Элективный курс "Основы делового общения".
рабочая программа (9 класс) на тему
Представлена программа элективного курса "Основы делового общения". Элективный курс знакомит учащихся 9 - 11 классов общеобразовательных учреждений с основами делового общения и помогает приобрести навыки, необходимые для трудовой деятельности и профессионально роста в любой сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общебразовательное Учреждение
« Средняя Общеобразовательная Школа № 17»
Рассмотрено Принято Утверждаю
на заседании методического педагогическим советом директор школы
объединения, протокол № протокол № __________
от____________2013года от____________2013года приказ №_____от __________
«Основы делового общения»
Элективный курс
9-11 классы
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………...2
Содержание программы …………………………………………………………………………............3
Этапы реализации программы…………………………………………………………………………...3
Тематическое планирование …………………………………………………………………………….4
Литература, необходимая для изучения курса………………………………………………………….5
Программа разработана для учащихся 9-11 классов в предметной области «Филология»
Образовательная область: литература
Учебная дисциплина: литература
Вид образовательной программы: общеобразовательная (дополнительная)
Вторая ступень образования (основное (общее) образование)
Пояснительная записка
Элективный курс знакомит учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений с основами делового общения и помогает приобрести навыки, необходимые для трудовой деятельности и профессионального роста в любой области. Это прежде всего умение бесконфликтно и эффективно общаться с коллегами и партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с письменной документацией.
Элективный курс «Основы делового общения» включает 8 глав. Они посвящены определенным элементам делового общения: психологическим характеристикам культуры общения, культуре речи, невербальному общению, работе с письменными документами, общению по телефону, деловым встречам, конфликтам в коллективе.
Каждая глава состоит из теоретической и практической части, которые включают рубрики «Проверь себя» и «Самостоятельная работа». Они помогут закрепить и проанализировать изученный материал, развить навыки делового общения. Вопросы и задания направлены на поиск нужного решения в ситуациях делового общения (деловые игры).
Важную роль играют и упражнения, тесты, игры. Материал, представленный в них, может быть использован для оценки поведения старшеклассников в определенных бытовых и рабочих ситуациях, а также для выявления специфических свойств его характера.
Знания, полученные в процессе изучения этого курса, какую бы область деятельности не выбрали учащиеся, помогут им найти свое место в жизни.
Новизна данного курса: эффективная форма приобретения новых знаний, формирует у учащихся ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, общекультурные, необходимые в любой сфере деятельности.
Основная идея программы: сформировать у учащихся уверенность в своем будущем, готовность к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Содержание программы
Данная тема элективного курса актуальна, так как реализует основные задачи по выбору в системе предпрофильной подготовки учащихся.
Цель элективного курса: способствовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции, формированию готовности к конкурентной борьбе на рынке труда.
Задачи:
Развивающие: развивать разносторонние качества учащегося и профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Воспитательные: воспитывать культуру речи и бесконфликтные отношения с окружающими.
Образовательные: формировать у учащихся потребность действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с письменной документацией.
Курс направлен на формирование у учащихся ключевых компетенций: коммуникативно - информационной, учебно – познавательной.
Курс занятий по этой программе включает теоретическую, практическую, творческую направленность.
Основные методы организации обучения: лекции, беседы, игры, самостоятельная работа, практическая работа, дидактические и ролевые игры.
Формы организации обучения: коллективные группы, самостоятельная деятельность
Основной формой является практические занятия: оформление письменной документации.
Формы контроля: тестирование по основным разделам, практические и творческие задания, сообщение по различным темам
Данная программа осуществляет связь между предметами: литература, психология, культурология, риторика русского языка
Этапы реализации программы:
Первый этап: составление программы по предпрофильной подготовки учащихся.
Второй этап: внедрение программы в практику работы со старшеклассниками.
Третий этап: обобщение результатов реализации программы.
Тематическое планирование элективного курса
9-10 классы.
№ | Тема занятия | Вид деятельности | Контроль | Примечание |
1 | Основные психологические характеристики культуры общения | лекция | вопросы | |
2 | Культура речи | Беседа Практическое занятие. | собеседование | |
3 | Невербальное общение | Беседа. Практическое занятие по группам. Нестандартные ситуации. | собеседование | |
4 | Письменная коммуникация. | лекция | вопросы | |
5 | Отчет. Доклад. | лекция | тест | |
6 | Конспект. Анкета. | лекция | вопросы | |
7 | Деловая переписка. | Ролевая игра | сообщение | |
8 | Нота, меморандум, памятная записка. | Ознакомительная лекция. | Вопросы. | |
9 | Письмо. Структура делового письма. | Самостоятельная работа по написанию делового письма. | Сообщение. | |
10 | Общение по телефону. По телефону звонят вам. | Работа по группам. Практические задания. | собеседование | |
11 | По телефону звоните вы. | Работа по группам. Практические задания. | Анализ конкретных ситуаций. | |
12 | Деловые беседы. Проведение переговоров. | Аналитический тренинг | Вопрсы, тест | |
13 | Визитные карточки. | Самостоятельная работа по составлению своей визитной карточки. | сообщение | |
14 | Типы и причины конфликтов. | беседа | тест | |
15 | Разрешение конфликтов. | Практическое занятие по группам. Нестандартные ситуации. | анкетирование | |
16 | Основы делового общения.. Повторение. | Ролевые игры, практические задания. | тест | |
17 | Зачет. | Тесты. Защита рефератов. | анкетирование |
Литература, необходимая для изучения курса
Введенская Л.А. «Культура и искусство речи» Р-на-Д, Феникс 1998
Ушаков Т.Н. Речь человека в общении М 1999
Громова Н.М. Основы деловой переписки. – М.; РУССЛИТ, 1992.
Громова Н.М., Деева Т.М., Кричатова Е.В. и др. Ваш зарубежный партнер
(Переписка, документация, контракты). – М.; Техно-экология, 1992.
Деловая переписка с иностранными фирмами: Практическое пособие. – М.;Имидж, 1991.
Кудряев В.А. и др. Организация работы с документами – М.: ИНФРА-М,1999.
Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. - М.: Прогресс, 1995. - с. 297 2.
Ягер Джен. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1995. - с.285
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. - М., 1988.
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. - М., 1991.
Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания.-., 1989.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. - М., 1989.
Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. - Ярославль, 1992.
Лабунская В. А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.
Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу: Пер. с англ. - М., 1988.
Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1997.
Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1997.
Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить организацию.— К., 1994.
Перечень разделов с указанием количества
лекционных и практических часов
Лекционные часы: 7 часов
1 Основные психологические характеристики культуры общения
2 Письменная коммуникация.
3 Отчет. Доклад.
4 Конспект. Анкета.
5 Типы и причины конфликтов.
6 Нота, меморандум, памятная записка.
7 Культура речи.
Практические часы: 7 часов
1 Письмо. Структура делового письма.
2 Общение по телефону. По телефону звонят вам.
3 По телефону звоните вы.
4 Деловые беседы. Проведение переговоров.
5 Визитные карточки.
6 Разрешение конфликтов.
7 Деловая переписка.
Тематическое планирование элективного курса
11 класс.
(практические занятия с опорой на английский язык)
№ | Тема занятия | Вид деятельности | Контроль | Примечание |
1 | Основные психологические характеристики культуры общения | лекция | вопросы | |
2 | Культура речи | Беседа Практическое занятие. | собеседование | Особенности культуры речи англичан |
3 | Невербальное общение | Беседа. Практическое занятие по группам. Нестандартные ситуации. | собеседование | Разговорный английский |
4 | Письменная коммуникация. | лекция | вопросы | Правила написания писем на английском языке |
5 | Отчет. Доклад. | лекция | тест | |
6 | Конспект. Анкета. | лекция | вопросы | Заполнение анкеты на английском языке |
7 | Деловая переписка. | Ролевая игра | сообщение | |
8 | Нота, меморандум, памятная записка. | Ознакомительная лекция. | Вопросы. | Написание резюме на английском языке |
9 | Письмо. Структура делового письма. | Самостоятельная работа по написанию делового письма. | Сообщение. | на английском языке |
10 | Общение по телефону. По телефону звонят вам. | Работа по группам. Практические задания. | собеседование | на английском языке |
11 | По телефону звоните вы. | Работа по группам. Практические задания. | Анализ конкретных ситуаций. | на английском языке |
12 | Деловые беседы. Проведение переговоров. | Аналитический тренинг | Вопрсы, тест | Бизнес-лексика на английском языке |
13 | Визитные карточки. | Самостоятельная работа по составлению своей визитной карточки. | сообщение | на английском языке |
14 | Типы и причины конфликтов. | беседа | тест | |
15 | Разрешение конфликтов. | Практическое занятие по группам. Нестандартные ситуации. | анкетирование | |
16 | Основы делового общения. Повторение. | Ролевые игры, практические задания. | тест | Деловая лексика на английском языке |
17 | Зачет. | Тесты. Защита рефератов. | анкетирование |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
-творческая работа
-реферат
-устный опрос
-устная самостоятельная работа
-выступление с сообщением
- устный зачет: 1) зачет комплексной проверки знаний;
2) зачет по проверке одной темы или одного вида деятельности учащихся.
-тесты:
1) тесты воспроизведения информации,
2) тесты самостоятельного анализа,
3) тесты оценочного характера,
4) тесты сравнительного характера,
5) тесты обучающего характера,
6) тесты сопоставляющего характера,
7) тесты обобщения.
Проверочные карточки
- Репродуктивные, (воспроизводящие), т.е. от учащихся требуется узнать и воспроизвести учебный материал: описать, рассказать, сделать по образцу,
- Сравнительные - направленные на отработку навыков сравнения фактов, событий, объектов. Учащиеся развивают логическое мышление, проверяется качество знаний,
- Логически-поисковые - эти задания позволяют дать анализ фактов, событий, понятий учебного материала, путем рассуждений и размышлений дать правильный ответ,
- Ассоциативно-сравнительные - предполагают активную самостоятельную умственную деятельность учащихся, развивают воображение, инициативу, закрепляют умение оперировать полученными знаниями, формируют оценочные суждения,
- Обобщающие - предусматривают умение выявлять причинно-следственные связи между событиями, умение делать выводы, обобщения на основе фактического материала. Эти задания развивают логическое мышление, и повышает познавательную активность учащихся.
Культурологическая, ролевая игра
Этот вид контроля знаний направлен на то, чтобы заинтересовать учащихся предметом, учебным процессом в целом. Он основывается на учете психологических особенностей учащихся.
Формы контроля меняются в зависимости от степени усвоения учебного материала учащимися разных групп (сильные группы, слабые)
Использование ИКТ
на данном элективном курсе
Посредством информационно-коммуникационных технологий осуществляется:
- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов (создаются рефераты, пишутся сочинения (письма) и др.);
- сканирование;
- создание звукового сопровождения и видеоизображения;
- выполнение разнообразных творческих работ;
- оформление результатов работ на компьютере;
- подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
- поисковая, исследовательская работа в Интернет-пространстве;
- отправка работ средствами Интернет и электронной почты;
-выпуск печатной продукции (тематические тесты и т.д.).
- создание резюме учащихся;
- просмотр видеофильмов;
- использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
- информационные стенды;
- использование тестовых компьютерных диагностик, бланков, развивающих игр для индивидуальной и групповой работы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...
Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"
В конспекте занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия....
Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"
Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового...
Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов
Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составле...
Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»
Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...
Программа элективного курса "Деловое общение"
В настоящее время особо актуальны проблемы культуры речи в сфере делового общения. Социальные и экономические изменения в жизни современного общества заставили обратить внимание на сферу деловых отнош...
Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"
Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учител...