБОУ  СОШ с. Утевка).

Ф.И.О. Сураева Светлана Имрановна.

Должность: учитель химии высшей категории; ответственная за профориентационную работу в школе.

Полное наименование школы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»  с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области.

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, например, депрессии, т.е. нарушение состояния внутреннего здоровья человека, вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

1) сформировать положительное отношение к труду; 2) научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; 3) научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с  индивидуальными качествами; 4) научить анализировать свои  возможности  и  способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

1) Профессиональная информация. 2) Профессиональное воспитание.

3) Профессиональная консультация.

      Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1)  Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2)  Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3)  Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4)  Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5)   Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).  

  Все эти принципы реализуются в Утёвской школе.

Направления работы: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педагогами.

Профориентационная работа  с учащимися 1-11  классов  включает:  классные часы, экскурсии, профориентационные игры, фестивали профессий, конкурсы, презентации о профессиях родителей, диспуты, ролевые игры, вечера, встречи с представителями разных профессий, круглые столы, тренинги, анкетирование, встречи с представителями учебных заведений.  С 2011 года в Утевской школе проводится Неделя труда и профориентации «7 шагов к профессии» проекта «Открытый урок», в которой участвуют школьники 2-11 классов, родители, представители предприятий Нефтегорского района.

Работа с родителями  -  проведение родительских собраний, конференций, лектории для родителей, индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; круглые столы, беседы родителей и учащихся по вопросам профориентации; помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

Работа с педагогами  заключается в оказании методической помощи учителям в подборке материалов, диагностических карт.

Предпрофильное и профильное обучение в старших классах представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающей профессиональную индивидуализацию их образования.

В  ГБОУ СОШ с. Утевка для учащихся 9-х классов с 2005 года проводится предпрофильная подготовка. Задачами предпрофильной подготовки являются: 1) организация пробы сил посредством специальных краткосрочных курсов по выбору; 2) информирование об условиях и особенностях профилизации; 3) реализация профессионально-образовательных потребностей учащихся. Учащиеся 9-х классов из избыточного количества курсов (25)  выбирают 4, которые прослушивают в течение учебного года.

С 2006 года для учащихся  10 и 11 классов в  Утевской школе реализуется профильное обучение. Старшая профильная школа выступает как технология социализации учащихся, нацеленная на овладение учащимися группой социально значимых компетентностей, обеспечение пробы социально-профессиональных ролей. С 2009 года учащиеся 10-11 профильных классов обучаются   по индивидуальным учебным планам (школа находилась на эксперименте по  профильному обучению (2009-2011гг.), который предполагает в полной мере  реализовать  различные образовательные потребности обучающихся и их семей).         С января 2012 года профильное обучение вошло в штатный режим.

 Обучение  старшеклассников по индивидуальным учебным планам позволяет в полной мере удовлетворить все запросы учащихся для  продолжения дальнейшего  обучения по выбранному профилю (таблица №1).  

Таблица 1. Информация о поступлении выпускников 11 профильных классов за последние 3 года

Годы

2010

2011

2012

Количество выпускников школы

51

46

39

Количество выпускников, обучающихся в профильных классах;

(%)

50 (98 %)

(1 ученик на индивидуальном обучении)

46 (100 %)

39 (100%)

Кол-во   (%)

выпускников, поступивших в

ВУЗы

23 (46%)

30 (65,2 %)

28 (71,8 %)

По профилю

19 (82,6%)

28 (93,3 %)

28 (100 %)

Не по профилю

4 (17,4 %)

2 (6,7 %)

-

ССУЗы

25 (50 %)

10 (21,7 %)

11(28,2 %)

По  профилю

18 (72 %)

7 (70 %)

11 (100 %)

Не по профилю

7 (28%)

3 (30 %)

-

Кол-во  (%) выпускников, не продолжавших обучение:

Трудоустройство

-

4 (8,7 %)

-

Российская армия

2 (4 %)

2 (4, 3 %)

-

За последние 3 года наблюдается:1) повышение процента поступления  учащихся в высшие учебные заведения; 2) положительная динамика поступления выпускников школы в учебные заведения по своему профилю (в 2012 году составляет 100 %).

В 2010 , 2011, 2012 годах для учащихся   11  профильных классов проводилось анкетирование «Готовность к выбору профессии» (таблица №2).

 Таблица №2. Анкетирование учащихся   11 классов «Готовность к выбору профессии»


По школе:

Год

2010

2011

2012

% учащихся, показавших уровень «неготовность»

0 %

0 %

0 %

% учащихся, показавших уровень «низкая готовность»

25,5 %

15,2 %

7,7 %

% учащихся, показавших уровень  «средняя готовность»

72,5 %

76,1 %

87,2 %

% учащихся, показавших уровень «высокая готовность»

2 %

8,7 %

5,1 %

Наблюдается положительная динамика готовности к выбору профессии учащихся 11 классов.

В школе работает кабинет профориентации, в  котором проходят различные  профориентационные мероприятия.  Дважды, в 2010 и 2012 годах, кабинет профориентации становился  призером (II место) в окружном Смотре-конкурсе кабинетов профориентации. Для учащихся 10-11 профильных классов проводится консультирование в рамках педагогического сопровождения профильного обучения; для учащихся 9-х классов проводится психолого-педагогическое консультирование в рамках предпрпофильного обучения.

        Тесное сотрудничество с различными учреждениями Самарской области является залогом поступления  учащихся Утёвской школы  в СамГУ, СамГТУ, СамГЭУ, СамГАСУ, СамГСХА, СамГАУ, СамГМУ,  медицинские колледжи, Самарский профессиональный лицей № 10, Самарский колледж связи и др.

Профориентационная поддержка старшеклассников в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяет увеличить количество выпускников,  продолжающих свою профильную самореализацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в школе

Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....

Программа профориентационной работы в школе.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...

Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях

На протяжении нескольких лет отвечаю за  профориентационную работу  в школе. Контингент  обучающихся нашей школы - дети из неблагополучных и малообеспеченных детей, которые встречаются ...

Профориентационная работа в школе

Задача учителей труда способствовать не только овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, но и их развитию, становлению их как личностей, как будущих работников. У учителей технического ...

Профориентационная работа в школе

Профориентационная деятельность в современном образовательном учреждении является одним из актуальных направлений, поскольку позволяет помочь и детям, и их родителям в определении будущего выпускников...

Система профориентационной работы в школе

В статье описывается опыт профориентационной работы в современных социальных условиях, реализуемый в ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....


 

Комментарии

Мещерякова Ирина Викторовна

Отличная работа по профориентации наших учеников! Есть результаты!