пограмма по внеурочной деятельности
рабочая программа (5 класс) на тему

Окунь Светлана Анатольевна

Театр для пятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_dlya_5_klassa.docx63 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации  Романовского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гуселетовская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор школы:

Приказ №    от   августа  2014г.

Рабочая  программа внеурочной деятельности

«Театральная студия »

5 класс

 2014-2015 учебный год

                              составитель:  учитель русского языка  Окунь С.А.

                                                 

                                                     

 С. Гуселетово 2014

Пояснительная записка

Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся для 5 класса.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества младших подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и  практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности стратегии приобщения к истинным культурным ценностям в условиях экспансии массовой культуры. Реальная альтернатива построенной на принципах коммерциализации, тиражирования, упрощения массовой культуре –воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество. Создавая художественное произведение, школьники прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое –низкое, прекрасное –безобразное, массовое –индивидуальное.

Во все времена именно театральное искусство признавалось таким, которое наиболее сильно впечатляет ребёнка и подростка, даёт ему возможность активно сопереживать, размышлять, моделировать жизненные ситуации, дарит возможность творческого общения с ровесниками и взрослыми. В последнее время интерес к театру, к сожалению, утрачивается, происходит подмена его кинематографом. Но потребность в живом театральном действии не пропала, более того она востребована во время школьных вечеров и праздников. Кроме того, у детей всё более возрастает потребность в творческой самореализации.

Помимо других целей, занятия самодеятельным театром позволят решать задачи этического воспитания, позволят на практике применять навыки общения в разной аудитории и этикетные навыки.

Программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и направлена на художественно –эстетическое воспитание.

Цель программы:

способствовать развитию творческих способностей пятиклассников в процессе создания и представления художественных произведений.

Задачи программы:

1. Расширение общего и художественного кругозора учащихся.

2. Обогащение сферы эстетических чувств и развивать художественный вкус учащихся.

3. Формирование навыков культурного поведения при посещении театра, общественных и культурных мероприятий.

4. Развитие творческих способностей пятиклассников в процессе постановки любительских спектаклей.

5. Включение учащихся в процесс общения и творческого взаимодействия в группах сменного состава, формирование навыков контроля своего поведения.

Тип программы:  образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.

Целевая аудитория–учащиеся 5-го класса с привлечением учащихся начальной школы

Программа рассчитана  на 34 часа в год (1 час в неделю).

Формы организации занятий:

1)лекция,

2)беседа,

3)сюжетно –ролевая игра,

4)репетиционное занятие,

5)представление театральной постановки.

Формы контроля:

1)индивидуальная беседа,

2)наблюдение,

3)анкетирование,

4)участие в итоговой постановке спектакля.

Планируемые результаты:

1.Первый уровень

-приобретение школьниками знаний по истории театра, основным понятиям курса, основным функциям сценариста, режиссёра, костюмера, гримёра, актёра в осуществлении постановки,

-обучение основам взаимодействия в коллективе при подготовке любительской постановки,

-приобретение знаний об основах зрительского этикета.

2. Второй уровень.

–практическая работа по подготовке к постановке спектакля и работе над ролью,

-практическое применение навыков театрального этикета при посещении спектакля

-участие в обсуждении спектаклей профессионального театра, репетициях театральной постановки,

-представление любительского спектакля.

3. Третий уровень.

-участие в проведении театрализованного праздника для ровесников и учащихся начальной школы,

-выездное представление спектакля для детей детского сада

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Краткое содержание

 Дата проведения

1

Знакомлюсь с театром

Театр как вид искусства. Возникновение театра. История развития театра.

Театр как синтез искусств (драматический, кукольный, литературный, оперный, балетный, эстрадный).

Виртуальная экскурсия по театрам

2

Знакомлюсь с театром

Устройство театра (экскурсия за кулисы). Театральные профессии

3

Театральный этикет

Подбор костюма для посещения театра.

Правила приветствия актёров. Правила выражения благодарности актёрам. Поведение зрителя во время спектакля.

Составление «Кодекса грамотного зрителя»

4

Путь пьесы от сценария до зрителя.

Опыт написания сценария

5

Актерский этюд

Просмотр отдельных эпизодов спектаклей в записи

6

Актерский этюд

7

Смотрю и обсуждаю спектакль

Понятие о театральной критике. Отзыв об одном  из просмотренных спектаклей.

8

«Учусь сотрудничать и играть на сцене»

Пробное проигрывание диалогов, чтение по ролям

9

Выбор сценария

Чтение и обсуждение детских постановок

10

Репетиционный процесс как творческое взаимодействие.

Репетиция как опыт становления детского творческого коллектива.

11

Работаем на сцене вместе

Участие в репетиционном процессе

Работа по подготовке театрализованного представления

12

Работаем на сцене вместе

13

Работаем на сцене вместе

14

Работаем на сцене вместе

15

Работаем на сцене вместе

16

17

Работаем на сцене вместе

Работаем на сцене вместе

18

Работаем на сцене вместе

19

Работаем на сцене вместе

20

Работаем на сцене вместе

21

Работаем на сцене вместе

22

Работаем на сцене вместе

23

Работаем на сцене вместе

24

Работаем на сцене вместе

25

Работаем на сцене вместе

26

Работаем на сцене вместе

27

Работаем на сцене вместе

28

Работаем на сцене вместе

29

Работаем на сцене вместе

30

Работаем на сцене вместе

31

Работаем на сцене вместе

32

Показ итогового спектакля в стенах школы

33

34

Анализ проведённой работы.

Что получилось? Наши ошибки

Познавательные УУД    

1.Вычленять главное из увиденного и услышанного текста;

2.Уметь отвечать на поставленные вопросы;

3. Уметь формулировать вопросы;

4.Уметь творчески пересказывать (интерпретировать) текст.

5.Уметь выучивать текст наизусть;

6.Уметь выполнять правила игры;

7.Уметь выразительно читать текст;

Коммуникативные УУД:

1.Уметь слушать объяснения и высказывания других людей;

2.Планировать общие способы работы;

3.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при совместной    деятельности.

4.Использовать подходящие языковые средства для отображения своих мыслей, чувств, эмоций и впечатлений.

5.Работать в группе;

6.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации в действиях.

7.Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра;

8.Уметь убеждать.

Регулятивные УУД:

1.Ставить перед собой цель;

2.Устанавливать целевые приоритеты;

3.Уметь самостоятельно распланировать своё время

4.Принимать решение в проблемной ситуации;

5.Адекватно оценивать правильность действий и вносить необходимые коррективы.

6.Уметь самостоятельно распланировать своё время

Личностные УУД:

1.Осваивать российское и общемировое культурное наследие;

2.Доброжелательно относиться к окружающим;

3.Творчески реализовать себя;

4.Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

Литература

1.Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие. —М.,2003

2.Букатов В. М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения: книга для учителя. —М., 2000

3.Гиппиус С. В. Актёрский тренинг: гимнастика чувств. —Спб.,2007

4.Гребёнкин А.В. Сценическое движение: пособие для руководителей театральных студий и школ искусств: учебное пособие для системы дополнительного образования. —М.,2003

5.Григорьев Д. В. Куприянов Д. В. Программы внеурочной деятельности.

Художественное творчество. Социальное творчество. —М.,2011

6.Ершов П. М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков: искусство понимания себя и других, логика общения в жизни и на сцене, психофизическая природа искусства действия. —Дубна, 2009

7.Ершова А. П. Актёрская грамота —подросткам: программы, советы, разъяснения по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях. -М.,1994

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1.Компьютер

2.Мультимедийный проектор

3.Экран

4.Колонки

5.Компьютерные презентации: «История театра», «Кто есть кто в театральном мире», «Такие разные театры», «Заочная экскурсия по театрам»

6.Видеоматериалы: детский юмористический журнал «Ералаш», видеоверсии спектаклей любительских театров :«Модерн» (спектакль «Непрошеная»,«Детки», «Очень простая история»

Программа внеурочной познавательной деятельности для учащихся 5

-

х классов

«Секреты хорошей речи»

Железина Л.И.

, учитель русского языка

,

МБОУ гимназия No 11

Пояснительная запис

ка

Концепция программы

.

Главная цель общения

правильно понимать друг друга.

«Единственное средство умственного общения людей есть слово,

-

говорил Л.Н.Толстой,

-

и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы

при

каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о

языке может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру.

Речевая куль

тура

это совокупность умений и навыков в области общения и зак

о-

нов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффе

к-

тивному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки

-

это основа общей

культуры личности, базовый к

омпонент культуры, обеспечивающий готовность личности

к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и

окружающей действительностью, поэтому речевая культура школьников имеет бо

льшое

образовательное значение.

Развитые коммун

икативные умения предполагают способность

человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность,

то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение р

е-

134

бёнка, тем больше возможностей для прочного овла

дения разносторонними коммуник

а-

тивными умениями.

Актуальность программы

В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются

учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы

литературного язык

а. Однако значительный блок языковых норм вообще не изучается,

либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это поможет курс «Секреты хор

о-

шей речи». Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями Фед

е-

рального Государственного Образ

овательного стандарта.

Практическая значимость

Помимо сведений

о нормах литературного языка программа содержит краткое

разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и стро

е-

нии языка, а также развёрнутую характери

стику главных коммуникативных свойств ру

с-

ской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культ

у-

ры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государстве

н-

ного Образовательного стандарта.

Вид програм

мы

Модифицированная программа разработана на основе примерных программ вн

е-

урочной деятельности среднего основного общего образования в соответствии с треб

о-

ваниями федерального образовательного стандарта среднего общего образования.

Цель прог

раммы

формирование у учащихся знаний, умений и навыков, обесп

е-

чивающих незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения

задач общения.

Задачи программы

-

систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи,

полученные на уроках

русского языка;

-

дать общие сведения о культуре речи;

-

обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соо

т-

ветствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 5

-

х классов;

-

обеспечить практическое исполь

зование знаний и умений по культуре речи;

-

способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.

Особенности возрастной группы учащихся

Настоящая программа ориентирована на учащихся 5

-

х классов.

Место курса в уче

бном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Основные педагогические идеи программы

1. От практики к теории и опять к практике.

Задача программы

помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой

основе повысить р

ечевую культуру, умение общаться. Это требует освоения элемента

р-

ных речеведческих понятий (сведений) о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие

разновидности текстов встречаются, как они строятся. Основу программы составляют

коммуникативные умения

(определение уровня), формируемые на базе элементарной р

е-

чеведческой теории. Таким образом, при изучении речевой культуры большая часть

времени отводится активной речевой деятельности учащихся. Дети учатся слушать, гов

о-

рить, сочинять.

135

2. Культура

куль

турный человек

культура речевого поведения.

Эти исходные для программы понятия рассматриваются как соотносительные и

взаимосвязанные: культура речевого поведения есть проявление общей культуры челов

е-

ка. В процессе работы учащиеся приближаются к осознанию

важных идей мировоззренч

е-

ского характера

о связи языка и действительности, языка и мышления и, конечно, о зн

а-

чении культуры речевого поведения в жизни. Развивается чувство уместности высказыв

а-

ния, а также внимание к той стороне речи, которая связана с д

обрым, уважительным о

т-

ношением к человеку,

-

и к формированию вежливой речи.

3. Развитие творческого воображения и литературно

-

творческих способностей.

Речевая культура помогает развитию фантазии школьников, их воображения, фо

р-

мирует умение высказывать

своё мнение, стимулирует детское творчество.

Программа состоит из трёх разделов: «Речь и её значение в жизни», «Текст»,

«Культура общения».

Раздел

I

. Речь и её значение в жизни.

Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи:

-

ре

чь является средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между люд

ь-

ми;

-

речь является средством передачи и усвоения определённой информации, коллективного

опыта человечества, т.е. служит целям познания мира;

-

речь является средством воздействи

я на мысли, чувства и поведения людей.

С такими сложными речевыми понятиями дети знакомятся, осмысляя свою реч

е-

вую практику и окружающую их действительность.

Раздел

II

. Текст.

Речевые понятия в программе даются в определённой системе. Центральным пон

я-

тие

м является понятие «текст», так как конечная цель работы по развитию речи в шко

ле

научить младших школьников

выражать связно свои мысли в устной и письменной фо

р-

ме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. В начале обучения

на пе

рвый план выдвигаются такие признаки текста, как тематическое единство, целен

а-

правленность (подчинение основной мысли), понятие о структурной ценности текста (о

наличии в нём зачина, средней части и концовки и о средствах связи между самостоятел

ь-

ными предл

ожениями).

Раздел

III

. Культура общения.

Формирование навыка речевого этикета

неотъемлемая часть общей работы по

развитию речи учащихся. Основным направлением работы по развитию яв

ляется обог

а-

щение речи учащихся

такими словами, оборотами, конструкциями

, которые необходимы в

повседневном общении между людьми. Это языковые средства, служащие для выражения

приветствия, благодарности. Введение в речь школьников формул речевого этикета не

только обогащает их активный запас, но и воспитывает внимательное, вду

мчивое отнош

е-

ние к употреблению данных форм в речи, умение выбирать языковые средства, уместные

в конкретной речевой ситуации.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

общие сведения о культуре речи;

основные нормы современного литературного языка в

соответствии с

«Требованиями к уровню подготовки учащихся 5

-

х классов»;

136

Учащиеся должны уметь:

отличать текст от набора предложений на одну тему;

определять тему, главную мысль текста;

уметь озаглавить текст;

уметь составлять текст;

употреблять выражения

приветствия, прощания и благодарности;

участвовать в беседе.

УУД

Личностные

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, уче

б-

но

-

познавательные и внешние мотивы;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

;

• учебно

-

познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения н

о-

вой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделен

ные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в с

о-

трудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реал

и-

зации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контрол

ь по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной

оценки.

Познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для вып

олнения учебных заданий с и

с-

пользованием учебной литературы;

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Коммуникативные

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адек

ватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных з

а-

дач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают

возмо

ж-

ность

самостоятельного

успешного у

своения новых знаний, умений и компетентностей

на основе формирования

умения учиться

. Эта возможность обеспечивается тем, что ун

и-

версальные учебные действия

это обобщенные действия, порождающие широкую ор

и-

ентацию учащихся в различных предметных областях

познания и мотивацию к обучению.

Формы реализации программы

Форма организации работы:

коллективная,

групповая и индивидуальная

Теор

е-

тические занятия:

1)

Беседы

.

2)

Сообщения

.

137

3)

Просмотр видеоматериала

.

4)

Исследования и решение проблем

.

Практические занятия:

1)

К

онкурсы

.

2)

Викторины

.

3)

Игры

.

Учебный план

No

п/п

Названия

раздела, темы

Всего

ч

а

сов

Из них:

теория

практика

1

Речь и её значение в жизни

16

6

10

2

Текст

10

3

7

3

Культура общения

8

3

5

Содержание учебного материала

Речь и её значение в жизни.

Речь

нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами; общаться; чтобы организовать

дружную, эффективную работу.

Устная и письменная речь. Особенности устной речи: интонация, громкость, темп. М

и-

мика и жесты в устной речи. Устный рассказ.

Текст (речевое прои

зведение, высказывание).

Тема текста. Заглавие текста. Основная мысль текста. Выделение в тексте непонятных

(неясных) по значению слов.

Опорные слова в тексте. Составление сказки по опорным словам.

Культура речи.

Выражение приветствия и прощания. Обращен

ие. Извинение. Благодарность. Как нужно

слушать собеседника. Разговор по телефону. Как нужно вести себя во время разговора.

Учебно

-

тематический план

No

п/п

Тема занятия

Всег

о

часо

в

Из них

Форма

занятия

Форма

контроля

Теория

Практик

а

1

Для чего нуж

на речь

1

1

Анкетиров

а-

ние

2

Речь

средство пер

е-

дачи мыслей и чувств

1

1

Беседа

3

Значение речи в жизни

человека

1

1

Сообщения

учеников

Презентация

4

Культура общения

1

1

Просмотр

в

и

деома

териала

5

Знакомство

1

1

Ролевая и

г-

ра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...