Развитие творческих способностей подростков во внеурочной деятельности
статья на тему
Тема по самообразованию воспитателя школы-интерната
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_podrostkov.docx | 482.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей подростков
во внеурочной деятельности
Цель: создание условий для развития активной творческой личности.
Задачи:
а) формировать творческий потенциала личности разнообразными методами во внеурочной деятельности;
б) приобщать учащихся к творческой работе;
в) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;
г) развивать навыки созидания, самореализации;
д) поддержать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях;
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Тема выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами. Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому я вижу необходимым уделять особого внимания развитию творческих способностей учащихся.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, песни, писать музыку… Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое мной понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к деятельности.
Условия успешного развития творческих способностей.
Важным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил.
Способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше. Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт на пользу
Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвёртое условие успешного развития творческих способностей. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что невмешательство мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Но если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся – это шестое условие развития творческих способностей. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Декоративно-прикладное творчество играет большую роль в художественном образовании подростков. Рукоделие, как один из самых распространенных его видов, особенно доступно для восприятия ребенком; его красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины. Я считаю, что разработанные мною рекомендации способствуют воспитанию, развитию творческих способностей с помощью индивидуальной и коллективной деятельности воспитанников. Занятия по рукоделию ценны ещё и в том отношении, что подростки занимаются по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных творческих способностей воспитанников, приносит ему большое удовлетворение.
Рукоделие воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе. Совместный труд способствует укреплению дружбы между подростками. Работа по рукоделию привлекает их своей необычностью и новизной, она похоже на настоящее дело; это уже не труд понарошку, воспитанники делают настоящую вещь, которую можно использовать в интерьере, подарить близким. Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное желание сделать хорошо и красиво. Я со своими воспитанниками использую различные техники: квиллинг, объемный квиллинг, оригами, шерстяная акварель, вытынанки. Сделанные своими руками поделки мы дарим педагогам школы на различные праздники, используем в интерьере группы, дарим родным и близким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей во внеурочное время.
Развитие творческих способностей во внеурочное время....
семинар- практикум "Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"
Семинар-практикум для воспитателей дошкольного учреждения, занимающихся театрализованной деятельностью старших дошкольников...
Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"
Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...
Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида «Солнышко» Мастер класс для родителей с детьми«Развитие творческих способностейв изобразительной де...
Развитие творческого мышления во внеурочной деятельности по математике
Мастер - класс по обмену опытом с коллегами...
Презентация "Развитие творческого потенциала во внеурочной деятельности по технологии труда посредством техники квиллинг"
Внеурочная деятельность представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить творческие способности каждого учащегося. Данную презентацию можно использовать на занятии во внеуроч...
Развитие творческой личности через внеурочную деятельность детей в условиях реализации ФГОС
Актуальность темы проекта в том, что, активизируя творческую деятельность обучающихся при личностно ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности обучающегося. Ориентиру...