Статья по теме "Этнопедагогика как средство развития социальных компетентностей у подростков."
статья на тему
Статья "Этнопедагогика как средство развития социальных компетентностей" раскрывает такие понятия как этнопедагогика, социальные компетентности.В данном материале показано какие средства, формы и методы этнопедагогики можно использовать на современном этапе образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Этнопедагогика как средство развития социальных компетентностей у подростков в условиях санатория
Содержание:
- Теоретические аспекты и ключевые представления
- Цель методической работы
- Компетентность как новый образовательный результат
- Ключевая компетентность
- Социальная компетентность
- Этнопедагогика как средство развития социальных компетентностей у подростков в условиях санатория
- Этнопедагогика как наука
- Факторы народной педагогики
- а ) природа
- б ) игра
- в ) слово
- Средства народной педагогики :
- притчи
- загадки
- пословицы
4. Традиции народной педагогики
- семейные традиции
- обрядовые традиции
- Проектный метод в этнопедагогике как способ развития социальных компетентностей
- Заключение
Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов. Помимо физического здоровья, выделяют здоровье психическое (состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности) и психологическое (согласно А. Маслоу, это стремление людей быть “всем, чем они могут”, развивать свой потенциал, стремление к гуманистическим ценностям).
Как детский реабилитационый центр-санаторий мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Поскольку здоровье – понятие комплексное, помимо врачей с детьми работаем и мы , воспитатели.
Долгое время в науках, изучающих человека, в центре внимания ученых находились нарушения в здоровье человека, анализировались их причины, и на этой основе искались способы лечения, профилактики нарушений. Было выявлено, что часто причиной нарушений здоровья является дистресс, невозможность справиться с трудной ситуацией.
Сегодня приоритетной задачей является выявление и развитие внутренних личностных факторов, способствующих стойкости подрастающего поколения к влияниям сложной социальной ситуации общества, формирование и сохранение психологического здоровья.
Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. В психолого-педагогической литературе среди других выделяются и такие характеристики психологически здоровой личности:
- принятие себя,
- принятие других людей,
- хорошо развитая рефлексия,
- стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
Критические ситуации возникают в жизни любого человека как естественное следствие сложных взаимоотношений с окружающим миром. Любая критическая ситуация приводит к нарушению деятельности и общения, порождает психологический дискомфорт и отрицательные эмоциональные переживания, что может иметь неблагоприятные последствия для психического здоровья ребенка. С другой стороны, переживание критической ситуации заключает в себе и позитивный смысл, состоящий в активизации личности, в формировании умения преодолевать жизненные невзгоды, что имеет важное значение для успешного процесса социализации.
Решающая роль в процессе формирования способности преодолевать жизненные трудности принадлежит опыту самого ребенка, а также особенностям его личности. Таким образом, становится важным развитие определенных личностных качеств и обогащение опыта ребенка различными конструктивными способами преодоления трудностей.
Таким образом, целью своей работы считаю, способствовать развитию социальных компетентностей у подростков посредством этнопедагогики.
Современное общество и современная организация остро нуждаются в людях, которые готовы работать, когда нужно, проявляют высокую адаптивность, готовы к новым задачам и нововведениям, лично заинтересованы в повышении эффективности труда, в перспективном планировании, а также готовы брать на себя личную ответственность и исправлять ошибки. Т.е. педагоги должны давать подросткам навыки поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений, где нужен навык взаимодействия с современными институтами (финансовыми, административными и др.). Таким образом, в результате дискуссий деятелей образования и работодателя стала проясняться необходимость описания нового типа образовательного результата, несводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач. Этот тип образовательных результатов стал называться компетентностями. Остановимся на некоторых представлениях о компетентности, существующих в современном психологическом сообществе.
И.Д. Фрумин предлагает считать рабочим представление о компетентностях как о способностях (наличие возможности) решать сложные реальные задачи.
П.Г. Щедровицкий рассматривает компетентность как субъективированный модус существования квалификации. «Квалификация тесно связанна с рефлексивным и понимающим обеспечением деятельности, контролем и способами рефлексивно понимающие трансформации и перестройки деятельности, другими словами, квалификация снимает и отражает способы и формы подключения этой единицы и специализированных знаний к более сложным системам деятельности, комплексам работ.»
Т.М. Ковалева разводя значения понятий знания, умения и навыки с понятием компетентности отмечает, что если первые – «это единицы культуры, несущие на себе приоритетные культурные ценности, то компетентности - это единицы прежде всего рыночной, социально ориентированной экономики. Требования рынка жестки и вполне определенны - нужны люди, не только и не столько знающие, сколько обладающие определенным набором компетентностей, необходимых для успешного освоения современных профессий.». Отмечает так же, что «определенные умения, сформированные во всей их полноте внутри классной комнаты (если такое по принципу возможно…), могут затем стать компетентностями; но при условии, что они будут востребованы за пределами этой классной комнаты в профессиональной и социальной жизни современного молодого человека» (там же).
В своей работе я буду придерживаться представления о компетентности, предложенного Дж. Равеном, на мой взгляд, несмотря на специфику, именно оно является интегрирующим все существующие в психологическом сообществе представления о данном феномене. Дж. Равен определяет компетентность как мотивационную диспозицию, как «мотивированную способность», «т.е. всю совокупность когнитивных, аффективных и волевых компонентов мотивированного поведения, для которого подходит также такой термин, как «инициатива»».
Компетентность — это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
Вслед за доктором Равеном важно акцентировать внимание на том, что это свойство всегда имеет внутреннюю мотивацию. Инициатива не может быть описана вне личных мотивов человека, вне лично значимых для него целей.
Факторы, от которых зависит компетентное поведение, по Равену, можно определить в следующем порядке:
- мотивация и способность включаться в деятельность высокого уровня;
- готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на происходящее в своей организации;
- готовность и способность формировать климат поддержки и поощрения новаторов;
- адекватное понимание того, как функционирует организация и общество в целом, что включает в себя адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в организации и обществе;
- адекватное представление о ряде понятий, связанных с управлением организацией и обществом (к таким понятиям можно отнести: риск, эффективность, лидерство, ответственность, подотчетность, коммуникацию, равенство, участие, благосостояние и демократию)
Еще раз повторимся – компетентность или эффективное поведение включает в себя не только способности, но и внутреннюю мотивацию. Именно этот мотивационный компонент должен стать опорным пунктом при формировании и оценке компетентности. Т.е. понятие компетентности тесно связывается Равеном с понятиями ценности и цели. При этом, в самых общих чертах к качествам, составляющим основу компетентности, относятся:
- способность и стремление анализировать явления и ситуации окружающего мира, анализировать прошлый опыт;
- предвидение возможных препятствий;
- инициативность;
- способность быть ведомым и в то же время вести за собой.
Важным, на мой взгляд, является то, что сама по себе компетентность не является врожденным свойством личности, а возникает и развивается только благодаря непрерывному обучению в «развивающей» среде.
Ключевая компетентность
Говоря об образовательных результатах можно отметить не только сформировавшиеся совокупности знаний, умений и навыков, но так же можно говорить о измененных физиологических и психологических новообразованиях организма, таких как психологическая устойчивость к раздражителям из вне, скорость интерпретации данных и т.д.
Особый интерес для психологии и педагогики в последнее время представляют, так называемые, ключевые компетентности (переносимые, базовые, ключевые навыки) надпреметного характера. К этой линии относятся, например, педагогические техники и технологии формирования умений понимания текстов, обработки информации разного рода, действия в группе . Ключевые компетентности характеризуются тем, что:
- позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);
- полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);
- переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
- требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
- сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования…);
- реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).
Интересным является факт, что квалификационные требования к управленцам разного уровня или к работникам, выполняющим работу в сложноорганизованных командах едва ли не тождественны спискам ключевых компетентностей для общего образования. Это лишний раз свидетельствует о том, что в настоящее время управленческий компонент резко усиливается во многих областях деятельности и именно он является предметом притязаний современных подростков, и именно с ним он абсолютно справедливо связывают свои представления о жизненной успешности.
Для растущего и учащегося человека его собственные притязания, стремления к достижениям представляют собой некие новые «могу». Эти установки на то, чтобы мочь существенно меняются в связи с культурным оформлением возрастов и явно укладываются в идентификационные потребности человека.
Если внимательно проанализировать всё выше сказанное, то можно заметить, что понятие компетентность в современной науке еще не нашло конкретики, именно поэтому теории многих авторов переплетаются между собой, подобно тому как понятия социальной, профессиональной, ключевой компетентностей тоже очень близки по смыслу и не являются взаимоисключающими.
Социальная компетентность.
Опираясь на сравнительно малые наработки в области изучения компетентностей, прорисовывается их высокая эффективность и значимость в жизненной стратегии личности. Рассмотрим еще один более актуальный и мало изученный вид умений и навыков, это социальные компетентности. Современная ситуация общества, настолько многогранна и неотчетлива, что требует от личности высокого уровня умений и навыков, без которых жизнедеятельность человека в социуме невозможна. В связи с чем остро встает проблема межличностного взаимодействия и выстраивания собственной траектории сосуществования в социальном пространстве. Успешность личности напрямую зависит от осведомленности ее в социальных вопросах, умения видеть проблему и решать её. Поэтому ключевым аспектом в успешности личности является уровень сформированности и представленности социальных компетентностей, которые позволяют достичь желаемых целей и добиться нужного результата.
Социальная компетентность - это совокупность умений, знаний и навыков, способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве.
Для выявления видов социальной компетентности определимся с ее структурой и содержанием. Понятие социальной компетентности хорошо представлено в работах Дж. Равенна и прорисовывает отчетливую картину их структуры и смысла, поэтому за основу мы возьму именно его наработки.
В число основных слагаемых социальной компетентности входят:
1) мотивация и способность включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, анализировать работу организаций или политических систем;
2) готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на происходящее в своей организации или на направление движения в обществе;
3) способность использовать свои выводы при выборе стратегии собственного поведения;
4) готовность и способность содействовать климату поддержки и поощрения тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы;
5) адекватное понимание того, как функционируют организация и общество, где живет человек и работает, и адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в организации и в обществе в целом;
6) адекватное представление о ряде понятий, связанных с управлением организациями. В число таких понятий входят : риск, эффективность, лидерство , ответственность, подотчетность, коммуникация, равенство, участие, благосостояние и демократия.
Все вышеперечисленные компоненты компетентности можно отнести к двум сферам: когнитивной и эмоциональной, они могут в значительной степени заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. Чем больше таких компонентов вовлекает человек в процесс достижения значимых для себя целей, тем выше вероятность того, что он этих целей добьется.
Этот способ анализа компетентности можно конкретизировать, обратившись к «модели компетентности». Равен предлагает рассматривать социальные компетентности с помощью таблицы, которая представляет собой совокупность значимых аспектов поведения и компонентов эффективного поведения. Значимые аспекты поведения были выделены в 3 группы и описаны еще Маккелландом в 1958 году, Дж. Равен структурировал и эмпирически подтвердил их. Эти группы - «Достижение», «Сотрудничество» и «Влияние». Проиллюстрируем разработанную, Дж. Равеном таблицу.
Значимые аспекты поведения
Достижение:
- Изобретать
- Делать что-либо более эффективное, чем раньше
- Совершенствовать понимание явлений и ситуаций
Сотрудничество:
- Оказывать поддержку и содействовать тем, от кого зависит достижение цели
- Обеспечивать бесконфликтную совместную работу
- Устанавливать с людьми теплые доверительные отношения
- Устраивать эффективные групповые обсуждения
Влияние:
-Обеспечивать в группе обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений
- Четко формулировать цели группы и направлять энергию членов группы на их достижение
- Откликаться на запросы других людей
Далее перечислены компоненты эффективного поведения, наличие которых делает весьма вероятным успешное завершение какой-либо деятельности. Эти компоненты компетентности включают когнитивные процессы (такие, как планирование или определение возможных препятствий на пути к достижению цели), аффективные процессы (использование эмоций - позитивных и негативных - для выполнения задачи) и привычное поведение (например, привычка к интенсивной работе).
Компоненты эффективного поведения
- Продумывать, чего предстоит достичь и как это достичь
- Предвидеть препятствия на пути к цели и принимать меры для их преодоления
- Следить за результатами предпринятых действий и использовать их для размышления о природе и обстоятельствах происходящего
- Выявлять и стараться разрешать ценностные конфликты
- Соотносить свои действия со своей ролью
- Согласовывать свои действия с образом «я»
- Переключать эмоции на выполняемую задачу
- Выбирать интересные задачи и не пытаться убедить себя в непривлекательности задач, которые необходимо выполнить
- Предвосхищать радость от успеха и разочарование от неудач
- Прикладывать дополнительные усилия для снижения степени риска, связанного с выполняемой деятельностью
- Обеспечить необходимые ресурсы
- Производить переоценку материальных и людских ресурсов, рассматривая возможности их использования
- Устанавливать отношения сотрудничества с другими людьми
К списку характеристик эффективного поведения, перечисленных выше, следовало бы добавить еще и другие:
1. Уверенность в себе, которая включает:
- Проверенное на опыте знание, что можешь работать в команде с другими, брать на себя роль лидера, а также пользоваться помощью и поддержкой окружающих.
- Проверенное на опыте знание, что обладаешь способностью вносить поправки, если начатые действия не приводят к ожидаемому результату или внезапно обнаруживается, что выбранная линия действий ошибочна.
- Проверенное на опыте знание, что способен выносить разумные суждения и принимать правильные решения: осознание того, что можешь оценивать различные факторы для выяснения адекватного решения, что для этого не обязательно иметь полную информацию по каждому аспекту ситуации, что не следует полностью концентрироваться на одном-двух соображениях, упуская на виду все остальные (возможно, более важные).
- Проверенное на опыте знание, что способен справляться с новыми ситуациями и входить в контакт с новыми людьми.
2. Умение принимать решения:
- Способность распознавать и принимать в расчет множество субъективных факторов вместо того, чтобы сосредоточиваться только на одном или двух аспектах.
3. Способность и умение руководить:
- Способность и умение заручаться помощью других людей, когда это необходимо для достижения собственных или общих целей. Естественная предрасположенность делать все необходимое для того, чтобы другие люди направляли свою энергию на достижение цели; способность заметить психологические препятствия, возникающие в работе людей, и сделать все необходимое для их устранения; чувствительность к организационным проблемам, мешающим эффективной работе отдельных сотрудников, а также способность и готовность выделять и поощрять тех, кто проявляет внимание к таким проблемам.
4. Способность и умение эффективно работать в интересах общей цели:
- желание понять общую программу действий, брать на себя инициативу, необходимую для выполнения своей части общей задачи, и делать с максимальной пользой именно то, что необходимо, не дожидаясь детальных указаний.
5. Способность искать обратную связь, умение распознавать и использовать ее:
- Чувствительность: понимание того, насколько важно обращать внимание на неясные, почти неосознаваемые сомнения, чувствительность к этим ощущениям и желание прояснять их, делать полностью осознанными и опираться на них в своих действиях.
- Способность регулярно оценивать степень продвижения к цели, задаваться вопросом, что этому мешает, и планировать будущее поведение.
- Умение учиться без специальных инструкций: желание и способность делать собственные наблюдения, самостоятельно собирать информацию и вступать в контакт с другими людьми, работающими над близкими проблемами.
- Творческий потенциал: способность замечать проблески понимания и всматриваться в них, «играть» с идеями; навык работы со своим подсознанием - способность, загрузив его информацией, заняться деятельностью, способствующей появлению новых идей, и при этом оставаться начеку, чтобы в любой момент все бросить и «ухватить» новую всплывшую идею.
- Способность интегрировать размышление, действие и обратную связь ради эффективных действий, вместо того, чтобы разграничивать практическую и интеллектуальную деятельность и предпочитать какую-либо одну из них.
- Готовность терпеть неприятности, которые возникают, когда человек не уверен, что делает то, что нужно, или что он делает это правильным способом. Понимание того, что эти неприятности временны и что все в конце концов придет в норму.
Равен признает, что пока не существует концепции, которая позволяла бы как-то упростить, структурировать и описать сложные формы поведения, хотя описанная здесь модель помогает более ясно представить себе эти формы. Очевидно, что одни и те же типы деятельности перечислены и как значимые стили поведения и как потенциальные компоненты эффективного поведения.
Глава II
Конец ХХ века обозначил рост интереса к духовной культуре нации. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов. Признание приоритета национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей требует обоснование аксиологических ориентиров образовательного процесса, определение способов включения их в процесс формирования личности подростка, что является целевой характеристикой Российского образования. И желание использовать духовно-нравственный потенциал отечественных традиций в своей работе нацеливает меня на творческий подход в педагогической деятельности. Трансляцию этнокультуры и ее теоретическое и методическое обоснование призвана выполнить довольно молодая частная наука педагогики – этнопедагогика.
Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, - это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все - отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи. А чудо из чудес народной педагогики - «Мудрость старых чехов»?!
Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.
Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное , наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.
Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.
Итак, этнопедагогика изучает:
1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);
5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);
6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);
7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).
Факторы этнопедагогики
Рассмотрим некоторые факторы этнопедагогики, способствующие развитию социальных компетенций. Возьмем такой великий и универсальный фактор воспитания, как природа. До сих пор еще не создано обобщающих трудов о том, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения. А.П. Чехов писал, что трудящиеся учились не но книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их птицы, когда им пели песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, деревья и травы. В этом процессе самообучения немало интересного и ценного для педагогики. Солнце... Сколько о нем у всех народов песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов! Человек использовал их и в умственном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании, не говоря уже о трудовом и физическом. Природа - это не просто место обитания, это и двор отцовского дома, и звезды на небе, травы и букашки, заповедные леса, священные дубравы и родники, и пни тысячелетних дубов, срубленных прапрадедами и др. Следовательно, природа как фактор воспитания представляет безграничный простор для деятельности в нашем санатории. Используя этот уникальный фактор, с детьми можно проводить следующую работу:
- экскурсии ( «Дюны – жемчужина Сестрорецкого Курорта», зооуголок санатория «Дюны», конюшня санатория «Дюны»)
- сезонные наблюдения за рекой, деревьями , животными, кормление синиц, белок ( что приносит детям дополнительные положительные эмоции)
- праздники и другие различные мероприятия на лоне природы
- дети могут принять участие в операции «Родничок»
С ребятами моего поста успешно была проведена работа по проекту «Экологическая тропа санатория» (материалы прилагаются), где проведена работа по наблюдению, выявлению характерных особенностей растений, деревьев, птиц, которых можно наблюдать в нашем санатории. Подобраны загадки, стихотворения, картины про этих обитателей «Детских Дюн», составлены памятки по посещению мест природы.
Рассмотрим следующий фактор этнопедагогики – игру. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игры для детей – серьезные занятия , своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры настолько значимы в человеческой судьбе , что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях человека. В игре развиваются такие социальные компетентности как :
- лидерство
- адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в организации игры
- представление о ряде понятий : риск, эффективность, лидерство , ответственность, подотчетность, коммуникация, равенство, участие.
Слово.
Следующий фактор этнопедагогики – слово. Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно , конечно, и словесные средства обучения. Например, частушки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины, притчи.
Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Безгранична сила доброжелательного слова в народной педагогике. Практически на каждый жизненный случай можно найти и применить притчу. Детям очень нравятся простые поучительные истории. ( Тексты некоторых из притч прилагаются).
Средства этнопедагогики
Загадки.
При каждом удобном случае можно использовать загадки. Т. к. загадки умны, высокопоэтичны, несут в себе нравственную идею. Они призваны развивать мышление , приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету. Загадки развивают наблюдательность детей. Чем наблюдательней ребенок, тем он быстрее отгадывает загадки. Особое место в процессе воспитания занимает диагностическая функция загадки: она позволяет педагогу без каких – либо диагностических тестов и анкет выявить степень наблюдательности , сообразительности и умственного развития , а также уровень творческого мышления ребенка. В условиях нашего санатория загадки можно использовать во многих видах деятельности:
- экскурсии
- мероприятия
- утренние пятиминутки
- тематические загадки во время ожидания процедур
(Загадки прилагаются).
Пословицы.
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословица - не старина, не прошлое, а живой голос народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа.
У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.
Пословицы я использую также широко. Их можно использовать в народном календаре, как оформление различных мероприятий, как отдельные конкурсы во время проведения мероприятий.
Традиции.
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.
Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием
общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Преемственность младших и старших основывается именно на традициях. Традиционны в народе многие праздники. Праздник –это самое показательное средство для развития социальных компетенций. При подготовке к празднику проявляются лучшие качества каждого ребенка. Всем находится свое дело. Каждый пробует себя в разных качествах: кто рисует, кто подбирает костюмы, кто оформляет пространство, кто поет, кто танцует. У меня на посту стало традицией отмечать такие народные праздники как Рождество Христово, Троица, Масленица, Пасха, Ивана Купала. На протяжении нескольких лет дети и сотрудники поста готовятся к Пасхе: красим яйца, печем куличи, играем в пасхальные игры, рисуем поздравительные открытки к Пасхе, оформляем выставку на посту.
Традиции русского народа неразрывно связаны с нравственным и патриотическим воспитанием. «Я – защитник своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня окружает, и, конечно, своего Отечества.» На своем посту в преддверии 23 февраля я совместно с отцами детей провожу мероприятие «Один день в армии» (сценарий прилагается), на котором соревнуются родители и дети поста в ловкости, находчивости, смекалке.
Семейные традиции воспитания.
На протяжении многих тысячелетий в культуре русского народа развивались принципы народного воспитания, которое корнями уходило в семейное воспитание. Все известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими.
А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашё сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.
Поэтому, традиции- это основа уклада семьи, семьи- дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.
Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.
Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.
Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Развитию и сохранению семейных традиций способствуют народные праздники. И именно использование фольклора становится основным средством этнопедагогики.
Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого.
Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, что бы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость. В своей работе я стараюсь чаще использовать этот принцип воспитания. Провожу праздники семьи, совместные мероприятия с родителями, творческие родители устраивают концерты на посту. Родители участвуют в работе над проектами, которыми занимаются дети. Дети изготавливают открытки, газеты к 8 Марта, 23 февраля, Дню Матери и т. д.
Проектный метод в этнопедагогике как способ развития социальных компетентностей
Проектная деятельность на сегодняшний день является одним из методов развивающего (личностно - ориентированного ) обучения, направлена на выработку у ребенка самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектного метода состоит в том, чтобы создать условия, при которых подростки:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Т.е., основной задачей метода проектов является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Другими словами, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.
Исходные теоретические позиции проектного метода:
1) в центре внимания – ребенок, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого участника на свой уровень развития;
4) комплексный подход к разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций подростка;
5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть метода проекта состоит в том, что ребенок в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. оно предполагает проживание ребенком
конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль детей в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате подростки должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа.
Критериями оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.
Результат – если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников;
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
6. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
7. выдвижение гипотез их решения;
8. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
9. обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
10. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
11. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
12. выводы, выдвижение новых проблем исследования
Планы работы над некоторыми из проектов прилагаются.
Заключение
В данной работе я рассмотрела теоретические и практические аспекты по развитию социальных и ключевых компетентностей с помощью этнопедагогики. Традиционные народные методы воспитания, а также элементы народной культуры могут стать ключом для возрождения национальных традиций, оказавшихся базой для формирования духовности молодого поколения. Воспитание молодежи в духе любви к Родине, с чувством ответственности за будущее своего Отечества невозможно без обращения к изучению истории своего народа, своей страны, своих традиций. Старинные народные игры, состязания, боевые искусства способствуют не только укреплению здоровья, развитию силы, ловкости, выносливости, но и укреплению духа, силы воли, стойкости, терпимости и эмоциональной устойчивости. На мой взгляд, этнопедагогика является необходимым средством для того, чтобы обеспечить высокий уровень развития подростков в социальных вопросах.
Литература:
Гинзбург М.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками // Психологическая наука и образование, 1997, №1, с. 66 – 75.
Краткий психологический словарь. – М., 1985.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: «ACADEMA» , 2000.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.
-М.:АРКТИ, 2008
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. -М.:АРКТИ, 2008
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей
Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».
ДОКЛАД на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры». Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Выступление на РМО...
Статья на тему "Игра как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка".
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, а это значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствовани...
статья_Развитие социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговых мероприятий
На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ОВЗ в социуме является весьма актуальной. Дети испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, в самореализации. Вовл...
Этнопедагогика как средство развития социальных компетентностей у подростков на уроках русского языка.
Данная статья рассматривает этнопедагогику как средство развития ключевых и социальных компетентностей у учащихся на уроках русского языка...
Создание школьного журнала как средство развития социальной компетентности школьников среднего звена
В методических разработках представлен алгоритм взаимодействия педагогов с участниками образовательного процесса при создании номеров школьного журнала "Лицейский Вестник"....