Статья на тему "Игра как средство повышения мотивации в учебном процессе"
методическая разработка по английскому языку

Методическая разработка на тему применения игровых технологий в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья75 КБ

Предварительный просмотр:

“Tell me – I forget;
Show me – I remember;
Involve me – I understand

Скажи мне – я забуду;
покажи мне – я запомню;
вовлеки меня – я пойму

Школа – это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.

Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Реализовать эту задачу помогает технология личностно-ориентированного обучения, автором которой является И.С. Якиманская. Мне близки ее взгляды, что урок должен быть направлен на создание условий самореализации, самостоятельности каждого ученика; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка; на стимулирование учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога, полилога).

Чтобы добиться динамики развития речевых способностей учащихся, я в полной мере использую модернизированные игры из своего детского опыта, методические разработки других учителей иностранного языка, появляющиеся в периодических изданиях, а также те игры, которые я придумываю сама в соответствии с изучаемой темой.

Тщательное изучение технологии обучения иноязычной культуре Е.И. Пассова, игровой технологии С.А. Шмакова, знание возрастных психологических способностей школьников (Л.С. Выготский), программы по английскому языку для общеобразовательной школы (Н.Д. Гальскова, Е.Я. Григорьева и другие), знакомство с методом интенсивного обучения иностранным языкам (Г.А. Китайгородская), со статьями по формированию коммуникативной компетенции у учащихся (И. Л. Бим, Р.П. Мильруд) позволило мне разработать систему игр на различных этапах обучения английскому языку.

Именно игра, по моему мнению, позволяет обыгрывать  на  иностранном  языке  самые  разные  ситуации, использовать разнообразную лексику, позволяет учащимся отрабатывать речевые навыки и умения в разных условиях; ставит  учащихся в положение, когда  им  необходимо  использовать и развивать речевые навыки и умения;  является подготовкой к     использованию иностранного языка в многочисленных ситуациях реальной жизни; способствует созданию    благоприятной  психологической    атмосферы общения; помогает сделать урок более интересным и увлекательным; развивает    умственную     и     волевую     активность,     требует    большой концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

В психолого-педагогической науке и практике разработаны требования к организации игр на уроках иностранного языка, которые являются основополагающими в моей деятельности:

  • игра не должна быть образцом для механического подражания, это образец творчества;
  • учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными;
  • в игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу в игре;
  • формулировка игровой ситуации, правила игры, рассказ о том, что получается в результате, должны даваться на родном языке;
  • игра должна вызвать эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в нее.

Игра на уроке – это увлекательное занятие. Атмосфера радости и увлеченности, ощущение посильности заданий способствуют развитию речи детей, помогают преодолеть стеснительность, которая мешает употреблять иноязычные слова в речи.

На уроке я использую разные типы игр:

  • игры с правилами,
  • творческие игры,
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры.

Игры с правилами и творческие игры. Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли.  Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила я даю детям возможность установить самим, в зависимости от сюжета. Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитии сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.

        Примером игры с правилами является игра «Сделай наоборот»,  которая способствует развитию внимания, памяти. В игре принимает участие любое количество игроков. Все встают в круг. Ведущий - в центре. Какие бы команды он не давал, делать нужно наоборот. Например, он говорит: "Stand up!", а нужно сесть, говорит: "Be fat", а нужно показать, что ты худенький и т.д. Те, кто ошибается, выбывает из игры или получает штрафную фишку (карточку). Выигрывает самый внимательный.

Примером творческой игры является игра «Кляксы»  помогает развитию воображения. Учитель (или один из учеников) показываю картинки, на которых изображены бесформенные кляксы. Дети пытаются увидеть, на что они похожи. I think, it is a crocodile. I think, it is a train.

Дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, которые я предлагаю им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая определенные трудности. Ребёнок воспринимает предложенную ему задачу, как практическую игровую. Это повышает его умственную активность.

                Игра «Волшебный поезд» способствует развитию логического мышления. На доске я выкладываю поезд с вагончиками. В вагончиках живут пассажиры-картинки, логически связанные между собой, кроме одного.

        Учащиеся должны найти закономерность и выявить «лишний» вагончик.

Cats,   dogs, pigs,   cows are domestic animals.

Elephants are wild animals.

Ролевые игры. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование на уроке ролевых игр. Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Примеры ролевых игр, которые применяются мною на уроках в начальной школе:

        «Магазин»: один учащийся играет роль продавца, а другой – покупателя. Они разыгрывают между собой диалог: вежливая просьба – вежливый ответ на неё. Я использую данную игру при изучении темы «Продукты», «Одежда".

        Я также использую ролевые игры по сюжетам сказок «Репка», «Теремок» и т.д.

“The turnip”(Репка)

        В игре можно закрепить речевые образцы и лексические единицы по теме «Семья», «Модальный глагол can» и т.д.

        Условие игры: нужно рассказать от лица того персонажа, которого играешь. Например:

Бабушка: Im a grandmother. Im old. I can not dance and run.

Репка: Im a turnip. Im very big. Im yellow and green. I can not jump.

        Герои сказки представились, рассказали о себе. Игра началась.

Grandfather: Oh, what a big turnip we have in our garden. I want to pull it out. 1,2,3… lt is too big for me. Granny, come here. Help me, please.

Grandmother: All right, Grandfather. и т.д.

Для показа сказок я приношу на урок бумажные маски или пальчиковые куклы. Дети с огромным энтузиазмом вызываются участвовать в данных ролевых играх, не стесняются и не боятся спрашивать меня, как сказать ту или иную фразу, если они забыли или не знают слов.

Мой личный опыт преподавателя свидетельствует: необходимо соблюдать ряд условий, при которых игры будут способствовать активизации коммуникативной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка:

  • игры необходимо использовать в системе;
  • игры должны постепенно изменяться и усложняться;
  • игра должна соответствовать психологической готовности учащихся к игре, общению, совместной деятельности;
  • форму и содержание игры необходимо выбирать, исходя из количества детей,  участвующих в ней, из характера языкового материала и цели самой игры;
  • в игры необходимо включать языковой материал из других тем с целью повторения;
  • необходимо подумать адекватную форму исправления ошибок;
  • для выбора игры необходимо учитывать её влияние на развитие психических, познавательных процессов, эмоций и воли, на формирование социокультурной компетенции и картины окружающего мира.
  • формирование социокультурной компетенции и картины окружающего мира.

            Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей,  я лишь управляю учебной деятельностью.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Эта особенность игры несет в себе больше возможности для управления коммуникативной деятельностью школьников. Поэтому я включаю в урок игры, развивающие эмоционально-эстетические переживания (например, соревнования, «аукционы» и т.д.). Влияя на эмоционально-чувственную сферу, такие игры способствуют развитию мотивации для коммуникативной активности.

        Как показывает практика, коммуникативная деятельность невозможна без умения строить общение. Для того чтобы научить ребенка общаться, я использую в работе игры, формирующие социокультурную компетенцию. Эти игры моделируют ситуации общения по тому или иному поводу, имитируют социальные отношения (например, ролевые игры, драматизации). Игры с помощью масок и пальчиковых кукол также могут способствовать формированию социокультурной компетенции. На уроках детям очень нравится игра-общение с куклой или с другим персонажем. Общение может проходить на любую тему, которую мы с детьми изучили или изучаем, и, проводя урок, я стараюсь организовать деятельность детей таким образом, чтобы они не только отвечали на вопросы куклы, но и сами задавали вопросы игрушечному персонажу.

При организации игры я разрабатываю  такие правила, которые отвечают учебной задаче и в то же время создают у ребенка иллюзию свободы. Обязательно учитываю степень активности и участия каждого ребенка в ходе игры. Постоянно меняются ведущие игры, роли, выполняемые детьми, а, следовательно, повышается интерес ребенка к игре, желание проявить себя.

Естественно, с игры не снимается ее дидактическая функция. В ходе контроля и оценки результативности учебной деятельности школьников в процессе игры осторожно использую различные формы поощрения. Нельзя скупиться на похвалу и доброе отношение к детям, но оценка должна быть дифференцированной и не должна превратиться в самоцель. Даже самая маленькая победа обязательно мной замечается и оценивается.

Необходимо помнить об условиях, стимулирующих творчество учащихся:

  • высокий эмоциональный уровень игры;
  • доверительное общение;
  • усложнение заданий;
  • введение новых приемов, правил;
  • поощрение импровизации.

Использование разных видов игр не только способствует росту мотивации изучения английского языка, повышает уровень знаний, но и является фактором, определяющим высокий рейтинг этого предмета у учащихся.

При проведении игр на уроках английского языка я, как учитель, являюсь организующей фигурой. Я, прежде всего, определяю вид игры и её место в учебном процессе: форму, время, необходимое для её проведения. Я должна вовлечь в игру как можно больше детей, а затем выйти из неё, продолжая наблюдать за её ходом, давая при этом рекомендации и подсказки, если в процессе игры у детей возникают затруднения.

Мой личный опыт преподавателя свидетельствует: необходимо соблюдать ряд условий, при которых игры будут способствовать активизации речевой деятельности учащихся на уроках английского языка:

  • игры необходимо использовать в системе;
  • игры должны постепенно изменяться и усложняться;
  • игра должна соответствовать психологической готовности учащихся к игре, общению, совместной деятельности;
  • форму и содержание игры необходимо выбирать, исходя из количества детей,  участвующих в ней, из характера языкового материала и цели самой игры;
  • в игры необходимо включать языковой материал из других тем с целью повторения;
  • необходимо подумать адекватную форму исправления ошибок;
  • для выбора игры необходимо учитывать её влияние на развитие психических, познавательных процессов, эмоций и воли, на формирование социокультурной компетенции и картины окружающего мира.

Необходимо заметить, что игры на уроках английского языка должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная речевая деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком.

Подводя итог, я хочу отметить, что применяемые мною методические приемы с использованием игровых технологий в обучении, регулярное применение личностно-ориентированного подхода (в виде обязательного поощрения учащихся, индивидуального подхода  к каждому ученику, создания благоприятной эмоциональной атмосферы и т.д.) позволяют мне постепенно решать обозначенную педагогическую  задачу о развитии речевых способностей учащихся на уроках английского языка.

В завершение хочется сказать, что формула успеха обучения иностранному языку проста:

А лучшим девизом для меня и учеников является:

«Учителю легко, ученику интересно, вместе эффективно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему "Интегрированные уроки - средство повышения мотивации к учебной деятельности"

Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами,  предъявляемыми к обучению.Современная система образования направлена на формирование высокообразованной , интеллектуально ...

Статья: Прием драматизации как средство повышения мотивации к изучению иностранных языков

Драматизация на начальном этапе может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется, прежде всего, в воспроизводящей деятельности по образцу....

Игровые технологии как эффективное средство повышения мотивации учебного процесса и формирования УУД

Игровые технологии как эффективное средство повышения мотивации учебного процесса и формирования УУД...

Статья "Метапредметные задания как средство повышения мотивации к изучению английского языка"

Данная статья описывает опыт учителя по теме, с которой работал на протяжении нескольких лет. Содержит как некоторые теоретические положения, так и описание своего практического опыта....

План работы с обучающимися по истории и обществознанию, имеющими повышенную мотивацию к учебному процессу

План работы с одарёнными детьми. Интерес к истории и обществознания является главным стимулом для расширения и углубления знанийпо по предмету....

Применение ИКТ в учебном процессе как средство повышения мотивации учащихся

Информационно-Коммуникационные Технологии (ИКТ) – это совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие)....