Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Лях Вера Леонидовна

В конспекте  занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_kultura_rechi.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Культура речи»

Конспект

занятия  в 10 классе по теме «Культура делового общения»

Цели.         

  1. Познакомить учащихся с особенностями ведения деловых переговоров, эффективными приемами ведения споров
  2. Формировать умение строить структуру переговоров и проводить их
  3. Отрабатывать навык эффективного участия в решении спорных вопросов
  4. Повышать культуру речи школьников.
  5. Развивать умение работать в группе.
  6. Приучать к самостоятельности.

Задачи.

  1. Познакомить с речевыми стандартами по теме «Деловые переговоры»
  2. Познакомить с особенностями ситуативной лексики.
  3. Формировать умение участвовать  в дискуссиях и спорах.
  4. Формировать навык культурного поведения.

Учащийся должен знать.

  1. Лексику для проведения переговоров
  2. Приемы успешного решения спорных вопросов и приемы, нормализующие эмоциональное состояние

Учащийся должен уметь.

1. Вести переговоры по плану.

2. Успешно применять эффективные  приемы  ведения переговоров.

Оборудование.

  1. Мультимедиапроектор.
  2. Карточки с отрывками из сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», статьи газеты «Восточный берег», текстом для отработки навыка правильного чтения.
  3. Презентации: «Что нужно помнить, организуя деловые переговоры»,                  «Защита от некорректного собеседника- партнера».
  4. Памятка «Речевые стандарты по теме «Деловые переговоры».
  5. Тест «Генеральная стратегия поведения»
  6. Учебная и методическая  литературы:        

-Голуб И.Б. Стилистика русского языка.  М., Рольф,1999.

-ЕГЭ. Русский  язык. Контрольно-Измерительные материалы. М., Просвещение», 2010.

-Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка.  М., Русский язык, 2001.

-Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски (Серьезно и с юмором о речевых ошибках и приемах их устранения): Учебное пособие. М., Прометей, 1999.

-Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., Айрис Пресс Рольф, 2003.

-Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., Айрис Пресс Рольф, 2003

-Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля.  М., Новая школа, 1994.

Пока слово не произнесено, оно- узник

 того, кто собирался его сказать. Когда

же слово сказано, его пленником

становится тот, кто произнес его.

                        Древняя мудрость

Вступительное слово учителя: Вы  знаете кинофильм, в котором главного героя- терминатора играл Арнольд Шварценеггер. Он помогал обиженным, отнимал у хулиганов имущество, а известный русский писатель, родившийся в 1883 году, написал сказку о терминаторе наоборот. Этот робот был построен не машинами, а человеком. Возможно, потому он был маленьким и слабым. В отличие от героя Шварценеггера у этого робота отняли его собственность двое жуликов из животного мира. По ходу сказки его, как и настоящего терминаторе, пытались сжечь, потом - повесить, утопить и перепрограммировать. К счастью, из этого ничего не получилось, сказка закончилась благополучно, а как именно?

(Обсуждение окончания сказки, определение названия сказки и автора)

Традиционно принято считать: все неприятности Буратино произошли оттого,  что он не умел спорить. Но правильно вели спор другие персонажи книги? Прочитайте фрагмент сказки на карточке.

- Ах, Буратино, Буратино, - проговорил сверчок,- брось баловство… Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. За твою жизнь я не дам и дохлой мухи.

-Поччччему?- спросил Буратино.

-А вот увидишь, почччему,- ответил Говорящий Сверчок…

-Поччччему?- опять спросил Буратино.

-Потому, что у тебя глупая деревянная голова.

   Тогда Буратино вскочил на стул, со стула на стол, схватил молоток и запустил его в голову Говорящему Сверчку.

-Какие ошибки, на ваш взгляд, допустили спорящие?

(Перешли на личности, оскорбляли друг друга, применяли силу)

Если бы Буратино знал, как себя вести, то, наверное он смог бы добиться желаемого результата. Наверное, никто даже не станет оспаривать утверждение: чтобы стать профессионалом в деловом мире, надо уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит партнер по бизнесу и уметь самому говорить так, чтоб тебя уважали. Сегодняшнее занятие посвящено деловым переговорам. Для начала небольшая речевая разминка,  подготовленная ребятами из первой группы.

Презентация работы группы №1. Подготовка к переговорам.

Нашей группой были отобраны задания для подготовки к ведению деловых переговоров. Были проведены консультации с учителем русского языка, психологом, учителем экономики.  Использованы материалы ЕГЭ. Предлагаем задания для групп.

Карточка №1

Цель: определение логики построения диалога.

Задание: В диалоге участвуют 2 героя. Реплики одного записаны, вместо реплик 2-го пропуск. Впишите реплики второго героя, проследив логические связи.

-Всем ты, ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

-

-Да не то, чтобы некрасивый…

-

Да не то, чтобы неуклюжий…

-

Да какой- то ты, брат, несъедобный.

                                Н.Сладков.

Проверка работы.

Карточка №2

Цель: формирование грамотного словоупотребления.

Задание: Определите, где допущены ошибки в словоупотреблении и запишите правильно:

А) Ладонью руки он медленно гладил ребенка по голове.

Б) В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.

В) В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала.

Г) Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.

Д) Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.

Е) На этой-то вечеринке он и начал за ней флиртовать.

Ё) В деловой беседе важно снискать ключ к партнеру.

Проверка работы.

Далее карточки предложены по группам.

Карточка № 3

Цель: обогащение словарного запаса лексикой делового стиля.

 Задание: Выберите правильный ответ. При необходимости воспользуйтесь словарем или учебным пособием по экономике.

1. Что такое пресс-релиз?

а) Информационное сообщение; наиболее распространенный способ передачи информации прессе.

б) Отдел предприятия отрасли машиностроения, отвечающий за реализацию прессов.

в) Зона, в которую не допускаются журналисты.

2. Презентация - это

а) организация банкетных мероприятий в Палате Представителей;

б) специальное шоу для демонстрации новых изделий и других нововведений;

в) мероприятия по проведению выборов президента какой-либо компании или организации.

3. Чем отличается презентация от выставки?

а) На презентациях, в отличие от выставок, запрещено распитие спиртных напитков.

б) Эти понятия являются взаимозаменяющими; они равносильны по значению.

в) На выставке экспонируются любые изделия, а презентация проводится с целью ознакомления потребителей с новейшей продукцией и любыми другими нововведениями.

Карточка № 4

Цель: обогащение словарного запаса лексикой делового стиля.

 Задание: Выберите правильный ответ. При необходимости воспользуйтесь словарем или учебным пособием по экономике.

1. Тренинг - это

а) расписание очередности следования грузовых составов по железным дорогам;

б) услуги по повышению квалификации менеджеров и персонала, осуществляемые в форме активных методов обучения (деловые игры, построенные на проведении пробных конференций, презентаций, анализе различных ситуаций и т.д.);

в) оплата за транспортировку продукции.

2. Кетч - это

а) сленговое название кетчупа и других соусов на томатной основе;

б) переманивание журналистов из одного издательства в другое путем предложения более высокой оплаты труда;

в) яркий рекламный лозунг, цель которого – привлечь внимание покупателей.

3. Спонсорство - это

а) вид предпринимательской деятельности, основная цель которого -действия на благо как самого предпринимателя, так и получателя его помощи;

б) изменение величины спроса на рынке;

в) искусство ведения научных споров, дискуссий.

Карточка № 5

Цель: обогащение словарного запаса лексикой делового стиля.

 Задание: Выберите правильный ответ. При необходимости воспользуйтесь словарем или учебным пособием по экономике.

1. Лоббирование - это

а) услуги по взаимодействию с государственными органами с целью создания оптимальных условий для деятельности фирмы;

б) оборонное действие при нападении, заключающееся

в нанесении противнику серии ударов в лоб;

в) медицинская операция, связанная с удалением злокачественных опухолей в теменной области, требующая

хирургического вмешательства.

2. Какая организация относится к некоммерческим:

а) частная школа;

б) частное туристическое агентство;

в) городская больница.

3. Маркетинг - это

а) инкрустация по дереву;

б) комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю;

в) разметка разграничительных полос на дорогах.

Проверить правильность ответов можно по ключам на доске. Сверьте свои ответы и подсчитайте правильность выполнения группой всех 3 карточек.

Итоги теста.

Презентация работы группы №2. Условия Успешного проведения переговоров.

Наша группа разрабатывала памятку для успешного проведения переговоров. Мы пользовались ресурсами сети Интернет, учебником экономики, обращались к специалистам из банка ВТБ. Подготовили презентацию по итогам работы. Шаблоны презентации взяты из Интернета их категории деловых.

ПАМЯТКА  №1

Успех деловых переговоров

Этапы подготовки переговоров

Помни

1.

Определи время и место встречи; количество участников

Помни: опоздания и переносы наносят ущерб деловой репутации.

2

Не дави на партнера, используй различные варианты оговорок типа: «Любое удобное для вас время» или «Со своей стороны мы предлагаем…часов» и др.

Помни: переговоры длятся 1,5- 2 часа; назначаются обычно на 9.30 или 10; если в другое время, то заканчиваться должны не позднее 17.00- 17.30

3.

Подготовь помещение (технически)

Четко определи себе предмет переговоров, цель  и обсуждаемую проблему.

Помни: инициатива у того, кто лучше знает и понимает проблему

4.

Проработай переговорный процесс: анализ проблемы, собственные позиции;

определи возможные варианты решения, подготовь предложения и аргументы;

составь необходимые документы и материалы

Помни: переговоры должны идти по плану, а не спонтанно.

5

Учитывай интересы партнера,  наметь  моменты своей неуступчивости и проблемы, где можно уступить

6

Определи для себя верхний и нижний уровни компромиссов по вопросам, которые вызовут наиболее острую дискуссию, запиши подготовительный материал, документы, где есть примерные предложения, аргументация

Помни: временное отступление - это не поражение

7

Узнай необходимую информацию о фирме, о руководстве (личностные моменты)

8

Имей проспекты компании или информационную справку

9

В переговорах принимают участие не только руководители, но и технические эксперты

Помни: знать все  технические мелочи и детали руководитель не в состоянии

Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в будущем.

Презентация работы 3 группы.

Нашей группе было поручено провести исследование среди учеников  и учителей нашего класса на определение склонности к стратегии поведения в споре. Мы провели тест «Генеральная стратегия  поведения»

Оцените 30 утверждений следующим образом:

5 баллов - полностью согласны и всегда так и поступаем;

4 балла - довольно высоко оцениваете, часто поступаете так же;

3 балла - оцениваете в целом положительно, иногда поступаете так же;

2 балла - оцениваете довольно отрицательно, поступаете так крайне редко;

1 балл - крайне отрицательно оцениваете, никогда так не поступайте.

Результаты запишите  таблицу:

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Если вы не можете заставить другого думать, как вы, тогда заставьте его поступать так, как вам надо.
  3. Мягко стелет, да жестко спать.
  4. Рука руку моет.
  5. Ум хорошо, а два - лучше.
  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым молчит.
  7. Кто сильнее, тот и правее.
  8. Не отмажешь, не поедешь
  9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.
  10. Правда то, что мудрец знает, а не то, что все болтают.
  11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
  12. Слово «победа» четко написано только на спинах врага
  13. Убивай врага своей добротой.
  14. Честная сделка не вызывает ссоры.
  15. Ни у кого нет полного ответа. Но у каждого есть что добавить
  16. Держитесь подальше от людей, не согласных с вами.
  17. Сражение выигрывает тот, кто верит  в победу.
  18. Доброе слово не требует затрат,  а ценится дорого
  19. Ты мне - я тебе.
  20. Только тот, кто откажется от монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладают другие.
  21. Кто спорит, тот гроша не стоит.
  22. Кто не отступает, тот не обращается в бегство.
  23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое - ни одной.
  24. Кто дарит, тот друзей наживает.
  25. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.
  26. Лучший способ разрешать споры- вовсе избегать их.
  27. Семь раз отмерь- один раз отрежь.
  28. Кротость торжествует над гневом.
  29. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
  30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

Подсчитайте сумму баллов  каждой колонке. Та колонка, где сумма будет больше, означает стратегию, выбираемой вами в конфликтной ситуации чаще всего.

А - стратегия «черепахи»- стремление уйти от конфликта и проблем.

Б - стратегия «акулы» - силовая стратегия решения конфликта. Главное- цель, а средства допустимы все.

В – стратегия «медвежонка»- стремление сглаживать острые углы.

Г- стратегия «лисы»- активный поиск компромисса. Вы готовы пожертвовать частью своей цели ради победы. К этой категории относятся энергичные деловые люди.

Д- стратегия «совы»- открытая и честная стратегия решения конфликта

В тесте участвовало 18 школьников и 7 учителей.

Распределение по вариантам

Вариант

Ответы учеников

Ответы учителей

Общий итог

А

2

2

Б

3

3

В

6

1

7

Г

6

3

9

Д

1

3

4

Итоги теста представлены в форме графиков в электронном и бумажном варианте.

В результате теста выявилось, что учителя более склонны к стратегии компромиссов и разрешения конфликтов. Из числа учеников 5 человек стремятся уйти от конфликта или добиться результата любым путем.

Выступление 4 группы. 

Нам было поручено провести тренинг по ведению переговоров и споров. Сначала несколько советов и шаблонов ведения переговоров и споров. Мы использовали литературу по психологии, нам помогал психолог нашей школы. Результаты мы представили в виде презентации.

       Плакат : «Советы по ведению переговоров»

  Выработка общего языка с партнером:

 А) Знай и используй   терминологию;      

Б) Используй слова в их прямом значении;    

 В) Говори мало, но лучше, чем слишком много;                                      

Г) Мысль формулируй четко;      

Д) Избегай пауз, скороговорок, слов – паразитов        

Е) Помни:  смысловую нагрузку несут слова, тема, громкость, тон, модуляция речи;              

 Ж) Слушая партнера, используя взгляд, эмоции, уточняющие вопросы:

Инсценирование поведения разного типа  в форме диалога с использованием шаблонов из таблиц.

 (Шаблоны у каждой группы.)

Ориентированные на КОНФЛИКТ

Ориентированные на СОГЛАСИЕ (КОНСЕНСУС)

  1. Возражать

«Этого я еще не слышал», «Это вы видите в искаженном виде», «Здесь вы неправильно поняли».

  1. Задавать вопросы

«Какого вы мнения об этом?», «К какой теме вы хотите обратиться?»

  1. ППоучать

«Вы должны еще раз тщательно просмотреть документы»,   «Вы должны меня лучше слушать», «Итак, теперь вы меня внимательно послушайте».

  1. ККонстатировать

«Это новый аспект вопроса для меня».

      3. Оправдывать

«Это, по- видимому, было так», «Этого мне никто не сказал».

     3. «Я»- обращение  

   «Я не понимаю, почему вы этому вы этому пункту придаете такое большое значение. Я хотел бы, чтобы мы перешли к следующему вопросу», «Мне нравится ход переговоров, которых мы до сих пор вели».

4.Убеждать

 «Вы ведь со мной одного мнения, что…».

4. Внимательно слушать    «Я правильно вас понял, что…», «Что касается меня, я с вами соглашусь, но…».

5. Утверждать, настаивать

«По –другому это сделать нельзя.

5. Аргументация к выгоде

«Это означает для вас…», «Тем самым вы получаете гарантию…», «Это вам позволит…», «Это вам сулит…».

6. Провоцировать, игнорировать, иронизировать

«Ваше предложение показывает, что вы теоретик. К сожалению, на практике это все выглядит по – другому».

 А сейчас тренинг. Будьте корректны и убедительны в споре. Группа делится на 2 части, придерживающихся разных точек зрения. Тема спора: «Главное не то, что произнесено, а то, что написано, не так ли?».

Подведение  итогов. Представьте итоги спора и аргументы  «за» и «против».

Заключительное слово учителя. 

-Я благодарю всех за творческий подход к занятию. Надеюсь, что оно станет полезным не только при подготовке к ЕГЭ, но и в вашей профессиональной карьере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса "Английский язык для общения"

Занятие элективного курса «Английский для общения», 11 класс  построено по материалам сайтов сети Интернет и учебного пособия “Everydaydialoguesandtopics”. Основной языковой материал предназначен...

Занятие элективного курса по теме: "Деловой стиль. Апелляция" в 11 классе.

Апелляция-вид заявления выпускника, недовольного результатом своей работы. В нашей школе мы практикуем написание деловых бумаг на 2-х языках (русском, татарском). Поэтому занятия считаем бинарными....

Конспект занятия элективного курса

Конспект занятия №3 элективного курса "Литературное наследие малой родины" в 5 классе...

конспект занятия элективного курса

Материал по теме "Окислительно-восстановительные реакции" с разбором заданий, тестом....

Конспект занятия элективного курса "Методы решения иррациональных неравенств"

Рассмативаются методы решения разных иррациональных неравенств, в том числе с параметрами....

Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»

      Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»...

Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"

На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу.  Называется она косилка рото...