Этика и этикет современного педагога
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_i_etiket_sovremennogo_pedagoga.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

         «Чему учат в школе?» - задает вопрос известная с детства песенка. И, наверное, только очень наивный человек скажет, что школа дает ребенку знания – и только. На самом деле, прожив (именно прожив, а не просто проучившись) в школе  ребенок приобретает гораздо больше, чем знания. Именно за эти, такие важные для становления личности, годы у ребенка развивается мышление и память, формируется характер, определяется мировоззрение. Также он получает бесценный опыт жизни в социуме. И ошибки, совершенные им в стенах школы, позволят в будущем избежать более серьезных ошибок в дальнейшей жизни. Ведь недаром Федеральный государственный образовательный стандарт «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника»[1].

      И, естественно, общаясь с учителями, одноклассниками, работниками школы, ребенок усваивает нормы общественного поведения, способы реагирования на ту или иную ситуацию, ритуалы, используемые в его социальном окружении. Поэтому так важно, чтобы атмосфера в школе была доброжелательной и позитивной, чтобы взрослые в глазах учеников выглядели достойно, каждым словом и поступком показывая, как должен вести себя нравственный и, по-настоящему, культурный человек. Именно поэтому так важны нормы этикета, которые человечество создавало веками, которые и предназначены для того, чтобы сделать общение людей разумным и приятным.

В этом небольшом исследовании я собираюсь поразмышлять об этикете, как об историческом и социальном явлении, проследить, как нормы поведения зародились в человеческом обществе и, постепенно развиваясь, образовали стройную систему различных видов этикета, опираться на которую мы можем в наши дни. Хочется также выяснить, какие именно виды этикета важнее всего для работника школы. Так, например, правила столового этикета в школе почти не имеют применения. А вот деловой и речевой этикет для каждого педагога жизненно необходим и является неотъемлемой частью его педагогической компетенции.

Кроме исследования вопроса о нормах этикета, необходимо также выяснить, как изменилась роль педагога в современном обществе, проследить динамику отношений «педагог-ребенок», которые, естественно, не могли не претерпеть значительных изменений с течением времени и в наши дни сильно отличаются от стереотипов, сложившихся в прошлом. Мы знаем, что Федеральные Государственные Стандарты Образования предъявляют высокие требования к подготовке педагогических кадров, поэтому тема «Этика и этикет современного педагога» представляется мне интересной и своевременной, позволяющей ответить на важные вопросы, стоящие перед современным педагогом.

Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. Исходя из этого определения, этикет можно рассматривать как социальное понятие, т.е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этноса ситуациях общения. Соблюдать определённый порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов – это значит принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества. Первыми компонентами поведенческой культуры стали обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Постепенно формировались этические и эстетические поведенческие нормы. Во времена средневековья человек рассматривался как создание божье, но создание ничтожное, полностью зависимое от божественной воли и обязанное, отказавшись от радостей жизни, молиться и прославлять создателя. В эпоху Возрождения сформировалось, прежде всего, в Италии, новое отношение к человеку как великому творению бога, давшего человеку способности и таланты, силу и ловкость, ум и стремление к познанию. Тот, кто, неустанно развивал в себе эти качества, становился достоин уважения. И в западноевропейском обществе возникла потребность в проявлении уважения посредством поведения. На основе опыта, уже накопленного поведенческой культурой, создавались поведенческие правила, суть которых заключалась в создании условий для приятного общения, в демонстрации желания и потребности нравиться окружающим людям, в демонстрации уважения к окружающим людям.

Итак, этикет — это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом. У нас есть все основания для утверждения, что этикет, будучи компонентом поведенческой культуры, вобрал в себя все предыдущие поведенческие явления, созданные человечеством, и добавил к ним стремление нравиться окружающим людям и быть приятным для общества. Профессор Э.А. Уткин выделяет основные требования этикета:

1.  Вежливость и корректность.

2.  Тактичность и деликатность.

3.  Скромность.

4.  Пунктуальность и обязательность.

Грубое несоблюдение любого из этих требований обязательно приводит к серьезным проблемам в деловых отношениях.

Педагог должен быть вежлив всегда и со всеми: с коллегами, с родителями учеников, с другими работниками школы, с посторонними посетителями и, конечно, в первую очередь, с детьми. Эта вежливость проявляется и в правильном подборе лексики (многие учителя до сих пор отдают распоряжения детям в очень категоричной форме, не понимая, что они звучат невежливо и могут обидеть ребенка), и в интонации, спокойной, дружелюбной, выдержанной, и в соблюдении определенной дистанции между собеседниками, необходимой для комфортного общения. Надо, впрочем, заметить, что для разных возрастных групп, и даже для разных детей эта дистанция различна. Так малыши из начальной школы, если они не запуганы школьной жизнью, обычно проникаются пылкой привязанностью к своим учителям и никакой дистанции не соблюдают, даже, наоборот, стремятся подойти как можно ближе, и оттолкнуть такого ребенка нельзя, так как, очевидно, ему не хватает тепла и дружелюбия со стороны взрослых. Поделиться с таким малышом своей уверенностью и оптимизмом необходимо, и это, конечно, не правило этикета, а просто естественное желание помочь тому, кто нуждается в помощи. Другие же ребята, напротив, не любят, когда кто-то подходит к ним слишком близко. В подростковом возрасте данное ощущение обычно усиливается, и, конечно, учитель должен с пониманием и уважением воспринимать это стремление к личной независимости.

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев ряд вопросов, связанных с темой « “Этика и  этикет современного педагога», можно сделать следующие выводы:

Этикет – важный продукт человеческой культуры, формировавшийся

в течение веков и заслуживающий серьезного изучения.

Этикет это не набор формальных норм и ритуалов, а система правил,

дающая человеку возможность проявить свое уважение к окружающим, тесно связанная с понятиями «культура» и «нравственность».

  • Этикет необходим любому педагогу для того, чтобы грамотно строить

отношения с детьми, родителями учеников и коллегами, выглядеть достойно в глазах своих воспитанников.

  • Этикет педагога является воспитательным фактором, способом

передать подрастающему поколению идеалы культуры и нравственности.

  • С течением веков роль учителя сильно изменилась, и в современном

мире учитель, не владеющий правилами этикета, не сможет успешно решать задачи, которые ставит перед ним общество.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт

 ориентирован на становление личностных характеристик ученика, а становление успешной и социально активной личности, уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, невозможно без усвоения правил и норм этикета.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт

предъявляет высокие требования к уровню подготовки педагогических кадров и рассматривает владение нормами этикета как составной компонент педагогической компетенции.

        ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

http://www.philol.msu.ru/~rki/Etiquette/4toetiket.html

М.Г. Подопригора «Деловая этика»

Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с.

http://moyuniver.net/etiket-v-professionalnoj-podgotovke-pedagoga/

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ . Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413

http://otveti-examen.ru/pedagogika/15-otvety-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-pedagogike-chast-1

http://wiki.soiro.ru/Современный_педагог_и_проблема_имиджа

http://bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter1-5.php

       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Этика и этикет"

Содержание базового гуманитарного образования, изучение истории этикета  в русской культуре является расширением общего обществоведческого образования, в частности знаний по традиционной эт...

Рабочая программа по курсу "Профессиональная этика и этикет"

Составительская программа для 10, 11 профильных классов. Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, требования к уровню подготовки....

Рабочие программы «Этика и этикет» для учеников 6, 7, 8 класса

Цель программы - способствовать развитию высоконравственной, культурной, всесторонне развитой личности. На изучение программы «Этика и этикет» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный ...

Лекции по этике и этикету

1. Этикет в семье. Как избежать ссор с родителями. 2. Собираемся в школу. Правила поведения на уроке и на перемене.3. Правила поведения в школьной столовой и в ресторане.4. Правила поведения в би...

Презентация к уроку ОДНКНР модуль Светская этика "Речевой этикет" 5 класс

В презентации предложены упражнения-задания для выполнения на уроке и домашнее задание...

Дистанционный урок русского родного языка. Урок хороших манер. Манера речи-этика и этикет.

Отдыхаем и учимся! Предложен к просмотру веселый видеоурок хороших манер....

ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ в системе «ПЕДАГОГ -ПЕДАГОГ» и «ПЕДАГОГ-УЧЕНИК»

Общими для любого вида профессиональной деятельно­сти, в том числе и педагогической, являются факторы, стиму­лирующие трудовую активность специалиста. Основные из них лежат в области «че...