Статья на тему: «Метод «портфолио» как средство совершенствования и контроля учебного процесса»
статья на тему
Метод заполнения портфолио обучающихся во время обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cstatya_ira.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Метод «портфолио» как средство совершенствования и контроля учебного процесса»
Эффективность подготовки квалифицированных кадров профессионального образования в современных условиях напрямую зависит от формирования у обучающихся положительной мотивации к освоению профессии. Огромное значение при этом имеет развитие способности быстрой адаптации к новым социально-экономическим условиям и производственным отношениям.
Известно, что немалый процент контингента обучающихся учреждений НПО и СПО – это подростки со слабыми познавательными способностями, низким уровнем общеобразовательной подготовки, невысоким адаптационным потенциалом в реальной социальной среде. Все эти факторы приводят к снижению учебной мотивации и, к сожалению, это становится массовым явлением. У такой категории студентов наблюдается снижение интереса не только к самому процессу обучения, но и к результату этого процесса – оценкам качества обучения и освоения профессии. В связи с этим система оценочной деятельности в режиме перехода к развивающему обучению становится особенно актуальной. Учитывая требования ФГОС НПО и СПО, и работодателей к качеству профессионального образования, где кроме основополагающих критериев оценки в подготовке обучающихся к труду: знаний, умений, навыков оцениваются также индивидуальные возможности и способности, творческое отношение к труду, самостоятельность принятия решений, способность к самоанализу и самоконтролю, коммуникативная культура. Поэтому возникает необходимость в изменении подходов диагностико-аналитической деятельности образовательного процесса, что позволит повысить качество профессионального образования.
Одним из эффективных способов управления качеством образования сегодня по праву считают портфолио («портфель индивидуальных достижений») обучающихся. Во многих странах этот метод является технологией аутентичного оценивания уровня сформированности компетенций выпускников профессиональных учебных заведений.
Учебное портфолио – это индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты в «продуктном» виде, а с другой – содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории обучающегося, т. е. о качестве процесса обучения. При этом и сам студент, и мастер производственного обучения, и классный руководитель, могут эффективно анализировать и планировать образовательную деятельность. Технология «портфолио» как средство контроля представляет собой систему оценивания и отслеживания успехов обучающегося, трудностей, с которыми он сталкивается, и путей их преодоления. Кроме того, особая роль, отводящаяся самооценке, позволяет утверждать, что портфолио является также инструментом самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации, как студента, так и его наставников.
В наиболее общем понимании «портфолио» есть форма и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности (сбор, анализ и оценка), а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (однокурсников, педагогов, наставников, социальных партнёров, руководителей секций, кружков, родителей; результатов участия в олимпиадах, конкурсах, опросов тестовых центров, общественных организаций, научных сообществ и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовки и компетентности данного обучающегося с возможностью дальнейшей коррекции как учебно-воспитательного процесса в целом, так и индивидуальных траекторий обучения и программ развития.
Согласно ФГОС НПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в нашем филиале «Железногорский политехнический колледж» была разработана ОПОП, срок реализации которой соответствует периоду обучения – 2 года 5 месяцев. Этот срок можно разделить условно на три ступени (курса) обучения. Соответственно каждая ступень дает свои результаты, которые можно зафиксировать, используя метод «портфолио» в виде бумажного носителя, фото и видео. Поэтому я, как мастер производственного обучения студентов профессии «Сварщик», решила использовать метод «портфолио» для оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся в своей группе. Но прежде чем широко внедрять в учебно-воспитательный процесс этот метод, необходимо было четко сформулировать его структуру, определить содержание рубрик и разработать технологию оценки содержания. Изучив информационный материал по данному вопросу, я разработала для себя следующую структуру «портфолио», условно разделив его содержание на три ступени. Структура показан в таблице1.
Таблица 1. Содержание портфолио по курсам обучения
Содержание | Раздел I | Раздел IΙ | Раздел IΙΙ |
1-й курс обучения | Результаты промежуточной аттестации: -теоретическое обучение -учебная практика; -производственная практика | Портфолио достижений: -творческие работы и рефераты; -техническое творчество (выставки); -участие в конкурсах и олимпиадах профмастерства; -участие в конференциях, предметных неделях; -участие в спортивных соревнованиях. | Рекомендации и отзывы: -заключения мастеров производственного обучения, классных руководителей по итогам учебного года (характеристика); -резюме, подготавливаемое обучающимся согласно оценок собственных учебных достижений; -рекомендательные письма или отзывы (ходатайство) о прохождении производственной практики. |
2-й курс обучения | Результаты промежуточной аттестации: -теоретическое обучение -учебная практика; -производственная практика | Портфолио достижений: -творческие работы и рефераты; -техническое творчество (выставки); -участие в конференциях, предметных неделях; -прохождение факультативов; -участие в конкурсах профессионального мастерства (внутриучилищных, областных, региональных); участие в внутриучилищных, поселковых, районных, областных конкурсах художественной самодеятельности; -участие в спортивных соревнованиях (внутриучилищных, поселковых, районных, областных). | Рекомендации и отзывы: -заключения мастеров производственного обучения, классных руководителей по итогам учебного года (характеристика); -резюме, подготавливаемое обучающимся согласно оценок собственных учебных достижений; -рекомендательные письма или отзывы (ходатайство) о прохождении производственной практики. |
3-й курс обучения | Результаты промежуточной аттестации: -теоретическое обучение -учебная практика; -производственная практика | Портфолио достижений: -творческие работы и рефераты; техническое творчество (выставки); -участие в конференциях, предметных неделях; -прохождение факультативов); -участие в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства (внутриучилищных, областных); -участие в училищных, поселковых, районных, областных конкурсах художественной самодеятельности; -участие в спортивных соревнованиях (внутриучилищных, поселковых, районных, областных). | Портфолио достижений: -отзывы мастеров производственного обучения, классных руководителей по итогам учебного года (характеристика); -резюме, подготавливаемое учащимися с оценкой собственных учебных достижений; -наличие отзывов о прохождении производственной практики работодателей (социальных партнеров и наставников). |
Такой подход позволил мне выпустить группу студентов по новой образовательной программе с высокими показателями оценки освоения общих и профессиональных компетенций и реализовать поставленные цели:
- во-первых, объективно и максимально полно выявить актуальные и перспективные возможности и способности каждого обучающегося, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, раскрыть его человеческий, профессиональный и творческий потенциал;
- во-вторых, сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивного и конструктивного отношения к внешней критике;
- в-третьих, содействовать личностно-профессиональному самоопределению обучающихся и способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности и проектированию на этой основе жизненной и профессиональной карьеры.
В заключении скажу, что всю информацию на каждого обучающегося я представила на государственной итоговой аттестации в виде папки с бумажными носителями и фото, видео в виде электронного носителя. Это позволило объективно и качественно оценить результаты обучения не только мне как мастеру производственного обучения, но и аттестационной комиссии. А обучающимся легко освоить и подтвердить профессиональные и общие компетенции, повысить мотивацию на дальнейшее обучение, расширить свой культурный кругозор знаний и укрепить патриотизм и любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Методы, средства, виды развития слухового восприятия детей с нарушением слуха во внеурочное время".
Статья предназначена для педагогов специальных (коррекционных) учреждений I и II вида, а также для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...
Статья на тему "Игра как средство повышения мотивации в учебном процессе"
Методическая разработка на тему применения игровых технологий в образовательном процессе...
Статья на тему "Метод беседы как средство развития познавательного интереса на уроках изобразительного искусства "
Развитие познавательного интереса...
Статья "Музей школы-эффективное средство совершенствования воспитательного и образовательного процесса"
Музей стал центром всей работы по историческому краеведению, именно, школьный музей является хорошим подспорьем в учебно-воспитательн...
Статья по теме: «Интернет-ресурсы как средство повышения эффективности процесса обучения»
В статье рассматривается классификация интернет-ресурсов. Возможности их использования на уроках химии. Преимущества использования интернет-ресурсов в процессе обучения. Предложены ссылки на некоторые...
использование и разработка средств ИКТ для организации учебного процесса, контроля и фиксации его результатов на уроке иностранного языка
Обобщенный перечень средств ИКТ, цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, которые помогут провести интересный современный, а главное, эффективный урок...
Статья в журнал Раздумья на тему "Методы формирования, развития и совершенствования навыков аудирования при подготовке к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ", август 2018
В данной статье говорится о подготовке учащихся к успешной сдаче части "Аудирование" при подготовке к ГИА ОГЭ и ЕГЭ...