Статья на тему «Головоломки как средство развития креативного мышления: виды головоломок. Обзор популярных головоломок»
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Логические задачки отлично развивают пространственное мышление, которое важно во многих сферах. Например, оно необходимо инженерам и архитекторам, дизайнерам и художникам, писателям и другим представителям творческих профессий.
Головоломки замечательно прокачивают мелкую моторику, которая нужна не только детям, но и взрослым. Учёные доказали, что такие регулярные тренировки - это один из ключей к долголетию.
С помощью логических загадок и занятий можно также совершенствовать внимание и память, сообразительность и абстрактное мышление, которые позволяют находить правильные и нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.81 КБ |

Предварительный просмотр:
Автор статьи: Вундер Ю.В.
Статья на тему «Головоломки как средство развития креативного мышления: виды головоломок. Обзор популярных головоломок»
Логические задачки отлично развивают пространственное мышление, которое важно во многих сферах. Например, оно необходимо инженерам и архитекторам, дизайнерам и художникам, писателям и другим представителям творческих профессий.
Головоломки замечательно прокачивают мелкую моторику, которая нужна не только детям, но и взрослым. Учёные доказали, что такие регулярные тренировки - это один из ключей к долголетию.
С помощью логических загадок и занятий можно также совершенствовать внимание и память, сообразительность и абстрактное мышление, которые позволяют находить правильные и нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях.
Головоломки делятся на несколько групп:
- Устные. Условие таких загадок может быть передано в устной форме, которое не требует привлечения дополнительных предметов. К этой группе относятся загадки и шарады, данетки и логические парадоксы.
- Предметные. В этом случае для решения нам могут понадобиться бытовые предмете: карточки, пуговицы, камешки, спички, верёвочки, монеты, игральные карты.
- Механические. К этой группе относятся специально изготовленные предметы: кубик Рубика, змейка Рубика, «Пятнашки, «Ханойская башня», Варикон, пазлы и 3D пазлы, шкатулки с секретом, магнитный конструктор.
- Печатные. Это всевозможные задачки на бумаге, в которых надо дорисовать цифры, буквы или символы: кроссворды и лабиринты, ребусы, таблицы Шульте и судоку, сканворды, мосты, забор.
- Геометрические. В них используются геометрические фигуры: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Полимино», «Домино», «Тетрамино».
С развитием компьютеров стали активно развиваться компьютерные головоломки. В первую очередь туда попали устные и печатные головоломки, а также стали активно создаваться программы головоломки: онлайн – головоломки, пасьянсы.
Существует множество головоломок и их видов. Разумеется, обо всех рассказать невозможно, поэтому рассмотрим только самые популярные головоломки.
- Ребус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками. Такой вид игры не только увлечет красочными яркими иллюстрациями, но и безусловно поможет в развитии. Загадки-ребусы имеют много положительных моментов:
- Способствуют развитию мышления.
- Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.
- Шарада – разновидность загадки. Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего как в загадке, дается описание каждого из этих слов- слогов (например: факт + ура = фактура). Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.
Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах. При этом задуманное слово распадается на «шарадные слоги».
- Кубик Рубика (первоначально он был известен как «Магический кубик»). Головоломка представляет собой пластмассовый куб, составленный из 26 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из девяти квадратов на каждой стороне кубика окрашен в один из шести цветов, как правило расположенных парами друг напротив друга: белый – желтый, синий – зеленый, красный – оранжевый. Повороты сторон кубика позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством способов.
Задача игрока заключается в том, чтобы поворачивая стороны куба, вернуть его на такое состояние, когда каждая грань состоит из квадратов одного цвета («собрать Кубик Рубика»).
Кубик Рубика развивает логику и реакцию. Во время сборки на скорость, нужно буквально за секунды определиться со стратегией и принять решение. Кубик Рубика повышает концентрацию внимания. Как любая логическая задача, он требует усидчивости и сосредоточенности.
- Пятнашки – популярная головоломка, придуманная в 1878 году Ноем Чемпэном. Представляет собой набор одинаковых квадратных костяшек с нанесенными числами, заключенных в квадратную скобку. Длина стороны коробки в четыре раза больше длины стороны костяшек для набора из 15 элементов (и в три раза больше для набора в 8 элементов), соответственно в коробке остается незаполненным одно квадратное поле.
Цель игры – перемешать костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений. Игра «Пятнашки» – это головоломка, которая является прекрасным тренажером для развития логического мышления, усидчивости, логики прекрасно развивает способности к анализу.−
- Судоку – это головоломка – пазл с числами, ставшая в последнее время очень популярной. Иногда судоку называют «магическим квадратом», что в общем-то не верно, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Судоку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судоку издаются большими тиражами.
Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9 разделенный на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, все игровое поле не имеет смысла, ведь тогда не будет задана задача. В зависимости от того, сколько клеток уже заполнены, конкретное судоку можно отнести к легким или сложным. Судоку развивает память, логическое мышление, помогает с концентрацией и борется со слабоумием. Полезна в любом возрасте для развития умственных способностей и поддержания их в отличном состоянии.
- Кроссворд — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям. К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.
- Танграм. Танграм состоит из пяти треугольников разных размеров, неправильного четырехугольника и квадрата. Их можно сложить в различные фигуры растений, животных, машин. А можно сложить в большой прямоугольник, но это не так-то просто.
Собирание головоломок увлекательно и очень полезно. Это занятие выступает превосходным тренажером для мозга. Благодаря головоломкам можно обрести способность логически анализировать и креативно мыслить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стилизация в графике, как средство развития креативного мышления обучающихся
Из опыта работы по развитию креативного мышления обучающихся в творческом обьединении. В работе использованы рисунки воспитанников....

Презентация "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках"
Презентация предназначена для учителей истории и обществознания, знакомит с особенностями использования творческих заданий на уроках истории и обществознания для развития креативного мышления и творче...

Консультация для родителей на тему "Игра как средство развития логического мышления у детей"
Используя игру при организации повседневных домашних дел, можно научить малыша многому полезному и интересному....

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии
Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....

Доклад "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках обществознания"
Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии...

Творческая деятельность учащихся на занятиях, как средство развития креативного мышления.
Творческая деятельность учащихся на занятиях, как средство развития креативного мышления. Выступление: учитель технологии МБОУ «Гимназии №1»Симковой Елены Владимировны....

" Подвижные и спортивные игры, как средство развития креативного мышления на уроках физической культуры». Методическая копилка учителя ФК
Полноценное функционирование выпускника в современном индустриальном обществе зависит не столько от освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он смож...