конспект внеклассного занятия по программе элективного курса "Святая Русь"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Хабибуллина Ирина Николаевна

Город чудный , город  древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_13.12.2013_g.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет       элективный курс  «Святая Русь»

Занятие № ___12_

Тема  занятия 

Город чудный , город  древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Тип урока: урок  «открытия» нового знания

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент(1-2 минуты)

               

Учитель: И ты, гость незваный, здравствуй. Добрый день всем присутствующим. Сегодня мы проведем занятия электива.  

Прочитайте слова и определите, о чём  мы сегодня будем говорить. Все ли слова вам понятны?

Учитель: Давайте сформулируем тему.

-Как вы думаете, какова цель занятия?

-Верно, мы должны понять устройство древнего города, научиться получать информацию, узнать о жизни наших предков. А к словам на карточках мы вернемся позже.

Сидят за столами по 4 человека

Настя Виволанец:Здравствуй, народ честной, и вы, гости дорогие, здравствуйте. Подходи, не стесняйся, разбирай товар.(раздает карточки со словами)

-Нет, не все.

-Древнерусский город и его устройство.

-Расширение нашего словарного запаса, кругозора,  получение информации о жизни наших предков.

Актуализация знаний (4-5 минут)

Постановка учебной задачи(4-5 минут)

ТАЙМЕР!!

СЛАЙД № 6

«Открытие нового знания» (построением проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

ТАЙМЕР!!

ТАЙМЕР!!

Первичное закрепление

(4-5 минут)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ  и самоконтроль.

(4-5 минут)

 

Включение нового знания в  систему знаний и повторение.

( 7-8 минут)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

СЛАЙД № 12 с видом Москвы

Рефлексия деятельности.

Итог урока

(2-3 минуты).

Слайд № 1

Город чудный , город  древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!..

- Что такое город?

-Как вы думаете, совпадало ли значение слова «город» в старину с современным значением?

-Верно, раньше слово «город» обозначало «ограда», «забор», но не то, что находилось за ним.  

СЛАЙД №2

-А чуть позже появилось слово, которое все знаете: Кремль.  Что такое кремль?

-Знаете ли вы, в каких городах был Кремль?

-На самом деле кремлей было гораздо больше.

-Спасибо. Сейчас вы услышали , в каких городах были кремли.  А  как вы думаете, как города получили свое название?

-Происхождение различных географических объектов: городов, улиц, деревень – изучает такая наука, как топонимика. Но это – тема следующего занятия.

СЛАЙД № 5

-Наши  предки строили города на возвышенности, обычно около водоема.

Зачем они это делали?

-Откройте путевой лист, нарисуйте схему древнего города. Почему вы замешкались?

-Сейчас вы встанете, задвинете стулья, подойдите к тем столам, около которых указаны темы, выбранные вами заранее. –Сядьте. Сейчас учащиеся с четным номером(2 и 4) начинают рассказывать своим партнерам по плечу, где находили информацию по данной теме.  Время – 30 секунд. Затем за 30 секунд рассказывают нечетные номера.

ВРЕМЯ ПОШЛО. СТОП. НЕЧЕТНЫЕ НОМЕРА – 30 сек. СТОП,

-Стол № 1 партнер № 4. Расскажите, где искали информацию ваши партнеры?

 Хочется напомнить темы групп:

СЛАЙД №7

Стол № 1: Описание торга.

Стол № 2: Кремль. Размер. Материал изготовления. Этажность построек.

Стол № 3:  Род занятий горожан

Стол №4: Постройки  Кремля, их роль.

-у каждого из вас 30 секунд, когда он рассказывает ту информацию, что ему удалось получить, в остальные слушают. Затем  то же делает другой участник.

_Начали.Время.

-Стоп. №2

-стоп №3

-стоп №4.

-Стоп.

-_стол № 2 участник № 3. Расскажите, что интересного вы услышали от партнеров.

- Сейчас вы встанете, задвинете стулья, вернетесь к своим  столам.

-Обменяйтесь полученной информацией. Сначала говорит  №1, затем   №2, №3. Завершает №4. у каждого из вас 30 секунд, когда он рассказывает ту информацию, что ему удалось получить, в остальные слушают. Затем  то же делает другой участник.

_Начали.Время.

-Стоп. №2

-стоп №3

-стоп №4.

-Стоп.

-Подумайте минуту. Соберите все мысли, полученные от партнеров. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что вы можете теперь сказать о древнем городе?»

Стол № …участник№ (Влад).

-Можете ли вы сейчас нарисовать схему города? Откройте путевой лист, нарисуйте схему,  обозначьте кремль, торг, посад.

-Сколько башен вы нарисовали в кремле? А знаете ли вы, сколько башен в Казанском Кремле?

-Ребята, где вы смогли бы услышать такие слова в Древнем городе?

-Что такое торг?

-Как вы думаете, где больше любили бывать горожане: В кремле или на торгу? Объясните.

-А ещё на торгу выкрикивали объявления или приказы. Вы летом были в Москве, посетили Кремль. Как называется площадь, на которой выкрикивали объявления?

-Может быть, кто-нибудь вспомнит фразеологизм, связанный с этой площадью?

-Объясните её смысл.

-Чем только не торговали на торгу: книгами и иконами, ювелирными изделиями, рыбой и всякой снедью.

Вот как описывает торг Наталья Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица»:

Понастроили купцы

Там торговые ряды:

Птичий, пряничный, калачный,

И суконный, и башмачный,

Коробейный и седельный,

Самопальный и котельный.

Тут ряды с железом, смедью,

Там ряды со всякой снедью:

Мясо, рыба, требуха

И горячая уха…

-А какие меры измерения применялись в Древней Руси?

-Откройте путевой лист, соотнесите товар и меру измерения СЛАЙД № 10

-проверим.

-А знаете ли вы, какие денежные единицы были в это время в ходу?

-Вернемся к тем словам, что прозвучали в начале занятия. Можете ли вы сейчас написать значения этих слов? Пишем.

-

ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ В ПУТЕВЫХ ЛИСТАХ. Объясните выражение «Москва не сразу строилась». Прочитайте написанное соседу по плечу, поменяйтесь.

-Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

-Что из того, что вы сегодня узнали, вы могли бы рассказать  своим друзьям?

-Родителям?

-Переверните путевой лист. Нашли слово Рефлексия. Впишите ответы  на вопросы теста

СЛАЙДЫ № 13-15

-Проверка слайд № 16

- Слайд № 17 с видом древнего города

-Наше путешествие по улицам древнего города подошло к концу.  Но знакомство с историей родного края на этом не завершается. Во многих литературных произведениях мы встречаемся с незнакомыми нам понятиями, изучение истории своего народа поможет вам лучше понять эти произведения.

-Город – это крупный населенный пункт, жители заняты вне сельского хозяйства.

Да, нет.

-Кремль – укрепленный центр города.

-Несколько ответов.

СЛАЙД №3 выступление Хатимовой Алины.

Кремль – укрепленный центр – до 14 века носивший название «детинец» - был во многих русских городах. Каменный кремли : Астраханский, Казанский, Вологодский, Гдовский, Зарайский, Изборский, Коломенский.

Деревянно-каменные: Владимирский, Вяземский, Киевский, Тверской.

В России существует более двадцати историко-культурных комплексов, за которыми прочно утвердилось название «кремль2. Это не только боевые крепости с каменными стенами и башнями, это ещё и замечательные архитектурные комплексы.

1-2 ответа.

СЛАЙД №4 Жаркова Полина

Названия древних городов происходят от имен их основателей: город Владимир – в честь Владимира Мономаха, Ярославль – в честь князя Ярослава Мудрого. Названия городов давали и профессии их жителей. Например, в городке Бронницы в Подмосковье жили оружейники, которые делали броню.

-Красиво.

-Защита от врагов.

-Источник воды.

-ответ ученика

-ответ ученика

-Влад обобщает.

- Работа  в путевых листах, проверка через документ-камеру одной работы с объяснением(например, у Алии Назмутдиновой).

-Матвеева Виктория с устным ответом

СЛАЙД № 8

- СЛАЙД № 9 Настя Виволанец

Глядите, не моргайте,

Рты не разевайте,

Ворон не считайте,

Подешевле покупайте.

-На торгу.

-Место неподалеку от стен кремля, где располагались лавки и торговые ряды.

- в кремле осуществлялись наказания, была тюрьма, туда пускали не всех, вход был ограничен, а на торгу можно было что-то продать или купить, можно было узнать новости.

-Ивановская.

-Кричать во всю Ивановскую.

- во всю Ивановскую можно громко кричать, храпеть, голосить.

А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

-ответы детей

-работа в путевых листах

-один ученик называет по порядку, на СЛАЙДЕ № 10 появляются стрелки.

-СЛАЙД № 11 Виволанец Анастасия с выступлением «Деньги Др.Руси».

-проверяют 1-2  ученика.

Посад – неукрепленная часть города, где проживали ремесленники  и торговцы.

Посадник – наместник князя.

Кремль – укрепленный центр.

Собор-главная церковь.

Тын  -??? ОГРАДА ВОКРУГ ПОСЕЛЕНИЯ.

-Прочитайте написанное  Стол № 4 партнер № 3 (Амир).

-ответы детей.

-ответы детей.

-ответы детей.

-ответ 1 учащегося Стол № 3 участник № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Конспект внеклассного занятия "Математический турнир".

Конспект внеклассного занятия  может быть использован как для среднего, так и для старшего звена. В нем содержатся вопросы - шутки и задания на логическое мышление.  К занятию прилагается пр...

Конспект внеклассного занятия на тему: «Ich liebe die Heimat, die schöne»

Задачи урока: - познакомить с историей достопримечательностей станицы и памятных мест - прививать любовь к своей малой родине - развивать интерес к изучаемому языку - практиковать учащихся в чте...

Конспект внеклассного занятия на тему: «ДЕНЬГИ И ИХ ИСТОРИЯ»

Что же такое деньги? Итак, деньгами называются металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой сто­имости при купле-продаже. Оноре де Бальзак утверждал, что “деньги – это шестое чувство, позвол...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...


 

Комментарии

Фаттерахманова Руфина Рафкатовна

Полезный материал для проведения классного на часа, по теме:"Моя малая Родина"

Фаттерахманова Руфина Рафкатовна

Полезный материал для проведения классного на часа, по теме:"Моя малая Родина"

Белова Анна Владимировна

Я являюсь коллегой Ирины Николаевны.Хочется отметить,что мою коллегу отличает высокий профессионализм,увлеченность своим делом. Впрочем, это видно и из конспекта внеклассного мероприятия. Когда учителю удается увлечь внеклассной работой своих учеников, это здорово. Мы не должны забывать своих корней, и Ирине Николаевне это удается. Очень интересный материал и полезен не только для классных руководителейс, но и для русоведов, историков. Я в своей работе тоже найду применение данному материалу.

Очень полезный материал, спасибо Вам!

Церетели Наиля Камилевна

Очень интересный материал, познавательный. Спасибо за мероприятие.