Статья в журнал Раздумья на тему "Методы формирования, развития и совершенствования навыков аудирования при подготовке к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ", август 2018
статья
В данной статье говорится о подготовке учащихся к успешной сдаче части "Аудирование" при подготовке к ГИА ОГЭ и ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razdumya_aud-nie_2018.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Хотя аудирование и является сложным видом речевой деятельности, но тем не менее усвоение языка и развитие речевых навыков главным образом происходит через него.
Как подготовить учащихся к сдаче части «Аудирование» в государственной итоговой аттестации? Я думаю, что подготовка должна начинаться уже с первых уроков в начальной школе. Для адаптации к аудированию и устранения психологических сложностей на уроках английского языка мною вводятся песни, стихи, мини диалоги, которые озвучены носителями языка. В настоящее время современные технические условия, такие как аудио-видео записи, интернет позволяют в полной мере не только формировать навыки аудирования, но развивать и усовершенствовать их. На своих уроках я применяю комплексный подход в обучении аудированию, систематически использую различные методы, поэтапно внедряю различной степени сложности упражнения, использую дифференцированный подход.
Учитывая тот факт, что обучение английскому языку начинается со 2 класса, это дает учителям иностранного языка большие возможности как можно раньше научить детей слушать, распознавать и понимать иностранную речь.
На каждой ступени обучения мною используются определенные методы, подходы и технологии. Чем старше дети, тем интенсивнее мною внедряются усложненные упражнения. Но структура обучения едина для любой возрастной категории.
Приступая к работе по развитию навыков аудирования в начальной школе (2-4 классы), мною используется следующий план:
- Вводится новая лексика (подготовительные упражнения создают основу для прослушивания, позволяют снять психологический барьер).
- Отрабатываются / закрепляются новые слова.
- Перед тем, как приступить к аудированию ученикам предлагается посмотреть на опорные картинки в учебнике. Ученики пытаются спрогнозировать будущий рассказ на родном языке (речевые упражнения).
- Перед учениками ставится задача до прослушивания аудиозаписи. Это может быть вопрос. В качестве дифференцированного подхода слабым ученикам дается задание назвать действующих лиц после прослушивания аудиозаписи.
- Ученики слушают аудиозапись и стараются ответить на поставленный вопрос, пересказывают текст на родном языке, отвечают на дополнительные вопросы учителя.
- Паузированное прослушивание текста, разбор сложных слов, фраз, грамматических структур, чтобы каждый ученик понял смысл всего текста.
- Прослушивание аудиозаписи, достижение 100% понимания текста, повторение отдельных сложных, важных, новых слов/фраз/выражений/грамматических структур, которые вызвали сложности у учащихся в понимании.
В 5-6 классах я усложняю методику работы.
- Ученики получают задание на дом: прочитать и понять текст. На уроке при закрытых глазах, чтобы все внимание было сосредоточено только на прослушивании, ученики слушают текст 2 раза.
- Ученики дают самооценку пониманию содержания текста, анализируют ошибки и моменты, в которых у них возникли затруднения. Чаще всего это новые слова, которые они еще не запомнили, реже это слова, которые они не смогли распознать.
- Дети передают общий смысл текста.
- Словари с новыми словами лежат в открытом виде на партах. Вся последующая работа происходит с опорой на словарь, что позволяет детям быстрее запомнить новые слова.
- Паузированное прослушивание с повторением отдельных слов/фраз/выражений/грамматических структур, которые вызвали затруднения у учащихся в понимании. В данной работе успешно используется метод самооценивания при помощи «смайлов». Если ученик все понял и у него не возникло вопросов и затруднений, то он показывает «улыбающийся» смайл, если у ученика возникли сложности, то он показывает «сдержанный» смайл, если ученик понял меньше половины, то у него «грустный» смайл. Как правило, учащиеся не боятся показывать соответствующий смайл, т. к. за это я не снижаю итоговую оценку за работу на уроке, тем самым я стимулирую ученика на полноценную работу. Чаще всего объяснения по паузированному прослушиванию я прошу дать ученику, который показал «сдержанный» или «грустный» смайлик. Все сообща выясняют с какими проблемами столкнулся данный ученик, дают объяснения, таким образом, происходит повторение грамматики, правил чтения и других моментов.
- Прослушивание текста еще раз, чтобы убедиться в правильном понимании текста всеми учениками.
- Пересказ текста или рассказ диалога по ролям, что позволяет отработать и закрепить новый материал.
После таких практических занятий, когда у учащихся сформировались навыки аудирования, из плана работы можно исключить пункт «чтение и понимание текста дома» и далее в 7-9 классах проводить аудирование по незнакомому тексту по той же схеме.
В дальнейшем задача мною усложняется следующим образом: может быть несколько вопросов-задач до начала аудирования, уровень этих вопросов может быть различным и т.д.
Любое аудирование текста завершается его пересказом, рассказом по ролям, изложением в зависимости от уровня знаний учащихся.
В 9,10 и 11 классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ я даю возможность ученикам прочитать стратегии выполнения заданий по аудированию, далее поработать со скриптом, выделить в нем ключевые слова, выбрать ключевые предложения. Затем они слушают аудиотекст и проверяют себя по ключам, анализируют ошибки. Работа с заданиями не должна включать в себя просто автоматизированную проверку, это должна быть интеллектуальная работа, мыслительный процесс, большой труд ученика и учителя.
При работе с аудиотекстами в условиях низкого уровня подготовки школьников я могу отойти непосредственно от заданий формата ЕГЭ и предложить следующие целевые установки к прослушиванию:
- Прослушайте текст и назовите ключевые слова,
- Прослушайте текст и определите его тему,
- Прослушайте текст и назовите его основную идею,
- Прослушайте диалог, определите, где и когда происходит действие,
- Прослушайте диалог, укажите мнение каждого говорящего по определенному вопросу.
В настоящее время методика преподавания аудирования включает в себя обучение этому виду речевой деятельности как цели обучения и как средству овладения другими видами речевой деятельности. Поэтому для достижения желаемых результатов в обучении аудированию я применяю подготовительные и речевые упражнения в последовательной системе.
В качестве результата вышеуказанных способов по обучению аудированию, барьер в понимании иноязычной речи мною снимается уже в начальной школе. Ученики с легкостью и интересом выполняют любые задания по прослушиванию в соответствующем им уровне знаний. Ученикам выпускных классов данная система позволяет справиться с итоговым государственным экзаменом по английскому языку в части «Аудирование».
Библиография
1. Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. – М.: «Просвещение», 1985. – 79с.
2. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи. // Иностранные языки в школе. -1996. - №5 – С. 21-23.
3. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления. // Иностранные языки в школе. – 1987. - №1 - С. 18.
4. Рыбина О. В. Обучение аудированию на уроках иностранного языка. // Образование в современной школе. - 2001. - №5-6 - С. 35-43.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие умений и навыков в аудировании при подготовке к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы
Умения в аудировании являются необходимыми при обучении иностранному языку, но, в тоже время, это и один из видов речевой деятельности, который вызывает наибольшие трудности у учащихся. Тем более акту...
ИКТ как средство развития и совершенствования навыков аудирования и устной речи в обучении иностранному языку.
Обобщение педагогического опыта...
Выступление на ШМО учителей иностранного языка на тему "Методы совершенствования навыков аудирования при подготовке к ГИА" 2019
Данный материал полезен для учителей английского языка...
Использование программного обеспечения MyTestXPro как средства совершенствования навыков аудирования при подготовке к ЕГЭ по английскому языку
На заседании XIII Съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов сказал, что «неуспе...
Формирование УУД на уроках математики в системе подготовки к итоговой аттестации
Презентация к докладу содержит основной теоретический материал по теме и иллюстративные примеры из опыта работы....
Статья "Совершенствование речевых навыков школьников при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку"
В данной статье предлагаю методику работы, опробированную учителями г. Ачинска, по совершенствованию речевых навыков обучающихся при подготовке к устному собеседованию в 9 классе. Это методика взаимот...
Формирование самостоятельной и творческой активности учащихся при подготовке к итоговой аттестации.
Выступление на методическом объединении города с приложением карточек по некоторым темам работ....