Конспект внеклассного занятия по математике для 5-8 классов:"Крестики-нолики"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема внеклассного мероприятия : «Крестики-нолики" (5 -ый и 7-е классы)
Тип внеклассного мероприятия :
- ПО ОСНОВНОМУ СПОСОБУ ПРОВЕДЕНИЯ: УРОК–СОРЕВНОВАНИЕ.
- ПО ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ: УРОК – ИГРА « КРЕСТИКИ-НОЛИКИ».
Цели внеклассного мероприятия:
- Формировать математическую культуру учащихся.
- Стимулировать интерес к предмету.
- Способствовать развитию логического, абстрактного мышления, памяти, внимания, сообразительности.
- Воспитывать взаимопомощь, самоорганизацию, умение участвовать в диалоге с учителем, с одноклассником.
- Расширить кругозор учащихся.
- Разнообразить деятельность учащихся во внеурочное время.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- ТСО – ноутбук.
- Цветной мел.
- Цветные магниты
- Карточки с вопросами.
- Карточки с «крестиками» и» ноликами»
- Сигнальные карты (2шт)
- Листы ( А 4)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Разминка.
- Этапы игры.
- Конкурс с болельщиками.
- Итог.
- Поздравление (Сценка).
Правила игры:
Из учащихся класса составляются две команды по шесть человек. Остальные учащиеся – независимая команда. Используется интерактивная доска. На доске высвечивается игровое поле.
- Игра начинается с выбора классом карточек с обозначением крестиков и ноликов, исходя из данного деления формируются 2 команды: «Крестики» и «Нолики». + выбор капитанов команды.
- Капитан с согласия команды определяет место ( № окошка) куда хотел бы поставить свой знак, при этом открывается ЗАДАНИЕ ЭТАПА . Задача выступающей команды состоит не только в определении ответа , но и в доказательстве правильности решения. Если команда не может выполнить задание или выполняет его неверно, то дается возможность другой команде. Ходят команды по очереди
Примечание: задание решают все участники команд, включая зрителей.
ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
- Организационный момент:
- Проверка готовности учащихся к занятию.
- Предложить выбрать карточки с обозначениями «Крестиков» или «Ноликов»
- Выбор капитанов команд.
- Сообщение правил игры.
- Представление жюри (в жюри входят ученики старших классов).
- На доске поле для игры «крестики-нолики»
- Разминка:
– Назовите как можно больше пословиц, содержащих числительные, например, “Один в поле не воин”. (Ребята приводят свои примеры.)
III. Этапы игры:
ЭТАП “Дешифровщики” - Каждой команде предлагается решить ребусы:
Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Необходимо учитывать наличие синонимов, буквенная «дробь» может быть прочитана по-разному. Кроме знания правил,
нужны еще смекалка и логика.
ЛУЧ
ЗАДАЧА
ЧИСЛО
ЧИ
ЗНАК
ПЯТЬ
ДВА
Д,,
КВАДРАТ
ТОЧКА
Т и=а
ВОСЕМЬ
7
НАУКА
КА
У
ЭТАП “Эрудиты”:
Командам предлагается разгадать кроссворд.
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ:
- Числа, употребляемые при счете предметов. (Натуральные)
- Четырехугольник с прямыми углами. (Прямоугольник)
- Цифры 0, 1, 2, 3… (Арабские)
- Наглядное представление разных числовых данных. (Диаграмма)
- Результат от деления. (Частное)
- Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. (Знаменатель)
- Сумма одинаковых слагаемых. (Произведение)
- Закон сложения. (Переместительный)
- Площадь квадрата со стороной 100м. (Гектар)
- Отрезок, длина которого равна 1. (Единичный)
- Угол меньше прямого. (Острый)
Ключевое слово: Лобачевский. (МИНИ-ДОКЛАД : Е. Реснянская)
Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) — создатель геометрии Лобачевского. Открытие Николая Ивановича Лобачевского поставило перед наукой два важных вопроса, не поднимавшихся со времен Евклида-это с 3 века до наше эры!!!: «Что такое геометрия вообще? Какая геометрия описывает геометрию реального мира?». До появления геометрии Лобаческого существовала только одна геометрия — евклидова, и, соответственно, только она могла рассматриваться как описание геометрии реального мира. Ответы на оба вопроса дало последующее развитие науки. Лобачевский вошел в историю математики не только как гениальный геометр, но и как автор фундаментальных работ в области алгебры.
ЭТАП : «Прошлое»
Команды должны ответить на вопросы из истории математики.
Вопросы:
- Назовите первую женщину – математика, которая писала стихи, повести и пьесы. (Софья Ковалевская)
- Какие книги написал профессор математике Чарльз Латуидж Доджсос, он же Льюис Кэрролл? (“Алиса в стране Чудес”, “В Зазеркалье”)
- Кому принадлежат эти строки: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”? (Ломоносову)
- Немецкий ученый, которого называют “ королем математики”. (Гаусс)
- Назовите науку о числах. (Арифметика)
- В какой области наук не присуждают Нобелевскую премию? (Математика)
- Как назывались древние счеты у греков и римлян? (Абак)
- Что произнес Архимед, выскакивая из ванны? (Эврика)
ЭТАП: “Логогрифы”
Выполните задание: Загаданное слово делится на части, причем каждая составляющая - самостоятельное слово. Вам надо отгадать эти части, затем их сложить, и вы сможете получить новое слово.
Итак, отгадайте слова:
Предлогом стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (За + Дача = Задача.)
Игра – в ней лошади нужны,
К игре проступок пристегни.
И называй, дружочек, смело
То, что давно уже не цело. (Поло + Вина = Половина.)
Первый можно завязать,
Если галстук папин взять.
А второй, словарь листая, -
Мера скорости морская. (Узел.)
Две ноты – два слога,
А слово – одно,
И меру длины
Означает оно. (Ми + Ля = Миля.)
Первое – летом, весной выпадает,
Льдинками все в садах побивает.
Ну, а второе – мужчин украшенье,
Нету у многих его, к сожаленью.
А вот все вместе – то мера углов,
Температуры горячих голов. (Град + Усы = Градусы.)
Вначале – двойка. Далее – мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком – обозначенье,
Дробящее на дозы обученье. (Пара + Граф = Параграф.)
ЭТАП: “Архитекторы”
На данном этапе команды решают задачи со спичками.
1) Положи 12 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.
2) В фигуре, построенной в предыдущей задаче, убери 4 спички так, чтобы осталось два одинаковых квадрата.
3) В фигуре задачи № 1 убери 2 спички, чтобы осталось два квадрата разного размера.
Ответы:
Этап: «Умники»
– А сейчас, самый сложный этап – вам предстоит решить задачи:
1. Сколько ног всего плясали
Целый день на карнавале:
Осьминог, жираф, свинья
И еще, в присядку, я? (18)
2. Меньше в десять раз, чем метр,
Всем известно – … (дециметр).
3. Сережа шел по лестнице. Шагая через две ступени, он считал: “Один, два, три, четыре…” Когда ему нужно было сказать “пять”, то оказалось, что осталась одна ступенька. Сколько всего ступенек на лестнице? (14)
4. Дима и Гена занимались спортом и любили читать книги. Кто-то из них играл в шашки, кто-то в футбол, кто-то читал Лермонтова, кто-то читал Пушкина. Кто во что играл и что читал, если футболист не читал Лермонтова, а Дима не играл в футбол? (Дима- шашки и Лермонтов , Гена- футбол и Пушкин)
ЭТАП « Геометрический»
– Ребята, к вам пришли Треугольник и Квадрат. (Ребята-старшеклассники показывают сценку)
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре”.
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат”.
И сказал ему нежней:
“Неизвестно, что нужней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на стволы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был Квадратом,
А проснешься – без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел…Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
СКОЛЬКО новеньких углов?
ЭТАП «ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНЫХ»
Часто знает и дошкольник, что такое треугольник
А уж вам то, как не знать.
Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой, сколько разных
Рассмотри.
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.
IV. Конкурс с болельщиками
– Пока команды выполняют задания, проводится конкурс болельщиков “Заработай для команды балл”.
– Ребята, вы можете помочь своим командам, отвечая на вопросы. Каждый правильный ответ – дополнительный балл команде.
Вопросы:
- Предмет для демонстрации симметрии. (Зеркало)
- Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (0)
- Чему равен вес соли, которую надо съесть, чтобы хорошо узнать человека? (Пуд)
- Третья степень числа. (Куб)
- Французский миллиард. (Биллион)
- Приплюснутый круг (овал).
- Английская мера длины, давшая имя героине известной сказки. (Дюйм)
- Заменитель числа 1 при счёте. (Раз)
- Шесть квадратов на двенадцати рёбрах. (Куб)
- Между плюсом и минусом. (Ноль)
- Единица измерения углов. (Градус)
- Дуэт в кубе. (Восемь)
- Этим математическим способом размножаются простейшие организмы. (Деление)
- Нахождение неизвестного. (Решение)
- Единица со свитой из шести нулей. (Миллион)
- Эту неотъемлемую часть геометрической фигуры можно превратить в полезное ископаемое при помощи мягкого знака. (Угол)
- Что такое жидкий килограмм? (Литр)
- Вопрос для решения. (Задача)
- Какую скорость развивает во время полёта птица Эму? (Страусы не летают)
- Сколько граней у шестигранного карандаша? (8)
- Какую часть от часа составляет 5 минут? (5/60 или 1/12)
V. Итог игры
После нахождения клада жюри подводит итоги, объявляет результаты и проводится награждение команд.
ВРУЧЕНИЕ ГРАМОТ
Список литературы:
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005, 240 с.
- Винокурова Н.К. 500 игр и головоломок для школьников. М.: ООО Фирма “Издательство АСТ”, 199– 416 с.
- Ерохина Е.В. Игровые уроки математики 5–11-е классы.М.: “Грамотей”, 2004.
- Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Т.И. Линго, худ. Г.В. Соколов, В.Н.Куров. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия по математике "Путешествие по родному краю", 6 класс
Данное занятие предназначено для учащихся 6 класса. В игровой форме проверяются знания о действиях с дробями, решении уравнений, умении определять масштаб и работать с картой....
конспект внеклассного мероприятия по математике в 10-11 классе "Бизнесмен"
конспект внеклассного мероприятия по математике в 10-11 классе "Бизнесмен"...
Внеклассное занятие по математике: "Математическая регата"- 8 класс
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8 класса. «Математическая регата» Особенно удобно это в том случае, если в школе по 1 классу в параллели 7-8 классов. Но можно сделать следующим обра...
Конструкт внеклассного занятия по математике в 5 – 6 классах.
Математическая игра «Математический ринг»...
Конспект внеклассного занятия «Занимательная математика», 3 класс
Цель: повышать интерес к предмету – математика; сплочение детского коллектива через участие в коллективно творческом деле.Задачи: активизировать деятельность учащихся по овладению математическим путем...
Конспект внеклассного занятия «Веселая математика» для учащихся 6 класса
Цель и задачи:обобщение, систематизация и углубление знаний по математике;развитие логического мышления, кругозора, быстроты реакции, внимания;воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаим...
Внеклассное занятие по математике для учеников 6 класса «Пресс-конференция, посвященная 150-летию Михаила Михайловича Пришвина».
В ходе мероприятия учащиеся познакомятся с интересными фактами из жизни писателя, одновременно закрепляя навыки действий с десятичными дробями...
Комментарии
конспект для 5-7