пограмма по внеурочной деятельности
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Романовского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гуселетовская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю» Директор школы: Приказ № от августа 2014г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Театральная студия »
5 класс
2014-2015 учебный год
составитель: учитель русского языка Окунь С.А.
С. Гуселетово 2014
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся для 5 класса.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества младших подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности стратегии приобщения к истинным культурным ценностям в условиях экспансии массовой культуры. Реальная альтернатива построенной на принципах коммерциализации, тиражирования, упрощения массовой культуре –воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество. Создавая художественное произведение, школьники прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое –низкое, прекрасное –безобразное, массовое –индивидуальное.
Во все времена именно театральное искусство признавалось таким, которое наиболее сильно впечатляет ребёнка и подростка, даёт ему возможность активно сопереживать, размышлять, моделировать жизненные ситуации, дарит возможность творческого общения с ровесниками и взрослыми. В последнее время интерес к театру, к сожалению, утрачивается, происходит подмена его кинематографом. Но потребность в живом театральном действии не пропала, более того она востребована во время школьных вечеров и праздников. Кроме того, у детей всё более возрастает потребность в творческой самореализации.
Помимо других целей, занятия самодеятельным театром позволят решать задачи этического воспитания, позволят на практике применять навыки общения в разной аудитории и этикетные навыки.
Программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и направлена на художественно –эстетическое воспитание.
Цель программы:
способствовать развитию творческих способностей пятиклассников в процессе создания и представления художественных произведений.
Задачи программы:
1. Расширение общего и художественного кругозора учащихся.
2. Обогащение сферы эстетических чувств и развивать художественный вкус учащихся.
3. Формирование навыков культурного поведения при посещении театра, общественных и культурных мероприятий.
4. Развитие творческих способностей пятиклассников в процессе постановки любительских спектаклей.
5. Включение учащихся в процесс общения и творческого взаимодействия в группах сменного состава, формирование навыков контроля своего поведения.
Тип программы: образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.
Целевая аудитория–учащиеся 5-го класса с привлечением учащихся начальной школы
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы организации занятий:
1)лекция,
3)сюжетно –ролевая игра,
4)репетиционное занятие,
5)представление театральной постановки.
Формы контроля:
1)индивидуальная беседа,
2)наблюдение,
3)анкетирование,
4)участие в итоговой постановке спектакля.
Планируемые результаты:
1.Первый уровень
-приобретение школьниками знаний по истории театра, основным понятиям курса, основным функциям сценариста, режиссёра, костюмера, гримёра, актёра в осуществлении постановки,
-обучение основам взаимодействия в коллективе при подготовке любительской постановки,
-приобретение знаний об основах зрительского этикета.
2. Второй уровень.
–практическая работа по подготовке к постановке спектакля и работе над ролью,
-практическое применение навыков театрального этикета при посещении спектакля
-участие в обсуждении спектаклей профессионального театра, репетициях театральной постановки,
-представление любительского спектакля.
3. Третий уровень.
-участие в проведении театрализованного праздника для ровесников и учащихся начальной школы,
-выездное представление спектакля для детей детского сада
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Краткое содержание | Дата проведения |
1 | Знакомлюсь с театром | Театр как вид искусства. Возникновение театра. История развития театра. Театр как синтез искусств (драматический, кукольный, литературный, оперный, балетный, эстрадный). Виртуальная экскурсия по театрам | |
2 | Знакомлюсь с театром | Устройство театра (экскурсия за кулисы). Театральные профессии | |
3 | Театральный этикет | Подбор костюма для посещения театра. Правила приветствия актёров. Правила выражения благодарности актёрам. Поведение зрителя во время спектакля. Составление «Кодекса грамотного зрителя» | |
4 | Путь пьесы от сценария до зрителя. | Опыт написания сценария | |
5 | Актерский этюд | Просмотр отдельных эпизодов спектаклей в записи | |
6 | Актерский этюд | ||
7 | Смотрю и обсуждаю спектакль | Понятие о театральной критике. Отзыв об одном из просмотренных спектаклей. | |
8 | «Учусь сотрудничать и играть на сцене» | Пробное проигрывание диалогов, чтение по ролям | |
9 | Выбор сценария | Чтение и обсуждение детских постановок | |
10 | Репетиционный процесс как творческое взаимодействие. | Репетиция как опыт становления детского творческого коллектива. | |
11 | Работаем на сцене вместе | Участие в репетиционном процессе Работа по подготовке театрализованного представления | |
12 | Работаем на сцене вместе | ||
13 | Работаем на сцене вместе | ||
14 | Работаем на сцене вместе | ||
15 | Работаем на сцене вместе | ||
16 17 | Работаем на сцене вместе Работаем на сцене вместе | ||
18 | Работаем на сцене вместе | ||
19 | Работаем на сцене вместе | ||
20 | Работаем на сцене вместе | ||
21 | Работаем на сцене вместе | ||
22 | Работаем на сцене вместе | ||
23 | Работаем на сцене вместе | ||
24 | Работаем на сцене вместе | ||
25 | Работаем на сцене вместе | ||
26 | Работаем на сцене вместе | ||
27 | Работаем на сцене вместе | ||
28 | Работаем на сцене вместе | ||
29 | Работаем на сцене вместе | ||
30 | Работаем на сцене вместе | ||
31 | Работаем на сцене вместе | ||
32 | Показ итогового спектакля в стенах школы | ||
33 | |||
34 | Анализ проведённой работы. | Что получилось? Наши ошибки |
Познавательные УУД
1.Вычленять главное из увиденного и услышанного текста;
2.Уметь отвечать на поставленные вопросы;
3. Уметь формулировать вопросы;
4.Уметь творчески пересказывать (интерпретировать) текст.
5.Уметь выучивать текст наизусть;
6.Уметь выполнять правила игры;
7.Уметь выразительно читать текст;
Коммуникативные УУД:
1.Уметь слушать объяснения и высказывания других людей;
2.Планировать общие способы работы;
3.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при совместной деятельности.
4.Использовать подходящие языковые средства для отображения своих мыслей, чувств, эмоций и впечатлений.
5.Работать в группе;
6.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации в действиях.
7.Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра;
8.Уметь убеждать.
Регулятивные УУД:
1.Ставить перед собой цель;
2.Устанавливать целевые приоритеты;
3.Уметь самостоятельно распланировать своё время
4.Принимать решение в проблемной ситуации;
5.Адекватно оценивать правильность действий и вносить необходимые коррективы.
6.Уметь самостоятельно распланировать своё время
Личностные УУД:
1.Осваивать российское и общемировое культурное наследие;
2.Доброжелательно относиться к окружающим;
3.Творчески реализовать себя;
4.Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
Литература
1.Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие. —М.,2003
2.Букатов В. М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения: книга для учителя. —М., 2000
3.Гиппиус С. В. Актёрский тренинг: гимнастика чувств. —Спб.,2007
4.Гребёнкин А.В. Сценическое движение: пособие для руководителей театральных студий и школ искусств: учебное пособие для системы дополнительного образования. —М.,2003
5.Григорьев Д. В. Куприянов Д. В. Программы внеурочной деятельности.
Художественное творчество. Социальное творчество. —М.,2011
6.Ершов П. М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков: искусство понимания себя и других, логика общения в жизни и на сцене, психофизическая природа искусства действия. —Дубна, 2009
7.Ершова А. П. Актёрская грамота —подросткам: программы, советы, разъяснения по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях. -М.,1994
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.Компьютер
2.Мультимедийный проектор
3.Экран
4.Колонки
5.Компьютерные презентации: «История театра», «Кто есть кто в театральном мире», «Такие разные театры», «Заочная экскурсия по театрам»
6.Видеоматериалы: детский юмористический журнал «Ералаш», видеоверсии спектаклей любительских театров :«Модерн» (спектакль «Непрошеная»,«Детки», «Очень простая история»
Программа внеурочной познавательной деятельности для учащихся 5
-
х классов
«Секреты хорошей речи»
Железина Л.И.
, учитель русского языка
,
МБОУ гимназия No 11
Пояснительная запис
ка
Концепция программы
.
Главная цель общения
–
правильно понимать друг друга.
«Единственное средство умственного общения людей есть слово,
-
говорил Л.Н.Толстой,
-
и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы
при
каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о
языке может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру.
Речевая куль
тура
–
это совокупность умений и навыков в области общения и зак
о-
нов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффе
к-
тивному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки
-
это основа общей
культуры личности, базовый к
омпонент культуры, обеспечивающий готовность личности
к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и
окружающей действительностью, поэтому речевая культура школьников имеет бо
льшое
образовательное значение.
Развитые коммун
икативные умения предполагают способность
человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность,
то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение р
е-
бёнка, тем больше возможностей для прочного овла
дения разносторонними коммуник
а-
тивными умениями.
Актуальность программы
В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются
учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы
литературного язык
а. Однако значительный блок языковых норм вообще не изучается,
либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это поможет курс «Секреты хор
о-
шей речи». Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями Фед
е-
рального Государственного Образ
овательного стандарта.
Практическая значимость
Помимо сведений
о нормах литературного языка программа содержит краткое
разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и стро
е-
нии языка, а также развёрнутую характери
стику главных коммуникативных свойств ру
с-
ской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культ
у-
ры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государстве
н-
ного Образовательного стандарта.
Вид програм
мы
Модифицированная программа разработана на основе примерных программ вн
е-
урочной деятельности среднего основного общего образования в соответствии с треб
о-
ваниями федерального образовательного стандарта среднего общего образования.
Цель прог
раммы
–
формирование у учащихся знаний, умений и навыков, обесп
е-
чивающих незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения
задач общения.
Задачи программы
-
систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи,
полученные на уроках
русского языка;
-
дать общие сведения о культуре речи;
-
обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соо
т-
ветствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 5
-
х классов;
-
обеспечить практическое исполь
зование знаний и умений по культуре речи;
-
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Особенности возрастной группы учащихся
Настоящая программа ориентирована на учащихся 5
-
х классов.
Место курса в уче
бном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основные педагогические идеи программы
1. От практики к теории и опять к практике.
Задача программы
–
помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой
основе повысить р
ечевую культуру, умение общаться. Это требует освоения элемента
р-
ных речеведческих понятий (сведений) о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие
разновидности текстов встречаются, как они строятся. Основу программы составляют
коммуникативные умения
(определение уровня), формируемые на базе элементарной р
е-
чеведческой теории. Таким образом, при изучении речевой культуры большая часть
времени отводится активной речевой деятельности учащихся. Дети учатся слушать, гов
о-
рить, сочинять.
2. Культура
–
куль
турный человек
–
культура речевого поведения.
Эти исходные для программы понятия рассматриваются как соотносительные и
взаимосвязанные: культура речевого поведения есть проявление общей культуры челов
е-
ка. В процессе работы учащиеся приближаются к осознанию
важных идей мировоззренч
е-
ского характера
–
о связи языка и действительности, языка и мышления и, конечно, о зн
а-
чении культуры речевого поведения в жизни. Развивается чувство уместности высказыв
а-
ния, а также внимание к той стороне речи, которая связана с д
обрым, уважительным о
т-
ношением к человеку,
-
и к формированию вежливой речи.
3. Развитие творческого воображения и литературно
-
творческих способностей.
Речевая культура помогает развитию фантазии школьников, их воображения, фо
р-
мирует умение высказывать
своё мнение, стимулирует детское творчество.
Программа состоит из трёх разделов: «Речь и её значение в жизни», «Текст»,
«Культура общения».
Раздел
I
. Речь и её значение в жизни.
Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи:
-
ре
чь является средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между люд
ь-
ми;
-
речь является средством передачи и усвоения определённой информации, коллективного
опыта человечества, т.е. служит целям познания мира;
-
речь является средством воздействи
я на мысли, чувства и поведения людей.
С такими сложными речевыми понятиями дети знакомятся, осмысляя свою реч
е-
вую практику и окружающую их действительность.
Раздел
II
. Текст.
Речевые понятия в программе даются в определённой системе. Центральным пон
я-
тие
м является понятие «текст», так как конечная цель работы по развитию речи в шко
ле
–
научить младших школьников
выражать связно свои мысли в устной и письменной фо
р-
ме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. В начале обучения
на пе
рвый план выдвигаются такие признаки текста, как тематическое единство, целен
а-
правленность (подчинение основной мысли), понятие о структурной ценности текста (о
наличии в нём зачина, средней части и концовки и о средствах связи между самостоятел
ь-
ными предл
ожениями).
Раздел
III
. Культура общения.
Формирование навыка речевого этикета
–
неотъемлемая часть общей работы по
развитию речи учащихся. Основным направлением работы по развитию яв
ляется обог
а-
щение речи учащихся
такими словами, оборотами, конструкциями
, которые необходимы в
повседневном общении между людьми. Это языковые средства, служащие для выражения
приветствия, благодарности. Введение в речь школьников формул речевого этикета не
только обогащает их активный запас, но и воспитывает внимательное, вду
мчивое отнош
е-
ние к употреблению данных форм в речи, умение выбирать языковые средства, уместные
в конкретной речевой ситуации.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
∙
общие сведения о культуре речи;
∙
основные нормы современного литературного языка в
соответствии с
«Требованиями к уровню подготовки учащихся 5
-
х классов»;
Учащиеся должны уметь:
∙
отличать текст от набора предложений на одну тему;
∙
определять тему, главную мысль текста;
∙
уметь озаглавить текст;
∙
уметь составлять текст;
∙
употреблять выражения
приветствия, прощания и благодарности;
∙
участвовать в беседе.
УУД
Личностные
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, уче
б-
но
-
познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
;
• учебно
-
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения н
о-
вой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделен
ные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в с
о-
трудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реал
и-
зации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контрол
ь по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки.
Познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для вып
олнения учебных заданий с и
с-
пользованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адек
ватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных з
а-
дач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают
возмо
ж-
ность
самостоятельного
успешного у
своения новых знаний, умений и компетентностей
на основе формирования
умения учиться
. Эта возможность обеспечивается тем, что ун
и-
версальные учебные действия
–
это обобщенные действия, порождающие широкую ор
и-
ентацию учащихся в различных предметных областях
познания и мотивацию к обучению.
Формы реализации программы
Форма организации работы:
коллективная,
групповая и индивидуальная
Теор
е-
тические занятия:
1)
Беседы
.
2)
Сообщения
.
3)
Просмотр видеоматериала
.
4)
Исследования и решение проблем
.
Практические занятия:
1)
К
онкурсы
.
2)
Викторины
.
3)
Игры
.
Учебный план
No
п/п
Названия
раздела, темы
Всего
ч
а
сов
Из них:
теория
практика
1
Речь и её значение в жизни
16
6
10
2
Текст
10
3
7
3
Культура общения
8
3
5
Содержание учебного материала
Речь и её значение в жизни.
Речь
нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами; общаться; чтобы организовать
дружную, эффективную работу.
Устная и письменная речь. Особенности устной речи: интонация, громкость, темп. М
и-
мика и жесты в устной речи. Устный рассказ.
Текст (речевое прои
зведение, высказывание).
Тема текста. Заглавие текста. Основная мысль текста. Выделение в тексте непонятных
(неясных) по значению слов.
Опорные слова в тексте. Составление сказки по опорным словам.
Культура речи.
Выражение приветствия и прощания. Обращен
ие. Извинение. Благодарность. Как нужно
слушать собеседника. Разговор по телефону. Как нужно вести себя во время разговора.
Учебно
-
тематический план
No
п/п
Тема занятия
Всег
о
часо
в
Из них
Форма
занятия
Форма
контроля
Теория
Практик
а
1
Для чего нуж
на речь
1
1
Анкетиров
а-
ние
2
Речь
–
средство пер
е-
дачи мыслей и чувств
1
1
Беседа
3
Значение речи в жизни
человека
1
1
Сообщения
учеников
Презентация
4
Культура общения
1
1
Просмотр
в
и
деома
териала
5
Знакомство
1
1
Ролевая и
г-
ра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...